понедельник, 23 октября 2017 г.

Sony CF-580. Когда хрома не жалели

Обычно я начинаю о магнитолах писать с какого-то лирического отступления, так вот лирики сегодня не будет, настроение антилирическое. И тому есть причина. Увы, умер один из моих знакомых коллекционеров, хороший человек Сергей Борисович Нестеров из Днепропетровска. Я ему чинил несколько аппаратов, да и какой-то совсем простенький Sharp он у меня покупал, впрочем, сейчас это неважно. Мне написала его вдова, спрашивает, что делать с коллекцией? Кое-кто из знакомых уже начал кружить над некоторыми магнитолами. Я посоветовал не спешить и продавать потихоньку. Понимаю, что все там будем и сами можем попасть в аналогичную ситуацию, но хотелось бы, чтобы наследники не были обмануты. Думаю, что имеет смысл засветить всю его коллекцию, там в основном Шарпы,  покойный Сергей Борисович по ним специализировался. Оплату и доставку порешаем при возникновении предметного интереса.

Теперь, пока живы, вернемся к текущим делам. Принесли на ремонт Sony CF-580. Я не очень люблю формат магнитол с верхним расположением шкалы, ну и овальные динамики мне не очень по нраву, как мне кажется, они не очень соответствуют стилю магнитол. Но когда хозяин вытащил Sony CF-580 из багажника и дал мне ее в руки, я как-то сразу проникся уважением к такой качественной вещи, а что у меня в руках не дешевка было видно сразу. Да и вес в 7 кг меня впечатлил. Что сказать? Хром, хром и хром.

Проблемы у аппарата были связаны в основном с кассетной декой, она не работала вообще. Причем, не было слышно даже шума двигателя, понятно, что при этом на мотор как могло не поступать напряжение, так и сам движок мог быть мертвым. Остальные проблемки были ерундовыми, как-то не горевшие лампочки подсветки шкалы, отвалившиеся алюминиевые боковинки, отсутствие родного шнура.
Впрочем, последняя неприятность все же была проблемой. Дело в том, что сетевой разъем на Sony CF-580 представляет из себя два тонких штыря диаметром 2,2 мм каждый, расположенные на расстоянии 6 мм друг от друга. Ни европейский, ни азиатский шнуры туда не подходят по причине как большего диаметра отверстий, так и более широкого их расположения.

Я для работы скрутил пару проводочков и одел на штыри разъема, но это чистый паллиатив, понятное дело. Для ремонта годится, а для эксплуатации никак.

Разбирается магнитола просто чудесно. Сзади откручиваются 5 длинных винтов.

Вуаля!

Я задумался, как добраться к передней части, приподнял магнитолу и передняя часть корпуса отошла сама от шасси. Отлично, ничего дополнительно не надо откручивать.

Можем взглянуть на переднюю часть более пристально. Довольно сложная протяжка. Клавишу Play просто так не нажмешь, пока не надавишь на рычажок, расположенный слева от головки. В обычном рабочем положении он нажимается крышкой кармана.
Но если не перевести рычаг Power на верхней панели в положение On, то кнопка Play не будет фиксироваться в нажатом положении. Весьма мудрено.

Куча рычагов, обеспечивающих автостоп, причем в момент срабатывания автостопа выключается главный выключатель Power. Интересная логика, может так обеспечивался режим Sleep, впрочем о нем нигде не упоминается.

Так как движок был расположен спереди, то чтобы добраться до его шкива и пасиков , нужно было снять общую плату сзади.

Я сначала начал откручивать винты по наитию и мне даже удалось отодвинуть плату от шасси на приличный угол, как увидев капроновые петли слева платы, понял, что плата должна откидываться как минимум градусов на 90. Поинтересовался на Электротане, нет ли там сервис мануала, и он там был. Процесс разборки был дан в ясных иллюстрациях. Мне пришлось открутить еще пару винтов и тогда я смог нормально откинуть всю основную плату.

