Дали мне для проведения сервиса Sharp WF-939Z, ну да, именно многократно описанный здесь Sharp WF-939Z. Для человека этот аппарат был памятью о бурной молодости: он его таскал по общагам, переписывал кассеты, может даже танцы устраивал, не суть, в общем захотел хозяин его максимально привести к первоначальному виду. Несмотря на то, что аппарат был пыльный и грязный, ничего страшного и безвозвратно утерянного в магнитоле я не заметил, ну разве хром на клавишах деки слегка подгулял. Когда я включил магнитолу, то обнаружил трески при настройке на станции, также регуляторы звука вовсю шуршали, один столбик спектроанализатора тоже светился не всегда. Когда открыл кассетоприемники и нажал кнопки Play, то на обоих деках каретки поднялись в рабочее положение и даже принудительный реверс сработал на обоих шахтах, правда не очень весело и как-то задумчиво. Ну автореверс, понятно, не работал. В общем, традиционный набор старческих болячек, как их лечить, я уже писал не раз.
Хозяин магнитолы просил, чтобы тюнер и регуляторы громкости работали без шорохов, ну и чтобы карманы открывались без стука и сотрясения. Больше ему ничего не надо было. Первые две проблемы я решил с помощью "вэдешки" и смазки, с демпферами карманов было чуть сложнее, потому как самих демпферов на передней панели не оказалось. Пришлось порыться в своих запасах, нашел парочку обломанных, подклеил усики, короче как-то проблему решил.
Но во время сервиса обнаружил, что реверс работает через раз, на обоих деках очень часто головка прокручивалась на 90 градусов вместо положенных 180-ти и в этом положении застревала. Родные пасики были на грани, они растянулись больше, чем на положенные 183-185 мм. Понятно, что в этом случае надо взять и поставить вместо них 180 мм, но беда в том, что эти пасики в последнее время довольно дефицитны, шустрый народец торгует ими по запредельным ценам. Вот и подумалось мне, а как можно в условиях тундры или амазонских джунглей выйти из положения? Помните, как в "Красной палатке" в условиях Арктики делали из бумаги и графитового карандаша резистор на замену поломанного? Не, ну даже в условиях вечной мерзлоты или тропического леса я предполагаю у местного владельца Sharp WF-939Z наличие хотя бы примитивных инструментов, понятно, что не каменного топора или копья с бронзовым наконечником. Нет, я имею в виду надфиль или отвертку.
Так вот, если пасик растянулся, а взять негде или же есть, но больно дорого, как можно выйти из положения. В общем я решил поэкспериментировать. Взял разоренную протяжку в качестве подопытного кролика.
В нашем случае надо или чтобы пасик был короче, или путь пасика был длиннее, или фрикционность деталей, которые огибает пасик, была выше.
Что тут можно сделать? Думаю, что если аккуратно, без фанатизма надфилем накатать на шкиве рифленую поверхность, то сильно на звуке это не отразится. Никаких особых горбов и впадин на нем не появится, резина пасика также будет его облегать, но сцепление между шкивом и пасиком возрастет существенно.
Этого может оказаться недостаточно для правильной работы реверса. У меня было такое, когда пасик проскальзывал по меньшему из маховиков протяжки. Этот маховик, несмотря на то, что пасик облегает его на 3/4 длины, может не проворачиваться в момент реверса.
Дело в том, что он должен оттянуть каретку с головками и провернуть головку на 180 градусов. Для этого действия нужен немалый момент и пасик может в этом случае проскальзывать по гладкой поверхности маховика.
Что в этом случае можно сделать? Можно накатать на поверхности маховика небольшой рельеф с помощью плоского надфиля, но лучше, в моем понимании, мелкозернистой наждачной бумагой нанести полоски на поверхности маховика в осевом направлении маховика. Маховик от этого не пострадает и на слух вы это наверняка не услышите, но сцепление с пасиком будет намного лучше.
