четверг, 25 апреля 2013 г.

Toshiba RT-200S. Японская красавица как она есть

Я уже говорил неоднократно, что компания Tokyo Shibaura всегда мне нравилась и к ее продукции я весьма неровно дышу. И причина здесь та, что, как мне кажется, руководство Toshiba позволяло своим инженерам конструировать все, что могло прийти в их воспаленную, в хорошем смысле, голову, причем верхней планки по сложности у них просто не было. С другой стороны, практически все, что произведено компанией, на деле очень технологично и очень грамотно сконструировано. Во всяком случае, та аппаратура, которую видел лично я. Даже простые изделия, как правило, очень изящны и обладают какой-нибудь интересной особенностью. Из тех, кто еще так мог делать, пожалуй, была наверное, только Aiwa, больше почему-то в голову ничего не приходит.
А магнитола Toshiba RT-200S мне нравилась всегда, причем как внешне. так и по ее функциональным возможностям. Одно время я довольно долго за ней гонялся и первую выменял на двухмоторный плеер JVC. Потом они мне уже стали встречаться чаще, но удовольствие от обладания или использования этого аппарата до сих пор никуда не исчезло и я по прежнему люблю Toshiba RT-200S.


Конкретно этот экземпляр Toshiba RT-200S мне достался довольно интересным способом. Мой знакомый из Каменец-Подольска Олег продал этот аппарат в Полтаву, но у магнитолы отказало радио. Взамен Toshiba RT-200S была послана Saba Transeuropa RCR-426, у которой в Полтаве по причине какой-то аномалии отказал на сей раз двигатель, вернее, у него стала изменяться скорость.  Поскольку люди за Saba доплатили весьма конкретные деньги, то они пожелали, чтобы двигатель на ней стоял родной и никакой другой. Ну а в ближайшей окружности такой движок стоял только на моей Сабе, которую я уже здесь описал. И чтобы закрыть вопрос и не заниматься возвратами, Олег предложил мне эту Toshiba RT-200S в обмен на двигатель. Why not? За эту Toshiba RT-200S я был готов не только движок снять, но к счастью большего не попросили. И вот она нарядная на праздник к нам пришла.
Правда, в разобранном виде, поскольку мастер из Каменец-Подольска причину молчания радио нашел, а устранить ее не мог. По его утверждению, в Toshiba RT-200S умерла микросхема TA7614AP, а другой у него не было.
Честно говоря, я не очень поверил в эту гипотезу и решил проверить все сам, потому как схема на аппарат есть на Электротане. К тому же, запасной вариант в виде распотрошенного экземпляра без кассетоприемника у меня был, в свое время я его купил за 3 копейки.
То есть риска обрести еще одного инвалида у меня не было, в  крайнем случае я перебросил бы просто плату и все. Правда, провода динамиков пришлось бы перерезать, потому как они накручены на штырьки, была раньше широко распространена такая форма соединения.
Тот факт, что тюнер на доноре был азиат, а чинимая Toshiba RT-200S с европейского рынка, меня волновал не очень сильно.

А потом у меня что-то щелкнуло в голове и я вспомнил, что как-то распаял несколько доставшихся мне плат от доноров, поскольку хранение в разобранном виде более компактно, нежели гора из узлов и плат. И что вы думаете? Первая микросхема, извлеченная из коробочки была искомая TA7614AP!  Я специально пересмотрел остальные чипы, нет, она была таки одна.
Процесс выпаивания старой и установки новой был не очень удобен, так как пришлось снимать верньерное устройство, но тем не менее занял не очень много времени.
И таки каменецподольский мастер был прав! Аппарат сразу заработал. Одной проблемой меньше.
У Toshiba RT-200S был еще один дефект, а именно правый динамик по гофру был надорван. Лечение - пропитка резиновым клеем, растворенным в бензине. Заодно пропитал этим раствором гофр и второго динамика. Хуже не будет.
Сами динамики низкочастотники 12 см, установлены в пластмассовых "стаканах", как в Sharp GF-5757

А вот ВЧ-настоящие, бумажные, диаметром 4 см. Стоят на двух специальных тоненьких стоечках.
С обратной стороны они такие.

