вторник, 30 мая 2017 г.

Sharp GF-777Z. Типовые работы со старым аппаратом

Как наверное заметили некоторые, я от клавиатуры несколько переполз к видео, а что, язык без костей, мели Емеля и прочие прелести болтологического жанра, писание же статей требует несравненно больше времени, нежели красование в кадре на фоне винтажной техники. Но надо отдать должное мне, я не стремлюсь везде предъявлять свою физиономию, если рассказываю о каких-то технических вещах, то скромно тусуюсь за кадром и баритоном несостоявшегося Левитана рассказываю вам о всяких технических премудростях. Но не все можно показать с помощью видео, все таки некоторые вещи требуют письменного описания. Потому приходится возвращаться к эпистолярной стезе, брать гусиное перо, очинивать его, макать в чернильницу и продолжать писать бесконечную(?) сагу о ремонте старой и мало кому нужной аппаратуры. Смех смехом, но реально писать намного сложнее, чем чесать языком, вот именно сейчас я конкретно зауважал Л.Н.Толстого за его "Войну и мир", которую таки я не осилил, и Виктора Гюго за "Отверженные", я дочитал этот фолиант до конца. Заметьте, всяких кнопок "Delete" у них не было, приходилось сразу формулировать свою мысль на бумаге более-менее правильно. Вообще страшно представить, чего мог еще намыслить о дубе Волконский или каких поворотов сюжета можно было ожидать от Жана Вальжана и преследовавшего его Жавера, будь у писателей 19 века клавиатура вместо гусиных перьев.

Впрочем, коль я пишу эти строки, трачу на это свое время, значит мне хочется что-то вам рассказать интересное. Ну и давайте я вам поведаю, как чинил Sharp GF-777Z, мало ли, вдруг кому попадется эта магнитола с подобными проблемами? А вы уже в курсе, как с ними бороться, ну или же напротив, как не надо делать, потому как почитывая иногда параллельные сайты встречаю критику моих методов и способов ремонта. Но я и не настаиваю, что мои методы - истина в единственном варианте, faciant meliora potentes, выбирать вам. Делайте как хотите, просто я делаю так и если кто знает лучшее решение, то я готов с удовольствием его перенять.
Итак Sharp GF-777Z.
Приобрел у одного дедушки, который уверял меня, что аппарат в отличном состоянии, но с техническими проблемами. Купил, можно сказать, вслепую, перечислил всю сумму наперед, просто общаясь с людьми по телефону иногда довольно точно можно понять, кто на другом конце: честный человек или жулик и прохиндей. Но когда приехала магнитола, размотал стреч-пленку и расстроился, посеребренная панель вокруг шкалы была в пятнах белого цвета. Оказалось, что месяц назад дедушка, желая убрать грязь с панели, купил спирт в аптеке, смочил ватку и протер большую часть панели, отчего она побелела.

Интересно, что надписи при этом не пострадали.

Я позвонил хозяину и мы согласовали некоторую компенсацию, которая меня устроила. Первым делом разобрал магнитолу и вымыл ее корпус от тридцатилетней пыли и грязи. У этого Sharp GF-777Z была куча старческих болячек, понятное дело, что три с лишним десятка лет не улучают ни людей, ни вещи. Одной из проблем была не работавшая левая дека. С нее и решил начать ремонт. Снял протяжку с шасси.

Предварительный осмотр выявил, что нижняя часть лентопротяжного механизма сильно заржавела.

Чтобы добраться до ржавых участков, понадобилось открутить несколько винтов, но отверткой они не брались, как я не размачивал их ВэДешкой.

Пришлось надфилем сточить боковые грани головки винта, ухватиться в том месте за винт плоскогубцами и открутить его. Не с первой попытки, но я открутил винты, хотя был шанс их обломать. Тогда пришлось бы высверливать их и нарезать новую резьбу.

Выкрутив винты, можно было снять блестящую пластину, под которой было царство ржавчины.

Сама блестящая пластина пострадала в меньшей степени, но металл под ней заржавел конкретно.

Умело действуя штыком и прикладом надфилем и ортофосфорной кислотой, я вытравил ржавчину до металла.

Вычищая механически каверны, я оставил металлическую деталь на ночь, обильно смочив ее восстановителем ржавчины.

Ржавчина в итоге исчезла, но поверхность пластины стала напоминать лунную.

Но это неважно, главное, что деталь сейчас чистая, без ржавчины, будет служить еще 100 лет. Перед сборкой смазал вычищенные поверхности солидолом, чтобы предотвратить процесс возникновения новых очагов коррозии в дальнейшем.