Третий вариант - удлинить путь растянутому пасику. У нас есть система, состоящая из двух маховиков разного диаметра, шкива мотора и дополнительного ролика. Добавить бы в эту систему дополнительный натяжной ролик, как в двигателях автомобилей и проблема была бы решена. Растянулся пасик, мы бы пододвинули ролик, который бы выбрал лишнюю длину, и вся система опять работает отлично. Но во-первых, никто не предполагал, что Sharp WF-939Z будет служить так долго и пасики на него будут дефицитом, во-вторых дополнительный ролик - это дополнительная детонация системы, маленькая, но детонация. В автомобильных моторах на нее плевать, вибрацией больше, вибрацией меньше, на фоне общего шума мотора этого не будет слышно, а тут аппарат высокого класса, вон даже у него тонвалы разных диаметров, чтобы детонация не возникала.
Осталось ее натянуть на ролик. Однако ее внешний диаметр был 11 мм, а внутренний не больше 8, натянуть такую тугую трубку не простая задача.
Диаметр ролика был чуть меньше 12 мм.
Просто так натянуть трубку не удалось, потому я отрезал нужные куски и замочил в бензине. Минут через пятнадцать резина слегка разбухла и увеличилась, пара попыток были неудачными, трубка просто рвалась, но третью трубку я таки натянул на ролик.
Как видите, прибавка в радиусе оказалась немалая, больший диаметр ставить было уже нельзя, оно и этот диаметр был на грани, пасик мог затирать о протяжку в двух местах. Но трубка легла не равномерно, где-то толще, где-то тоньше, а в данном случае переменный радиус такого ролика - это самая детонация и есть! А потом трубка лопнула и пришлось искать ей замену. И тут мой взгляд упал на задубевший от старости прижимной ролик от Sharp GF-9696.
И профиль его тоже бочкообразный.
Диаметр прижимного ролика 13,3 мм.
А ролик протяжки, напоминаю, диаметром под 12 мм.
Выигрыш небольшой, но попробовать стоит.
Может это именно та капля, которая переполняет чашу. Или соломинка, ломающая хребет верблюда. В смысле, без ролика не работает, а с ним будет работать.
Открутил один винт. Относительно второго стоит попробовать оттянуть двигатель в сторону. На кронштейне двигателя есть отверстие. Попробую его расточить под винт с резиновой подушкой.
10 минут работы круглым надфилем и из маленького отверстия получилось большое.
Вставляем туда резинку-амортизатор.
Ввинчиваем второй винт в мотор. В таком виде шкив будет цепляться за другую резинку-прокладку.
Резинку можно было обрезать, но я ее подвязал проволокой , чтобы она не касалась шкива. Для эксперимента такой способ сойдет.
Вид сбоку.
Хозяин магнитолы просил, чтобы тюнер и регуляторы громкости работали без шорохов, ну и чтобы карманы открывались без стука и сотрясения. Больше ему ничего не надо было. Первые две проблемы я решил с помощью "вэдешки" и смазки, с демпферами карманов было чуть сложнее, потому как самих демпферов на передней панели не оказалось. Пришлось порыться в своих запасах, нашел парочку обломанных, подклеил усики, короче как-то проблему решил.
Но во время сервиса обнаружил, что реверс работает через раз, на обоих деках очень часто головка прокручивалась на 90 градусов вместо положенных 180-ти и в этом положении застревала. Родные пасики были на грани, они растянулись больше, чем на положенные 183-185 мм. Понятно, что в этом случае надо взять и поставить вместо них 180 мм, но беда в том, что эти пасики в последнее время довольно дефицитны, шустрый народец торгует ими по запредельным ценам. Вот и подумалось мне, а как можно в условиях тундры или амазонских джунглей выйти из положения? Помните, как в "Красной палатке" в условиях Арктики делали из бумаги и графитового карандаша резистор на замену поломанного? Не, ну даже в условиях вечной мерзлоты или тропического леса я предполагаю у местного владельца Sharp WF-939Z наличие хотя бы примитивных инструментов, понятно, что не каменного топора или копья с бронзовым наконечником. Нет, я имею в виду надфиль или отвертку.
Так вот, если пасик растянулся, а взять негде или же есть, но больно дорого, как можно выйти из положения. В общем я решил поэкспериментировать. Взял разоренную протяжку в качестве подопытного кролика.
