вторник, 27 февраля 2018 г.

Лечение пары типовых болячек JVC RC-M70

Приехала из Ирландии на "сервис и вообще" магнитола JVC RC-M70LB. Из очевидных дефектов я увидел только отсутствие одной антенны, в остальном же в визуальном плане магнитола была в прекрасном состоянии, если не считать несколько прокорябанных черточек на алюминиевой планке под шкалой. Похоже, предыдущий хозяин таким образом отмечал любимые станции. Такую планочку я отыскал в Одессе, когда приедет, заменю.
Что касается антенн, то там печаль ситуации заключалась в старении пластмассы корпуса, отчего в районе антенны вокруг обоих оснований антенн началось разрушение пластика и утеря целых фрагментов задней крышки. Не включая аппарат, чтобы не знать о комплексе остальных его болячек, решил с ремонта антенн и начать. Надеюсь, что всем понятно, что сами антенны были тоже поломаны? Самых тонких звеньев не было напрочь, где тонко, там и рвется. И ломается тоже.
Сейчас антенны выглядят так. Красота.

Как есть красота. Хотя сразу сознаюсь, что тут только поворотные основания антенн родные, а сами антенны уже китайские. Да, они более тонкостенные, а следовательно и более нежные, да и звеньев против оригинальных у них меньше на одно колено. Колено? Колено - это что-то сгибающееся, а у нас они высовываются друг из друга. Ну да ладно. Пластмасса вокруг правого основания восстановлена, там ранее была раздолбанная дыра.

Изнутри сейчас вся конструкция выглядит так.

А было вот так. Два пластмассовых крепления, в которые вкручивались винты медной прижимной планки, отвалились от корпуса, может от старения пластмассы, а может какой-то homo не очень sapiens сдуру отломал антенну. Дурное дело - оно же не хитрое. Как гласит старинная зимбабвийская поговорка, дураку стеклянный член не надолго, он его не только сломает, а еще и порежется.

Ну прежде всего я приклеил эти крепления дихлорэтаном. Пока клей застывал, а это вам не мгновенный цианоакрилат, стал думать, что делать с остальной пластмассой, вернее, с ее отсутствием. Если просто так прикрепить антенны, то они будут болтаться, как карандаш в стакане.

Пока приклееные фрагменты высыхали, решил на более целом месте крепления антенны укрепить упор основания. Можно было наращивать пластмассу или приклеить пластмассовую латку, но я решил в силу довольно ответственного участка сделать раз и навсегда, на века. А тут ничего другого, как металл, не придумаешь. Выпилил кусок алюминиевой пластины толщиной 1 мм, выточил сегмент на половину диаметра основания антенны.

Были размышления, куда его приклеить: выше или ниже родного пластмассового упора, более правильно было бы ниже, но там основание антенны упиралось бы в него самым краешком, мало ли, вдруг кто захочет выдернуть антенну, хомо сапиенсы - они такие, потому все же решил приклеить выше.

Вот мой усилительный элемент, сфотографированный более вертикально.

По образцу и подобию сделал такой же упор на соседней антенне.

Ну и вот что получилось. На мой взгляд вполне надежная конструкция образовалась.  Впрочем, как дальше себя будет вести старая пластмасса, я не знаю.

Включил JVC RC-M70LB и погонял в разных режимах. Радио работало прекрасно, ползунковые регуляторы звука ходили плавно и не трещали. Включил кассетную деку и услышал металлические стуки. Так как протяжка JVC RC-M70LB мне боле-менее знакома, предположил, что стучит один из штырей, расположенных на маховике тонвала. Положил JVC RC-M70LB на пол и стук исчез. Поднял его в вертикальное положение - стук появился опять. Надо снимать протяжку и смотреть, что там и как. Подсмотрел у себя, сколько и какие винты нужно удалять, чтобы ее снять.

Потрогал тонвал, оказалось, что он болтается, похоже, что нет у него сзади опоры.

