среда, 6 мая 2015 г.

Sony CFS-900. Штучка.


Купил эту магнитолу Илья на барахолке в Одессе, за последнее время и тучный на винтаж город у моря весьма оскудел на находки. Я то уже привык к нашей пустоте, тут найдешь на барахолке какую-то интересную кассету и рад этому, но Черноморск всегда был клондайком. Однако за последнее время что-то и там как-то кисло стало. И вот Илья сообщает, что купил какую-то Соньку почитаемого мною маленького формата. Цена ее была не то, чтобы большой по нынешним тяжелым временам, но и особо дешевой я бы ее не назвал. Единственно что было в пользу этого аппарата, он был реверсный и у него было несколько диапазонов коротких волн. Правда сейчас последнее преимущество уже не столь очевидно, чего там ловить на этих волнах? Японцы давно это поняли и перестали ставить этот диапазон на магнитолы уже лет как тридцать, да и кассеты по правде говоря уже мало кто слушает. И тем не менее кассетная дека у нее не работала, а это в моем понимании непорядок. Илья предположил, что там надо пасики поменять и только. В общем, приехала Sony CFS-900 ко мне. Состояние магнитолы было в целом неплохое, ну разве что антенна болталась, потому как ее держатель был поломанный.

Ну пасики так пасики, раскрываю магнитолу и заглядываю вовнутрь. Что бросилось сразу в глаза, так много свободного места там внутри.
Вообще-то динамики на передней панели особого интереса не вызвали, обычные. Под НЧ громкоговорителями расположены пьезопищалки.
Кронштейны крепления у НЧ динамиков ступенчатые, с изгибом, такие еще встречались на поздних Шарпах.
С лица динамик вот такой. Из особенностей его отмечу тончайший пленочный пыльник под никель, когда к нему прикасаешься, он легко прогибается под пальцами.
В основном корпусе расположена одна общая плата и протяжка.
Сказать, что места для блока питания не нашлось, тут язык не повернется, пустого пространства валом.
 Вон сколько простора справа под тюнером. Но оно отдано под ленту стрелки тюнера.
Я посмотрел на тюнер и удивился тому, что не увидел привычных микросхем. Мне подумалось, что тут должна тогда стоять одна интегральная микросхема Sony CXA1238 или же ей подобная, однако я ее не увидел.
Я заглянул под плату, мало ли, а вдруг ее там расположили японцы, хотя такого они обычно не делают. Однако там тоже не было ничего. И только потом я понял, что тюнер вполне обычный, он просто занимает чуть ли не половину платы. Просто первые каскады тюнера сделаны на транзисторах, а дальше все традиционно и тюнер заканчивается микросхемой TA7343P стереодекодера.
Посередине платы традиционно расположились две микросхемы магнитофона,
левую же часть платы занял усилитель низкой частоты.
На какой микросхеме выполнен УНЧ, я не знаю, но как видите, радиатор не внушает особого уважения к мощности аппарата.
Sony CFS-900 в радио режиме работал прекрасно, поэтому я достал пакеты с пасиками, приготовившись заменить их по быстрому на протяжке и собрать аппарат.
Головка на протяжке не вращающаяся, а стационарная четырехдорожечная.
На протяжке установлен маленький электромагнит, работающий во время поиска песен системы именуемой здесь AMS. При нахождении паузы он сбрасывает протяжку из режима поиска в режим воспроизведения.
Протяжка не такая полностью металлическая, как у фирмы Sanyo, здесь много пластмассовых деталей, но и металлических частей хватает тоже.
Снял и перевернул протяжку. На первый взгляд все пасики на месте.
Однако когда я провернул шкив мотора, то увидел, что верхний пасик от длительного простаивания растянулся и на его длине образовался некоторый горб.
Вот так видно существенно лучше. С таким пасиком не езда, а мучение. На удивление, второй пасик, охватывающий тонвалы, несмотря на то, что тоже тугим не был, работал вполне нормально.
Ну тут поменять пасик проблемы большой нет, надо открутить единственный винт слева внизу и вытащить плату с бронзовой втулкой и двумя подпятниками под тонвалы.
Винт открутил, а плата так сразу и не снималась. Не хотелось поломать защелку, которая удерживала ее справа внизу.
