вторник, 13 октября 2015 г.

Grundig RR 920. Ну не люблю я такое...and Philips too.

Когда я говорю, что на блошином рынке ничего не попадается, то это как бы несколько преувеличено, имеется в виду, что ничего путевого не попадается, а хлам и дрова еще встречаются. Ну вот я и прикупил что-то из дров. А если конкретно, то стоял мужичок и продавал Grundig RR 920, я сначала подумал, что хочет дорого, потому к нему никто не подошел и не выкупил. Лично у меня когда-то что-то подобное было, я его починил и избавился, потому не хотелось опять брать за дорого и потом возиться с ним. Вот что-то не очень я с Грюндигами люблю общаться, опыт прошлого ремонта не вдохновлял. Но решил все же спросить, что да как с этим Grundig RR 920. Продавец охотно объяснил, что дека не работает, а радио на FM принимает еле одну станцию. Эту магнитолу сегодня уже у него купил один дедушка, но через минут 15 принес назад, убоявшись трудностей ремонта. В общем после всего хозяин хочет за всю эту радость хотя бы 200 гривен, эти деньги он сам когда-то за него сам уплатил. Ну сумма не фантастическая, что-то около 9 долларов, попробую взять и повозиться с ним, решил я. Антенна была целая, основные ручки, кнопки и крутилки на месте, нет только пары переключателей внизу, но я как-то придумаю, чем их заменить. Тем более хозяин аппарата сказал, что у него есть второй точно такой же, только разобранный, там вообще никаких ручек нет, но зато кое-какие детали можно будет взять оттуда и даже бесплатно.
Взял магнитолу и принеся домой, включил. Все было так, как мне и описал бывший владелец.
Начал крутить ручку тюнера, стрелка шкалы дошла до края на 87,5 МГц, пошла дальше и благополучно слетела с нити верньера. Вот и еще одна дополнительная проблема появилась. Ну я бы полез вовнутрь по любому, как минимум исправить верньер нужно было прямо таки обязательно, потому пришлось открывать и чинить. Ну перед описанием процесса ремонта давайте-ка я вам покажу, что получилось в итоге.

