понедельник, 26 декабря 2016 г.

Lehnert SCR-3030. Артель "Напрасный труд".

Я как-то уже говорил, что неправильно это, брать все, что тебе жалко. Всех бездомных котят не спасешь, всех брошенный щенков не выходишь. И тем не менее я каждый раз наступаю на одни и те же грабли. Нет, речь в данный момент не о котятах и щенках, хотя несколько живых существ довелось спасти, есть у нас во дворе две женщины-подвижницы, которые потом дохаживают за братьями меньшими, мир не без добрых людей. Обе они очень бедные, но при этом как-то ухитряются прокормить ораву голодных ртов. Моя жена тоже принимает пассивное участие в этом процессе, в основном передавая какие-то деньги на покупку еды.
Но в данный момент я не животных, а о магнитолах.
Покупал намедни какую-то технику в виде ресивера, приемника и магнитолы у моего постоянного поставщика аппаратуры, которую он выхватывает в процессе разгрузки фургончика с разным хламом из Польши и потом привозит в сумках на автобусе в Харьков. Наценку он ставит минимальную, я бы даже сказал символическую, во всяком случае съездить самому у меня выйдет по любому дороже по бензину, туда и назад этот путь 100 км.
В общем, рассчитался я за железо и тут Александр вытаскивает из сумки еще одну магнитолу, Lehnert SCR-3030, и говорит, не могу ли я, если она мне самому не нужна, хотя бы помочь ему продать ее. Эта магнитола несколько застряла у него, привезли ее минимум полгода назад.
Честно говоря, не хотелось брать на себя лишнюю обузу, но и фирма Lehnert мне импонирует, есть у меня один интересный аппарат Lehnert Studio-5000, ну и помочь человеку захотелось. В общем, взял на реализацию. Сейчас эта магнитола выглядит так.

Но ко мне она попала несколько более худшем виде, да грязновата была поболее, чем сейчас.
Грязь отмыть относительно легко, процедура нетрудная.
А вот косметику восстановить чуток сложнее. Магнитолой активно пользовались, краска на ручке громкости стерлась до пластмассы. Но хуже было то, что алюминиевая накладка в некоторых местах почему-то приподнялась, образовав небольшие волны.
Как так могло произойти, для меня непонятно, такое ощущение, что в передней части панели появился лишний металл, которому деваться было некуда, кроме как вверх.
Такие волны образовались по всей поверхности накладки и убрать их методом прижимания практически не удалось. Причину такого явления я так и не понял.
Некоторые ручки переключателей тоже потерлись, так на ручке рода работ были приличные проплешины.
При нажатии кнопки Eject карман практически не открывался, а становился в какую-то кособокую позицию.
С таким настроением ты слона не продашь, нужно хотя бы привести машинку в примерный порядок. В общем открываем Lehnert SCR-3030, заодно и мини обзор нутра сделаем.
Вот так выглядит усилитель, выход на двух микросхемах.
Микросхемы Toshiba TA7204.
Тут же на плате и блок питания находится, в смысле выпрямительные диоды и сглаживающие конденсаторы.
Сам трансформатор стоит отдельно внизу магнитолы.

