понедельник, 17 февраля 2014 г.

Ореанда 203-Стерео. Дешево-сердито

Эта магнитола у меня уже во второй раз, впервые она у меня оказалась транзитом по пути в Германию просьбе одноклубника. Тот экземпляр был черного цвета. Ну а на этот раз я просто не устоял перед тем фактом, что данный экземпляр был в прекрасном состоянии и, по уверению продавца, даже чего-то из себя исторгал, в смысле звуков, конечно. А почему бы и не познакомиться с ней поближе, подумал я и купил ее за очень умеренные деньги.

На самом деле этот аппарат довольно широко распространен и часто встречается на рынках, да вот только, как правило, с ними не очень аккуратно обращаются и многие из них очень сильно пострадавшие. Без кармана, или без кнопок, сильно поцарапанные, они не очень привлекательны для коллекционеров. И тут такой шикарный экземпляр!
Мне даже любезно дали сетевой шнур, поэтому дома я его включил и понял, что продавец не соврал, его радио выдавало что-то, что походит под определение шум. Впрочем, несколько раз мне удавалось поймать станции на УКВ, однако систему включения я так и не понял. Иногда радио работало, но зачастую оно только шипело. Я грешил на плохой контакт кнопок включения типа П-2К, открыл Ореанду 203-Стерео и промыл их.
Стало только хуже и радио перестало включаться вообще. Я вам сейчас покажу внутренности Ореанды, чтобы вы имели представление, о чем я говорю.
Разбирается магнитола довольно необычно. Проще всего снимается передняя панель: 8 витов с декоративными хромированными винтами и один скрытый под крышкой отсека для хранения сетевого шнура.
Передняя панель с изнанки.
Пяти ваттные динамики.
 Вот так крепится левый микрофон. Под ним узкая шкала тюнера.
Правы микрофон и блок индикаторов.
Сами индикаторы с лица кажутся значительно компактнее.
Под передней панелью вот такая начинка.
Слева блок питания.
Над ним усилитель мощности.
На этом фото можно прочесть название микросхемы.
Выше УНЧ блок регулировок звука: громкость, баланс и два тембра. Разумеется, громкость трещала вовсю, я ее промыл, стало существенно лучше, но до конца шорохи не прошли. Честно скажу, выпаивать и чистить резистор мне не хочется.
В некоторых японских аппаратах оси резисторов специально смазывают вязкой пастой, чтобы ручки крутились туже, в данном случае задача была обратная. Ручки регулировок крутились довольно туго, я смазал, где возможно, но плавно и мягко ручка громкости крутиться не стала. Я даже смазал солидолом пространство между ручкой и верхней панелью. Похоже, легкость вращения в задачу конструкторов не входила.
В правой части магнитолы находится тюнер.
Тюнер без КПЕ, для настройки на станцию применяется варикап. Верньерное устройство крутит ось резистора в 220 ком.
На стрелке верньера находится светодиод, однако если вы думаете, что он является индикатором настройки или стерео сигнала, то это ошибочное мнение. Оказыватся, это подсветка. Только не шкалы, а просто положения стрелки на шкале тюнера. И этот светодиод не горит постоянно, а только при нажатии кнопки в левой части магнитолы.
Когда я вижу экранированные коробочки, в которых находится вся высокочастоная начинка, у меня тут же исчезает желание что-то там чинить. Я думаю, что самым правильным будет купить разоренный экземпляр Ореанда 203-Стерео за 3 копейки и вытащить оттуда целиком плату тюнера.
По центру находится протяжка. Настоящая, Hard Touch. В смысле, чтобы нажать на ее кнопки, нужно регулярно подкачивать мускулатуру. В восьмидесятые я бы предложил такие кнопки устанавливать на видеомагнитофоны в качестве превентивной меры, чтобы подрастающее поколение пубертатного периода втихаря не смотрело скабрезное видео.
Как-то в классе шестом молоденькая учительница русского языка, которая занимала существенное место в моих юношеских эротических фантазиях, попросила меня, стоящего у классной доски, отломить ей кусок мела. Но у меня не хватило на это силы, тогда она забрала его у меня и с легкостью переломила пальцами. Я от позора чуть не сгорел. Так вот, с первого раза кнопки протяжки мне тоже не поддались! Я, конечно, собрался с силами и таки включил протяжку, однако пружины ее подошли бы лучше к АК-47.
Я хотел снять протяжку и перевернуть для того, чтобы сфотографировать обратную сторону, но надо было вытаскивать жгут каких-то проводов и я решил ее не трогать. Так что придется поверить мне на слово, что она тугая и кнопки ее требуют незаурядной физической силы. Но, справедливости ради надо сказать, что протяжка здесь применена с функцией поиска соседних треков, да и автостоп у нее не примитивный, нажимного действия, а срабатывающий на прекращение вращения левого подкассетника.
А как открывается карман протяжки - это что-то! Никаких вам демпферов или каких-либо тормозов. Карман с такой силой бьёт по ограничителям, что в одном месте он просто отломал один из них. К счастью кусок пластмассы лежал на дне Ореанды и я его подклеил, дополнительно усилив латкой сбоку. Закрывается карман с лязгом, присущим более затвору Калашникова.
Что поделать, у советских магнитофонов того времени были собственная гордость, на кого они там смотрели свысока, я не знаю, но отечественное магнитолостроение шло своим собственным путем. Вот только ремонтировать такую продукцию как-то не очень мне хочется.
Ореанда 203-Стерео довольно увесистая машинка, еще бы, если у вас такие детали толщиной 3 мм. И это не радиатор УНЧа, а просто алюминиевая пластина.
В общем, ждем донора и ремонтируем Ореанду 203-Стерео. Кстати, что означает слово "Ореанда", что-то Википедия на этот счет как-то глухо пишет? Кроме гостиницы в Ялте сомнительной звездности, у меня  с этим словом ничего не ассоциируется.
У магнитолы оригинальная выдвижная ручка, которая прячется в специальном отсеке.
У меня была идея вставить после ремонта в тюнер конвертер, так как в оригинальном варианте радиоприемника слушать нечего (пара-тройка станций), но потом вспомнил, что частоту то мы сдвинем, но стерео сигнала не получим, а перестройка стерео декодера не имеет никакого экономического смысла. А на AM найти что-то путное сейчас очень трудно, если вы, конечно, не фанат станций Китая.
Эх, место бы для экземпляров коллекции найти! А пока надо думать, куда бы пристроить очередной экземпляр.
И, как видите,  довольно крупный экземпляр.