Германская школа магнитол весьма самобытная и вовсе не такая, как азиатская. Это потом уже немецкие фирмы начали халтурить и лепить свои лейблы на восточную продукцию, а вначале они проводили собственные разработки и выпускали довольно самобытные вещи с оригинальными техническими решениями. Применительно к конкретному Grundig RR 920 сразу в глаза бросилось то, что корпус магнитолы не свинчен винтами, а соединен между собой защелками. То есть внизу отверткой поддеваешь его через специальные расширения и задняя панель легко снимается. Мало того, также просто снимается и передняя панель, тут даже и отвертка не нужна. Вот что находится здесь под передней панелью
В первую очередь меня интересовало, в чем проблема с тюнером, почему он ловит тихо только одну-две станции. Я нажал пальцем на плату в районе катушки гетеродина и тюнер заорал. После такого чудесного выздоровления я потом многократно нажимал  и простукивал плату, пытаясь опять поймать этот дефект, однако больше болезнь не проявлялась и до настоящего времени тюнер работает прекрасно. Ну не ломать же его теперь специально?
Следующий номер нашей ремонтной программы - это ремонт верньера, чтобы стрелка ходила строго по шкале от 0 до 100, обычно внизу шкалы есть дополнительная линейная шкала, она также может быть и от 1 до 10.
Шкив, на который намотана нить верньера от одного конца  шкалы до другого делает в Grundig RR 920 два оборота, а КПЕ за это время должен провернуться на половину оборота и даже чуточку меньше. Для того, чтобы не перекрутить больше положенного, существует система из 2 ограничителей (на других аппаратах типа ITT я даже кажется встречал и три ограничителя), которые не позволяют сделать больше двух оборотов. Каждый из ограничителей делает оборот и упирается в следующий ограничитель. Сколько ограничителей, столько и витков.
Так вот на нашем конкретном Grundig RR 920 из за того, что маленькая шестерня лопнула на оси и стала перемещаться вдоль этой самой оси, ограничители перестали цепляться друг за друга и шкив стал делать больше положенных двух оборотов, из за чего и стрелка уходила за края шкалы, где и слетала с нити. Мне пришлось долго разбираться, как расположить эти ограничители друг относительно друга и относительно всей остальной системы, чтобы получалось именно два оборота (на самом деле чуть меньше из за конструкции этих ограничителей). Когда понял принцип, то стал думать, как сделать так, чтобы они больше не слетали и надежно цеплялись друг за друга. Решение пришло простое: для того, чтобы уменьшить их передвижение вдоль оси, надо поставить что-то в виде шайбы или двух. Была мысль снять шкив и он таки легко снялся с оси, но дальше задача была снять саму ось, а это было уже не просто. К счастью, во время этой процедуры у меня слетел виток нити верньера со шкива. В чем счастье, спросите? В том, что могли соскочить все витки и тогда я бы себя обеспечил бы дурной работой на несколько часов.
А так я одел шкив назад и относительно легко вернул слетевший виток на свое место. Вместо шайб я намотал на ось пару витков медной проволоки и концы ее крутил. Получилась неказистая, но вполне работоспособная  конструкция. Шкив ходит на положенные 2 оборота, все работает надежно, чего еще желать?
В принципе, радио работало, а в кассетную деку мне лезть не хотелось. Ну не работает там подмотка, наверное умер какой-то пасик. Была мысль закончить на этом ремонт и продать его как есть к чертовой бабушке. Основная масса продавцов так и делает, пишут, мол, дека не работает, наверное там порвались пасики. Но я забыл, что у меня не просто магнитола, а Grundig!
Кстати, может часть из продавцов добросовестно так и думает, но в отношении Grundig и примкнувшего к нему Philips все не так просто. У нас на украинском форуме один, мягко говоря, не сильно обремененный порядочностью продавец, продает Grundig Party Center 800 , пишет, мол, дословно "Магнитофон читает , пишет , но не мотает. Надо делать профилактику ЛПМ. Неплохой вариант для коллекционера". Я этому продавцу из Мариуполя написал, а не в шестернях ли дело, разлюбезный, ведь тут профилактикой не отделаешься. Он отморозился и попросил администратора форума убрать мой вопрос. Ну так я со своего форума хочу спросить, алё, Мариуполь, как можно профилактикой вылечить триппер поломанную шестерню?  Покупает человек такую радость, открывает, а там большой привет с большого БАМа. Неплохой вариант засады коллекционеру, знаю я уже многих таких, которые ищут эти самоликвидирующиеся шестерни и не могут никак отыскать. Но мы слегка отвлеклись.
В общем с этой немецкой логикой изготовления магнитол бороться не хотелось, а напротив хотелось закрыть его и продать как есть. А что, вариант стереофонического радио тоже хорош. Но для придания законченного вида нужно было восстановить пару ручек переключателей внизу. В живых была только левая ручка переключателя типа ленты, правее ее находился тоже не особо важный переключатель измерителя заряда батареи, а вот без крайне правого переключателя обойтись было трудно - это собственно выключатель сети, без него магнитолу не включишь. Нет, можно подлезть отверткой и включить, но кайф от этого еще тот.
