суббота, 31 октября 2015 г.

Telefunken Bajazzo CR8000. Некоторые особенности ремонта.

Все написанное ниже может представить интерес только тем, кому интересно покопаться внутри и починить магнитолу своими руками.
Приехал на ремонт Telefunken Bajazzo CR8000, его хозяину я отремонтировал предыдущий Telefunken, я так думаю, что их владелец питает слабость к продукции этой фирмы. Распаковал коробку, вынул и включил, чтобы сделать примерную дефектовку. У аппарата не работала кассетная дека, была отломана ручка ползункового регулятора баса, антенна была согнута в самом толстом звене, из за чего полностью не вставлялась в магнитолу, ну и еще владельца раздражала сдвинутая шкала настройки тюнера, стрелка могла показывать частоту 102 МГц, при этом станция вещала на частоте 100 МГц.
Когда взял в руки Telefunken Bajazzo CR8000, то очень удивился, до чего же он тяжелый.

Начал разбирать, причем не заглядывая к себе на статью, в которой я описывал, как и в какой последовательности надо это делать, все таки такая машинка ко мне попадает уже третий раз. Если тогда сообразил, то и сейчас догадаюсь. Открыл батарейный отсек и понял, почему магнитола была такая весомая. Вот он лишний килограмм или сколько там они весят. Спросил владельца об их дальнейшей судьбе и только уже потом отправил в мусорку. Тут такое тонкое дело, если бы там стояли, например, батареи Sharp, то некоторые из владельцев их моли бы и разряженные хранить, потому лучше переспросить.
Сделал фото на всякий случай, практика показывает, что иногда потом это очень помогает, когда есть возможность подсмотреть, как что стояло.
Фото левой части магнитолы.
Собственно, вся магнитола без передней панели.
Включил в сеть, лампы светятся.
Тюнер, вполне рабочий,без особых проблем, если не считать сдвинутой стрелки.
Кассетная дека. Посмотрим, чего она молчит. Меряю напряжение на движке, там ноль. Движок Matsushita с 4 контактами, зачем? В данном случае нам это неважно, на мотор все равно не приходит ток.
Первое, что в таких случаях надо проверять - это исправен ли переключатель. Здесь он на самом виду, протяжку снимать не нужно. Визуально он цел.
Нажимаю на кнопку Play, контактная группа замыкается, но напряжение на мотор не поступает. Замыкаю отверткой контакты, мотор начинает вращаться. Все понятно, контактная пара окислилась и не пропускает ток. Иногда бывает, что ток она пропускает, но мотор крутится слабо. Здесь же тока не было вообще. Лечение этой болезни очень простое, отрезается маленький кусочек наждачной бумаги и зачищается контакт с одной стороны, потом переворачиваем бумагу и зачищаем второй контакт от окисла. Все, протяжка работает, магнитофон играет.
Начал думать, как решить проблему обломанного регулятора тембра. Теоретически надо взять точно такой же и заменить поломанный. Вопрос только, где его взять? Решил отремонтировать родной.
Вырезал из тонкой алюминиевой жести подходящую заготовку примерно такого же размера, как и родная, заострил ее, обернул тонкой бумажной полоской и зажал медицинским зажимом. Бумага мне нужна была для того, чтобы зажим не отбирал тепло, когда я буду нагревать заготовку. Разогрел ее паяльником и два-три приема не спеша, повторяю, не торопясь вплавил в остаток хвостовика. Теперь наш штифт хорошо сиди в обломке движка, он не гнется ни влево, ни вправо, вот только двигать на себя и от себя он не рекомендуется, жесть довольно тонкая.
Решил усилить наш новый хвостовик и обклеить его тонкой пластмассой спереди и сзади.
Пластмассу взял от самой тонкой части дискеты и приклеил Суперклеем (цианоакрилатом). Получился в итоге сандвич или триплекс.
Теперь хвостовик уже будет выглядывать из корпуса и хозяину не придется регулировать басы, засовывая в длинную щель пинцет.
Сказал А, надо говорить Б, а для моих иностранных читателей, не говорящих по русски (есть и таковые) после A переходим к B. В общем, возникла идея сделать насадку на хвостовик, хотя бы визуально не выбивающуюся из общего стиля. Достал я из своих закромов разного рода кнопочки и прочие ручки, начал прикидывать, а вот нету ничего подходящего. Есть среди всех и треугольные, но они то шире, то выше, в общем никуда не годны. Мне проще сделать с нуля эту ручку, нежели лепить горбатого к стенке, переделывая что-то инородное. Её можно отлить по оттиску из протакрила, хлопотно конечно, но зато будет точная копия, только розового цвета.
В конце концов ее можно склеить и из отдельных элементов. Хотя присмотревшись к родным ручкам, я увидел, что верхние рифленые поверхности составляют угол 90 градусов. Уже легче, значит можно взять какой-нибудь пластмассовый уголок и его обточить. Выбор в качестве заготовки пал на кнопку от "Протона", их часто ломают у нас на барахолке, вытаскивая несколько деталей для сдачи на лом, безжалостно выбрасывая все остальное.
Пластмасса на кнопке толстая, ее можно смело обтачивать, срезая фаску с угла.
 Я показываю кнопку с разных сторон, фактически у меня уже есть три нужные поверхности.
 Положил родную ручку на кнопку-донор, чтобы понять, сколько надо отрезать.
Как делается скульптура? Берется камень и от него отсекается все лишнее.
 Сточил фаску. Заготовка почти такая, как нужно, только она шире родной кнопки.
Оригинальную кнопку я вставил в бумажку, чтобы ее хвостик не мешал сличать с нашей заготовкой.
 Вид со дна нашей будущей ручки.
Отрезаю лишнее и надфилем делаю проточку.
Вид сбоку на нашу будущую деталь. Пластмасса у нас толстая, фаску можно было бы и больше стачивать, возникни в этом необходимость.
