среда, 4 сентября 2013 г.

Нерль-206-Стерео. Наш ответ Чемберлену.

Я обычно спокойно отношусь к советской технике, нахлебался в те времена, как с эксплуатацией, так и с ремонтом. Поэтому если чего и беру, то только уж или совсем за копейки, или же что-то должно было мне сильно в ней понравиться. Хотя за последнее время пристально замечаю всё возрастающий интерес к отечественной электронике. В отношении, скажем, радио здесь все понятно, тут ностальгия в чистом виде, да и к тому же было в те времена много интересных вещей среди радиоприемников. А вот с магнитолами какого-то особого коллекционирования не наблюдаю. Но вот как-то получилось так, что за последнюю неделю приобрел парочку советских магнитол, одна из них Ореанда 204, которая была отдана мне за несколько долларов, а вторая Нерль-206-Стерео. О первой, если у меня будет  вдохновение, напишу как-нибудь, а вот вторая меня зацепила так, что я решил написать о ней по горячим следам, не откладывая на потом.
Как-то с несколько месяцев назад мой сосед по коридору, зная о моем увлечении, предложил мне (я так понимаю, купить) радиотехнику из его молодости. Он вынес из квартиры что-то несуразное, малоприятное, с круглыми решетками, из которых выглядывали овальные динамики. Я сразу же отказался,  похоже, сосед подразумевал, что у него ценная вещь, но предлагать копейки было нехорошо, а платить много смысла не видел. Потом я увидел эту магнитолу рядом с мусорным баком и только было хотел пойти взять ее на запчасти (антенна, трансформатор, ручки-кнопки), но невесть откуда взявшийся полубомж был расторопнее меня; со словами "Ну вот послушаем" быстро утащил ее куда-то вдаль.
И вот вчера на барахолке увидел нечто странное, сразу же привлекшее мое внимание. Я подошел поближе, поднял с земли эту магнитолу и очень был удивлен ее огромным весом. Присмотревшись к массе кнопок, я увидел, что все они были выточены из цельных кусков алюминия, никакой металлизированной пластмассы и тем более унылого черного пластика не было в помине. И только потом прочел ее название Нерль-206-Стерео.