Можете посмотреть, как выглядит основная плата со стороны деталей и проводов. Никаких микросхем не наблюдается, выходные транзисторы с вполне большими радиаторами, у каждого свой.

Вид на протяжку изнутри.

Вот как выглядит шкив двигателя. Пасик автостопа рассыпался, но пасик маховика тонвала был еще вполне неплохим.

Я попробовал вручную прокрутить шкив двигателя, пальцами крутиться он отказался, так как был заклинен. С помощью инструмента в виде медицинского зажима удалось как-то сделать пару оборотов, но все равно ротор двигателя прокручивался туго. Я решил снять мотор, для этого надо было открутить 3 винта.

Как видите, мотор сделан фирмой Sony. И как потом выяснится, мотор весьма нестандартный, своеобразный.

Я начал разрабатывать движок, вращая ротор за шкив вперед и назад. Пробуя ключать протяжку, чувствовал, что моторчик цел, в прямом направлении он шел легче, а в противоположном слегка сопротивлялся. Капнув несколько раз ВэДешки и машинного масла, мне удалось запустить движок. Он в принципе крутился нормально, но стоило его остановить, как через пару оборотов он снова начинал еле прокручиваться. Запуск  на 15-20 минут вращения для разрабатывания его подшипников не помог, болячка сама не вылечивалась.

Идея заменить движок на другой была трудноосуществима по причине того, что двойной шкив был посажен на ось диаметром 2,5 мм в отличие от стандартных двигателей с осью в 2 мм. Я решил попробовать починить этот двигатель. Отогнул 3 усика, снял крышку и вытащил из стакана сам моторчик. Как видите, к нему идут 4 провода, два силовых и два управления.

Развальцевав корпус и сняв плату, а она крепилась еще на четырех припаянных контактах, увидел вот такую конструкцию.

Сняв латунную шайбу с центрирующим отверстием, увидел, что двигатель здесь необычный, без коллектора, в нем вращался ротор-магнит,  а статор представлял собой обмотки.

Магнитный ротор из двигателя просто так не вынимался, я не стал экспериментировать, разработал второй бронзовый подшипник, капнул туда каплю масла, собрал двигатель в обратной последовательности и попробовал, крутится ли он нормально. На сей раз ротор вращался без затруднений. Подал напряжение, двигатель заработал. Установив его на место, надел пасик и проверил работу протяжки, все работало хорошо.

 Проблема подсветки шкалы решилась путем зачистки контактов кнопки включения света, эти лампы практически не работают, потому и сгорают нечасто. Хотя я их проверил тоже. Лампочки были в резиновых держателях, потому снимать их очень легко.

Вторая лампа подсветки не видна за проводами, зато по центру стоит лампа индикации Stereo, да, светодиод тогда не ставили.

Коль я упомянул индикатор стерео режима тюнера, имеет смысл показать и сам тюнер.

Он тоже без микросхем, на одних транзисторах. И диодах, конечно.

Под тюнером какая-то плата, что за плата, я не разбирался, вполне может быть это генератор стирания и подмагничивания.

Если я ошибся, то можно посмотреть в Электротане, ссылку на схему я дал выше.

Какой блок питания в магнитоле, не знаю, знаю, что он потребляет 11 ватт, трансформатор скорее всего находится в правом нижнем углу.

Динамики магнитолы эллиптические, снаружи выглядят так.

Вид на боковой динамик, он чуть меньше фронтального.

Изнутри оба динамика такие.

Оба динамика сопротивлением 8 ом, в параллель нагрузка получается 4 ома.
Внутри больше особо интересного ничего не осталось, переходим к экстерьеру.

Передняя часть немудреная.

Крышка кассетника невзрачная, можно было бы оформить и поинтереснее. Впрочем, о чем это я? Аппарату 40 лет, а я сужу о нем с позиций сегодняшнего дня. И как может повлиять мое мнение на продукцию фирмы, сделанную четыре десятка лет тому назад? Вон фирма до сих пор живет и процветает, у меня и сматрфон Sony, и фотоаппарат Sony. А многие именитые фирмы давно почили в бозе, другие же влачат жалкое существование.