Теперь надо делать основание ручки, которое будет одеваться на хвостовик регулятора тембра. Её я решил сделать из тонкой жести. Не угадываете, что пошло на будущую ручку Telefunken? Правильно, это накладка от Sharp WF-939.
Вырезаю тонкую полоску и оборачиваю вокруг нашего хвостовика тембра.
 Снимаю, через бумажку зажимаю медицинским зажимом.
Разогреваю паяльником и аккуратно вплавляю в нашу заготовку. Была идея вклеить, но с клеем мороки больше.
Примеряю, сидит вполне плотно.
Вырезаю из тонкой пластмассы дискеты оставшуюся стенку ручки и приклеиваю дихлорэтаном.
 Вид сбоку на почти готовую конструкцию.
 Новая ручка среди старых.
Взял белый фломастер с нитрокраской, провел белую полоску (фломастер подсох, получилось не шибко равномерно), высохшую белую полоску закрасил красным фломастером.
Одел корпусные детали, поставил на ручки на свои места, ну явно лучше с такой, нежели без никакой вообще!
Ну да, нет рифлений, но и так можно легко пользоваться, в общем проблема ручки решена, я так считаю.
Решил заняться стрелкой тюнера, которая была сдвинута на сантиметр-полтора по шкале вправо. Посмотрел на саму стрелку, она на нити сидела, прихваченная чем-то типа резинового клея для фиксации, то есть с момента выпуска магнитолы она не могла быть сдвинутой. Ну передвинуть саму стрелку дело нехитрое, но я подумал, а чего бы не превратить укороченный FM диапазон 88-104 Мгц в нормальный. Эта операция со всеми подстройками и итерациями по точному укладыванию в диапазон 88-18 Мгц заняла у меня примерно час. Во время настройки стрелку приходится все время гонять от нижнего конца диапазона к верхнему, и вот один раз во время такой настройки у меня чуть не слетела нить верньера. Я начал присматриваться, ища причину этого, ведь если такое возможно даже один раз из пятидесяти или даже ста, то наверняка такая неприятность может возникнуть через неделю или месяц у хозяина и он не будет знать, что с этим делать.
Причина определилась быстро, у Telefunken Bajazzo CR8000, так же как и у Telefunken M1 Studio нить верньерного устройства натягивается не обычной пружиной, как львиной доле магнитол (хотел написать нормальных магнитол, но пожалел германофилов), а специальным распорным колесиком-шкивом, внутри которого стоит пара пружин. Вокруг этого шкива делается 3 оборота нити и расширяясь, шкив убирает излишки нити, поддерживая верньер все время в натянутом состоянии.
Прокручивая этот шкив, я увидел, что одна его половина старается отклониться в осевом направлении, из за чего нить верньера ложится не в желоб шкива, а сильно сбоку.
Разглядывая этот шкив, я увидел, что один из лепестков шкива треснул, из за этого половина шкива держалась только на втором, Так как шкив постоянно обмотан тремя витками нити, совсем разломаться он пока не может, но одна его  половина имеет возможность двигаться вбок. Впрочем, на Telefunken Hi-Fi Studio M1  там такой шкив разлетелся вообще и мне пришлось я его заменить обычным шкивом, а пружину понадобилось разместить в другом месте.
Так как данный узел еще был живым, менять на чужом аппарате данный механизм на другую конструкцию я счел неправомерным, потому придумал, как избежать проблем в будущем. Чтобы нить не соскочила при сильном уводе половины шкива в сторону, я приклеил пластиковую щечку к боковине шкива.
Такая щечка всегда будет сбрасывать нить на шкив при  попытке нити уйти в сторону.
Вот в таком ракурсе более понятен принцип работы дополнительной щечки.
Может смотрится неказисто, но работает.
В принципе, основные поставленные хозяином задачи я выполнил. Осталась разве что поломанная антенна, из за которой вся антенна не входила полностью в магнитолу, оставляя конец в несколько см, из за которого невозможно было поднять ручку для переноски аппарата.
Такой залом не исправишь, нужно менять антенну на другую такую точно.
В моем антенном запасе таковой не было, зато лежала куча поломанных антенн, которые я никогда не выбрасываю. Возникла идея починить родную.
Я решил заменить самое толстое звено. Разобрал старую антенну, выкинул самое толстое звено и подобрал аналогичное. Оно было на доли миллиметра шире родного, но мне пришлось сделать пару операций, чтобы антенна не выскакивала из толстого звена, в общем сейчас антенна в аппарате стоит ровная без всяких заломов.
Из за того, что новое звено чуть шире, пока антенна ходит туговато, но со временем разработается.
Собрал магнитолу, решил ее проверить перед упаковкой и отсылкой, все ли в порядке и не забыл ли случайно что-то. Выяснилось, что карман не открывается при нажатии на кнопку Eject. То есть приходится кассетоприемник открывать с помощью ногтя, поскольку не было никакой пружины, которая бы толкала карман наружу. Осмотрел лицевую панель и не мог понять, где же должна стоять такая пружина.
На всякий случай смазал все трущиеся детали, не помогло.
Поскольку аппарат меня изрядно притомил, решил поставить пружину сам, подобрал подходящую, прикинул, где она не будет мешать ничему, согнул как мне было нужно и приклеил ее на корпус. Проверил, система работала хорошо.
Для оголтелых эстетов закрасил место склейки фломастером.
Отнес магнитолу на почту и все же решил еще раз посмотреть, что я ранее писал про Telefunken Bajazzo CR8000. Внимательно присмотрелся и увидел на старой фотографии металлический отблеск пружины, которая должна была стоять слева кармана. Ну не досмотрел в первый раз, что поделать? Мартышка к старости слаба глазами стала, увы.
Какая мораль из всего моего труда. Есть безнадежные случаи, но их мало, явно не большинство. Не боги горшки обжигают, многое можно починить самому. Дерзайте!