Короче пасик мы не сделаем, растянутая резина назад не возвращается, это уже проверено. Для уменьшения длины пасика его придется разрезать, выкинуть кусок, потом снова склеить. В моем понимании это страшный грех, хотя знаю человека, торгующего Шарпами, который именно так и делает. Режет он пасик наискосок, клеит каким-то мега-супер-пупер клеем и говорит, что лучше нового получается. Мягко говоря, я в этом сомневаюсь. В моем понимании в месте склейки обязательно будет возникать детонация. В общем, этот путь не для меня. Не, если Sharp WF-939Z будет стоять для мебели, то тогда да, такой пасик пройдет, но тогда можно и родной не трогать, как-то и старый растянутый пасик поднимет каретку и позволит прослушать сторону кассеты. Ну а вторую вы услышите просто перевернув вручную кассету. На реверсном аппарате. С функцией автореверса. Ага.
Как улучшить сцепление пасика с вращающимися деталями? Ну прежде всего пасик проскальзывает на шкиве мотора.
Что тут можно сделать? Думаю, что если аккуратно, без фанатизма надфилем накатать на шкиве рифленую поверхность, то сильно на звуке это не отразится. Никаких особых горбов и впадин на нем не появится, резина пасика также будет его облегать, но сцепление между шкивом и пасиком возрастет существенно.
Этого может оказаться недостаточно для правильной работы реверса. У меня было такое, когда пасик проскальзывал по меньшему из маховиков протяжки. Этот маховик, несмотря на то, что пасик облегает его на 3/4 длины, может не проворачиваться в момент реверса.
Дело в том, что он должен оттянуть каретку с головками и провернуть головку на 180 градусов. Для этого действия нужен немалый момент и пасик может в этом случае проскальзывать по гладкой поверхности маховика.
Что в этом случае можно сделать? Можно накатать на поверхности маховика небольшой рельеф с помощью плоского надфиля, но лучше, в моем понимании, мелкозернистой наждачной бумагой нанести полоски на поверхности маховика в осевом направлении маховика. Маховик от этого не пострадает и на слух вы это наверняка не услышите, но сцепление с пасиком будет намного лучше.
Третий вариант - удлинить путь растянутому пасику. У нас есть система, состоящая из двух маховиков разного диаметра, шкива мотора и дополнительного ролика. Добавить бы в эту систему дополнительный натяжной ролик, как в двигателях автомобилей и проблема была бы решена. Растянулся пасик, мы бы пододвинули ролик, который бы выбрал лишнюю длину, и вся система опять работает отлично. Но во-первых, никто не предполагал, что Sharp WF-939Z будет служить так долго и пасики на него будут дефицитом, во-вторых дополнительный ролик - это дополнительная детонация системы, маленькая, но детонация. В автомобильных моторах на нее плевать, вибрацией больше, вибрацией меньше, на фоне общего шума мотора этого не будет слышно, а тут аппарат высокого класса, вон даже у него тонвалы разных диаметров, чтобы детонация не возникала.
Что можно тут придумать? Оно бы было хорошо, если бы можно было ролик передвинуть на пару миллиметров в сторону от большого маховика, но это малореально, его ось вварена в специальный столбик на теле протяжки капитально, столбик этот не передвинешь. Там еще стойка стоит, на которую садится протяжка и прикручивается к ней саморезом. Места нету.
А потом вспомнил, что как-то еще в институте в стройотряде после первого курса выиграл бутылку водки с помощью простой математической задачи.
Задача такая. Если всю Землю по экватору опоясать железным обручем, потом разрезать его и вставить один метр, сможет ли образовавшийся зазор пролезть кошка? Ответ - сможет, потому как радиус обруча увеличится на примерно на 15 см, что для кошки не будет непреодолимым зазором. Задача легкая, радиус увеличивается на величину 1/2"Пи" метра, при этом, хоть Юпитер опоясывай таким обручем, хоть Солнце, хоть Бетельгейзе, зазор будет везде одинаковый.
Применительно к нашей ситуации с протяжкой я прикинул, что если ролик увеличить в диаметре на 2 мм, то пасик в таком случае для полного огибания ролика нужно было бы увеличить на 2*3,14 мм. Но с учетом, что у нас пасик огибает не весь ролик, а около половины, то и дополнительная длина для этого бы понадобилась около 3 мм. То есть, установив на ролик трубку толщиной 1 мм, мы можем выиграть около 3 мм! Правда, с учетом того, что пасик меряется в сложенном вдвое состоянии, это получается всего 1,5 мм.