О чем это я? Ах да, о внешности. Так вот, ставим на вид, грили скучные. Пусть там учтут, в части "раки вчера по 5, но большие".

Сбоку чуть разнообразили алюминиевой накладкой. Уже лучше.

Хромированные кнопки. Хороши, без вариантов.

Переключатель родов работ на 5 положений, он галетного типа. Под ним ручки настройки громкости и тембра.

Ползунок баланса на правой стороне, без фиксации середины. Над ним хромированная, а какая же еще, ручка настройки тюнера.

Общий вид верха. Планка вокруг шкалы из алюминия.

Sony CF-580 с  ракурсом слева.

Понятно, что теперь вид справа.

Нижняя часть хромированной накладки не блестящая, а матовая, в отличии от зеркальных боковин.

А планка перед кнопками деки тоже зеркальная. Причем вся верхняя накладка - это одна деталь.

Кнопка подсветки желтая.  Почему? А почему нет?

Вот такая вот внешность топовой магнитолы фирмы на конец семидесятых. Не самая плохая, могу вам сказать. А вот и ролик о ней.

Разместил видео на Ютюбе, народ пишет, что мол Нерль-206-Стерео с этого Sony CF-580 драли вдохновлялись. Я так не думаю. Есть пара-тройка элементов похожих, но и только.

Мне кажется, что сравнивать два этих аппарата, все равно как сравнивать коня и корову на том основании, что у них есть голова, четыре ноги и хвост и питаются они травой. Все же это разные аппараты.

Возвращаясь к Sony CF-580, хочу в двух словах рассказать, как я сделал ему сетевой шнур.
Я взял медную проволоку, зачистил ее от лаковой изоляции, обмотал сверло диаметром 2,5 мм, облудил получившуюся катушку сверху. Вторую трубку сделал подобным образом. Потом две трубки надел на штыри сетевого разъема, а концы проволок спаял между собой. Вынул получившуюся конструкцию из разъема, вставил на всякий случай в трубки сверла диаметром 2 мм, обильно смазанные солидолом и начал слой за слоем засыпать содой, пропитывая каждый слой мгновенным клеем 505. Получившуюся конструкцию обточил по форме колодки, чтобы она свободно входила в разъем, распаял концы трубок, припаял к ним сетевой провод с надетым резиновым концом, обмотал место пайки провода к концам контактов несколькими слоями ниток, проклеил нитки клеем 505, ну а затем добавил несколько слоев соды с клеем. У меня получился монолитный разъем с гибким резиновым выводом для провода. Белую колодку я закрасил черным фломастером.

Вот такой шнур у меня получился в итоге. Может и неказистый, но работает вполне нормально и точно лучше, чем какие-то проводочки , надетые на штыри.
Времени правда ухлопал немало, часа как бы не три, но тут что поделать, главное, результат неплохой.

Теперь можно и хозяину отдать, пусть слушает свой Sony CF-580.

Хотел бы я иметь себе такой Sony CF-580? Не знаю, не уверен. Формат не мой. Как он устроен и как работает, я уже знаю, мне достаточно. Род занятий позволяет узнать это, не вкладывая своих денег. Это примерно как врач-гинеколог и посетитель стриптиза: видят одно и то же, но с разными затратами. Что не исключает, конечно, любви гинеколога  к конкретным женщинам.
Так что да здравствуют разные магнитолы, красивые и не очень, ну и женщины, куда уж без них.


30 комментариев:

  1. красивая. но когда видно динамики гораздо лучше.

    ОтветитьУдалить
  2. Я такой проводок несколько лет искал.
    Дядя Вова, зря на аппарат ворчишь.
    Для япов просто икона стиля. На яху в гораздо худшем состоянии за 300 баксов в лет уходят, с дракой.
    Да и мне тоже нравится.
    А звук у него какой ! Просто сказка !

