воскресенье, 27 марта 2016 г.

Panasonic RX-DS790. Ремонт протяжки и прочих дефектов.

После долгого молчания по уважительным причинам продолжаю катить камень в гору. Но собственно немного о этих самых причинах. Ну во-первых физически отсутствовал дома и присутствовал в этот момент в одной стране с очень теплым морем и диковинными фруктами. Потом на меня надвинулась очень круглая и знаменательная дата, честно говоря при мысли о той цифре меня охватывала депрессия вперемежку с апатией, да тут еще мелкие или не совсем мелкие проблемы по здоровью подкатили, надо было с ними разбираться. А потом воспринял все происходящее как нормальный ход событий и под девизом "будь что будет" решил продолжить жизнь. Потому будем чинить магнитолы, интересные из них описывать и показывать, да да, мне мои дочки подарили на именины новый фотоаппарат Sony с наказом делать видеоблог, так что потихоньку будем менять формат общения. Этот блог забрасывать пока тоже не будем, станем пользоваться всеми удобными инструментами для полного освещения интересующей нас тематики.
В общем прислали мне на ремонт тело магнитолы Panasonic RX-DS790, у нее было несколько проблем, а именно не настраивался тюнер на станции; компакт диск не читался в нормальном положении, однако замечательно воспроизводился, стоило лишь немного наклонить на несколько градусов в сторону аппарат; ну и кассетная дека практически не работала. Я не буду обсуждать достоинства и недостатки этого аппарата, у него есть много чего мне не нравящегося, но у Panasonic RX-DS790 есть звук и этот пистолет перекрывает тысячу других улик. Как выглядит аппарат целиком, я не знаю, мне его прислали без колонок, ну а тело черного цвета фотографировать не хочу, ничего особенного там в нем нет. Покажу без передней крышки, так как в этом топике упор будет сделан на ремонт магнитолы, а не на ее красоту.