Сзади протяжки прикручена на трех стойках треугольная железная панель, в которой установлен пластмассовый подпятник. Этот подпятник просто болтался в панели, так как его штыри были по диаметру заведомо меньше отверстий, в которые эти штыри вставлялись. Нет, этот подпятник не может держать такой тяжелый маховик, слишком он слаб. 

Разбираем дальше. Вынимаем маховик с тонвалом и переворачиваем.

 Это что такое? Налицо обломанный участок какой-то трубки.

А вот и место поломки, вторая половина детали. Честно скажу, хотя аппарат и не мой, я загрустил. Силуминовая втулка, будь неладен этот хрупкий материал, поломалась под самый корешок, тут латку шибко не поставишь. Впрочем, а почему бы не попробовать?

Позвонил в Одессу моему знакомому. у которого был на разборку JVC RC-M70, спрашиваю, есть ли протяжка. Отвечает, что есть что-то, но она некомплектная. Ну если есть запасной вариант, то почему бы и не поэксперементировать? Для начала склеить. Правда, открутив три винта, которыми втулка прикреплялась к протяжке, я не смог просто так ее вытащить, она сидела в отверстии более, чем плотно. Выбивать втулку не хотелось, силумин же, а не сталь закаленная у нас. Начал с помощью медицинского зажима расшатывать основание втулки, смочив отверстие ВэДешкой, втулка нехотя начала выходить, но и металл под зажимом стал крошиться. Кто придумал этот силумин?
Вытащил и сложил обе половинки.

Покачивая на небольшую величину друг против друга, смочил образовавшиеся щели мгновенным клеем и сдавил до высыхания. Делал так потому, что цианоакрилат ошибок не прощает, если бы смочил бы одну половину детали и начал бы ее приклеивать ко второй, то с первого раза мог бы точно не попасть в правильное положение, ну а далее можно было бы деталь только выбросить, нормально она бы уже не склеилась.

Цианоакрилат держал хорошо, но если разломалась отлитая на заводе монолитная деталь, то сильно на клей надеяться не стоило бы. Подумал, что обязательно место склейки надо усилить. Была идея сделать усиление из протакрила или же холодной сварки, но там толщина этого усиления должна была бы быть не более миллиметра или полутора миллиметров, иначе бы маховик цеплялся бы за эту втулку. И тут пришла мысль, если нельзя усилить место склейки снаружи втулки, то почему бы это не сделать изнутри? Нам нужно оставить по краям 3-4 мм для вставки во втулку бронзовых подшипников, остальная полость трубки не задействуется.
По натуре я Плюшкин, ничего не выбрасываю, обратная сторона этой бережливости - захламление. Но зато очень часто бывает, что я могу что-то сделать из подручных средств, если конечно вспоминаю, где эти подручные средства лежат. Достал все свои поломанные антенны и нашел среди них идеально подходящую трубочку, которая вставлялась во втулку внатяг.

Отрезал от трубки необходимый по длине кусок.

Вставил во втулку  и вдавил до необходимого положения.

На всякий случай проклеил торцы трубки, чтобы на приклеилась ко втулке.

В этом деле надо чтобы клей не попал на периферию обоих концов втулки, туда надо будет вставлять еще подшипники.

Вставил подшипники.

Вуаля! Вторая жизнь деталей.

Позвонил в Одессу, сказал, что вроде бы отремонтировал втулку, в ответ услышал, что там втулка тоже была поломана, только ближе к длинному концу, а не как у меня у основания. Для усиления склейки там сверху втулку усилили холодной сваркой. Я бы в таком случае или же подобрал бы внешнюю трубку, или бы согнул бы из жести что-то вроде трубки и затем приклеил бы такую конструкцию ко втулке.

Пока возился с втулкой, не сразу заметил, что у меня рядом развалился фрикцион перемоток.

Оказалось, что верхняя деталь, которая садится вплотную на ось и прижимает пружину фрикциона, радиально лопнула, из-за чего не плотно жестко держалась на оси.

Вырезал из тонкой жести полоску, ею обернул деталь в виде обруча и проклеил мгновенным клеем. В таком виде радиальные трещины уже не страшны, деталь будет сидеть на оси плотно.