Судя по всему, при хранении Sharp GF-777Z в сарае влага попала только на левую деку, правая была абсолютно чистая. Но на левой заржавела не только ось, на которой поворачивался кронштейн прижимного ролика, но и сам ролик не вращался на своей оси диаметром 2 мм. Я долго размачивал ржавчину Вэдешкой, но при снятии кронштейна с оси он снялся вместе с осью. Ось выбить из кронштейна было уже не трудно. Ржавчина была удалена, оси смазаны, как большая от кронштейна, так и малая от прижимного ролика.

Собрал протяжку, включил, она заработала без вопросов. А вот на правой почему-то никак не хотел работать автостоп. Снял обрезиненные шестерни с обоих протяжек, чтобы понять в чем дело.

Обе детали выглядят одинаково, но если присмотреться, то у одной обломан пластмассовый кончик, из-за чего не захватывался рычаг автостопа.

Вырезал из куска жести скобку и приклеил на шестерню.

Те же детали с другого ракурса. После установки на протяжку отремонтированная деталь заработала нормально, автостоп работал как часы.

Следующей мелкой проблемой был неработающий основной выключатель Power. Вернее, он работал, но не фиксировался в верхнем положении. Предыдущий хозяин его подтыкал спичкой. Вот как он выглядит.

С другой стороны. Видно, что пластмассовая пружина в виде буквы M потеряла свою левую стойку. Ее пытались починить, но отремонтированной конструкции хватило ненадолго.

Предыдущий человек, делавший ремонт, крепил обе части скобой, но это крепление поломалось быстро.

Мне говорили, что некоторые подобную беду лечат подкладыванием под оставшуюся часть пластмассовой пружины кусочка резины. Я тоже хотел поставить туда кусочек пористой резины, но потом отказался от этой затеи, несолидно как-то.

Из пружинистой стали я согнул вот такую конструкцию.

Вставил один конец ее в обломанную пластиковую скобу, второй в заранее просверленное отверстие в корпусе выключателя.

Вот как получилось, если смотреть сбоку.

Кусок пружины в корпусе заклеил мгновенным клеем.

Конструкция в настоящий момент работает очень хорошо и надежно.

Тюнер. Он работал со страшными искажениями. Я его починил, потому как знал причину.

Не очень, правда удобно было добираться до той причины, но тут уж так, хочешь лечить болячку, изощряйся и пролазь, врачам наверное труднее добираться до некоторых органов.

Промучившись долго с тюнером по причине неправильных данных, почерпнутых в интернете, я снял с остатков разоренной магнитолы Sharp GF-575Z тюнер и посмотрел на него. Он был практически идентичен родному "трехсемерочному".

Только на Sharp GF-777Z тюнер имел съемный разъем, а на Sharp GF-575Z провода непосредственно припаивались к плате. Припаяв к плате с десяток проводочков и подключив их к разъему, я услышал чистый звук без всякой грязи и  искажений. Проблема была в одной испортившейся детали, я ее вычислил и заменил другой, хотя в дальнейшем успешно отремонтировал ту испорченную. Но людям, далеким от электроники, могу сказать, что вы можете просто поменять тюнер, впаяв разъем в тюнер от Sharp GF-575Z. В остальном различий между платами нет.

Вообще Sharp GF-777Z не очень удобный для ремонта аппарат, приходилось под шасси подкладывать подушку, это я к тому, что при ремонте без стеснения применяю подручные средства, для меня лишь важен результат, а не процесс.

Про то, как ремонтировал и красил динамики писать не буду, у меня целый ролик об этом есть, важно то, что получилось неплохо. Никаких разводов и желтизны от выцветания не осталось и в помине.

Ну если присмотреться, оно конечно видно, что динамики не с заводского конвейера.

Но степень дотошности границы не имеет, наверное профессиональные маляры отличат покраску автомобиля в мастерской от заводской по степени шагрени, я же считаю, что тут важен принцип разумной достаточности. Было плохо, стало хорошо, чего еще желать, лучшее - враг хорошего.
                                
Далее решил заняться внешним видом. Как помните, на обрамлении шкалы были огромные белые участки.

Подумал, а давай-ка я уберу это посеребрение вообще на фиг, пусть все обрамление будет белым, в конце концов оно в глаза бросается лишь под определенным ракурсом, а так не очень глаза раздражает, конечно, если не концентрировать внимание на границе между белым и серебром. Взял ватную палочку, смочил в спирте и стал вытирать посеребрение. На удивление, посеребрение держалось нормально, а вот из под белого стало проступать серебро. Это явление меня очень обрадовало и я стал миллиметр за миллиметром вытирать белизну. Белизна над шкалой стерлась очень легко, чего не скажешь о других местах. Приходилось прикладывать иногда значительные механические усилия, в результате которых образовывались вытертые до пластмассы пятна. Понятно, что я не специально так делал, старался не навредить, но без огрехов не обошлось.