Проблемы с тюнером решал мой мастер Виталий, в принципе я знал, что и где искать, потому как было понятно, что это расстроен тракт ПЧ, но долезть до того тюнера было невероятно трудно, надо было снимать трехдисковый чейнджер, потом вытаскивать какие-то платы, в общем не надо жадничать и надо давать заработать мастерам. Что касалось нестабильной работы компакт диск проигрывателя, то Виталий предложил смазать ось двигателя, который вращает сам диск. Я посмотрел на проигрыватель, увидел, что долезть туда очень трудно и попросил Виталия сделать это самому. Так в принципе и оказалось, что загвоздка была в двигателе. Но протяжку решил починить сам.
Левый подкассетник протяжки не вращался, проблема известная, я ее уже описывал у Panasonic RX-DT690. Также пришлось менять одеревеневшие ролики, я снял окаменевшую резину с бобышек, которые тут с хвостиками вместо отверстия для оси и поставить резину с обычных роликов. Что-то делал по протяжки еще, уже не помню, в общем вроде все сделал и решил проверить. В реверсном режиме протяжка играла нормально, а вот в прямом раздавались неприятные стуки. Начал искать природу этих шумов. Периодические постукивания обычно бывают, если между зубьев какой-то шестерни попадает соринка, потому стал разглядывать именно шестеренки. И тут увидел, что промежуточная шестерня лишена сразу двух зубов, к счастью, не подряд, иначе бы она вообще не работала бы.
Если бы дефектная шестерня касалась шестерен с большим диаметром, то отсутствие одного зуба не было бы таким фатальным, в зацепление одновременно бы входили сразу несколько зубьев, но когда она сцеплена с совсем маленькой шестеренкой, то одновременно в зацеплении находится максимум два зуба соседних с отсутствующим. Отсюда и стук. Впрочем, стук еще можно пережить, но удары скоро выведут из строя следующие зубья и такая шестерня вообще не сможет нормально работать.
Один из моих знакомых пообещал, что поищет протяжку от Panasonic RX-DT680, но так и не смог ее найти. Пришлось как-то решать проблему по другому. 
Попросил Виталия поискать в запчастях, он нашел шестеренку с таким модулем, но с диаметром 15 мм с 46 зубьями, оригинальная была диаметром 13 мм и зубьев у нее было 42.
Теоретически после переделки можно было бы использовать и такую шестеренку, но надо было бы переносить ее ось несколько дальше, а это не так просто, нужно сверлить металл протяжки, предварительно точно высчитав, где она должна была стоять так, чтобы полноценно касаться соседних шестерен. Еще та работа, как понимаете. Ну и родную пластмассовую ось диаметром 2,5 мм пришлось бы убирать, так как она бы мешала бы новой шестеренке. Я же хотел, чтобы если оригинальная шестерня в последствии таки найдется, то не пришлось бы с трудом восстанавливать исходное состояние протяжки, то есть все мои действия были бы обратимыми. 
У меня возникла мысль самому выточить недостающие зубья, это трудная работа, поскольку величина каждого зуба примерно в половину миллиметра. Сие меня не пугало, проблема была его установить на место отсутствовавшего. Как понимаете, его не вплавишь, там особо места нет, потому у меня была идея выточить зуб из проволоки, согнуть ее под прямым углом и сверху приклеить к поверхности шестерни. Но когда я взял в руки шестерню, то понял, что эта идея не годится, увы, шестерня была гибкая, к ее материалу ничего не приклеишь, даже если тебе и удастся что-то выточить. В общем, я уже собрал и приготовился упаковывать для отсылки магнитолу, положив для отчета задубевшие резинки прижимных роликов и сообщив хозяину, что тут медицина бессильна. 
А потом вспомнил, что диаметр этих резинок примерно такой же, как и у злосчастной шестерни, потому разобрал ее по новой. Не вышло с футболом, выйдет с водным поло. А что если вместо шестерни попробовать поставить обрезиненный ролик? Стоят же на многих магнитолах такие конструкции и вполне нормально себе подматывают ленту. 
И внутренний диаметр такой, как нам надо, да и высота шестерни и ролика примерно похожи.
Ну а чего не попробовать? Можно сделать такой ролик и пока не найдется подходящая шестерня, пусть он поработает. Оно понятно, что лучше всего оригинальная конструкция, но некоторые люди ищут такие шестерни на протяжении долгого времени, знаю случай, что даже целый года не могли найти. В общем, инструменты в руки и начинаем от камня отсекать все лишнее, превращая его вот в такую скульптуру.
В общем, удалил я нижнюю щечку бобышки, снял резиновую часть, отрезал от нее колечко толщиной порядка 2 мм, подточил нижнюю часть бобышки так, чтобы она надевалась на ось и не цеплялась ни за что, одел и приклеил резиновое кольцо.
Собрал, попробовал включить, подмотка не работала, с большой шестерней подкассетника зацепление было хорошее, а вот малая шестерня до ролика не доставала.
Были разные идеи, так я сначала одел на малую шестерню кембрик, но сцепление с роликом оказалось плохое, приемный подкассетник дергался, в общем конструкция не оправдала себя.
Но когда я одел на шестерню кусочек резины от велосипедного ниппеля, подмотка стала работать прекрасно. В реверсном положении левый подкассетник тоже работал без проблем.
Я собрал протяжку и решил проверить ее работу во всех режимах, однако перематывать ленту вправо протяжка отказывалась наотрез. Причина была в сильном сцеплении между новым роликом и правым подкассетником, из за чего они крутились очень туго. Мне пришлось снять ролик и подточить немного его резиновое кольцо надфилем, чтобы чуточку уменьшить его диаметр. Сейчас вся эта конструкция работает удовлетворительно, во всяком случае магнитофон можно слушать, пока не найдется новая шестерня.
К тому моменту вдруг 3D принтеры подешевеют и можно будет воспроизвести идентичную деталь. В общем, я не настаиваю, что мое решение идеальное, но как паллиатив вполне сойдет. Кстати, надеть ниппельную резинку на малую шестеренку не так просто, я сделал несколько попыток, пока не научился надевать ее с помощью пинцета и еще одного инструмента, пришлось растянуть резину в виде треугольника и тогда она хорошо села на шестеренку. Во время одной из неудачных попыток я нажал на малую шестерню и она провалилась вовнутрь протяжки. Пришлось разбирать протяжку, потому могу показать ее с обратной стороны.
А это вид без малой шестерни, она снята.
Ну а теперь опять к лирике. Коль мне подарили фотоаппарат, то я следуя пожеланиям, решил его использовать по назначению и спек вот такой первый комковатый блинчик https://youtu.be/LQWYoZRGUc8 .
Потихоньку будем осваивать новые области, не судите строго, я даю обещание, что не буду взывать "подписывайтесь на канал, ставьте лайки", я не для этого все делаю.
Апдейт. Тема пресловутой шестеренки больная, в интернете многие ее ищут, но есть и продавцы, на Ибее вроде по 10 долларов кто-то их продавал. Вот еще ее нашел.