С какой-то энной попытки плату снял, быстро накинул пасик и довольный тем, что все так быстро и, главное, просто разрешилось, прикрутил плату к шасси протяжки и подключил всю протяжку к магнитофону. Включил, а реверс не работал, к тому же стали раздаваться какие-то механические звуки, что-то обо что-то конкретно затирало. Опять снял плату.
Проблема явно была связана с белым маховиком, звуки доносились именно оттуда. Реверс не то, чтобы совсем не работал, он срабатывал, когда его переключаешь вручную, но и то не всегда. В режиме автореверса, когда должен останавливаться приемный подкассетник, он практически не работал вообще. При этом нагрузка на приемный подкассетник была такая, что его было крайне трудно удержать. Я даже попробовал поставить какую-то кассету, он ее не порвал в конце, но ленту в мотке подтянул очень сильно. В общем, как говорил Деточкин, с таким аккумулятором - это не жизнь.
Вынул весь узел. Думал, что он состоит из фрикциона и маленькой шестерни на его конце, однако на деле все оказалось значительно сложнее. И с этим в итоге мне пришлось возиться несколько часов, потому что пришлось разбираться со всем принципом работы реверсного механизма. Сам узел разбирается относительно легко. Под диском с шестернями находится фрикцион из фетрового кольца.
Шестерни передают момент вращения на черную круглую деталь с зубьями внутри. В связи с тем, что передача момента вращения происходит от маленькой шестерни к большой, эта деталь вращается в несколько раз медленнее, нежели светлый пластиковый шкив.
Вот все основные компоненты этого узла. В левом нижнем кольце, если присмотреться внимательно, есть на внутренней стороне несколько углублений, зацепов.
На внешней стороне черной шестерни диаметрально расположены две маленькие детали. Они выполняют роль храповиков.
Хорошо, что я случайно не потерял их при разборке, они выскакивают очень легко, так как ничем не прикреплены. Впрочем, и располагать их нужно именно так, как они стоят, поскольку, если внимательно присмотреться, эти маленькие детали не симметричны.
Я собирал и разбирал весь узел неоднократно, пытаясь понять, почему он не работает правильно. Потом заметил, что маленькая шестерня, надеваемая в другого конца, имеет трещину.
Из за этой трещины шестерня иногда прокручивается на оси, а этого быть не должно, так как именно эта шестерня приводит в действие сам механизм реверса, отводит одну головку от тонвала и подводит другую. Механические усилия на это нужны немалые.
Нужно было отремонтировать эту шестерню, без этого смысл реверсного аппарат пропадал вобще. Как это сделать, я пока не знал, деталь очень маленькая, диаметром 5-6 мм в диаметре.
Стал думать. Вариант один, нужно ее склеить. Трещина старая, ее края слегка пожелтели. Как минимум, ее надо промыть, а вдруг там смазка, тогда все усилия по склейке пойдут прахом. Я надел шестерню на вал, трещина расширилась, в капиллярное расширение капнул легкого растворителя, снял с вала, щель исчезла. Такую процедуру я проделал несколько раз. В капилляр таким же образом можно залить и клей, а потом сжать шестерню. Но я был не очень уверен, достаточно ли прочно будет место склейки, поэтому решил усилить шестерню.
Усилить тут можно разве с помощью накладной шайбы, больше ничего здесь не придумаешь. Стал подбирать необходимый размер шайбы.
Одна из шайб подошла идеально. Я зачистил надфилем поверхность шестерни и шайбы и склеил их мгновенным клеем. Клей хотя и мгновенный, но я счел, что лучше все же дать ему застынуть как полагается, больно уж деталь ответственная.
Во время вынужденной паузы скушал виртуальный Твикс, а именно решил заняться поломанным основанием антенны. Основание было довольно хитрое, чем его менять, не знал, но полез в барахло, куда я скидывал весь хлам, связанный с антеннами. Должен же был я что-то найти для решения проблемы, в общем примерно как Швейк, застигнутый подпоручиком Дубом за распитием коньяка, повел того по наитию куда-то за угол, где обнаружилась колонка со ржавой "железистой" водой. Хотите верьте, хотите нет, но первая деталь, которая мне попалась на глаза, была именно такая, какая мне была и нужна. Откуда она взялась, не могу вспомнить, могу только поблагодарить за то, что многие детали на японских магнитолах унифицированы.