Тюнер с двумя ферритовыми антеннами.
 Микросхема стерео декодера AN362.
Остальная часть тюнера собрана на транзисторах.
Платы Lehnert SCR-3030 соединены к счастью с помощью разъемов, что сильно облегчает ремонт.
Чтобы снять верхнюю панель, нужно открутить снаружи два винта и сдвинуть ее назад.
При этом открывается  кое-какой доступ к протяжке, поскольку с ней проблем особых не было, можно хотя бы вычистить грязь под кнопками.
Снятую панель я сфотографировал и как потом выяснилось, совсем не зря.
У меня во время работы оторвалась пара проводов, и если бы я не сделал заранее фото, то искать бы мне пришлось бы долго место их соединения с платой.
Как видите, потом ты хрен догадаешься, куда был припаян тот или иной проводник.
Потому не ленитесь, делайте фото разных участков с разных ракурсов.
К процессу ремонта электрики я перешел позже, а пока покажу, как я отремонтировал карман магнитолы.
Как видите, один из его упоров отломался, из-за чего карман постоянно перекашивало.
Сам карман упирается цилиндрообразным выступом по всей его длине в длинный паз на фасаде магнитолы. В этом месте происходит вращение кармана вокруг такой оси. А упоры не дают отходить выступу от паза, постоянно поджимая его к пазу.
Делать новый упор мне крайне не хотелось, потому я хорошенько потряс магнитолу и к моей радости откуда-то изнутри вывалился отломанный упор. Уже легче!
Я его приклеил по месту дихлорэтаном и оставил на ночь сохнуть на батарее.
Поскольку на этот упор приходятся немалые нагрузки, я решил усилить место склейки накладной шиной из тонкого алюминия.
Подходящий кусок нашелся от накладки магнитолы Sharp WF-939Z. Я приклеил шину Супер клеем.
Вот теперь упор будет крепким и карман можно смело ставить на свое место.
Мне понадобилось снять переднюю панель, она крепилась вроде как на защелках, однако отгибание защелок позволяло оттянуть панель разве что на пол сантиметра. Надо было понять, что ее держит еще. Не без труда я нашел 3 винта, после удаления которых панель снялась легко. Посмотрите на переднюю панель. Ничего вам не кажется странным? А асимметрия динамиков в глаза не бросается, особенно высокочастотников?
Не зря на передней панели никак не выделены ВЧ динамики и об их наличии сухо сообщает только надпись "4 Speakers".
НЧ динамики эллиптические, это не плохо и не хорошо, просто факт. Правая пара, тяготеющая к краю магнитолы.
Левая пара с ВЧ динамиком, придвинутым к кассетному карману.
НЧ динамики тайваньского производства фирмы Foster.
Я не поленился и открутил динамик. Ничего нового я там не обнаружил, динамик как динамик.
А вот ВЧ от Matsushita. Самое интересно, если бы понадобились вдруг хорошие ВЧ динамики, пришлось бы заплатить, сколько стоит вся магнитола. А тут в аппарате они считай даром стоят.
 Один динамик был несколько поржавевший.
 Пришлось его почистить и обработать ортофосфорной кислотой.
 Общий вид под передней панелью.
Протяжка. Добротная, часто встречающаяся на нонеймах среднего уровня. Проблем с нею у меня не было никогда. Похоже, что и пасики тут вечные стоят.
Мотор Mabuchi на стандартные 2400 оборотов.
С обратной стороны протяжка прикрыта магнитофонной платой.
Мне пришлось открутить винты и немного ее оттянуть. Оказалось, что в эту часть магнитолы кто-то лазил и неправильно установил рычаг, нажимающий на переключатель Запись-Воспроизведение, из за чего кнопка записи не нажималась.
В принципе из сервиса у магнитолы осталось сделать разные мелочи, ну не очень хорошо работал переключатель рода работ Tape-Radio-Sleep, я его промыл, но сильно лучше он работать не стал, иногда приходилось ловить положение, при котором начинало работать радио. Я решил пока отложить на полчаса ремонт, выключил радио переключателем, но потом почему-то тут же решил его включить снова. Однако радио уже не включалось! Я решил включить его через режим Sleep и нажал клавишу Play, но и это не помогло. Явно что-то произошло по питанию.
Злой как черт, начал проверять все сначала. Транс был живой, диодный мост выдавал выпрямленное напряжение, вроде бы блок питания был не причем. Начал по проводам смотреть куда идут провода от блока питания, без схемы забрел не понятно куда, а именно на плату сзади, куда подключаются внешние микрофоны. Возился, меряя тестером, где есть напряжение и где оно пропадает. А потом еще раз нажал кнопку Play и увидел, что хотя звука не было, мотор все же работал. Значит, питание хотя бы куда-то приходит. А это уже легче. Стал думать, в чем причина молчания магнитолы и, можно сказать, вычислил, что как минимум на протяжке есть проблема с выключателем питания. Заглянул под плату, а там сам выключатель в порядке, но от него отлетел провод питания, просто отвалилась пайка! Припаял, включил радио через функцию Sleep, радио заработало. Сей факт означал, основная проблема именно в переключателе рода работ. Вообще произошло редкое явление, когда сошлись сразу две проблемы одновременно, из за чего нельзя было питать радио ни напрямую, ни через магнитофон. Переключатель придется чинить по настоящему, для чего его надо выпаять и разобрать. Я сфотографировал место установки переключателя и заодно еще зарисовал, куда подпаиваются некоторые провода.
Не самая приятная работа - выпаивать такой переключатель, скажу я вам.
Я уже говорил, что ранее оторвались от этой платы два провода, из за чего пропал один канал и перестали загораться светодиоды, индицирующие, какой из диапазонов тюнера работает в настоящий момент. Так вот один из оторванных проводов, а именно синий от общего контакта светодиодов был подведен к латунному контакту, прикрученному к корпусу через резиновую прокладку плексигласовым винтом!
Когда переключатель переводился в положение Tape, его подвижная часть с перемычками отодвигала латунный контакт от корпуса переключателя, который припаян к массе, в результате чего диоды гасли. Вот такая хитрая и одновременно простая конструкция. Понимаю, звучит как оксюморон, но я не знаю, как еще охарактеризовать эту конструкцию.
 Посмотрите, какие забавные транзисторы стоят на этой плате.
Выпаял переключатель, зарисовал, как замыкаются его контакты и куда припаяны провода, которые идут непосредственно на его ножки, а не на дорожки платы.
Разогнул фиксаторы и вынул середину. Рекомендую заранее сделать отметки на переключателе, чтобы потом при сборке не возникало сомнений, какой стороной куда ставить детали. Оно, конечно, в итоге разберетесь, но лучше время на этих операциях сэкономить.
Для светодиодов придумали отдельный электрод, а вот для включения силовой цепи здесь использовали обычную перемычку. От времени и искрения часть перемычки была съедена током, силовые цепи все же нуждаются в более надежных контактах.