Как я понял, белесость образовалась от того, что лаковое покрытие посеребрения вступило в химическую реакцию со спиртом, в результате чего оно побелело. Мне пришлось его механически удалить. Что за спирт был использован предыдущим владельцем - загадка. От моего спирта, который вполне можно употреблять вовнутрь, никакого побеления не случалось. Может ему в аптеке продали борный или еще какой-то спирт, не знаю. Сейчас в аптеке напротив моего подъезда вовсю продают 70% настойку боярышника на спирту, на этикетке написано, что очень помогает от сердца, потому вся округа завалена пустыми пузырьками от этой настойки Глода (по украински так зовется боярышник). Очень любит наш народ лечиться, в пересчете на водку вдвое дешевле выходит и плюс прямая польза для сердца. Если такой настойкой протереть Sharp? Нет, лучше по капле вовнутрь, я так думаю, ну их, эти эксперименты.
На нижнем фото в районе надписи fine tuning четко видна граница между частью без лака слева и лакированной справа.

Мне народ советовал купить накладку из нержавейки со всеми надписями и наклеить ее вокруг шкалы. Я думал об этом и отказался, и вот почему. 
Вы видали мерседесы девяностых годов с хромированными накладками вокруг колесных арок? Вам нравится это? Ведь все же понимают, что вовсе не для красы появились эти накладки, по факту под ними просто сгнившие арки. Хозяева, вместо того, чтобы переварить их и покрасить как полагается, отделываются паллиативными способами в виде латок. Как вы сейчас относитесь к человеку с золотыми зубами? Не, раньше, в эпоху поголовной бедности и у меня была пара мостов с позолочением, но при наступлении капитализма с его безграничными возможностями при наличии средств, естественно, все "золото" было безжалостно заменено на керамику. Потому я или за то, как есть родное, или делать как положено. Мне говорили, что кто-то научился с помощью шелкографии восстанавливать обрамление до степени, близкой к родной, но в живую я результатов не видел.
Вот как выглядит мой Sharp GF-777Z после удаления белизны. Кто-то скажет "ужас", но я говорю, что не "ужас-ужас" точно. А под накладкой мое воображение дорисует страх и ужас стопроцентно, даже если там вполне и невинные пара царапин. Мне попадался Sharp GF-777Z, который брали на море и брызги соленой воды тоже оставили на его лице конкретные следы. Вот бы попробовать их стереть, может и там дело только в лаке?

Долго промучился с тем, что на левом канале звук был тише и менее выразительным, чем на правом. Причем это было не всегда. иногда оба канала играли одинаково. Прошелся по всей схеме в поисках подсохшего переходного электролита, нет, причина была не в конденсаторах.

На всякий случай прикупил микросхему HA1392, греша на усилитель, проверил оба УНЧа, они были исправны. Кстати, басовый УНЧ сигнал принимает с выхода первого усилителя на среднечастотные динамики, то есть усилители работают не в параллель, а последовательно.
Когда проверен был весь тракт усиления, подозрение пало на темброблок. Там и оказалась проблема. Но до регуляторов еще надо было долезть, а эта та еще задача!

Они находятся за жгутами проводов. Я конечно приспособился и довольно быстро достал планку с регуляторами, но новичка все эти клубки проводов испугают точно.

 Когда планка с регуляторами извлечена, работать с ней уже нетрудно.

Народ на Шизе развил тему, смазывать или нет резистивные дорожки или нет? Я смазываю, хуже им от этого не становится.
Еще дискуссии развернуты были, окисляются ли резистивные дорожки до полной потери проводимости? Я с этим не встречался, а вот с обрывами дорожек довольно часто. Вот с токосъемными "гребенками" были случаи, что они окислялись до потери проводимости, их приходилось зачищать наждачной бумагой.

Внизу открыт регулятор баланса, мне хватило его чистки и смазки, чтобы он заработал корректно, другие люди промазывают выводные дорожки от резистивного слоя токопроводящим клеем "Контактол", тогда не возникает резких изменений звука при переходе токосъемной гребенки на выводную дорожку в крайнем левом или крайне правом положении.