Ну а последний дефект, связанный с тем, что по отдельности протяжка работала в обоих направлениях, а вот в режиме автореверса клинила, лечился смазкой механизма. Но и пасик заменил на более тугой. Тут следует сказать, что протяжка у этого аппарата довольно своеобразна. Для того, чтобы дека работала в режиме автореверса, следует нажать обе клавиши Play в обоих направлениях.
В связи с тем, что половину работы по нажиманию довольно тугих клавиш приходится делать пользователю, то провернуть головки, слегка оттянув каретку, мотору уже не так и трудно. Потому в протяжке вместо плоского установлен довольно тонкий пасик со стороной примерно 1,2 мм.
Вообще в протяжке всего один пасик, если не считать пасик счетчика. Меняется пасик элементарно, это вам не Sanyo!
Смазать трущиеся детали тоже не трудно, добраться до всего очень легко.
После смазки протяжка заработала уверенно, автореверс работал четко.
У этой протяжки есть одна потенциально очень проблемная деталь - это шестерня поворота головки. Во всяком случае мне попадались два аппарата с расколотыми этими шестеренками.
 
Более того, я скажу, что я даже сам сделал на одном из аппаратов эту шестерню. Понятно, что зубья не нарезал, а подобрал примерно похожую и изготовил поводок, причем не имея перед глазами образца. Сейчас бы я этот подвиг не стал бы повторять, ну разве что за особые коврижки.
Индикация направления движения выполнена в виде красивых светодиодных дорожек.
Сравнивая протяжку этой Toshiba RT-200S с протяжкой донора, я обнаружил, что на европейце стоял мотор Mabuchi, а вот на азиатском доноре индийский движок,
причем похоже, что его не меняли, пайка похожа на заводскую.

Заканчивая про протяжку, скажу, что эта протяжка применялась на нескольких моделях и не только у фирмы Toshiba, но и на магнитолах других фирм, в частности у Akai. Впрочем, модель Akai AJ-R8 на самом деле является перелицовкой тошибовской модели, и тем не менее.
Ну а теперь об общих впечатлениях. Как я уже говорил, Toshiba RT-200S мне нравится. Она выпускалась в двух видах оформления, для Европы и Азии.
Наиболее существенное отличие, помимо разных диапазонов тюнера - это оформление высокочастотников.
Азиатский вариант иногда еще называется BomBeat DR-01. Ну и цветовое оформление слегка отличается.
Сравнивая Toshiba RT-200S с упоминавшимся Sharp GF-5757, могу сказать, что при внешне одинаковых размерах и схожих динамиках Toshiba на порядок интереснее Шарпа. Хотя по цене они примерно равны. Недооцененная Тошиба и переоцененный Шарп. Впрочем, первое правило биржевого брокера - рынок всегда прав.
Кстати, у нее есть отдельный вспомогательный вход, к нему можно подключать современные гаджеты, в случае необходимости, конечно!
Выход, кстати, тоже есть.
Вот такая вот японская магнитола. Не маленькая и не большая, не тяжелая и не легкая, не дорогая и не дешевая, не уродливая, а довольно красивая. Последнее именно так, я сказал!:) Впрочем, это шутка, я человек толерантный и безапелляционность здесь неуместна.








39 комментариев:

  1. Цены в Каменец-Подольском не детские :)Да и доставка по Украине 200 гривен. Как-то не комильфо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну мне примерно ясна подольская математика.
      Человек берет на Ибее, плюс доставка по Германии, потом транспортные затраты в Украину с жадными таможенниками, потом ремонт, ну и свои копытные прибавляются.
      А доставка по Украине существенно дешевле, это вы перепутали с доставкой из Украины в Россию. Да, примерно 200 гривен за посылку порядка 8 кг.