Стал искать по своим закромам, что у меня есть похожего. Нашел три одинаковых переключателя от какого-то советского аппарата. Обрезать их до нужного размера не проблема, ножовка по металлу в помощь.
Ножки переключателей были обломаны под самый корешок, сразу под ними была металлическая ось, на которой качалась вся конструкция переключателя. То есть прямо туда ничего не вваришь, не вставишь, этому мешает ось. Нужно было как-то крепить к периферии. Решение пришло следующее. Нужно высверлить по диагонали маленькие отверстия, вставить туда проволоку, которая будет выполнять роль штифта, а на нее уже надевать ручку.
В качестве проволоки использовал скрепку. Нагрузки на переключатель небольшие, такой толщины проволока выдержит их.
 Согнул до необходимой формы, чтобы ручка на ней не болталась.
Вообще по хорошим делам надо было бы поставить и вторую скобу, крест-накрест,  но честно говоря, не в коня корм, никто моего труда не оценит. Работает конструкция, хватит и этого. Все равно, если бросать магнитолу лицом вниз, то отломаются любые переключатели. Не зря на последующих моделях стали делать дуги безопасности по краям, именно они и спасали такие переключатели.
Как я конкретно вставил скобы в переключатели? Была идея раскалить их и вплавить, но металл тогда после этой процедуры становится очень мягким, для нашей цели это не годится. Потому отверстия высверливал. Сверло взял самое маленькое, 075 мм.
В получаемые отверстия скрепка входила очень плотно. Потом ее можно зафиксировать мгновенным клеем.
Надеваем ручки, так как конструкция у нас проволочная, можно подогнуть ее, чтобы все переключатели выглядели одинаково.
С левого переключателя я тоже снял родную ручку и поставил новую, переключатели хотя и похожи стилистически, но немного отличаются. А так вот в глаза бросаться не будут.
Вид сверху на них. Предела совершенству нет, мне хватит и этого.
С другого ракурса.
Далее можно было бы собрать Grundig RR 920 и закончить на этом обзор, но тогда бы меня начала бы пинать ногами часть моих читателей, если не ты, то кто, в общем я решил грызть кактус дальше. Noblesse oblige. Сначала нужно было снять протяжку. Она крепится всего 3 винтами, но два верхних закрыты шкалой. Удаляем шкалу, она на защелках.
Снимаем два разъема, один внизу спереди справа, второй большой сзади посередине. Сначала я снимал нить верньера с левого шкива, постоянно ее натягивая рукой, чтобы не слетели витки, потом приспособился нить натягивать вверх через кнопки деки и тогда снимается протяжка вообще легко. Нить тянется благодаря пружине на верньере.
Вот она родимая. Пластик разных цветов, пластмасса, минимум металла.
Мотор свой особенный, крепится не винтами, а хрен знает как, второй раз не используешь.
Переворачиваем, снимаем плату, которая, понятное дело, тоже на защелках и смотрим на чудо немецкой техники. Пасик на последнем издыхании, но это не не главное в данный момент.
Под маховиком тонвала виднеется что-то до оскомины знакомое, оно розового цвета и как бы присыпано чем-то типа манки. Нехорошие предчувствия мои усиливаются. Хотя визуально шестерня с этого ракурса кажется целой.
Снимаем тонвал, смотрим вблизи. Почти целая, похоже, что какого-то зуба может уже и не быть. Приглядевшись, замечаю трещины на теле шестерни, даже если бы у нее и были целые все зубы, она все равно не жилец.
Но ее что-то должно было приводить в движение, а также соседнюю большую шестерню системы автостопа. Смотрю на тонвал, а он чист, аки слеза младенца.
Убрал я отверткой эту манную крупу, пригляделся, точно пары зубьев не хватает, но это уже сейчас и не важно.
Далее события развивались так. Пока мне клали паркет, я не мог заниматься этим Grundig RR 920, вот не творческая была обстановка в квартире. Но за это время я встретил на барахолке продавца и он сказал, что кажется еще не выкинул потяжку от второго Grundig RR 920, он ее мне принесет. Из того аппарата он продал за два доллара динамики, больше никому ничего оттуда не нужно было, даже хороший транс не нашел своего нового владельца.
Таки да, он принес мне протяжку на следующий день, первым делом я прокрутил маховик тонвала и увидел, что шестеренка крутится, она была полнозубая, никаких трещин на ней не было. The show must go one, будем чинить дальше.
Вот они в открытом виде обе.
Снял маховик, а на нем тоже стоит эта пресловутая розовая шестерня. Вообще, я так понимаю, такие гибкие и мягкие шестерни делались для того, чтобы был меньше шум от работы протяжки. Зачем было ставить их две подряд, вот не знаю.
Никакой манки на второй шестерне нет, правда уже выступили капельки пота. Может это они потом превращаются в крупу?
Вот эта пара проблемных шестеренок, большая целая, но на маленькой я уже разглядел трещины. Залил их клеем в надежде, что это подлит ее жизнь.
Но на всякий случай стал искать что-то подобное у себя. На малую шестерню нашлись две потенциальные заготовки от советского Протона, не удивительно, ведь их протяжка была содрана с какой-то модели Philips, но пластмасса применялась дебелая. нам эти буржуйские мягкие шестерни ни к чему. И жизнь таки показала правильность пролетарского подхода. Как вариант можно было отрезать малую шестерню от той косозубой, которая снята с несчастного Филипса, именно эту шестерню ищут страдальцы коллекционеры. Правда сколько бы она работала бы на новом месте, если у большей ее половины уже посыпались зубы?