26 комментариев:

  1. Владимир, ну слава Богу, что появился новый обзор. А то столь длительное молчание наводило на всякие грустные мысли, а раз обзор есть, то значит - все отлично! Тем более еще и фотоаппарат новый, да еще и видеоролик в подарок. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Однозначно согласен с Alex_485, местами ролик может быть очень полезен, так как не всегда премудрые действия можно понятно словами описать! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Слава Богу -Володя вернулся из забвения . Сначала с Юбилеем ВАС . Хотя не многим это по вкусу . Это лишнее напоминание возраста и то, что чаша весов неумолима приближает нас к точке Невозврата. Радует и подарок Дочек -теперь Новые возможности и воочию видеть ГУРУ! Вот Володя и ВАМ пришлось поломать голову над пресловутой шестерней !!!!! Я уже писал об этой проблеме . резиновый ролик долго не протянет Пару тройку кассет и начнет срабатывать автостоп . Проверено ! Износ поверхности резины . Я уже реанимировал не одну такую протяжку . Кому очень надо, могу подробно описать .За ролик особое спасибо . Лучше один раз УВИДЕТЬ, чем просто читать описание. Всех тонкостей не предусмотришь .СПАСИБО !!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вообще-то резина там дебелая, не думаю, что быстро сдастся. Я больше переживаю за ниппельную резинку, вот ее бы на какую-нибудь силиконовую трубочку бы поменять бы!
      Кстати, не факт, что детали, сделанные из подручных средств, априори хуже штатных. У меня был случай, когда мой друг, увы, покойный, принес мне на ремонт кассетную деку Akai HX-3, у нее штатный резиновый ролик подмотки быстро стерся. Я вышел на кухню, отрезал кусок бельевого канатика, просверлил в нем дырку, одел на ось и проблема была решена навсегда.

      Удалить
    2. Мне хотелось бы отремонтировать свой такой аппарат даже при том что никто может больше и не слушает кассеты..... но хочется полноценности. Не могли бы Вы Петрович послать мне ваше описание ремонта таковой шестeренки пожалуйста. Мой е-маил: irina_sukhareva@yahoo.com

      Удалить
    3. Извините Петрович, я перепутал е-маил адрес.... напишите пожалуйста не на irina_sukhareva@yahoo.com a наоборот на sukhareva_irina@yahoo.com
      Большое спасибо

      Удалить
  4. Так бывает - над чем-то думаешь, и тут же материализуются подсказки. Пару недель назад в Grundig C6200 полетела розовая шестерня (та, что с "манкой"). Протяжка почти как в Grundig RR 920. Пришлось поставить подрезанный подкассетник (обрезиненный, от чего - не знаю, был с контактами автостопа). А для Джачинто уже пройденный этап. Всем спасибо. Блог очень интересный, читается легко и познавательно.