Переключатель специфический, из старых, вряд ли найдешь такой, да и детали с другого типа переключателя тоже не факт, что подойдут.
Если у вас стоит подобный переключатель на менее ответственном участке, то можно его выпаять и взять нужную деталь оттуда. Я так и сделал, выпаял переключатель Mixing и разобрал его. Все хорошо, но я не учел факт, что так как у него всего два положения, то и движущиеся перемычки у него короче! Пришлось его ставить назад, пользы от него было немного.
Порылся в запчастях и вытащил все перемычки от других переключателей. Они другие, но придется что-то комбинировать.
Я взял перемычку от другого переключателя, отрезал от нее секцию и припаял к дефектной перемычке. Чиненная на фото внизу, для сравнения исправная лежит немного выше.
Это я перевернул отремонтированную перемычку, чтобы было понятно, как я ее припаял.
Собрал переключатель, установив на место силовых контактов другую целую перемычку, а отремонтированную поставил на менее ответственный, вернее на слаботочный участок, проверил - работает!
Попутно нашел на плате пару проводников, которые выскочили из своих паек, да, такое тоже бывает! Провод, который был в пайках, облудить не удалось, пришлось его эти кончики отрезать, зачистить и облудить по новой. Время - оно такое!
Собрал, правда не до конца, Lehnert SCR-3030, отставил в сторону и через несколько минут услышал звук лопнувшей струны.  Сразу не обратил внимание, однако взяв в руки аппарат, понял, что настроить тюнер невозможно, нить верньера тюнера висела свободно, хотя сначала хотел написать безвольно. Оказалось, что пластмассовая ось шкива верньера не выдержала напряжения и поломалась. К счастью, сам шкив улетел недалеко и я его быстро нашел. Вместо пластмассовой оси решил сделать металлическую. Правильно было бы высверлить в основании отверстие, подобрать ось, вставить в отверстие... ну в общем, вы поняли! Решил сделать проще. Пинцетом взял шуруп-саморез, в шлиц его уперся горячим паяльником и аккуратно вплавил в основание. Подождал, пока застынет пластмасса, выкрутил винт, одел на него шкив и закрутил.
Пинцетом натянул нить. Перпетуум мобиле, на веки веков. Остальные шкивы были на металлических осях.
Старые вещи можно чинить до бесконечности, но тут важно грань знать, когда пора остановиться. Но решил, раз уж пошла такая пьянка - режь последний огурец! Огурцом у меня были лампочки подсветки. Они обе были дохлые, что удивительно, так как они зажигались краткосрочно с помощью нажатия на кнопку спереди.
Конструкция контакта кнопки забавная - коническая пружина.
Она стоит на плате и замыкает контакты при нажатии.
Можно было бы поставить лампочки, но питание лампочек было 8 или 7,5 вольт, а у меня не было таких лампочек. Были на другой вольтаж. Можно было комбинировать, подключать через резисторы. Но светодиодами сделать это все проще.
Я подумал, XXI век на дворе, изобрели светодиоды, ну их те лампочки!
Подключил через переменный резистор 3,3 ком светодиод, выставил ток 20 ма и напряжение на светодиоде 3 в, замерил оптимальное сопротивление - оно было порядка 250 ом. Подобрал из постоянных диодов такое сопротивление и установил светодиоды в штатные места лампочек.
Светодиоды светили очень ярко и холодно. Потому я поменял светодиоды дневного света на более мягкие с желтоватым свечением, близким к лампе накаливания. Так было лучше, но все равно ярковато.
Заменил резисторы 250 ом на 460 ом, свет притух, но не очень сильно, но я пока решил оставить так. Подсвечивать отдельно индикаторы не стал, тут хорошо меру соблюсти, иначе будет новогодняя елка, а не магнитола.
Цифры шкалы светятся хорошо, тока подсветка потребляет мало, светодиоды не греются, как лампочки, потому я закоротил включатель подсветки для постоянного свечения.
Обратите внимание на шкалу, последняя цифра на FM диапазоне 104 Мгц, но после нее стрелка еще довольно далеко уходит вправо. Можно было бы предположить, что диапазон тюнера 87,5-108 Мгц, но нет, при правом крайнем положении стрелки максимальная принимаемая частота только 104,5 Мгц. Можно было бы растянуть тюнер до 108 Мгц, но я пока не имею желания этим заниматься. Нужно отдохнуть от этого Lehnert SCR-3030.
Я вначале говорил, что у меня уже есть магнитола этой фирмы Lehnert  Studio-5000. У меня практически полная уверенность, что эта магнитола  - родственник знаменитой Panasonic RX-5410, хотя прямой аналог ее Tensai Rhythm Machine CR-390 или Fair Mate CR-390.
Конструкционно этот Lehnert studio-5000 схож с National RX-5410, хотя по насыщенности дополнительными функциями превосходит аналог.
В те годы в этом аппарате помимо привычных функций была установлена ритм секция.
Как видите, не так и много вариантов  танцевальных ритмов, но все же! Год то небось начало восьмидесятых.
Возвращаясь к теме обсуждения, Lehnert SCR-3030. Его бы надо бы перестроить на 108 Мгц. Но кто это оценит? Есть такое понятие в науке -эмерджентность. Это когда совокупность элементов порождает особые свойства у системы из этих элементов. Примитивно говоря, это когда 2+2=5. Так вот в нашем случае тут получается антиэмерджентность, то есть 2+2=3. Сумма деталей и узлов нашего Lehnert SCR-3030 больше стоимости целого аппарата. То есть, вот так в от в собранном и отремонтированном виде он стоит дешевле своих частей, а по факту не стоит ничего!
Хотя в свое время он продавался в магазинах и его покупали! А сейчас его не продашь, ну если не считать продажей отдачу такого аппарата за символические деньги.
И вот тут я подхожу к особой теме, понимаю, что это верх цинизма и кощунственности. Такую магнитолу можно продать, если ее оборудовать китайской хренотенью, включающей в себя MP3, FM тюнером и даже иногда Bluetooth. И плюс к этому еще дается пульт дистанционного управления. Стоит этот набор под 5 долларов.
У меня вряд ли поднимется рука на то, чтобы врезать в Sharp WF-939 или GF-777 эту, как ее верно называют в интернете, "приблуду", но на нонеймах, похоже, это единственный выход!
Вообще у меня всегда вызывали удивление люди, которые хотят скрестить ежа и ужа, в любом приличном аппарате есть аудио вход Auxiliary, подключи к нему через шнуры смартфон и слушай до опупения. Нет, народу надо, чтобы оно было там внутри!. Психологию этого извращения разбирать не хочу сейчас, итак час ночи, потому придется следовать формуле "Вы хотите песен - их есть у меня". Любой каприз за ваши деньги: вместо протяжки MP3 - пожалуйста, хотите кофеварку приспособить - да не вопрос! А что, клиент всегда прав!
Короче, где та грань, которая превращает улучшизм в моветон, я не знаю, думаю, что нам надо будет отдельно перетереть этот вопрос. Он же философский, по большому счету.
А пока Lehnert SCR-3030.