8 комментариев:

  1. Владимир, всё-таки странные аппараты у немцев, ну ни как они мне не нравятся - одна пластмасса да и хиленькая какая-то. Недавно ремонтировал SHARP 868 вот там всё по взрослому. Обзоры Ваши читаю с удовольствием. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Там просто другая логика, если нескольким людям дать задачу, то каждый будет решать ее по своему, при условии, что не будут подглядывать друг другу в тетрадь. Это уже потом пошла унификация и кооперация и в итоге победил сплошной Tanashin.

      Удалить
  2. Владелец магнитолы, который даже не вынул батарейки, возможно даже и не посмотрел внутрь отсека, вызывает неподдельное восхищение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Каждый должен заниматься своим делом, кто-то слушает, кто-то чинит, такая вот гармония мира.

      Удалить
  3. Я выпрямлял немного согнутые антенны пассатижами... :)
    ---
    Alex, Tel-Aviv

    ОтветитьУдалить
  4. здравствуйте Владимир!
    подскажите пожалуйста, если знаете, назначение двух желтых винтов с плоскими шлицами по краям пластины с магнитными головками. по краям этой пластины пазы, которыми она входит в эти винты в положении PLAY. надо этими винтами регулировать положение пластины или они должны быть жестко закручены в самое нижнее положение?
    я на своем BAJAZZO 3000 не могу настроить положение головок - аппарат достался уже со скрученными этими желтыми винтами. а винтики самих головок под краской, не тронутые - не хочется их крутить.
    на фото из Вашей статьи я выделил цветом эти винты...
    https://yadi.sk/i/6GJDRRFdkT3hy
    Махх_2008

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это направляющие каретки, технологично изначально было бы их закручивать до конца, а головкой уже окончательно регулировать азимут и прочее. Думаю, что их надо крутить до упора.

      Удалить
    2. спасибо за ответ!
      все получилось. оказалось что винтики на головке тоже были накручены, хотя с виду казались что под краской.
      зафиксировал каретку желтыми винтами, выставил азимут головки винтиками - и все заиграло как надо.
      спасибо!

      Удалить