вторник, 22 июля 2014 г.

Sanyo M-X920K.

Этот Sanyo M-X920K мною был куплен давно у одного барыги, с кучей какого-то магнитольного хлама, который я сейчас и вспомнить уже не могу.  Для того, чтобы приобрести эту машину за совсем немаленькие деньги, пришлось изображать то ли птичку с раненным крылом, отвлекая хозяина от данного магнитофона в пользу остального мусора, то ли лисицу, хаявшую виноград из-за его якобы некондиции, в общем мне удалось его убедить, что я, приобретая Sanyo M-X920K, выручаю его из соображений чистого человеколюбия, альтруизма, филантропии и даже некоторой доли гуманизма. В общем, аппарат этот я заполучил. У него не работала кассетная часть, но я ее починил, на тот момент она меня поразила своей сложностью. Сейчас, когда через руки прошли десятки разнообразных аппаратов, я бы не сказал, что там сверхсложный механизм, но и простым я бы его поостерегся назвать.
Что сказать в целом о Sanyo M-X920K? Добротная тяжелая машина, один из немногих топовых магнитофонов от Sanyo.
Я уже ранее писал неоднократно, что ремонт старой техники, особенно, когда она стоит без дела и не работает - это песня без конца. Ко мне намедни пришел знакомый с целью разобраться, что есть что в магнитольном океане, ну и начали мы слушать поочередно разные магнитолы верхней линейки. Победителями по звуку у знакомого стали Шарпы "девятой " серии, но я в данном случае не об этом. Из полутора десятков аппаратов, которые я достал и подключил, у доброй трети были какие-то неполадки. Многие из них нещадно трещали при регулировке громкости, у JVC RC-M70 регуляторы звука вообще отказали и он орал, как потерпевший, а у Sanyo M-X920K вообще заклинила кассетная часть. То есть головка поднялась и потом ни за что не захотела опускаться, какие бы кнопки протяжки я не нажимал.