10 комментариев:

  1. "что означает слово "Ореанда"?
    Если не изменяет склероз марка "Ореанда"
    принадлежала Симферопольскому заводу Фиолент.
    Как название Ореанда мне кажется ближе к географическому топониму:
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0_(%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%91%D0%BB%D0%BE%D0%BA)
    (может малая родина конструктора, учитывая небольшое расстояние до Симферополя; но скорей всего, у кого-то
    из принимающих решения были связаны приятные воспоминания с данным местом, не исключено, что эротические:)
    Хотя может могли и в честь яхты назвать:
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0_(%D1%8F%D1%85%D1%82%D0%B0)
    Завод еще вроде дышит: http://www.phiolent.com/, может еще очевидцы остались сего таинства?

    ОтветитьУдалить
  2. Боже, сколько же у неё кнопок....

    ОтветитьУдалить
  3. Предлагаю ввести в обиход новое определение магнитол: "SovietBlaster". Или "BrickBox".
    А "выстрел" кармана действительно нечто: когда я, гордо демонстрируя супруге купленную за непомерные деньги Вега-320, щёлкнул клавишей... Вообщем кассету ловили вместе: выпрыгивает сантиметров на 15!

    ОтветитьУдалить
  4. Анонимный30 июля 2014 г., 23:16

    Чёрный так понимаю с натуральной чёрной пластмассы. А серые и др. крашенные, так как основная масса до наших дней дошла облезлой. Пожалуй чёрный самый красивый и редкий. Интерсно с какого аппарата копировали сие изделие? Лентопротяг там отечественный, голова какая? Как в нём на счёт подсветки, есть?

    ОтветитьУдалить
  5. Приветствую. Как можно устранить самопроизвольное открывание кармана? При вставленной кассете держится нормально. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  6. Кто может сделать профилактику такой магнитолы в Днепропетровске?
    пишите на почту help_mi@i.ua Олег

    ОтветитьУдалить
  7. Владею черной Ореандой. Аппарат внешне шикарен.

    Также есть упрощённые модификации, один микрофон спереди, то есть запись уже не стерео. И кнопки ЛПМ не хромированные.

    Звук за счёт "шириков" очень хороший. Но ее лучше переделать на мп3.

    ОтветитьУдалить
  8. Проблема тюнера из-за конденцаторов в блоке УКВ-1-5 емкостью десятки ПФ в виде красненьких капелек, из них много от времени имеют утечку, их менять надо все как и электролиты к50-6.
    А вместо микрофонов лучше вставить ВЧ динамики.

    ОтветитьУдалить
  9. Как в юность окунулся. Мановар, Джудаст Прист и прочие. Спереди отсек для кассет, а не для шнура. На батарейках достаточно долго она орала у меня. Хороший экземпляр!

    ОтветитьУдалить
  10. Те, що механізм транспортування стрічки «Ореанди-РМ203С» з нормального металу зроблений, то це повагу викликає. Але, як це за СРСР було, без ложки дьогтю в бочці з медом не обійшлося, бо при пошуку пісень за паузою механізм часто в режим повного автостопу переходить, так як це від того залежить, в який момент положення штифт на маховику й планка важеля, який цей штифт штовхає, один відносно одного знаходяться. Якщо штифт до того важеля підійшов дуже близько, то тривалості імпульсу з каскаду пошуку за паузою вистачає на те, щоб не лише кнопку перемотування вимкнути, а й за наступним обертом маховика й планку штовхнути, яка вже увесь механізм в положення «СТОП» переводить. Звісно, що для усунення цього явища тривалість того імпульсу нормувати потрібно, але для цього одна цифрова мікросхема логіки І-НЕ потрібна щонайменше, бо на ній одновібратор, який імпульси нормованої тривалості формує, зробити найлегше. Звісно, таке покращення у масове виробництво на заводі в плани не входило, бо навіть сам механізм транспортування стрічки, який за характеристиками ледве до третього класу вписується, від «Ореанди-201» дістався, а це кінець 70-тих минулого сторіччя є, й він на час випуску «Ореанди-РМ203С» застарів дуже. Бо тоді зарубіжні апарати штибу «Ореанди-РМ203С» не лише пошук пісень мали, а дуже багато з них ще й функцією автореверсу різного принципу дії обладнані були!

    ОтветитьУдалить