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В Японии такими и не пахнет.

      Удалить
    2. CF3800
      https://injapan.ru/auction/t482198204.html
      https://injapan.ru/auction/o193067813.html

      Удалить
  3. Моторчик, похоже, коллекторный, но с системой стабилизации на основе генерирования частоты (Frequency Generated servo system), что отражено на схеме подключения двигателя в сервис-мануале. С таходатчиком, проще говоря.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Извиняюсь, имя не отобразилось в предыдущем комментарии.

      Удалить
    2. Мотор точно не коллекторный. К вращающемуся магниту присоединять контакты не нужно.

      Удалить
    3. Если имеется в виду серый магнит на 19-й фотографии, то он, скорее всего намагничен перпендикулярно оси и при вращении наводит ЭДС во вспомогательной обмотке: на той же фотографии видны 12 полюсов, расположенных по окружности. Мотор – двухэтажный. Силовая обмотка – ближе к шкиву, щётки, если я, конечно, прав, находятся под таходатчиком.

      Корпус не притягивает металлические предметы?

      Я, к сожалению, нигде не нашёл изображения разобранного такого моторчика.

      Если не сложно, не могли бы Вы прояснить такой вопрос.
      На 17-й фотографии плата внутри моторчика ещё не отпаяна. Куда были припаяны её контакты? Не к четырём штырькам, продетым через латунную шайбу с 18-й фотографии? И не было ли с обратной стороны круглой платы трубчатых изоляторов, не позволявших штырькам контактировать с латунной шайбой?

      С уважением, Филипп.

      Удалить
    4. Именно к четырем штырькам и были припаяны контакты на плате. Изоляторы были на самих штырьках, иначе бы они касались бы латунной шайбы и коротили бы при этом.
      То, что там стоял двухэтажный ротор, понятно, но ближний магнит был большой, для датчика такого много. И зачем вообще коллектор устраивать в передней части, как собирать при этом мотор? Думаю, что коллектора таки не было. Вытащить ротор мне не удалось, он шел на пару миллиметров, а далее во что-то упирался.
      Вообще, проводов было 5, пятый экранный с землей.

      Удалить
    5. Магнит большой, но также велик зазор между ним и полюсами, судя по тому, что видно на 19-й фотографии. Так что ЭДС он наводит небольшую. И при "обратном" включении, если бы магнит каким-то образом вращался под действием поля от обмотки, такой зазор не позволил бы достичь большого крутящего момента.
      На той же фотографии видна заклёпка (или винт?) на боковой стенке корпуса, что наводит на мысль о том, как ротор можно извлечь.
      Заклёпка, скорее всего, удерживает внутреннюю серую крышку. А та, в свою очередь, не позволяет выпадать всему остальному.
      Мотор собирали, возможно, так:
      1. на ось с "силовым" ротором и втулкой с ламелями коллектора надели коричневую пластиковую (гетинаксовую?) шайбу, которую видно в зазоре. Со стороны ротора на ней установлены щётки, а с обратной стороны – обмотка таходатчика на многополюсном сердечнике.
      2. на конец оси, противоположный ротору, внатяг надели серый "поперечный" магнит на пластмассовой втулке.
      3. всю сборку вставили в корпус, "роторным" концом вперёд.
      4. поставили и заклепали внутреннюю серую крышку.
      5. латунная шайба.
      6. плата, пайка.
      7. внешняя крышка.
      Ротор не хочет выходить, так как упирается изнутри в коричневую шайбу.

      С уважением, Филипп.

      Удалить
    6. Вы знаете, я уже начинаю и сам колебаться, действительно, магнит не очень большой. Мне попадались моторы с такой конструкцией, но там магнит стоял впереди и он был более широкий и более тонкий.
      Внутренняя серая крышка болталась, но не выходила из стакана, может она и фиксировалась сбоку, я не обратил внимание тогда. А сейчас аппарат у владельца, уже не посмотришь.