Что сказать, ну вот не могли наши придумывать названия! Или какая нибудь банальность, граничащая с пошлостью, типа "Спутник", "Орбита", "Союз" или что-то трудно произносимое, как правило название географической местности. Отсюда и "Илеть", "Идель", я так думаю, что и "Нерль" такого же происхождения. Хуже, наверное, бы была только "Выхухоль", но она не из географии, а из зоологии.:)
Вообще мне редко нравятся магнитолы с шкалой сверху, я от них практически от всех избавился, но здесь все было как-то довольно гармонично и, я даже скажу, смотрелось вполне симпатично и миленько, если это слово подходит к описанию геттобластеров.
Стрелочные индикаторы - дополнительный плюс к магнитольному дизайну. Кстати, они всегда подсвечены в режиме работы магнитолы от сети. Надписи на панели сотрутся нескоро, так как они отлиты из пластмассы! Это вам не Sanyo, у которого буквы можно смыть простой водой.
Шкала приемника не в совсем привычном виде, станции с более высокой частотой находятся слева, а не справа, как у всех других радиоприемных устройств. А здесь подсветка включается маленькой красной кнопочкой и то только в режиме включенного радио.
Алюминиевые кнопки переключения диапазонов и три фиксированные настройки на УКВ на правом конце Нерль-206-Стерео.
Даже под карманом кнопки тоже цельнометаллические, включая маленькую кнопку сброса счетчика.
Но больше всего меня поразили деревянные боковушки магнитолы Нерль-206-Стерео. Это вам не псевдо дерево, как у National RX-5700 (ну конечно, откуда в Японии леса, ну разве что бамбук на юге), это настоящие полированные деревянные бочины.
В одной из них глубоко в прорези расположилась огромная красная кнопка сетевого  выключателя.
Но самое главное, что выгодно отличало этот аппарат - большие оригинальные черные прямоугольные грили, под которыми могли быть как два вертикально расположенных динамика, как в Panasonic RX-F32, так и просто большой динамик с высокочастотником.
Но давайте спустимся на землю и вспомним, что у нас советский аппарат второй половины восьмидесятых. Никаких  пищалок, ни бумажных, ни пьезо, тут не было. Поскольку правый гриль держался на честном слове, то можно легко продемонстрировать содержимое. Я по жизни отнюдь не против овальных динамиков, вон Grundig их ставил очень даже часто, просто на мой взгляд в чистом виде они не совсем подходят магнитолам визуально. Поэтому квадратная черная решетка их очень удачно скрадывает.
Сзади все разъемы и пару отсеков прикрыты крышечками. К сожалению, до меня парочка из них не дошла.
В общем разногласий с внешностью Нерль-206-Стерео у меня не возникло. Решил включить и посмотреть, что и как. Открыл карман и увидел таракана. В жизни я на них насмотрелся много, и в аппаратуре видел немало тоже, но за последние лет 10 они были в основном не совсем живые. Этот же был очень даже боек и вполне реально шевелил усами. Я подумал, а не успели ли его сородичи покинуть этот ковчег, но день был светлый, а эти твари любят темноту. А потому Нерль-206-Стерео была быстренько помещена в карантин, а именно в морозилку на ночь.
Утром, после некоторого оттаивания, решил вскрыть и вытряхнуть трупы неудавшихся десантников. Крышка снимается легко, четыре винта и все.
На удивление, ничего страшного, подобного Sharp GF-800, здесь не наблюдалось. Напротив все было чистенько и прилично. Я решил углубиться вовнутрь, благо дело это было нетрудно. Достаточно было открутить несколько винтов внизу и платы легко поднимались вверх, просто поворачиваясь на осях. Вот вам тюнер.
А вот блок УНЧ.
Я разглядел среди проводов выходную микросхемы УНЧа, но не записал ее название по причине отсутствия необходимости в этом, кому интересно, легко может найти данные в интернете.
Протяжка была практически в девственном состоянии.
Продвинутый народ опознает в этом механизме двух маховиковую протяжку от магнитофона Весна. Системы автостопа в ней нет. Поскольку подмотка в протяжке не работала, пришлось разбирать Нерль-206-Стерео дальше. Просто так открутить 4 болта и вынуть мне показалось недостаточным, так как к протяжке была прикручена скоба, на которой располагались регуляторы записи. Скобу крепили два винта, левый и центральный, закрашенные красной краской. Вторая сторона скобы крепилась также где-то в стороне винтами.
Я открутил эти два маленьких винта, но оказывается скоба представляла собою консоль, которая упиралась в особый кронштейн и винты можно было не удалять. Поднял протяжку и открутил плату, прикрепленную к протяжке. Как видите, сохранился всего один основной пасик, да и тот был в трещинах.
Под протяжкой плата, сколько здесь КаЭмок для любителей драгметаллов, судите сами. Для меня же это не ценное сырье для быстрого обогащения, а радиодетали.
Замена пасиков очень проста, я слегка выкрутил два подпятника маховиков, чтобы можно было просунуть в образовавшуюся щель пасики и установил новые резинки.
Поскольку магнитофон пока еще находится в разобранном виде, то можно почистить от немногочисленной пыли внутренности. Злополучный таракан все не попадался.
Стянуть шесть крутилок, чтобы снять верхнюю панель, было довольно трудно.
 Ручки сидели на своих капроновых насадках очень плотно.
Протер от пыли шкалу. Подклеил кронштейн правой лампочки подсветки.
 Вычистил колесики точной настройки.
Так как сама магнитола Нерль-206-Стерео довольно тяжелая, места крепления ручки для переноски потрескались, пришлось проклеить с обоих сторон панели трещины дихлорэтаном.
Пока у нас снята передняя панель, можно мельком посмотреть на акустику. Ну да, не шестнадцатые динамики, но как играет Нерль-206-Стерео, мне вполне понравилось.
Механизм выброса кармана сделан очень конкретно, это вам не сгибающийся кембрик, все железное!
А вот и обнаружился виновник разборки магнитолы. После краткой панихиды тело его было предано земле выброшено в раковину.
Процесс сборки прошел относительно быстро.
Итак, что имеем в итоге.
На мой взгляд, довольно неплохо сделанный аппарат из вполне качественных из имеющихся в наличии на тот момент материалов и деталей. Понятно, что элементная база, может быть, не самая хорошая, да и вес из за микросхем с 16 ножками и 2 ручками для переноски немал, но для настоящей магнитолы это только плюс. Иначе берешь в руки какой-нибудь Sharp GF-5757 и чувствуешь, что тебя просто обманули!
По моему мнению, даже очень симпатичный. Уж явно не хуже Sharp GF-5454.
Его как бы даже и не стыдно было бы и зарубежным любителям магнитол показать, вещь весьма настоящая. Кстати, и играет ничего так, хотя в интернете я вычитал кучу ругательных эпитетов в ее сторону. Но мне понравилось, а это главный критерий в моем зверинце.
Так что если попадется за умеренные деньги, то отчего бы и нет? Рекомендую. Я отдал за него порядка 10 долларов, думаю, что он стоит каждой своей копейки. Вот только бы пару крышечек задних найти бы!














