воскресенье, 26 февраля 2017 г.

Aiwa TPR-920. Магнитола Хундертвассера.

Без лирики с места в карьер, переходящий в аллюр и частично в галоп.
Прислали на ремонт Aiwa TPR-920, причем хозяин магнитолы имеет кое-какой опыт в ремонте подобной техники. А вот этот дефект ему показался не по плечу. Проблема заключалась в том, что на одном канале отсутствовали высокие частоты, а на втором низкие. Рабочей гипотеза владельца была мысль, что где-то подсох какой-то электролитический конденсатор, а выискивать его на плате ему очень не хотелось. Потом после каких-то манипуляций отрубился один канал вообще, что окончательно подвигло хозяина магнитолы отдать аппарат в ремонт на сторону.
Приехала эта магнитола в маленьком, но весьма тяжелом ящике, что меня приятно удивило.
Достав Aiwa TPR-920 из упаковки, я увидел довольно интересный аппарат, для магнитолы конца семидесятых аппарат выглядел даже красиво, чего трудно сказать об аппаратах других фирм.
Мне подумалось, с каким аппаратом его можно было бы сравнить, в голову пришел разве что Sharp GF-8080H, по габаритам и набору функция он явно схож с нашим героем, но на фоне Aiwa TPR-920 Шарп явно проигрывал, не потому, что был плох, просто Aiwa TPR-920 смотрелась ярче, наряднее, что ли.

Aiwa TPR-920 вчистую выигрывала по всем позициям, у нее были два индикатора, которые постоянно работали при воспроизведении как ленты, так и радио.

Если же вам хотелось узнать, насколько точно вы настроились на станцию, нужно было нажать на кнопочку в левой верхней части.

При этом загорается подсветка шкалы магнитолы, однако индикаторы остаются темными.

Что мне сразу бросилось в глаза, так это то, что мало того, что ручки ползунков были раскрашены в разный цвет, что в принципе логично,

но и то, что форма ручек записи, регулировки тембров и ползунки громкости имели разный размер и форму!

Ручки с красными полосами я понятно, снял с записи.

Кнопки деки одинаковы, кроме кнопки Паузы, она по каким-то соображениям меньше.

Восхитила черная ручка переключения диапазонов тюнера с хромированным основанием. А вот кнопка автоподстройки была мышиного цвета.

Зато кнопка сброса блестящая металлическая.

Если бы магнитола имела бы еще ассиметричную форму, я бы подумал, что ее разработал Хундертвассер, будете в Вене, посмотрите на дом его имени, в котором нет ни одного одинакового элемента. К сожалению, у меня в качестве туриста было всего минут 15 для рассматривания этого достопримечательного здания, причем в полусумерках, но этот эклектический дом меня тогда просто поразил. Вряд ли знаменитый австрийский архитектор имел отношение к разработке Aiwa TPR-920, но эклектика в оформлении магнитолы смотрится неплохо.

Однако мне была поставлена задача не восторгаться или же охаивать внешность Aiwa TPR-920, а привести ее в работоспособное состояние. Открываем, клубок в червей в банке рыболова, вот что мне напомнила эта картина. 

Впрочем, куча проводов - это характерная примета не только продукции фирмы Aiwa, но и многих других магнитофонов тех лет. Вот вам тот же Sharp GF-8080H, провода по аккуратнее уложены разве что, а так весьма похоже.

Но вернемся к Aiwa TPR-920. Плата, на которой расположены регуляторы тембров и громкости ничем не прикручена к шасси или же к корпусу, а просто вставлена в специальную прорезь. В общем ничего откручивать не надо, просто вынимается из пазов и все.

Вот вид платы, так сказать, с лица.

А вот как она выглядит с изнанки. Одна из дорожек, идущих к регулятору громкости, перерезана, как мог до этого работать аппарат с перерезанной дорожкой, мне не понятно.

Впрочем, при соединении концов дорожки перемычкой звук все равно не появлялся. Начинаем с простого, проверяем регулятор громкости на обрыв. Обе резистивные дорожки вроде целы, а вот контакт с центральным движущимся ползунком в наличии только у одного канала. Понятно, что проблема внутри этого регулятора. Потому выпаиваем оба регулятора громкости.

Отдельно выпаять дефектный регулятор не получится, они оба находятся на общей плате.

Разобрал регулятор, оказалось, что его контакт просто болтался на ползунке. Там пришлось слегка помучиться, пока я его закрепил правильно, а потом зафиксировал мгновенным клеем. На радостях, что починил, я смазал его, установил металлический корпус, загнул усики и только потом вспомнил, что не сфотографировал отремонтированный узел. Можно было бы опять разобрать ради фото, но усики корпуса можно отгибать и загибать несколько раз, потом они просто поломаются. И в этой ситуации конечно можно решить проблему, припаяв к корпусу другие усики, но думаю, что лучше проблемы избегать, чем потом ее блестяще решать.
Перешел к проблемам с тембрами. Выпаял регулятор баса и разобрал его. Меня ожидал сюрприз. Так как регулятор тембра общий на оба канала, то в нем должны были стоять два контакта, но по факту был всего один. Во время разборки второй контакт вывалиться не мог.