      Удалить
    7. Да и ничего страшного, это всего лишь моя догадка, что двигатель был коллекторный. Такой же в CF-560 ставили, а, может, и не только. Вполне может снова встретиться.
      Просто по двум проводам запитать бесконтактный двигатель без внутренней управляющей схемы затруднительно. Возможно, Вам приходилось разбирать "Весну-306" или "207", там проводов заметно больше в мотор приходит. Да и схема управления аж на 9-ти транзисторах.

      Удалить
    8. Не далее, как сегодня разбирал Весну 306, в курсе, какой там движок и плата к нему.)))) А в 305 маленький блок РЧВ, потому как она односкоростная.
      У меня этих Весен 4,5 штуки, магнитофон детства, так что я в теме.)))

      Удалить
  4. Конечно же ни какой не коллекторный. Вообще очень интересный аппарат. Много необычных решений. Выход звука обычно или микросхема или выходной трансформатор Класса Б для экономии питания, но здесь транзисторный выход.
    Моторчик безконтактный, очень малошумный и надежный используется только в высококачественной аппаратуре. Это конечно BLDC (Brushless DC motor) на основе ШИМ, никаких коллекторов там нет.
    Хастанависта.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На плате управления двигателем – 3 транзистора: на одном (Q602)собран стабилизатор тока, другим (Q601) регулируется ток через двигатель, третий (Q603) используется для усиления сигнала от датчика оборотов. Плата управления двигателем, судя по 6-й, 12-й, 13-й, 20-й и 28-й фотографиям, та же, что описана в сервис-мануале, хотя двигатель – другой (DNF-1001A вместо DNF-1303A). Так какими элементами формируется широтно-импульсная модуляция и каким образом подключено несколько обмоток, если "силовых" проводов на мотор приходит всего два (третий – корпус)? Какая-то схема внутри самого двигателя? Это сделано в 1976 году.

      Удалить
    2. Почитайте про конкретные схемы о безконтактных DC моторчиках управляемыми PWM (ШИМ).

      Удалить
    3. Меня интересовала конкретно схема, приведённая в сервис-мануале на данный аппарат, стр. 28 внизу. В ней я разобрался. ШИМа там точно нет. И я уверен, что внутри моторчика никаких электронных компонентов, кроме искрогасящего конденсатора, тоже нет.

      Удалить
    4. Не посмотрели, Не почитали......... а надо бы..... не были бы столь категоричны. Теперь посмотрите про ШИМ без датчиков..... (sensorless BLDC).... потом может быть подключите Осцилоскоп к обмотке FG и покрутите подстоечник и посмотрите как изменяется ширина сигналов на выходе.

      Удалить
    5. Спасибо за совет. Почитал. Особенно поинтересовался двухфазным бесколлекторным двигателем с ШИМ-управлением (напр., application note по соотв. AVR). Ну и про трёхфазный прочитал (application note на МК от ST-electronics).
      Ещё более утвердился в своём мнении, так как:
      1. У мотора всего одна пара "силовых" проводов, чего даже для двухфазного BLDC недостаточно. Не говоря уже о том, что для магнитофона проще использовать трёхфазный BLDC, у него и направление при старте задаётся проще, и равномерность лучше.
      2. Не представляю, как на трёх транзисторах сделать то, для чего сейчас микроконтроллеры используются. Или японцы внутрь моторчика уместили схему, по размерам меньшую стабилизатора, но содержащую больше деталей, некоторые из которых по размерам должны быть не меньше, чем Q601 с платы стабилизатора?
      3. Схема в сервис-мануале –обычный стабилизатор с отрицательной обратной связью.
      4. Обмотка FG это и есть датчик оборотов уже в силу своего названия. Сигнал с неё через делитель на R601-R602-R603 подаётся на вход этой обратной связи.
      Причём здесь ШИМ без датчиков? Причём здесь подстроечник делителя (а других в стабилизаторе и нет)?