      Удалить
    2. Спасибо большое за публикацию. Судя по всему, ремонт это тоже часть вашего хобби. Нуждаюсь в квалифицированной помощи, можем поработать? Я в Киеве. Мой мэйл tolsttrs@gmail.com 067 5063200 Олег

      Удалить
    3. Напишите кратко, в чем проблема?

      Удалить
  2. Ну, не соглашусь: указано чёрным по белому -ао Украине 200 гривен http://kamenets-podolskiy.khm.slando.ua/obyavlenie/horoshaya-yamonskaya-magnitola-magnitofon-vintazh-ID6h12B.html#827071f73d;r:;s:
    А на ебее все берут. Реже на инджапане. Если чел сам везёт на бусе, то это аппаратов 10 не меньше и, так сказать, попутная загрузка. Таможню устраивает 100 евро за 10ть аппаратов. Это если везти. Почта - 45 евро три аппарата в одной посылке и никакой таможни. По Германии дхлом или гермесом 6-7 евро. Так что тут математика простая. :) Не, я не против, каждый волен ставить свою цену, имеет право. Но, само отношение.....как-то не то.... Продаётся две тошибы ( на фото) в описании один живис. Фото грюндига а цена 3200 ( у немцев 60 евро в идеале). Ну это так, хотел что-то купить, но всё очень запутанно... :)
    ---------------------------
    Прошу прощения, отвлёкся. :) За обзорчик спасибо. Как всегда интересно.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте!Нельзя ли подробнее про пропитку гофра резиновым клеем?До какой консистенции разводить его бензином и какая конкретно марка клея?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я развожу до максимально жидкого и пропитываю. Так как бензин испаряется очень быстро, каждый последующий слой будет гуще и меньше впитываться в бумагу. Вы сами поймете, когда будет достаточно. Образуется слой каучука, который будет служить новым гофром диффузора.

      Удалить
  4. hi I need a tuning knob for my Toshiba rt-200 still have one for parts?

    привет Мне нужна ручку настройки для моего Toshiba RT- 200 еще есть один для частей?


    privet Mne nuzhna ruchku nastroyki dlya moyego Toshiba RT- 200 yeshche yest' odin dlya chastey?

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте! Приобрёл данный аппарат.Состояние на твёрдую 4+. Поменял электролиты по питанию и в УНЧ. Почистил все переключатели,пассики - замена.Почистил протяжку,смазал - и одно но.При нажатии одновременно двух клавиш play - протяжка щёлкает и головка вращается и не фиксируется .Тон валы не крутятся и приёмные ролики тоже.Если же нажимать поочерёдно право - лево воспроизводит отлично.Перемотки,автостоп - работает всё чётко.Видимых повреждений не нашёл,вроде всё на месте.Подскажите пожалуйста,где может быть косяк.
    С уважением Владимир.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне сейчас трудно представить, не видя механизм глазами, попробуйте включить вторую кнопку play во время работы в одну сторону протяжки и посмотрите, клинит ли она в таком положении? Если валы не крутятся, может пасик на шкиве мотора проскальзывает? Попробуйте в обесточенном варианте медленно сами вручную прокрутить всю систему, может поймете, где проблема.

      Удалить
  6. Большое спасибо! Интересный факт - протяжка начинает работать кверху ногами,то есть кассетоприёмник смотрит в стол!!!Ставишь прямо - реверс щёлкает!

    ОтветитьУдалить
  7. Владимир, мучаюсь с этим аппаратом - сил нет. Речь о протяжке. Когда купил, то воспроизведение явно плыло. Понял, что дело в пасике - проверил по базе, должен стоять квадратный 1.9мм на 23.1 см. Такой и поставил. Какое-то время поиграл с правильно скоростью, потом протяжка работать перестала. Открыл - пасик порван. Поставил второй, опять по размеру как рекомендовано. Не отыграл и часа - опять замолк с порванным пасиком. Так можно до бесконечности пасики менять. Понять не могу, чтобы порвать этот пасик со стороной в 1.9 мм, сила нужна немалая, но откуда-то она берется. Грешу на автореверс, может быть те большие колеса протяжки как-то клинит, но представить это сложно. Если вдруг у Вас возникнет мысль, что может быть причиной, то буду очень признателен.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я ставил обычный базарный пасик со стороной 1 мм, работает хоть бы хны. Но вообще заметил, что именно Тошибы иногда критичны к пасикам, на какой-то простой балалайке от китайского пасика возникала детонация, хотя на аппаратах других фирм такого не случалось.
      Во время переключения реверса вполне возможно, что сила возникает большая, но не настолько, чтобы пасики рвать, у нас же основную работу тут мы делаем сами, заранее нажимая сразу обе кнопки направлений проигрывания, механизм там только голову поворачивает, немного оттягивая каретку, по идее, он просто бы не мог бы рвать пасик, а только застревал бы на месте.