К счастью, чужая тестовая кассета в нем не стояла и я отложил мой Sanyo M-X920K до лучших времен. Но так, как резиновый ролик остался прижатым к тонвалу, то надолго в таком положении Sanyo M-X920K оставить я не мог, в противном случае у прижимного ролика на рабочей поверхности образуется впадина, после чего ролику судьба отправиться в мусорное ведро. Поэтому я решил оперативно, не дожидаясь перитонитов, резать к чертовой матери, в смысле, чинить протягу.
Достав магнитолу, я с печалью и грустью от предстоящих работ начал откручивать ему заднюю стенку, чтобы достать злополучный заклинивший механизм, но тут случайно нажал на кнопку Eject. Оказалось, что именно эта отдельно стоящая  кнопка выступила в роли веревочки, дернув за которую, дверца то и открылась. У нормальных аппаратов во время функционирования лентопротяжки кнопка Eject блокируется, в этом конкретном Sanyo M-X920K она сначала переводит механизм в режим Stop, ну а потом уже открывает карман.
Я погонял протяжку в разных режимах, однако она больше не безобразничала, потому смысла вынимать механизм и что-то с ним делать необходимости не было. Но коль я уже снял заднюю крышку, то грех было бы не показать вам содержимое Sanyo M-X920K, когда я еще туда следующий раз полезу?
На задней крышке расположился мощный блок питания с солидным трансформатором.
Вся остальная начинка расположена внутри корпуса на большом пластмассовом шасси. Магнитола большая, места в ней много, потому узлы ее не лепили друг к другу, а располагали, как было удобно.
Вот тюнер на большой плате, на которой у других магнитол легко располагается вся электронная начинка.
Он же с другого ракурса.
Шестерня КПЕ.
Ручка настройки у тюнера двойная, точная настройка осуществляется не подстроечным конденсатором, а резистором. Ось ручки основной настройки для плавности снабжена маховиком.
Усилитель на отдельной плате.
Сначала я принял алюминиевую коробку за экран ВЧ части, однако это обыкновенный радиатор. Друг напротив друга на нем расположены микросхемы, однако прочесть, что это за чипы там установлены, я не смог, на их поверхности были полустертые цифры, нанесенные синей краской.
Динамики Sanyo M-X920K. НЧ громкоговорители диаметром 18 см. Переднюю часть я вам не покажу, так как крепится динамик с лица магнитолы, чтобы добраться к винтам, нужно снять гриль, а этого мне делать не хотелось.
Номинал динамика и так хорошо виден на фото.
С бумажными ВЧ динамиками дело было хуже, в том смысле, что добраться к ним, чтобы сфотографировать, было тяжело. Такая же проблема была и с протяжкой, она была прикрыта платой, к которой шла куча проводов.
Ну я сначала попытался сделать какие-то заранее мало художественные фото, типа фрагмента протяжки, попадающего в кадр.
Но такие фотографии мало информативны. Что можно разглядеть на этой картинке?
 Или вот такое фото?
А потом вспомнил, что до того времени, пока меня не обуяла гордыня и я не завел сей графоманский сайт, я пописывал на Шизе и там размещал фото протяжки с именно этого Sanyo M-X920K. Я думаю, там не сильно обидятся, если я займусь плагиатом собственных фотографий? В конце концов все мы делаем общее дело, популяризируем ненужные вещи.
Посему привожу несколько моих фото с другого ресурса.
Протяжка. Металл и еще раз металл.
Внизу шесть толкателей, на которые давят кнопки..
Вид снизу. Как видите, у магнитолы немаленький маховик тонвала.
Вид сзади.
Вид сверху.
Мне тогда при ремонте пришлось разбираться с механикой, потому я ее частично разбирал.
Пришлось снимать программную шестерню.
Тогда ремонт заключался в том, что пришлось за кем-то что-то исправлять. Но помню, что механизм действия протяжки довольно сложен, каждое нажатие на любую кнопку, в том числе Stop и Pause вызывает прокручивание программной шестерни на один оборот. Особенность протяжки является продолжительное нажатие на кнопки, иначе они могут не сработать. Мне лень сейчас описывать подробности действия, но в двух словах при нажатии на кнопку ее тяга выдвигает соответствующую углообразную деталь, назовем ее "собачка", которую уже зацепляет ходящая горизонтально штанга . В общем, основной массе народа это ни к чему, излишнее знание приумножает печаль. Подобная, но несколько другая протяжка у Sanyo M-X620K и Saba Transeuropa RCR-426
Остальное внутри Sanyo M-X920K малоинтересно, ну, скажем, там ленточные переключатели стоят в большом количестве, это просто факт, не более.
Поэтому переходим к экстерьеру. На мой взгляд, он спорный и проигрывает младшим собратьям Sanyo M-X720 и Sanyo M-X820. Мне кажется, что в Sanyo M-X920K что-то японцы перемудрили. Нет, тут все на месте и качество деталей не вызывает нареканий, это не дешевка какая-нибудь, но такой дизайн мне не очень по вкусу.
Впрочем, может я излишне придирчив, но тут стоят какие-то мелкие подслеповатые стрелочные индикаторы. Они, конечно, побольше, чем у Sharp GF-777, но все равно какие-то невыразительные.
Шкала приемника практически на всю ширину магнитолы,
но подсвечивается она только с правого бока зеленой лампочкой,
могли бы и индикаторы тоже подсветить.
Кстати, подсветку можно зафиксировать, это умное решение.
Вся передняя панель серебристая, ручки и планка обрамления шкалы хромированные.
Данная магнитола не приехала недавно из Японии, она была в нашем континентальном климате несколько десятков лет, однако на хроме планки под шкалой начала проступать некоторая патина. Она в глаза не бросается, я специально выбрал ракурс, на котором она особо сильно видна, но данный факт подтверждает истину "ничто не вечно под Луной".
Разного рода входы-выходы расположены над задней крышкой Sanyo M-X920K.
Входы для Phono прикрыт отдельным колпачком.
Сзади на крышке Sanyo M-X920K есть специальные прорези для кронштейнов выносных микрофонов, которыми комплектовался аппарат, но до меня ни кронштейны, ни микрофоны уже не дошли.
Его собственные встроенные микрофоны, на мой взгляд, тоже неплохи, но, по мнению фирмы Sanyo, их меломанам было недостаточно.
В принципе, в Sanyo M-X920K есть все достижения начала восьмидесятых, а именно система поиска песен AMSS на 7 треков, система Dolby, расширенное Стерео. Большего желать и не приходилось, оно и этим не все пользовались.
Но с позиции нынешних времен все эти навороты сейчас кажутся примитивными на фоне нынешней компьютеризации современной техники, а потому в винтажных аппаратах на первый план выходит звук и внешняя красота.
Ну звук-то вас не сильно разочарует, а вот о красоте судите сами, у каждого свои мерки для этого.
Вот такой у меня получился миниобзор, ни одна скрепка во время которого не пострадала (кто в теме, тот понял).
 
 
 
 
 
 


















32 комментария:

  1. А МНЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ !!!