12 комментариев:

  1. А хороший аппаратик, асимметричные динамики позабавили.

    ОтветитьУдалить
  2. Другово бы не иначе как заколдобило, глядя как там внутре у ленерта 3030 динамики вкорячены, но автор довел-таки дело до конца, аплодирую стоя. Сам аппарат канечно не блестящщий, но для семидесятых весьма даже очень.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за информацию по 5410!

    ОтветитьУдалить
  4. Протяжка прямо как у ДжейВиСи 838 и M70, даже номер такой же на шасси.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну нет, протяжка точно попроще. Но визуально похожая, это да.

      Удалить
  5. Проще чем у M70 - да, потому, что нет поиска. Но насколько проще и в чем отличие от 838? Рама-то одна и та же. Промежуточные ролики похоже такие же.

    ОтветитьУдалить
  6. Володя ! А Свою почту проверяете ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, а что? Пропустил важное правительственное сообщение?
      Вот только что пришло нигерийское письмо с предложением срубить 850 000 долларов по легкому, потому я весь само внимание и предвкушение.)))

      Удалить
  7. volganin-2m@mail.ru 27 12 2026 г

    ОтветитьУдалить
  8. Долженко Александр31 декабря 2016 г. в 15:45

    С Новым Годом здоровья вам и вашим родным

    ОтветитьУдалить
  9. Всех с наступившим Новым Годом .

    ОтветитьУдалить