      Удалить
  8. Владимир, большое спасибо! Попробую сегодня третий раз, может быть для эксперимента поставлю обычный, не толстый квардратный пасик. Уже разбираю-собираю этот аппарат как АКМ разбирали в Советской армии. Надо попробовать еще в открытом состоянии его погонять, чтобы увидеть, что там происходит. Красивый аппарат, но вот не заладилось с этой "однопасиковой" протяжкой. Впервые с таким столкнулся - ладно пленку бывает рвут и жуют, но пасик сечением 2 мм - это мощно. Большое спасибо!

    ОтветитьУдалить
  9. Сегодня шёл из гаража и увидел переднюю крышку этой красавици а рядом и заднюю, какие то варвары зверски разломали аппарат,не смог пройти мимо и забрал чудом уцелевший кассетоприёмник и крышку батарейного отсека. Может Вам пригодиться? С уважением Андрей ak1968@ukr.net

    ОтветитьУдалить
  10. Добрый день! у нас новая RT-200s в коробке и пакете, полный комплект 88 года, ни разу не доставалась из коробки, хотели бы продать. Мы в Москве, тел. +7916791985

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне папа отдал такой аппарат. Он его в 1983 году привёз из командировки. Радио работает. А когда нажимаешь на плей для работы кассеты, то не мотает плёнку. при открытой крышке видно, что резиновый валик крутится, но не доходит до железной втулки. Пальцем подправляю, начинает крутиться железка и всё остальное. Я попробовала крышку открыть,у меня не получается. Может просто смазать и не разбирать? Жалко, что не работает это память от папы. Как эту чёртову крышку открыть? вроде бы все шурупы открутила, а что-то держит в середине. не пойму.

      Удалить
  11. Эх, если бы мы говорили на одном языке, использовали одни и те же термины, то задача была бы существенно проще. У Вас крышка то открыта, то не открывается.)))
    Карман открывается (кассетоприемник)? Ручки и насадки все сняты спереди?
    Все 6 винтов сзади откручены? Тогда откройте карман и снимайте переднюю панель, просто тянете ее вверх, она больше ничем не держится.
    Если опять что-то мешает, то снимите ролик и отошлите мне на Вайбер +380503015320 или на почту nefa13@mail.ru, лично хочу увидеть такое чудо.)))

    ОтветитьУдалить
  12. Так это вы дока в этом деле, а для меня всё anekrb и штучки). крышка открывается, впереди, куда кассету закидывают. А снять я хотела заднюю стенку. Открутила все видимые болтики. Их очень много. Впереди сняла все кругляшки выпирающиеся. Пытаюсь ножом подцепить м открыть, но что-то держит. Но я же не могу сдаться и убрать ящик этот в шкаф. я загорелась его сделать норм. Тем более, всё же работает, но вот эта втулка резиновая внизу не хочет нормально подняться). Зря я вам, наверно, написала.

    ОтветитьУдалить
  13. Да, я сниму ролик, точнее сына попрошу, у него хороший телефон.и вам пошлю по почте. Спс.