На роль большой шестерни я подобрал потенциального кандидата от мудреной протяжки, однако при визуальной схожести на розовой шестерне я насчитал 52 зуба, а на кандидате только 48. Не подойдет.
Итак меняем тонвал с маховиком и большую шестерню на целые. Ставим все это в магнитофон и проверяем.
А не работает подмотка деки! Разбираю, вынимаю тонвал и  вижу печальную картину. Шестерня разломалась вместе с основанием, хотя последнее было не из розовой пластмассы, а из вполне обычной.
 Нда, у каждого материала есть свой срок жизни, к сожалению у этого он очень краткий.
Ducunt volentem fata, nolentem trahunt. Столько сил и времени и все напрасно? Катим камень в гору дальше. Отрезаю часть протоновской шестерни, все с ней хорошо, только внутренний диаметр 3,5 мм,  а диаметр тонвала 2 мм.
Как прикажете центровать, на глаз? Ну да, надо выточить переходную втулку с 3,5 мм на 2 мм или же найти такую трубочку, в общем раздолье для технических идей. Но я поступил по другому, может с точки зрения техники и несколько кощунственно, но идея сработала.
Я отрезал кусок изоляции с провода примерно подходящего диаметра, натянул его на тонвал и поджал его максимально к основанию тонвала, изоляция  расширилась и стала примерно 3,5 мм в диаметре, что мне и нужно было.
В связи с этим мне вспомнился анекдот, немного фривольный, но он в тему.
Приходит на исповедь к попу человек и кается, что он изнасиловал кошку. Священник на него накричал, мол это страшный грех и наложил суровую епитимью. Но в голову ему это так сильно запало, что он тоже решился на подобное действие. Однако его кошка активно сопротивлялась и когтями ободрала все причиндалы.
На следующий раз во время исповеди поп спросил грешника, как технически тот осуществил непотребство, на что грешник сознался, что просто засунул кошку в сапог. Пораженный поп сказал, что оно конечно грех-то грех, но идея!
Надел шестерню на тонвал, все нормально, сидит плотно, даже и не прокручивается.
Тогда я смазал донце шестерни мгновенным клеем, также немного капнул сверху шестерни, она закрепилась намертво. Собрал протяжку, поставил ленту - работает!
В общем, осилил я этот Grundig RR 920, все работает, если что другое не поломается, чей срок жизни пришел, но это справедливо по отношению к любой другой технике. В принципе аппарат сделан добротно и по уму, одна разборка на защелках чего стоит, когда знаешь, как, то все сделать очень просто. Играет он тоже неплохо, басы даже очень неплохие. Просто мне не близок такой дизайн и логика конструирования, мне японцы нравятся. Хотя с ними тоже бывают ой какие проблемы.
Я не делал обзора по конкретным его узлам, но постараюсь галопом по Европам показать, где у него что.
Общий вид сзади.
Тюнер занимает верхнюю левую часть.
Шесть фиксированных настроек. FM настраивается на Grundig RR 920 не с помощью КПЕ, а варикапом.
Усилитель низкой частоты.
 Трансформатор на 19 ватт, вполне хороший.
Динамики так вообще прекрасные, кажется такие же или похожие стоят на грюндиговских Сателлитах.
Громкоговорители эллиптические, но сетки грилей их маскируют под круглые.
Стрелочный индикатор частоты FM диапазона, полезен при настройке фиксированных станций. Впрочем и на основном FM диапазоне честно показывает выбранную частоту.
 Индикатор уровня сигнала.
Алюминиевые ручки родные, хромированные  переключатели же от моей дизайн-студии. Я так понимаю, что спорить не будете, что лучше такие , чем никаких.
 Темные кнопки на коричневом фоне не мой стиль, но может тогда была мода такая.
Такие же кнопки и у тюнера.
 Общий внешний вид.
 С обратной стороны.
 Антенна целая, впрочем, чувствительность и без антенны хорошая.
Пришлось вставить пару лампочек, шкалу освещает родная лампа, а индикаторы подсвечены новыми лампами.
На шкале есть полоска потертости, можно сполировать, но кто это оценит?
Сделан в Соединенном Королевстве, это потом уже была Португалия, а окончательно простые и дешевые грюндиговские поделки собирали в Азии. Но это был уже конец славной фирмы.
Ну и совсем уже философски отвлеченное. Добиваю вечером я этот старинный хлам Grundig RR 920, звонит мне знакомый и предлагает выйти на улицу с правами. Выхожу - стоит Tesla S 85. Садись, говорит, за руль, поехали. Ну если в двух словах, такое впечатление я испытал, когда где-то в году 1988 или около того приобрел первую полноформатную VHS видеокамеру National NV-M7. Это было если не шоковое состояние, но что-то близкое к нему. Она снимала и снятое тут же можно было посмотреть! Где те времена, где те гаджеты, где наша молодость? Sic transit gloria mundi. Года через три никого ты электромобилем уже не удивишь, все меняется, течет, развивается. 
Вполне может кто-то назовет сей электромобиль планшетом на коесиках, не знаю. Но сейчас, если бы во дворе стояли одновременно Gullwing и Tesla, я бы побежал сначала бы к Тесле. Понимаю, что я рушу в головах моих читателей все стереотипы, но это так, увы. Что характерно, Лёнька Илья не одобрил мой поступок, говорит, что военный Willis лучше. 
Кстати, познакомились мы с владельцем Теслы, когда я ему Sharp GF-999 чинил, ему тоже не чуждо чувство прекрасного.