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный24 июля 2014 г., 9:49

    Вспоминаю моё первое (случайное) посещение комка на ул. П.Усенко, что в Киеве -понял, что навестить лишний раз любимый природоведческий музей - вряд ли найду для этого время. Нечто подобное я там лицезрел , но почему- то больше запал в душу юноши AIMOR с отстёг. (!) колонками. Понятно . что это была суть "балалайка" , как говорят сейчас, на тогда... КИЕВСКИЙ

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный24 июля 2014 г., 9:52

    КИЕВСКИЙ вдогон- Колонки на АЙМОРе были как-бы распашные, не так обозначил.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Был у меня этот Аймор, вид ничего, но колонки слабенькие, без высокачастотников. Продал без сожаления, квартира не резиновая.
      Из иконостасов, складней и триптихов предпочитаю Соньку, надо будет как-то обзор по ней написать.

      Удалить
    2. Анонимный24 июля 2014 г., 12:01

      Ув. Джачинто, скажите, а не проходил чрез Ваши руки ДжиВиСи 550? Любопытно, какой у него звук , в сравнении , напр. с 777? 777 слушал ещё в 84 г , понятное дело, сравнивать было не с чем, разве что СТУДИО, но кто тогда о нём вообще слышал. В нынешнее время была возможность сравнить 777 и студио, выбор пал в пользу последнего. У одного любителя, которого хорошо знаю, пару лет назад был 550, так продал, папоротник, за 800(!) грн. ну а, после, когда узнал, что за это его могли бы растерзать подавляющее большинство ниг афроамериканцев, так поезд ушёл.

      Удалить
    3. Нет, 550-го не было, увы.

      Удалить
  4. Я тут увидел фотку с трансформатором и мне это напомнило...

    У меня есть дома новодельный Филипс, ценности коллекционной он не представляет, это обмылок середины 90-х, но хочется его починить, а он не работает от сети (от батареек работает)..

    Я хотел бы узнать, можно ли как-нибудь мультиметром проверить работоспособность трансформатора? Из инфы в интернете, что-то я толком не понял как это сделать..

    Мой меньше этого, но провода именно в таком кол-ве как и у этого (бывает по-разному), пайки на маленькой плате примерно такой же как и на фотке вашего транса - нормальные..

    Alex, Tel-Aviv.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну это самое простое, проверяете тестером вилку 220 вольт которая, если нет прозвона, то ищете предохранитель (может его и не быть), далее делаете вывод, что первичной обмотке кирдык, потому как вторичная с ее толстым проводом не горит. Транс на замену.
      Если звонится первичка, то тогда уже диодный мостик проверяете, понятно, что заодно смотрите, сколько вольт на вторичке у Вас. В общем, не бином Ньютона.)))))

      Удалить
    2. А как именно вилку прозвонить? Что-то не догоняю.. :)

      Вот, что всегда хорошо прозванивается, так это два провода вторичной (?) обмотки...

      А ещё в вилке, там куда кабель вставляется, есть такая "собачка", которая нажимается.. Какая именно функция у неё?

      Alex, Tel-Aviv

      Удалить
    3. Вторичка никогда не сгорает, так как намотана толстенным проводом.
      Вы шнур питания в розетку суете вилкой ведь. Вот эта вилка соединена с первичной обмоткой, присоедините щупы тестера к концам вилки, если звонится (от 40 до 100 ом), то все ОК с первичкой.
      "Собачка" батареи отключает при присоединении к сети.

      Удалить
    4. Вроде не работает... Показывает - 0, надо бы ещё какой-нить трансформатор проверить...
      Но хочу заметить, что контакт идёт через плату, а не напрямую мож. там есть проблема..

      А если изначально нету в цепи предохранителя, можно ли его туда самостоятельно впаять?

      И ещё, есть другое радио, где помимо всего сгорел предохранитель, на сколько ампер должен быть предохранитель? На радио написанно мощность 16 ватт, то-есть получается 0.06, не мало ли?

      Alex, Tel-Aviv

      Удалить
  5. Прозвоните сам кабель - может в нём обрыв есть. Да в "собачке" могут на контактах появляться окислы ( у меня на Sanyo такое приключалось уже ), место пайки механизма "собачки" тоже нужно осмотреть - при частом использовании иногда и ножки с дорожками от платы отрываются . Просто внимательно всё проверьте ))

    ОтветитьУдалить
  6. Ностальжи нахлынул, как увидел сей Аппарат! Именно такой, один-в-один, привез из гастролей по Японии в далеком 80-м. Звук - сказка, особенно для того времени. Впоследствии был продан за очччень приличные деньги... А может это именно он и есть?