Так как ничего не нужно было подпиливать и сверлить, поставил ее на аппарат, стала как родная. Вот и не верь после этого в чудеса!
Через некоторое время решил одеть склеенную шестерню на вал. Она стала очень туго, что мне и нужно было.
В общем, мне пришлось разбирать и собирать этот узел несколько раз, пока я детально разобрался как он работает и откуда доносились звуки механического затирания. Попробую вербально описать принцип работы всего этого довольно сложного узла, а вдруг кому когда пригодится. Да и сам могу забыть, на память надежды нет.
Весь узел состоит из 4 элементов, деталей тут, понятно, несколько больше. Белый шкив получает момент вращения через пасик от двигателя, через две маленькие шестерни передает момент на деталь с зубьями внутри.
Деталь с маленькой черной шестерней насаживается на оси шестерен, она вращается значительно медленнее оси шкива. От ее шестерни передается момент на вращение подкассетников в режиме подмотки. Режим перемоток от этого узла не зависит, перемотки получают вращение от двух пластиковых тонвалов. Самая верхняя шестерня, отремонтированная, туго сидит на валу и обеспечивает собственно переключение реверса.
В нормальном  режиме воспроизведения деталь с маленькой черной шестерней медленно вращается, обеспечивая подмотку приемного подкассетника. Когда лента в кассете заканчивается, эта деталь, как прямо связанная с подкассетником, останавливается, а так как она жестко насажена на оси маленьких внутренних шестерен, то начинает вращаться в противоположном направлении кольцевая деталь с зубьями внутри. Две маленькие детали на ее краях, назовем их храповиками, от возникающей центробежной силы выпадают и зацепляются за впадины внешнего кольца, заставляя его прокручиваться и одним из четырех выступов нажать на деталь, освобождающей "собачку" большой шестерни реверсного механизма, который зацепляется с маленькой отремонтированной шестерней. В общем, если в двух словах или в пятидесяти, то без нагрузки внешнее кольцо за счет силы трения должно крутиться в сторону большого шкива, но это сделать не дает один из четырех выступов, упирающийся в деталь механизма протяжки, однако при возникновении нагрузки это кольцо начинает крутиться в противоположную сторону, ну и одним их этих выступов сбрасывает "собачку" реверсной шестерни. Вот такая хитрая система.
Не знаю, будет ли кому понятно написанное, тут бы иллюстрацию в живую понаблюдать бы, но если бы я вначале прочел бы что-то подобное, то времени на ремонт потратил бы существенно меньше. А так я пытался где-то чего-то подмазывать, а на самом деле нужно было делать совсем другое. В общем, знание - сила.
Смотришь так на инфузорию "туфельку" в воображаемый микроскоп и думаешь, какая примитивная живность, а на самом деле там внутри всякие цитоплазмы и вакуоли и как они работают, знают только специалисты и то не все и не всё. В общем, времени угрохал я немало, зато сделал.
После таких трудов глупо было бы оставить в грязном состоянии, я его выдраил и он засверкал у меня, ну не как новенький, но тоже ничего так.
Описывать очевидное мне не хочется, кажется все и так за себя отлично говорит. Потому отделаюсь фотографиями.
В принципе, этот Sony CFS-900 стоит на границе новодела, но сделан добротно и без халтуры.
Ручки массивные, хромированные, ручки баланса нету. Ну вот так сделали.
 Зато есть отдельная ручка переключателя диапазонов коротких волн.
Динамики.
Центральная часть.
Пара светодиодов указания направления движения ленты. А вот светодиода стерео вы не найдете, его нет. Впрочем, как нет и переключателя Моно-Стерео.
 Сзади никаких входов и выходов.
Табличка с характеристиками.
 Диапазон 41 метр пропустили.
 Карман или по научному, кассетоприемник.
 Еще раз ручки. Под гнездом наушников светодиод, индицирующий работу магнитолы.
 Ручка настройки тюнера.
 И несколько фото просто внешнего вида.