Проблема с пониженным звуком на одном канале заключалась в том, что при прослушивании с выкрученными вправо до конца регуляторами тембра (а кто из нас так не слушает, не, впрочем иногда встречаются отдельные сознательные граждане, которые слушают музыку с тембрами в "нулях") токосъемные гребенки выходили с резистивного слоя на токопроводящую дорожку и там теряли с ней контакт, соответственно и тембр в данном канале был фактически выключен. Эту проблему я вылечил методом ограничения вращения ротора регулятора тембра на несколько градусов, то есть вращение ротора заканчивалось на конце резистивной дорожки без перехода на выводную. Осуществил я это путем установки кусочка медной проволоки в корпусе регулятора, который не позволял докручиваться ротору до стопа на миллиметр-полтора. Фото не делал, домыслите сами, тем паче, что мало кто будет делать такое, скорее всего люди за бешеные деньги купят новый регулятор и установят взамен прежнего. Пытливому же радиолюбителю, надеюсь, буден понятен рисунок, который я привожу ниже.

На фото внизу показан регулятор громкости, но тембры выглядят аналогично.

Итого на восстановление Sharp GF-777Z я затратил немалое количество времени и труда, в итоге у меня появился вполне приличный экземпляр культовой без всяких скидок и натяжек магнитолы. Да, это не идеал, он точно хуже моего основного экспоната в коллекции, но вполне неплох. Кстати, а до своего основного Sharp GF-777Z я так и не добрался, откладываю на потом все сервисные работы, по принципу "всегда успеется".
Ну и для тех, кто не подозревал о видео варианте моих работ с этим Шарпом, я приведу ниже некоторые ролики, может кто найдет там что-то полезное.

                                      

                                      

                                      

                                      

                                      

                                      

                                      

                                      

                                      

20 комментариев:

  1. ну наконец) а вы ничего не подумали про странное наличие головки в центре диска, что я вам в почту писал?

    ОтветитьУдалить
  2. Ну вот, приятно было почитать! Почему-то на видео всё как-то слабо воспринимается, не доходит до ума до сердца.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А Вы знаете, что на эту статью у меня ушло 5 часов? А мог бы чем другим заняться.)))

      Удалить
    2. Предполагаю! Но уж очень у вас хорошо получается ))

      Удалить
    3. 5 часов - это много, конечно. зато и результат не хуже покраски динамиков.

      Удалить
    4. Владимир, где-то видел вашу почту на gmail , не могу найти. На mail.ru вам, наверное, теперь писать бессмысленно? Есть вопрос не технического свойства

      Удалить
    5. Чего это бессмысленно? nefa13@mail.ru или если хотите, то giacinto1956@gmail.com, хотя основная почта первая.

      Удалить
    6. Вроде как у вас заблокировали российские сети, насколько я знаю

      Удалить
  3. Смею признать, нам, бойцам старой школы, куда приятнее читать Ваши опусы, так как мне, например, нравиться Ваш юмор, сравнения, грамотность написания... Да, что то сугубо детальное можно посмотреть и на видео, но мне чтение милее...можно вернуться, еще раз внимательнее прочесть, и, согласен, время больше уходит....но это, вроде бессмертного творения в сети остается, я даже часть текстов копирую себе в загашник...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Честно говоря, немаловажно то, что поскольку меня читают и из-за рубежа, то многим людям оттуда трудно будет понять, о чем идет речь в видео ролике, а вот текст гуглоперевод им поможет постичь.
      А вообще, когда наступают летние деньки, впадлу сидеть и стучать по клавишам. Это если честно.)))

      Удалить
  4. Анонимный2 июня 2017 г., 10:41

    Владимир, откройте секрет "испортившейся" детали в тюнере, которую Вы успешно починили...(((Интересно знать не только мне...

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный3 июня 2017 г., 13:34

    Присоединяюсь к просьбе- рассказать про "испортившуюся" деталь и как ее удалось починить! С уважением Валерий.

    ОтветитьУдалить
  6. Анонимный4 июня 2017 г., 19:49

    Мы, работники Пролетарского района, Ворошиловградской области требуем раскройте секрет во имя Мировой Революции. Врагов и Буржуинов (а также сокрывателей магнитольных секретов) - к стенке! Да здравствует Интернационал!.

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный4 июня 2017 г., 23:14

    Добрый день. Необычное решение в магнитоле - при выключенной кнопке питания магнитолы можно нажать воспроизведение кассетной деки и она включится. По мне, так если она выключена, то выключена, но думаю производитель преследовал цели сохранения в целости прижимного ролика, ведь он будет испорчен, если на выключенной магнитоле будет прижат тонвалу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный5 июня 2017 г., 8:06

      пруд пруди таких аппаратов

      Удалить
    2. Практически все аппараты с таким включением.

      Удалить
  8. Таким образом реализован таймер радио - пока кассета крутится оно играет, кассета закончилось и спишь уже в тишине

    Джачинто спасибо за публикации, помогло в восстановлении 9696 и 2х 9494

    ОтветитьУдалить