15 комментариев:

  1. Микрик на обратной стороне лентопротяжки, да ещё с той стороны, где клавиша "Пауза", обычно предназначен для блокировки электронного автостопа в режиме паузы. Однако, здесь электромагнита нет, проводов от приёмного узла – тоже. Интересно, какую роль выполняет этот микрик?

    ОтветитьУдалить
  2. Интересная вещь...

    А антенна есть у него? Как я понял, ФМ у него тоже нету... :)

    Алекс

    ОтветитьУдалить
  3. Антенна есть, она справа. Есть целый блок УКВ. FM нету.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень легко перестраивается в FM, буквально выпаивается 3 конденсатора и ферритовые сердечники меняются на латунные, стереодекодер по желанию. Этим блок УКВ1-05С хорош

      Удалить
    2. это в модуле укв выпаевается?

      Удалить
  4. А я такой купил

    http://fotki.yandex.ru/users/ed3900/view/882157/?page=0

    мне больше нравиться, квадратный дали на зап части,завтро гляну нет ли там крышек задних

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Был бы признателен за крышки, мне реально магнитола по душе.

      Удалить
  5. оказался цвета серебристова но с круглыми динамиками и крышка другая ,только кнопки такие как у вас

    ОтветитьУдалить
  6. Владимир, хороший обзор.
    Я испытываю особенную любовь к этой магнитоле в силу эстетическо-ностальгических воспоминаний... Более того, я фанат этой модели.. А не только Шарпа 777. ;)
    Но вот насчёт названия Вы неправы.

    Очень красивое, на мой взгляд, и историческое русское название. Реки.
    В переводе с финно-угорского, что-то вроде "обильная водой".
    Так вот Нерль - полноводная река в Владимирской области, приток Клязьмы (а она приток Оки). Именно на её берегу стоит всемирно известный храм Покрова на Нерли, построенный Андреем Боголюбским почти тыщу лет назад.. "Нерль 206" выпускалась на владимирском "Точмаше"...
    В моей коллекции есть даже внутренний "сопроводительный листок" к одной Нерли...
    А вот такой Нерли - это раннее "издание" - увы, нет.
    Мог бы купить у Вас, в Харькове у меня есть свой человек. Если уступите по сходной цене, буду признателен и благодарен.

    Артём "NN"
    На всяк. случай моя почта: box234@narod.ru

    ОтветитьУдалить
  7. Джачинто! А Вы не пробовали на узлах подкатушечных (крутилках) заменить родные трёхгранные головки (вот они на Вашем фото: http://1.bp.blogspot.com/-UIrXFlB1y3A/Uidm-WL_GuI/AAAAAAAAKmk/fAhwwysdEp0/s1600/IMGP0002.JPG) на шестигранные от магнитофона "Романтик-306", вот как http://www.rw6ase.narod.ru/000/mg/romantik306_09.jpg ?

    ОтветитьУдалить
  8. Ответы
    1. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    2. Ну, как зачем?!
      Чтобы лучше крутило колёсико-бобинку в кассете.
      6-лопастные от Романтика-306 лучше родных 3-лопастных типа как от Весны-207 или того же Ижа-302/303С и той же Электроники-302 и многих других совковых.
      Они намного лучше и цепче и ровнее крутят. Как японские из Японии. У Вас что, не было лишнего неремонтируемого сломанного Романтика-306, чтобы извлечь оттуда подкатушечники и снять с них 6-лопастные головки-крутилки и вставить их в Вашу Нерль-206-Стерео?

      Понимаете, Джачинто, 6-ки стали применять в импортных кассетниках с 1992 года обширно и 3-ки к 1993 году вытеснили полностью. В 1993-1994 годах подкатушечники в кассетных магнитофонах были только 6-лопастными в принципе, как в Романтике-306, а не как в Весне-207, Иже-302/303С, Электронике-302. 3-лопастные - это для классики, для напоминания катушечных магнитофонов. А так, как я Вам предложил - это модернизация магнитофона Нерль-206-Стерео. Понимаете ли, в Романтике-306 применялся лентопротяжный механизм от магнитофонов модели "Весна" и в Нерли-206-Стерео то же самое.

      Удалить
  9. " двух маховиковую протяжку от магнитофона Весна"
    Есть у меня магнитофон "Весна 207 стерео".
    ЛПМ похожий на этот, только на плоском основном пасике и с автостопом.
    Нормальным автостопом, от подмотки и с электромагнитным приводом - ленту никогда не "жевал".
    На подмотке стоят щетки и при вращении замыкают спец. сектор - наподобие торцевого коллектора эл. двигателя. Получаемый импульс(замыкание/размыкание) идет в схему автостопа.

    ОтветитьУдалить
  10. ....у меня был такой. Аж дух перехватило как увидел. Спасибо, за воспоминания. Классный был аппарат...

    ОтветитьУдалить