Решил выпаять второй регулятор тембра. Перед разборкой обратил внимание, что усики металлического корпуса не загнуты до конца, фирма ALPS так не делала. Значит и сюда кто-то уже лазил. Потому отсутствие второго контакта на другом регуляторе меня уже не удивило.

Понятно стало, почему на каждом из каналов отсутствовала регулировка тембров. Может отвалившиеся контакты выпали и мешали движению ползунков, тогда предыдущие владельцы разобрали их и выкинули совсем, не сделав попытки починить.

Посоветовался с хозяином магнитолы. Предложил ему из двух регуляторов сделать один рабочий, а второй пустышку. Как правило, оба регулятора стоят в верхнем крайнем положении, ну разве что иногда при искажении приходится  убавлять низкие частоты. Потому я бы сделал регулируемым только бас, а высокие оставил бы на максимуме.
Снять контакт с ползунка оказалось и не так уж просто. Он закреплен весьма крепко, почему они сами по себе отлетают, не понятно. Установил контакт на другой ползунок и закрепил его клеем.

Вот теперь оба канала будут регулироваться нормально.

Обращаю внимание, что при разборке регулятора тембра нужно следить, чтобы не улетел вдаль маленький шарик, фиксирующий среднее (нулевое) положение тембра.

Еще при разборке регуляторов крайне желательно делать метки, какой стороной стояли они на плате. Громкость меняется по логарифмической шкале, а тембры обычно линейные. Однако померив дорожку тембра, я с удивление обнаружил, что она не линейная! Все ничего, но до этого я уже впаял регулятор низких частот, случайно перевернув его на 180 градусов. Пришлось заново выпаивать и переворачивать как надо. Был бы он линейным, этого можно было бы  и не делать. В общем, поставьте перед демонтажом и разборкой стрелки фломастером или хотя бы нацарапайте на деталях метки, при сборке они пригодятся.

Созвонился с хозяином магнитолы, он с радостью сказал, что обнаружил у себя дома такие же регуляторы тембра от магнитолы Sharp GF-9191. Это сильно упрощает задачу. Если они линейные, ну тогда придется использовать только ползунок с контактами, если регулятор логарифмический, тогда его можно целиком впаять вместо оригинального. Напоминаю, что в продаже новые регуляторы таких размеров вы вряд ли найдете. Да и починить деталь по мне всегда лучше, нежели бегать искать другую.
Поскольку основная проблема была решена, решил полюбопытствовать, как у Aiwa TPR-920 на счет всего остального. Вот какой у нее тюнер. Практически весь на транзисторах, только одна микросхема фирмы NEC, претензий к тюнеру абсолютно никаких, работает прекрасно, несмотря на годы.


Динамики с характерной подковообразной конструкцией, типической для тех лет.

Включил деку, мотор напрягся и стал безуспешно пытаться раскрутить маховик тонвала, а потом просто шкив стал прокручиваться относительно пасика. Попробовал пасик, нет, он не растянут и похоже уже заменен относительно недавно

При работе мотора пасик в той части, что после шкива был настолько прослаблен, что при прикосновении к нему легко слетел с маховика. С помощью пинцета я его поставил на место, включил деку опять и помог руками маховику раскрутиться. Маховик стал нехотя вращаться. Однако приемный подкассетник не крутился, кассету вставлять было бессмысленно, ее все равно бы зажевало, потому понять, с какой скоростью работает протяжка, было нельзя.

Я решил докопаться до причины проблемы и открутил плату, она держится на 6 винтах, 5 из них я нашел легко, а вот расположение шестого пришлось подсмотреть в сервис мануале, благо он в интернете есть. Как вам открывшаяся картинка? У меня сразу же возникла ассоциация с фотографиями свалок в африканских странах или же с фавелами Сан Паулу.

Вот эта общая плата поближе. Трансформаторный УНЧ, две микросхемы HA1329 на выходе. На плате выше длинного переключателя "Запись-Воспроизведение" находится еще один маленький подпружиненный переключатель, который всегда находится в нажатом положение и переходит в свободное только при нажатии кнопки "Запись". Это я к тому, что плата была прикручена, но про нажатый переключатель забыли и он стоял в неправильном положении.

Вот вид на протяжку, основной пасик и пасик автостопа в хорошем состоянии.

Пытался понять, где находится подмотка приемного подкассетника и почему она не работает?

Чтобы понять проблему с протяжкой, решил ее частично разобрать. Для этого надо выкрутить два винта, держащие металлическую панель с подпятником.

Вытаскиваю маховик, а он еле выходит из посадочного места.