24 комментария:

  1. Прочитал с интересом - отлично, спасибо, Владимир! :)

    ОтветитьУдалить
  2. Володя, спасибо за интересный обзор и бесплатные ноу-хау)). Не смейтесь, ну вот Вы частенько пользуетесь мгн. клеем, так скажите, а есть какой-то гениально-простой способ сделать этот злосчастный тубик (или тЮбик) не таким быстро пропадающим,а то засыхает, зараза. Нет, я понимаю что надо плотненько закручивать, но увы у клея видно мнение другое.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я обычно пользуюсь 20 граммовыми пластиковыми упаковками с длинным носиком типа 505 и т.п со слонами или без, в желтых коробочках. После использования стараюсь не оставлять клей в носике, потому как застывает насмерть, потом приходится чем-то пробивать. Не зря туда в коробку кнопку с пластиковым основанием кладут. Враг клея - воздух, желательно сразу же закрывать его. Ну и еще стараюсь держать упаковку вертикально.
      От тюбиков отказался: и невыгодно, и засыхает быстро, и не видно, что там внутри.
      Бывает и в такой таре сохнет, ну тут уж как повезет, обычно на месяц хватает или два. Беру клей по 5 гривен, на рубли это 13-14 рублей за упаковку, в принципе это себя оправдывает.

      Удалить
    2. Как всё это надоело и толку от этого ни какого.........

      Удалить
    3. Как вариант повеситься не рассматривали?)))
      Детский сад, чесслово.)))

      Удалить
  3. Wima-вские емкости установлены. Звучание должно быть весьма достойным

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо вам, Джачинто! С удовольствием читаю ваш блог. Сам я, правда собираю и реставрирую советские приёмники. Но и о магнитолах того времени много что узнал полезного.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну я тоже собираю советские приемники, однако из за отсутствия места с почти всеми ламповыми пришлось расстаться. А транзисторные беру в основном шестидесятых годов. Вот у меня, например, есть первая "Ласточка", кто может ею еще похвастаться?))))

      Удалить
  5. Владимир, я и не знал, что Вы и приемники уважаете! Вот это для меня даже более близкая тема, чем магнитолы, с них все и началось. За Ласточку не скажу, но из 60-х могу похвасться Бангой, а также Гауя - это из малогаборитных и достаточно редких. Есть еще Космонавт. Но и в этой сфере тянешься к транзисторным Sony. А чего стоит радиприемник Zenith Transoceanic 1000 или 3000 - тот, что был изъят у Пеньковского! В общем, обширнейшая тема.