Трубку я нашел от резинового шланга от душа.
Осталось ее натянуть на ролик. Однако ее внешний диаметр был 11 мм, а внутренний не больше 8, натянуть такую тугую трубку не простая задача.
Диаметр ролика был чуть меньше 12 мм.
Просто так натянуть трубку не удалось, потому я отрезал нужные куски и замочил в бензине. Минут через пятнадцать резина слегка разбухла и увеличилась, пара попыток были неудачными, трубка просто рвалась, но третью трубку я таки натянул на ролик.
Как видите, прибавка в радиусе оказалась немалая, больший диаметр ставить было уже нельзя, оно и этот диаметр был на грани, пасик мог затирать о протяжку в двух местах. Но трубка легла не равномерно, где-то толще, где-то тоньше, а в данном случае переменный радиус такого ролика - это самая детонация и есть! А потом трубка лопнула и пришлось искать ей замену. И тут мой взгляд упал на задубевший от старости прижимной ролик от Sharp GF-9696.
И профиль его тоже бочкообразный.
Диаметр прижимного ролика 13,3 мм.
А ролик протяжки, напоминаю, диаметром под 12 мм.
Выигрыш небольшой, но попробовать стоит.
Может это именно та капля, которая переполняет чашу. Или соломинка, ломающая хребет верблюда. В смысле, без ролика не работает, а с ним будет работать.
В принципе, у меня и до установки прижимного ролика аппарат работал, ну а с ним тем паче. Ну так и оказалось, ролик работал не хуже родного, а с учетом дополнительного натяжения, может и лучше.
Потом снова критически оглядел систему Шкив-Ролик-Маховик-Маховик, последние два трогать нельзя, с роликом я уже экспериментировал, остался шкив двигателя. А кто сказал, что и с ним нельзя поработать? Ну диаметр его менять не будем, скорость изменится (кстати, а если действительно поставить большой шкив и скорость уменьшить? Не, слишком много хлопот потом с регулировкой скорости). Но попробовать отодвинуть шкив точно можно, в разумных пределах, конечно.
Вот как крепится мотор Sharp WF-939Z.
Открутил один винт. Относительно второго стоит попробовать оттянуть двигатель в сторону. На кронштейне двигателя есть отверстие. Попробую его расточить под винт с резиновой подушкой.
10 минут работы круглым надфилем и из маленького отверстия получилось большое.
Вставляем туда резинку-амортизатор.
Ввинчиваем второй винт в мотор. В таком виде шкив будет цепляться за другую резинку-прокладку.
Резинку можно было обрезать, но я ее подвязал проволокой , чтобы она не касалась шкива. Для эксперимента такой способ сойдет.
Вид сбоку.
Собрал протяжку. Центр нового отверстия от старого расположен примерно в 4-5 мм, следовательно ось шкива сдвинулась на примерно 2-2,5 мм. Это не очень много, если учесть, что пасик у нас растянулся с 185 до 190 мм, одной этой оттяжки двигателя будет маловато. Надо мотор отодвигать еще дальше, но тут может мотор сильно выступить за габариты лентопротяжного механизма и потом из за этого протяжка не станет на свое место, мотор может этому помешать.
Напоминаю, что все, что я делал - это были эксперименты, понятно, что если у вас под рукой есть новые пасики, то нечего и огород городить. И лучше поставить нормальное сопротивление в радиостанцию вместо кусочка бумаги с натертым графитом, чтобы передать на большую землю координаты места катастрофы дирижабля "Италия". Но мне было интересно попробовать решить эту задачу, о результатах коей я пишу здесь.
Если у кого есть еще какие идеи, пишите, обсудим.
Владимир, на обводной ролик можно одеть термоусадку , слегка погреть ее зажигалкой и она плотно сядет на ролик, можно вторым слоем еще одну термоусадку посадить- до тех пор пока не появится нормальная натяжка , фрикционные свойство у термоусадки нормальные (я ее использовал , когда менял втулку тонвала на шарпе 9292 )
ОтветитьУдалитьЯ думал о термоусадке, но она тонкая и может неравномерно сесть, а несколько слоев точно создадут детонацию. Мягкая резиновая трубка была бы идеальным вариантом.