Подбивая итоги. Забавный аппарат. Не шедевр, но с некой изюминкой от Sony. Буду думать о его дальнейшей судьбе, не исключен вариант принятие его в свою семью. По договоренности с хозяином из Черноморска, понятно.

16 комментариев:

  1. Шайбочка, это да ! Сколько раз спасала.

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный7 мая 2015 г., 18:24

    Go back where you're from, Jon. Speak fucking English if you call yourself so.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я бы на месте Евгения процитировал бы одного современного государственного деятеля "Who are you to f...cking lecture me?"

      Удалить
    2. Анонимный12 мая 2015 г., 22:32

      If I was in Evgeniy's shoes, I would quote one well-known philosopher: "Who the f**k are you to answer for someone?.....Not Frau Merkell by any chance?"

      Удалить
  3. ОЛЕГ ИЗРАИЛЬ НАТАНИЯ8 мая 2015 г., 0:40

    СЕГОДНЯ ВИДЕЛ SHARP GF- 450 В УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ ПРОСИЛИ 30 ШЕКЕЛЕЙ .....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Что нам делать с этой информацией?

      Удалить
    2. Анонимный8 мая 2015 г., 10:50

      Обггадоваться...

      Удалить
    3. Анонимный11 мая 2015 г., 12:50

      А я видел за 20 егго gf 777!!! тока издали

      Удалить
    4. ОЛЕГ ИЗРАИЛЬ НАТАНИЯ12 мая 2015 г., 10:03

      НУЖНО БЫЛО ПОДОЙТИ ПО БЛИЖЕ !!!

      Удалить
  4. Анонимный10 мая 2015 г., 5:47

    с днём Победы вас!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный20 мая 2015 г., 21:26

      Спасибо Товарищ!

      Вас и Вашу семью,всех близких и родных тоже с Праздником!!!.

      Удалить
  5. Анонимный10 мая 2015 г., 6:41

    Подскажите какая полудлина плоского пасика на sharp8787?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сейчас не помню, но если исходить из того, что там аналогичная протяжка как у 777 и 575 http://magnitolia.blogspot.com/2014/09/sharp-gf-8787h-vs-sharp-gf-8989h-10.html, то там плоский должен быть на 150 мм.

      Удалить
  6. Анонимный11 мая 2015 г., 23:25

    Спасибо огромное! !!

    ОтветитьУдалить
  7. Добрый день, во первых большое спасибо за такой подробный обзор этой достаточно редкой и красивой магнитолы. Имею такую дома. Отдал 'мастеру' на обслуживание. Результат - сломанный тон вал. Сам вал отломаны от маховика (на фото обзора коричневый). Как можно приклеить вал к маховику с наименьшей погрешностью? Может приходилось решать такую задачу? Заранее спасибо, за любой совет.

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо огромное! История болезни Вашего пациента абсолютно совпала с моим больным. Без Вашего скрупулезного описания протокола операции мой пациент скончался бы. Трещину в шестерне без подсказки я бы не обнаружил. Восстановил, сложный узел собрал. Реверс заработал. Пациент жив и здоров. Еще раз сердечно благодарю, спасибо! Творческих Вам успехов!

    ОтветитьУдалить