    Алексей_485

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Банга у меня есть, даже две их, одна правда сильно потрепанная. Гауя вообще не дефицит, как минимум пара их у меня, а вот Космонавта нет, был один на продаже, но я прошляпил его. Вот Атмосферу не могу поймать, желательно вторую, не за миллиард. конечно.
      Сонек очень много появилось в продаже и дешево, но без FM, стараюсь не брать, нет смысла распыляться. Зениты не возбуждают.

      Удалить
  6. В плане Банга и Гауя странно, видимо у Вас рынок богаче. Здесь в Мск весьма дефицитны - либо чистый лом появляется, либо денег просят, как за GF-777. Атмосфера - из той же серии. Соньки разные бывают, наиболее интересны из разряда самых первых в мире карманных приемников с КВ диапазоном. Вот, например, http://www.radiomuseum.org/r/sony_tr_714_tr714.html

    Зениты да, грубоваты, но там другая тема, скорее историческая - заиметь модель, что имел в полевых условиях Че Гевара, что использовал для приема шифровок Пеньковский, или что слушал Хемингуэй. В этом плане есть еще интересная отечественная модель - переносной ламповый Турист. Это приемник Ли Харви Освальда. В плане магнитол эта тема мало применима - лишь Панасоник Трианона из фильма "ТАСС уполномочен заявить" соблазняет.

    Алексей_485

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сони с короткими и средними я распродал, они дешевы сейчас и никому не нужны. У меня есть такая маленькая Сони с FM.
      Банга и Гауя не стоят как 777, на порядок дешевле. Уже проверил, в очередь не выстраиваются.)))

      Удалить
  7. Владимир, значит и Вас приемники не оставили равнодушным! На самом деле, Вы как-то правильно написали, что магнитолы слушаете глазами. Это применимо и к приемникам - когда FM диапазон доступен через любую китайскую мыльницу или телефон, а КВ диапазоном интересуются лишь избранные, подбирать коллекцию начинаешь не от приемных свойств приемников и наличия того или иного диапазона, а от того, насколько аппарат интересен эстетически или исторически, или ностальгически.

    Алексей_485

    ОтветитьУдалить
  8. Хороший "ХРЮНДИГ", я бы приобрел себе, да как от вас пресылать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да это просто, Деловыми линиями из Белгорода. Стоить будет дешево, ну и немножко копытных тому, кто перевезет через границу.
      Я его выставил за эквивалент 25 евро, ну да, он не очень свежий, но народ звонит и начинает задалбывать, а как у него работает протяжка, а когда начинаешь честно говорить о РЕШЕННЫХ проблемах, то следует "а какие шестерни вы туда поставили, фирменные или нет?". И что им отвечать? Правду - отпугнешь, врать - ну я еще не опустился до этого. Вот такая квадратура круга.)))

      Удалить
    2. Ясно, а как денежку переводить? Может в почте пообщаемся?

      Удалить
  9. Владимир, а где Вы технику выставляете на продажу? На Аукро Вас не нашел, а на Молотке уже не актуально :(

    Алексей_485

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На Аукро и на OLX.ua. Но Грюндиг купили таки почти сразу.

      Удалить
    2. Хм, интересно.... а как вас можно найти на этих сайтах, вернее, ваши лоты?

      Удалить
    3. Я продаю иногда, но это не основное мое занятие. Ну вот пример избавления от лишней аппаратуры http://aukro.ua/nemeckaya-magnitola-str-9500-v-horoshem-sostoyanii-i5729136607.html.

      Удалить
    4. Понял, спасибо, буду мониторить ваши лоты. Сдаётся мне, что только вам и можно доверять ;-) на инет-площадках, а то нынче народ любит писать "всё отлично, надо только заменить пассики", а на деле там весь ЛПМ ни чёрту и нужен донор.

      P.S. А блог у вас замечательный, в прошлом году открыл его для себя, много нового и интересного почерпнул :-)

      Удалить
    5. Я стараюсь сделать максимум возможного, не переходя за черту разумной достаточности. Но иногда медицина бывает без сил, тут уж ничего не поделаешь. В этом случае я не скрываю такие проблемы, конечно, это не в плюс к цене. Но что делать, марку надо держать.

      Удалить
  10. Владимир, спасибо, а ник Ваш там такой же? Я на будущее, вдруг что интересное продавать будете!

    Алексей_485

    ОтветитьУдалить