понедельник, 24 марта 2014 г.

Fair Mate RD-1215.

На рынке перед поездкой попалась мне магнитола Fair Mate RD-1215. Вообще сейчас я стараюсь не брать просто магнитолы как таковые, если в них не вижу изюминки. В данном аппарате засохшая виноградинка  присутствовала в виде динамиков, направленных как вперед, так и вверх. Таким форм-фактором в основном вообще-то козыряла фирма Sanyo, несколько похожие аппараты я видел еще у откровенных нонеймов, которые наверняка вдохновлялись видом саньёвских магнитол. И вот японская фирма Asahi тоже выпустила  магнитолу в подобном формате.
Что сказать, цвет для такого формата вполне подходящий, кнопок в меру, в смысле не мало, некоторые даже, как видите,  хромированные и сверкают.
Может их сверху несколько маловато, не так как у Sanyo, но фирме Asahi виднее, не нам её судить, тем более с дистанции тридцатилетнего расстояния. Эквалайзер, несколько черных кнопок на  передней панели, в общем все основные функции магнитолы ими вполне обеспечиваются.
Обе протяжки магнитолы не работали, хотя моторчики жужжали. Я сразу решил открыть и поменять пасики, другой проблемы там быть не могло.
Хотя протяжки и пластмассовые, но они довольно тяжелые и солидные.  Я не знаю, насколько они оригинальны, но я абсолютно точно таких пока не видел ни у кого.
Левая.
Правая.
Чтобы их снять, пришлось открутить плату эквалайзера
и снять все верньерное устройство.
Тогда образовывается доступ к обратной стороне протяжек.
Замена пасиков не слишком трудна, но повозиться немного пришлось, тем более, что первый, примерно подходящий, пасик работал неплохо во всех режимах, кроме перемотки вперед. Этот эффект объяснялся конструкций механизма  протяжки. Пришлось ставить другой, более короткий. Кстати, черная субстанция на маховике - это не потекший пасик, а смазка.
Откинутая в сторону панель с движком.
Сам движок собственной персоной.
А вот вторая, пишущая, протяжка в разобранном виде.
Обратный монтаж протяжек в корпус занял немало времени. Нужно было совместить правую протяжку и верньерное устройство одновременно, а это мне как-то не очень удавалось, что-то все время мешало. Но, как понимаете, собрал.
Еще раз вид протяжек с передней части.

Маленькие (своим физическими размерами) контактные переключатели на протяжках простейшей конструкции. Один двухконтактный,
второй трехконтактный.

Вид на головки.
 Обе головки в очень хорошем состоянии.
А вот с прижимными роликами было не так хорошо. Одну протяжку надолго оставили во включенном состоянии. На ролике образовалась приличная вмятина и лента на этом месте постоянно застревала.
Я обточил вручную остекленевшую часть резины надфилем и сточил эту впадину. Застревать лента на этом месте перестала, но ролик стал рубить ленту. Эту операцию надо было бы делать на станке, а его у меня не было. В общем, ролик пришлось менять. Я достал из неприкосновенных запасов подходящий ролик, однако при равных диаметрах он оказался больше по ширине того места в кронштейне, куда он должен был вставляться. Пришлось его обтачивать максимально с обоих боков.
На фото слева направо родной, новый обточенный и  запасной новый. Толщину сравнивайте сами.
Остальные внутренности Fair Mate RD-1215. Вид слева.
Правая часть платы, если смотреть сзади.
Усилитель уже чинен кем-то. Ножки неизвестных микросхем проводом МГТФ соединены с основной платой. Также видны два конденсатора советского производства. Что туда впаяли вместо родной микросхемы, я не знаю, кажется пару советских микросхем. Если бы знал название родной, то поставил бы оригинальную, а так придется оставить как есть, поскольку УНЧ работает и смысла менять шило на мыло не вижу.
Тюнер. К его работе есть некоторые нарекания: настраиваешься на станцию, далее ее сигнал ослабляется, потом опять поднимается. Контура ПЧ могли ранее подкрутить, но я не уверен в этом. Буду разбираться с этим. Если кто может подсказать, был бы признателен за подсказку.
Так, вроде с основным корпусом Fair Mate RD-1215 примерно разобрался. Теперь к колонкам. А там меня ждал неприятный сюрприз.
Колонка разбирается интересно, так два динамика стоят в перпендикулярных плоскостях, то чтобы разобрать ее, верхний динамик выезжает из корпуса на отдельной панели.
С лица динамики вот такие. Присмотритесь к верхнему динамику на красной панели. Вы увидите полный обрыв подвеса. Локальный ремонт порванного участка тут не годился.
Найти идентичные динамики было не реально, встала задача, как отремонтировать старые. Сами динамики по размеру "десятки", где найти подвес на них, я не знал. Сам родной подвес был тоненький, с малым размером гофра и, похоже, что он был сделан из какой-то хитрой бумаги, похожей на флизелин. Искать что-то подобное на радио рынке было бессмысленно, все равно бы пришлось что-то потом подрезать, каким-то образом пристраивать к диффузору с неизвестным результатом, в общем я плюнул и решил изготовить подвес сам.