    ОтветитьУдалить
  7. Дата на двигателе 16 июня 1980 года, за месяц с небольшим до Олимпиады-80.

    Помнится в СССР тогда очень многие шарманки выпускались под лейблом "олимпийский", что добавляло к стоимости несколько полновесных советских рублей. Типа популяризация спорта, ну а разница в цене шла на организацию игр.

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте! У меня тоже такой аппарат , но мой мастер не может запустить тюнер, брали мануал от этого аппарата, там где плата тюнера находятся две микросхемы . а у нас в аппарате одна (LA3361) и на эту микросхему не поступает сигнал, микросхема исправна, что делать мастер не знает, помогите пожалуйста.

    ОтветитьУдалить
  9. А куда делась HA12261? На схеме она с желтыми надписями.
    LA3361 - это микросхема стереодекодера, на вход ее уже должен приходить общий моно сигнал. А у Вас он куда делся?
    Проверьте питание тюнера, приходит ли на него 7 вольт примерно?

    ОтветитьУдалить
  10. в этом аппарате стоит тюнер организованный на одной микросхеме , а остальное транзисторы питание тюнера есть напряжение на выводах ic совпадают с заявленными схемой нет сигнала на входе -это наш вывод 2 .

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не, ну так не бывает, если нет сигнала по FM, то должен AM хотя бы идти. Что, ни шипения, ни вообще ничего нету?

      Удалить
    2. вообще нет ничего, а то что я написал что тюнер у нас на одной микросхеме и что номер парт платы тюнера отличается от вашей схемы что-то значит?

      Удалить
    3. Фото тюнера на мыло пришлите.

      Удалить
  11. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  12. Владимир здравствуйте. напишите пожалуйста размеры пасиков на 920й

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не помню, но там скорее всего протяжка как на 620 и 960-м, на 960 плоский ставил 115 мм, можно чуть меньше. Rвадратный кажется 95-100, не помню.
      Посмотрите на Шизе, я там смотрел, вроде бы так.

      Удалить
  13. Владимир здравствуйте. с наступающим новым годом !подскажите для чего тумблер АLC .звук так сильно трещит когда включаешь его. как устранить проблему . тумблер почистил. но видимо проблема где то дальше

    ОтветитьУдалить
  14. ALC - automatic level control, автоматический контроль уровня записи, второе его положение - это ручной контроль. Как может этот переключатель влиять на трески, я не знаю. На запись влиять может, не более.

    ОтветитьУдалить
  15. запись в ручном режиме работает отлично, а вот когда ставлю на автомат,то звук медленно затихает,индикаторы уходят на ноль и запись не происходит. и если даже нет записи а просто играет радио включаю этот тумблер .то звук становится тише. это что то не так. вам встречалась такая проблема?

    ОтветитьУдалить
  16. Добрый день Владимир. Извините что не в той теме пишу вам. На SANYO M9994 проблема со звуком, а именно когда играет кассета. Радио работает на полную громкость, а вот звук когда играет кассета , тихо, хотя ручка громкости повёрнута до упора. Все ползунковые переключатели (5 штук) были выпаяны и почищены до блеска, они теперь как новые, но кассета всё равно играет тихо. Запись происходит и с радио и с микрофонов, но Может вы подскажете в чём проблема и как устранить её. На ЛПМ все реле также почищены, а звук всё равно 20% от мощности.
    Заранее благодарен.

    ОтветитьУдалить
  17. По обоим каналам или по одному? Если по обоим, то я бы начинал от переключателя идти в сторону головок, ища, где пропадает возбуждение, когда касаетесь проводов или ножек в цепи усиления сигнала магнитофона. Если нет звука, то может на какую-то общую на оба канала микросхему не приходит питание. Схема то у вас есть?

    ОтветитьУдалить
  18. Спасибо за быстрый ответ. Оба канала работают тихо. стоит перевести переключатель работ в положение радио , звук 100%. Регуляторы громкости, они же и служат как баланс на этом Саньо,тоже почистил. на радио звук регулируется без рывков и скрежета. Из за тихой громкости не ощущается изменений когда прикасаюсь к проводам головок. запись происходит нормально. индикаторы оба показывают изменения . Схемы нет, и на радио не светится индикатор стерео.

    ОтветитьУдалить
  19. Усилитель у вас работает, стерео индикатор связан с тюнером - это отдельная песня. Похоже, что какая-то микросхема общая не работает, хотя могли и два каких-то других элемента цепи испортиться.Ищите, где затыка у вас, через электролит соединяя вход и выход активных элементов.

    ОтветитьУдалить