      Удалить
    6. А почему то Mystic Traveller не высказал своего мнения по этому вопросу, интересно, что он думает.

      Удалить
    7. Вы случайно не из партии Навальных или Киселевых? Они обычно прут вперед как бычки, не имея за собой ни знаний ни жизненных достоинств. Хотел изложить весь порядок работы такого двигателя со схемами.....Но, поделом.... Горбатого исправит могила. Сначала мы упрямо но согласились что это не коллекторный движок - уже хорошо. Много изголяться из-за таких Навальных сьёжившихся в неуверенную самооборону не будем, отмечу только дав пинок в правильном направлении. Все безконтактные движки (внутренние и внешние - это целый класс ДЦ Моторов) имеют FG обмотку на которых всегда ставили датчики Холла. Японцы и немцы в 80х создавали дешевую альтернативу в виде вышеописанных двигателей. В них нет датчиков, на то они и безсенсорные. Это ответ на последнее предложение в вашем изрыгании своих безсвязных, наблюдений.

      Удалить
    8. А покойному Нестерову - большой поклон и соболезнования родным. Каждый из нас идет по свету со своим “набором“ человеческих качеств. Простота его “набора качеств“ вызывает уважение.

      Удалить
    9. А пускай за меня Киплинг ответит.
      Строчками из любимого со времён института стихотворения:

      "...Or being lied about, don’t deal in lies..."

      и, ещё:

      "...If you can bear to hear the truth you’ve spoken
      Twisted by knaves to make a trap for fools..."

      От себя лишь добавлю, I can ;)

      Короче, sapienti sat.

      Удалить
    10. Брейк, ругаться из-за этой ерунды? Охолоньте.

      Удалить
  5. Конкретный аппарат еще интересен тем, что он похоже из первых выпусков.
    Те два штуки, которые имеются в хозяйстве, уже сделан под стандартный сетевой шнур.
    DNF-1001A японцы ставили в версии для себя (CF-3800).

    ОтветитьУдалить
  6. Перестал мне Сергей Борисович Нестеров из Днепра с пол года звонить. Все приставал на счет 9000 Шарпа, искал модификацию с боле мощным усилком. Да, наверно так и не нашел. Жаль, царствие небесное. А сколько ему годочков то было?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кажется, 67. Рак его съел быстро, умер он в июле. Не до Шарпов под конец ему стало.

      Удалить
    2. Володя, привет! Это Паша_PG_11 )) Скайп у тебя изменился с 2014 года? Проблема: взял себе SILVER 858-й, всем невеста хороша, только беременна немножко: отсутствует пластиковый рычаг "вкл/выкл" питания. А какая там форма - не могу понять... Фотосовет )) твой прошу. Напиши какой-нибудь контакт на pavel-su@yandex. Заранее благодарен!

      Удалить
  7. Bi
    B
    Q
    .Br B
    bMB .B
    B jB :: . .B
    B Bg QB1Bi SPB: 7B
    7g B. :B :B. :. rBr vB
    SR 7B iK vB .Y .BR vB
    5g QB B: SB .X BQ 7B
    Mv B: B. BX R5 .B LB
    B. EQ B. M7 bB uP rB
    Q :B B. .S B. .S B.
    .EQdggi. B . ZBr..ii: 7BI :::
    .:1SEPKPUBZ5JIv :bI7. DbY.
    ..

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо за хороший обзор. Являюсь вашим постоянным читателем и смотрителем на Youtube канале. Данная магнитола имеет, как по мне шикарный дизайн, но очень дорогая. Она в 1977 году стоила 400$. Недавно прикупил магнитолу Mentor stereo k3685, аналог York k3680. Также много хрома и металла и звучит на свои деньги достойно, простенько и со вкусом.

    ОтветитьУдалить