Даю несколько минут вам на размышление, чтобы вы могли предложить свой способ изготовления подвеса, потому как свое решение по способу починки я принял где-то в течение минут пяти.

Сначала я хотел сформировать подвес из выдавленного флизелина, однако для того, чтобы закрепить волнообразную форму, нужно было использовать крахмал. Такую технологию я подглядел у японцев, когда они высушивали подвес, пропитанный раствором крахмала. Но в доме, к сожалению, на тот момент не оказалось крахмала, а я хотел починить динамик поздно вечером. Понятно, что магазины были уже закрыты!
Пришлось прибегнуть к испытанному способу с пенопропиленом. Небольшой кусок пенопропилена у меня был, правда он все же с его 2 мм был несколько толстоват для такого подвеса. Нужно было придумать, как можно и, главное, чем, выдавить подвес, чтобы получить примерно такой результат.
Хотите смейтесь, хотите нет, но в качестве пуансона  я решил использовать какую-нибудь чашку или стакан с подходящим диаметром. И такой пуансон нашелся у меня, в его роли выступил пивной бокал. Теперь нужна была матрица, которая позволит образоваться волне. Я для этой цели взял относительно плотный пенопласт. Разогрел феном пенопропилен и бокалом выдавил гофр в пенопласте.
Далее обрезал по кругу внутри и снаружи лишнее и получил такой подвес.
Ну да, не сильно красивый, но лучше такой, нежели просто дыра!
Далее приклеил его к диффузору и корзине. Изначально я допустил ошибку, намазал внутреннюю и внешнюю сторону подвеса "Моментом", он довольно быстро прихватился к бумаге диффузора. Получилось немного перекошенно. Но функционально все было хорошо и динамик вполне себе работал, его катушка не затирала. Белую часть подвеса я закрасил фломастером.
В итоге стало вот так.
Второй подвес я сначала приклеил к корзине, а потом уже с помощью зубочистки наносил клей между диффузором и внутренней частью подвеса. Результат мне понравился больше.
Осталось прикрутить динамик к выдвижной панели
ну и подкрасить его, чтобы в глаза не бросался.
К сожалению, предыдущий ремонтер поотрывал с мясом провода от высокочастотников. Они пьезоэлектрические и, наверное, он счел, что их все равно не слышно,  потому они лишние.
На одном из высокочастотников мне удалось с помощью зеленого флюса припаять провод к оставшейся части "плюса" (центральная часть пьезодинамика), на втором получилось облудить периферию "дырки", там металл еще не окислился и олово на него ложилось хорошо. А к этой облуженной части припаял провод.
Собрал колонку, подпаял провода высокочастника к соответствующим клеммам, с акустикой худо-бедно было закончено.
Поскольку в прошлой жизни магнитола падала, у нее оторвались и были навсегда утеряны две стойки справа на передней панели. В эти стойки должны были быть вкручены скрепляющие винты. В свое время я отломал несколько стоек с доноров про запас.
Отрезав трубки необходимой длины, я их подклеил дихлорэтаном. Чтобы не мучиться с подгонкой краев, я растворил заблаговременно в отдельном пузырьке дихлорэтана кусочки пластмассы. Получившейся пастой я промазал место соединения стойки с панелью, после высыхания в итоге у меня получился монолит, ну разве что отличающийся по цвету. Но внутри этого все равно не видно, так что в данном случае важен результат. К сожалению, вот этот результат я вам показать и не смогу, я просто забыл его сфотографировать.
Итого по Fair Mate RD-1215.
Интересная магнитола, но она ко мне пришла с кучей старческих болячек, которые пришлось долго лечить. Понятно, что этот труд никто не оценит, но мне это и не важно. Главное, я сделал максимум возможного, аппарат в итоге сейчас находится в более-менее приличном состоянии. Другого такого нет практически ни у кого, во всяком случае в Гугле мне только раз попалась ссылка на него в Youtube. Поищите и сами найдете.
Fair Mate RD-1215 однозначно не относится к флагманам магнитолостроения, но это вполне неплохой середнячок.
Глаз радует, вид не портит, еще и играет. Ну на низкие то, вы, надеюсь, не сильно надеялись? Не тот класс все таки.
Есть мелкие, не до конца вылеченные, болячки, есть старческие шрамы, но не забывайте о тридцатилетнем возрасте аппарата.
Будем снисходительны к старичкам! Сами такими станем.:)
Ну и еще несколько фото по традиции.
 
 
 
 
 



























4 комментария:

  1. Очень красивая.

    ОтветитьУдалить
  2. Динамики до боли напоминают советские 3ГДШ-7. Погуглите их, может просто поменяете, и будет без заплаток. Звук у них хороший.

    ОтветитьУдалить
  3. Faire Mate RD-8800 круче.

    ОтветитьУдалить
  4. Был у мине точно такой же. Покупал в Москве у арабов за 1000 полновесных рублей, в конце 80-х. Пока довёз до аэропорта, раз 5 приставали по дороге, продай да продай. Проработал до 1998 года. Жалко было выкидывать :(((((

    ОтветитьУдалить