    ОтветитьУдалить
  14. Мы точно про Тошибу 200 говорим? Сзади у нее 7 винтов (хотя у меня 6, внизу по центру отсутствует). Два по бокам внизу, 2 посередине примерно на расстоянии 16 см друг от друга, два сверху по сторонам. Больше там винтов никаких нет.
    Спереди снимаем 3 маленьких ручки, одну большую настройки радио, 4 насадки на переключатель, открываем карман и снимаем ПЕРЕДНЮЮ ПАНЕЛЬ, задней стенки у нее нет, там она общая с корпусом.
    Я специально пошел и посмотрел обе свои "двухсотки", никаких винтов спереди, держащих переднюю панель, у нее нет.

    ОтветитьУдалить
  15. Не факт, что 200. Сын в Таллинне,мафон у него, а я в соседнем городе. Как будет возможность сниму фото и видео. Скорее всего 23 октября. Боюсь сама испортить всё, говорят, "японцы" очень капризные и неучам лезть не стоит во внутренности).

    ОтветитьУдалить
  16. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  17. Нет звука,только тихий гул во всех режимах?

    ОтветитьУдалить
  18. Вопрос не понятен, но если гул, то может и сглаживающий конденсатор быть, а может микросхема УНЧа. Мало информации.

    ОтветитьУдалить
  19. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На выходной микросхеме станьте пинцетом или щупом на ножки входов, если каналы возбуждаются, значит микра живая. Тогда проблема или с регулятором громкости, или с переключателем рода работ.
      А, еще. Наушники вставьте гнездо, может в разъеме контакты окислились. Если на наушники все то же самое, значит действуйте по вышеописанному плану.

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
  20. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  21. И даже на диапазонах AM горит? Думаю, что где-то что-то замыкает, просто так гореть он не должен.

    ОтветитьУдалить
  22. Сколько в неё батареек вставляется? Собрался покупать такую. Очень красивый аппарат!

    ОтветитьУдалить
  23. 6 штук самых больших, тех, что D. За сколько сватают?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 10000р. Вскрыл и тоже поворотной шестерни хана. Теперь думаю где брать...

      Удалить
    2. Насколько помню, использовал от 939 шарпа шестерню, доработав чуток.

      Удалить
  24. Красавица, слов нет просто.
    Я её впервые увидел у нашего поселкового телемастера. Принёс к нему чинить Весну-212, которая издохла сразу после покупки. Не пережила 25 км трясучки из райцентра. 375 рублей стоила зараза, но полное дерьмо. Резко подпрыгнула скорость лентопротяга. Телемастер не хотел чинить по гарантии, кобенился, но я его уломал самолично вскрыв пломбу. До ближайшей гарантийной мастерской было 5 часов езды на поезде, а там месяц проваляется. Подозреваю, что надо было просто крутануть потенциометр.
    Мой магнитофон был починен уже за деньги в течении нескольких минут, и мастер дополнительно уломал меня погонять мою весну в режиме воспроизведения, чтобы записать на свою "тошку" 2 кассеты. Одну с Токаревым (с ДР тётя Хая), а другую с Gazebo. И когда я зашёл в мастерскую, как раз начала играть песня For Anita. Там во вступлении звук по каналам разбегается, а у "тошки" был включён расширитель стереопанорамы. Звук как будто заполнил всю комнату, никогда да это я такого звука не слышал.
    Ещё запомнил, что мастер долго плевался от внутренностей Весны 212, невольно сравнивая их с "тошкой", куда он тоже зачем-то успел слазить.
    Спустя много лет, на уже умершем Молотке, я таки нашёл эту красавицу. Точный номер модели я не помнил. Помнил только что Toshiba и Bombeat. По картинкам вычислил модель, и за какие-то 5 килорублей стал её счастливым обладателем.
    Но... как говорится: если в детстве у тебя не было Toshiba RT-200S, а сейчас у тебя есть навороченный Hi-End, то у тебя в детстве всё равно не было Toshiba RT-200S. Такие вот дела.

    ОтветитьУдалить
  25. подскажите, как реализован реверс?
    на валу головки маленькая круглая шестерня,которая соединяется с секторной шестерней,а вот,что приводит в действие сеторную шестерню не могу понять.

    ОтветитьУдалить