    ОтветитьУдалить
  5. Рад что вы решили продолжить писать, и хоть я уже практически не ремонтирую магнитолы, если только для себя, читать вас очень интересно. В видео вы говорите что электроника управления протяжкой живет соей жизнью, по своему опыту, очень часто причина в кнопках управления, после замены кнопок ложные срабатывания уходят

    ОтветитьУдалить
  6. Владимир! Panasonic RX-DS790 этож новодельный отстой. Достойных представителей из мира магнитол нет? Я думаю есть! Буду ждать следующего описания, надеюсь чего-то интересного.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Магнитола не моя была, попросил отремонтировать хороший человек, что мне теперь, в позу "Мне рыбы нельзя!" надо было становиться? Звучит, хорошо, кстати.

      Удалить
  7. С юбилеем Вас! Здоровья и счастья Вам и Вашим близким!

    ОтветитьУдалить
  8. Ура, вы снова пишете свои интереcнейшие истории. С юбилеем вас!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А куда деваться с подводной лодки? Если я не буду крутить педали, сайт упадет. Мне правда, от этого кроме моральных потерь ничего не будет, да и это пережить смогу.

      Удалить
  9. С юбилеем Владимир!
    Как благодарный читатель блога и почитатель вашего искусства находить весьма удачные, интересные и нетрадиционные инженерные решения, желаю "катить сей камень", не встречая преград, ещё долгие годы. От всей души поздравляю, желаю крепкого здоровья, успехов и творческого вдохновения вам лично и всем вашим близким!!
    С нетерпение буду ждать возможности поздравить вас со следующим (..х2), юбилеем на страничке этого или другого вашего блога.
    С уважением.

    ОтветитьУдалить
  10. Ответы
    1. Мастер, присоединяюсь к поздравлениям! Здоровья Вам и терпения!
      Спасибо за Ваш труд!

      Удалить
  11. Спасибо за обзор и титанический труд! Вопрос Мастеру, работавшему с магнитолами из Platinum Collection. На попавшем ко мне RX-DT680 аналогичные щелчки на прямом ходу правой деки. Похоже, на приемной шестеренке также не хватает зуба. Если не решать проблему также элегантно, как получилось у Вас, протяжка из какого аппарата из платиновой серии может быть донором? Насколько были унифицированы у них протяжки?

    ОтветитьУдалить
  12. Я научился отливать эти шестерни, шестерни с доноров долго служить не будут, время и их не щадит, увы.

    ОтветитьУдалить
  13. Спасибо! Да, насчет доноров тоже верно. Ну, прямо хоть у Вас заказывай ;) 680-й уже хромает, а его собрат 990-й скорее всего, тоже носит в себе потенциальную болячку(?)

    ОтветитьУдалить
  14. шестерни на 3-d принтере для этих аппаратов делает в Санкт-Петербурге один умелец Дмитрий 8-911-2371847.Мы одновременно ремонтировали два Панасоника RX-CT 990 и заказывали у него шестеренки.Подошли идеально.

    ОтветитьУдалить
  15. Доброго дня!
    Прошу помощи в ремонте Panasonic RX-CT990 - перестал включаться. Горит красный светодиод сети , при включении тухнет а должен стать зеленым.
    Сам дисплей работает но без подсветки.Поменял кучу электролитов - все без толку. Может кто сталкивался с проблемой такой - помогите советом.

    ОтветитьУдалить
  16. Доброго дня!
    Прошу помощи в ремонте Panasonic RX-CT990 - перестал включаться. Горит красный светодиод сети , при включении тухнет а должен стать зеленым.
    Сам дисплей работает но без подсветки.Поменял кучу электролитов - все без толку. Может кто сталкивался с проблемой такой - помогите советом.

    ОтветитьУдалить