Тонвал при этом черного цвета. Понятно, почему туго вращался маховик и почему так легко слетал с него пасик. Решил вытереть остатки подмоточного ролика, который сидел на тонвале и растекся. С такой проблемой постоянно сталкиваются владельцы Шарпов серий 555, 666, 9191, 9292, 9494, 9696. Там замена подмоточного ролика весьма проста.

В данной Aiwa TPR-920 я бы не сказал, что это будет легко сделать. Чтобы добраться до места, где установлен подмоточный ролик, надо открутить 3 винта, которые держат второй подшипник тонвала. Но эти винты закручены с лицевой стороны протяжки! Для этого надо ее вынимать целиком из корпуса.

А данная процедура вовсе не так проста, напоминаю, если кто забыл, как устроена наша Aiwa TPR-920.

Гарантирую, что при одном неловком движении какой-нибудь провод оборвется, потом будете по схеме полчаса искать, куда его припаять. Это же Aiwa!
Созвонился  с хозяином. Он сказал, что такая работа ему по плечу, механика - это его стихия, он только электроники боится. Ну и отлично, одной проблемой меньше.

У этого аппарата была еще одна мелкая проблема, при складывании ручки для переноски раздавался душераздирающий треск, возникало такое ощущение, что что-то с хрустом ломалось, навсегда и без всякой надежды на восстановление. Я так и не сумел привыкнуть к этому жуткому звуку и всегда вздрагивал при его возникновении. А потом в одно из складываний что-то щелкнуло особо громко, после чего ручка безвольно упала и после чего уже просто болталась.

Выяснилось, что из крепления выскочил маленький шарик, который фиксировал ручку в верхнем и боковом положениях. Пришлось раскрутить, подогнуть пружину, поставить шарик на место. Щелчок стал существенно тише и уже не возникало ощущения глобальной техногенной катастрофы, во всяком случае я перестал втягивать голову в плечи при этом звуке.

Правый динамик.

Блок питания на задней крышке.

Еще раз общий вид внутренностей, для осознания конкретности машинки. "Я вся такая воздушная" - это не про нее. Тут больше подходит определение "весомо, грубо, зримо".

Итого по Aiwa TPR-920. Что сейчас находится передо мной и какое мое отношение к данной модели.
Как по мне, это очень интересный аппарат, я бы даже сказал, что весьма самобытный, при этом маленький и довольно симпатичный. Вот он в сравнении с более высокой моделью.

Я бы не сказал, что он таки сильно теряется на фоне большого собрата.

Играет вполне достойно, это я о работе в режиме радио говорю. Мне лично понравилось. Хотел бы я его себе? Да, если по разумной цене, правда еще бы место в квартире найти для него.

Думаю, что эта Aiwa TPR-920 скоро появится в продаже, какая будет на него цена, я не знаю.









13 комментариев:

  1. Внутри жутковато выглядит. Правда, по сравнению с TPR-210, которую год назад приводил в чувство, всё не так уж и страшно ;)

    ОтветитьУдалить
  2. Какую бы Айву бы не открывал всегда дивился почти кустарному виду протягивания проводниковых соединений без использования жгутов и контактных соединителей. По видимому это было проблемой в компании. Будучи производсвенником, не могу уложить в голове какое же большое количество инструкций которые должны были существовать для тех девочек подростков которые собирали такие аппараты на фабрике, не говоря уже о времени траченном на сборку таких машин. Хорошие производители оставляет функции для сервиса аппаратов доступными..... такие как Шарп, но не спорю что Аива один из самых ценимых и хорошо звучащих аппаратов. Но японцы - неординарный народ.

    ОтветитьУдалить
  3. Красивый аппаратик

    ОтветитьУдалить
  4. Большое спасибо автору публикации за грамотный и талантливый обзор

    ОтветитьУдалить
  5. Есть такой аппарат в довольно не плохом состоянии если интересует 0684066879

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Роман, интересует покупка данного аппарата, но Ваш номер недоступен.
      Принимаю также и другие предложения!

      Удалить
  6. если готовы пересылку с германии оплатить тоу меня есть такой
    цена vопроса 50 евриков

    ОтветитьУдалить
  7. Не подскажите размеры пасиков в 210 ??

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Один стоит 55мм,пишут что критичен к этому размеру.Второго так и не нашел размер(

      Удалить
  8. Тоже ищу размеры пасиков на 210.

    ОтветитьУдалить
  9. Thanks for sharing, nice post! Post really provice useful information!

    Giaonhan247 chuyên dịch vụ mua hàng mỹ từ dịch vụ order hàng mỹ hay nhận mua nước hoa pháp từ website nổi tiếng hàng đầu nước Mỹ mua hàng ebay ship về VN uy tín, giá rẻ.

    ОтветитьУдалить
  10. У меня как раз такой же в точности!

    ОтветитьУдалить