УдалитьСпасибо Тезка . Обожаю не стандартные решения и очень УВАЖАЮ таких людей . Но по делу . Вот эти 2 варианта, если их суммировать, уже дают то, что мы хотим . Ну от меня еще один вариант . хотя я не разбирал протяжку и не знаю ее . Если есть возможность то просверлить отверстие и нарезать резьбу между маховиков . И там поставить пластину (с осью под ролик) с прорезью в основании или просто вращать ее вокруг винта? Думаю Ты мою идею понял . Единственное условие, пластина должна иметь жесткость , что б не создавать детонацию . А если уж честно , то если человек хочет иметь рабочий аппарат , то найдет деньги на пассик . благо в инете можно найти предложения. Иметь Хороший и дорогой аппарат и экономить на комплектующих?? Это уже крохоборство . Хотя Кто его знает ? Люди у нас РАЗНЫЕ !
УдалитьУвы, нет там места для дополнительного ролика. Даже если бы оно и было, то прижав внешнюю часть пасика роликом, мы можем встретиться с его внутренней (противоположной) стороной, ничего хорошего эта встреча не сулит.
УдалитьОдин вариант - переместить влево и вверх двигатель, но тоже не очень сильно: вверху двигатель может мешать установки протяжки на штатное место, а сильно влево тоже рискуем нарваться на встречу частей пасика, двигающихся в противоположные стороны.
Спасибо , Я понял ,места там явно маловато . Володя, ну 2 варианта -уже не плохо !!
УдалитьДоброго всем.Я тоже столкнулся с такой проблемой на старом Crown.Там soft touch механика и один ,довольно длинный,плоский пассик.Он не сильно растянулся,но при включениях ,выключениях слетал.Такого у нас не нашел.До ,,сделать шороховатой бобышку шкива мотора дошел сам,,:)
ОтветитьУдалитьСтал реже,но все равно падал.Вспомнил,что раньше пассики натирали канифолью,но помогало не надолго.Решил попробовать автомобильный воск из баллончика.Брызгаешь в крышку и ватной палочкой на работающей механике мажешь.Он распределяется по всей механике и на пассике в том числе.Crown работает уже полгода,но не интенсивно.
Кстати,запас пассиков храню в герметичном полиэтиленовом мешочке,куда щедро брызнул ,опять же ,автомобильного силикона для ухода за резиной.Только вытираю перед установкой ,салфеткой.
Здравствуйте! При всем Уважении к Вам - аппарат жалко. По моему мнению не следует из-за растянувшейся резинки портить другие детали. Такие вещи лучше сохранять в заводском исполнении. Сколько же запросили за нормальный пасик?
ОтветитьУдалитьС Уважением Алексей из Ташкента
Лично у меня пасиков еще есть, на некоторое время хватит. Но так на рынке пасиков на 180 практически нету, вот барыги, пользуясь бедственным положением трудящихся и продают за дорого.
УдалитьНу а дырку просверлить или на ролик одеть резину - это не есть портить вещь. Всегда можно откатить назад.
круто) только не понял, зачем тонвалы разной толщины?
ОтветитьУдалитьКстати, да. На протяжках закрытого тракта разный размер прижимных роликов делают, чтобы резонанс не возникал. А на 939 валы работают поочередно, потому от диаметра другого вала не зависят никак. Может больший диаметр маховика второго тонвала не влазил в протяжку по габаритам? В общем, сейчас нам это уже и не узнать.
ОтветитьУдалитьзадачка, кстати, порадовала. прикинул для простоты для тела с диаметром 0. соотв. длина окружности метр. действительно, R 15,92 выходит) вот оно диво дивное математическое))
ОтветитьУдалитьДядя Вова !
ОтветитьУдалитьНе иди против законов физики !
Это я про манипуляции с надфилем.
Максимальное сцепление имеют две идеально ровных поверхности.
Вспомни опыты в школе со свинцовыми гирьками.
Поэтому растянутый пассик, прежде всего надо отмыть в кипятке.
Что-бы очистить поры резины от грязи, которая туда набивается.
После, можно пройтись по поверхности нулевкой, именно для того что-бы выровнять поверхность пассика.
Трактор он хорошо только по полю идет, но у него и задача по полю проехать.
Все насечки на втулках и маховиках, только увеличивают детонацию.
Это приборы показывают.
В идеале, поверхности где касается пассик, надо полировать.
С пластиковыми маховиками это не сделаешь.
Их поверхность только кажется гладкой, на самом деле жутко кривая.
Только кривизна идет вдоль движения, и скрадывается мягкостью резины.
А вот по обводному ролику согласен на 100%. Сам пару раз проделывал такое(увеличивал диаметр).
Женя, Платон мне друг, но истина дороже. Подумай хорошенько, где будет больше трение скольжения: на ровных идеально поверхностях или шершавых? Если бы ты был прав, то джипы бы на сликах ездили.
УдалитьТут действительно одна проблема возникает - детонация, но в нашем случае, когда работает мягкий резиновый пасик, он, облегая мельчайшие выступы, демпфирует все эти колебания. Плюс еще инерционность системы, массивные маховики именно для этой цели служат.
Джон ! А вы ничего не попутали ? У нас не тот вариант когда шлифуют и притирают на доводочной плите какие то детали. Для максимально точной претизиционной подгонки . Вы еще нам про шлифованные пассики расскажите !!!!Тут другой случай. И то, что Владимир описал-как раз подходит для такого случая !
УдалитьВ одном анекдоте, равин выслушав претензии мужа к жене говорит ему: “Ты прав сын мой”. Выслушав жену он говорит ей: “ И ты права мое дитя! ”.
ОтветитьУдалитьНаибольший контакт между двумя поверхностями обеспечивается при их близкой к идеальной поверхностной плоскости (ровности). Это условие справедливо для покоющихся физических тел. Именно при таком условии два тела максимально контактируют и подвержены процессу диффузии (она происходит не только в жидкостях но и в твердотельных веществах).
Однако, когда речь идет о вращающихся телах без постоянной контактной точки справедливо другое, противоположное, условие. Здесь вступает в дело закон фрикции. Поверхностная неровность тел здесь увеличивает сцепление между двумя соприкосающими поверхностями. Это свойство особо значимо в момент начала линейного или кругового вращения двух соприкосающихся тел, где ведущий компонент (здесь: шкив мотора) старается достичь максимального заданного значения в минимально желаемое время. Поэтому для быстрого и незаметного по воспроизводимому звуку набора скорости маховика (ведомый компонент) дорогих приставок (дек), поверхность маховика обычно цэррирована (имеет мелкие насечки). Оба комментария верны, применительно к условиям.
всё тот же Хастанависта
В анекдоте, не до конца рассказанном Хастанвистой, третий человек, обращаясь к раввину, говорит, что не могут быть в споре оба правы, на что раввин ему отвечает, что ты тоже прав.)))
УдалитьВладимир, а вы не пробовали (мочу молодого поросенка) - Керосин ?
ОтветитьУдалитьВ свое время на Весне растянулся пасик, замочил на сутки в керосине - год проработал.
Пробовал бензин, в нем неимоверно растягивается. Керосин не пробовал.
ОтветитьУдалитьВообще все эти примочки и отмачивания - временные меры.
Вроде касторовое масло якобы помогает, но сам в это мало верю.
Здравствуйте! Прошу прощения если это уже где то обсуждалось,а я пропустил.Как побеждается недоповорот головки при реверсе?Теперь еще из за этого крышки не открываются.. Спасибо,с уважением к профессионализму и хорошему слогу Алексей.
ОтветитьУдалитьПоставьте более тугие пасики и проблема исчезнет. Тот, что 180 мм.
ОтветитьУдалитьСпасибо, сенсэй!
ОтветитьУдалитьА подскажите в чем проблема-пассики вроде нормальные, автостоп срабатывает,Головки поднимаются быстро, а когда включаешь реверс- Головка переворачивается и тут же возвращается обратно.
ОтветитьУдалитьПротяжка- левая.
Посмотрите, не слетела ли случайно скоба 16 мм справа вверху если сзади смотреть? Часто шайба слетает, а под ней пружина и скоба фиксатор. Тогда автореверс срабатывает через секунду.
ОтветитьУдалитьSkrátil som remienok, zalepil sekundovým lepidlom na tupo, natrel glycerínom. Na Panasonic pokiaľ nekúpim náhradu. Lepšie ako vŕtať.
ОтветитьУдалить