Ну и пасик поменял, там нужен пасик полудлиной 125 мм, родной растянулся до 130, из за чего дека стартовала не сразу, а секунду-другую в задумчивости раскручивалась. Промывка переключателей "Запись-Воспроизведение", а также родов работ магнитолы, как понимаете, тоже входит в сервис. Плюс по мелочам разные работы, аппарат визуально хорош, да и играет отлично, для такой машины ничего не жалко.

20 комментариев:

  1. вас жена не убивает за запах дихлорэтана по квартире?)) "По натуре я Плюшкин, ничего не выбрасываю, обратная сторона этой бережливости - захламление. Но зато очень часто бывает, что я могу что-то сделать из подручных средств, если конечно вспоминаю, где эти подручные средства лежат" а ещё что-нибудь выкенешь, поскольку оно уже достало, а через два дня оказывается, что именно выброшенный кусочек хлама очень пригодился бы. и взять теперь негде.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну тут все по быстрому - открываю пузырек, всовываю пластиковую трубку от ватной палочки, быстро закрываю пузырек, чтобы он не испарялся. Там того дихлорэтана мизер, квартира большая, до жены запах не доходит.
      Было разок, когда пузырек упал и разлилось чуток. Открыл окна, включил вытяжку, вышел из квартиры, через небольшое время запаха уже не было, он быстро испаряется.
      А вот жидкость для протакрила воняет на порядок сильнее, сразу вспоминаешь запах стоматологического кабинета. Тоже желательно не дышать, не фиалками пахнет.

      Удалить
  2. выкинешь... чёрт, вот знаю как пишется правильно, а когда набираю, то почему-то набирается как слышится, с ошибкой. надо бы изучить этот феномен... или кто-нибудь уже изучал...

    ОтветитьУдалить
  3. Максим . Вы правы. Часто годами перекладываешь с места на место всякое барахло . И часто просто выкидываешь . А потом как Вы и сказали через какое то время нужна именно- ТА вещь ! А ее как назло уже нет . Закон подлости .Тут вот вспомнил что похожие втулки есть в наличии . Владимир была аналогичная неисправность -лопнула стопорная шайба . Только я надел на нее трубку от звена антенны. Подошла идеально . А за идею соединить сломанные части трубкой внутри ! Большой респект ,идеальный вариант ,когда нечем заменить .

    ОтветитьУдалить
  4. Вы случаем не знаете для какой страны изготовлен мой JVC RC-M70JW/C?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Теперь-то какая разница? Не поедете же Вы туда жить?))))

      Удалить
  5. Знаю, был такой. Звук - довольно басистый, в точ такой же как на Silver ST 858. А в остальном, довольно допотопная машина. Клавиши управления лентопротяжкой - как на тракторе Аяуза, а система поиска песен - замудренная как Канадских аборигенов.

    ОтветитьУдалить
  6. Приветствую, Владимир!
    Обзор как всегда, на высоте!
    Как раз на данном этапе я тоже вожусь с аналогичной моделью.
    Хотел особо сказать по поводу антенн и их креплений. Это совершенно типовая болезнь этой магнитолы. На моём также внутри обломаны крепления и утеряны антенны - в этой модели антенные базы прижимаются к корпусу латунными пластинами, крутятся целиком, и если крепления отломаны, то база не держится никак и чаще всего теряется.
    Т.к. подобных антенных баз у меня нет, то буду делать по-традиционному, а именно крепить стандартную базу (ну типа как на шарпах), у которой верхняя часть крутится относительно основы. Возможно для этого придётся изготовить дополнительную деталь, которую я планирую прикрутить на штатные места, восстановив крепления. Внешне с корпусом проблем нет, в этом смысле повезло :)
    Оказался в обрыве один из потенциометров громкости. Нашёл у себя аналогичные по размерам и номиналу (впрочем, номинал не столь важен в данном случае) ALPS, но видимо от регуляторов записи, т.к. не тонкомпенсированные. Пока поставил их, звук регулируется нормально. Естественно, все потенциометры выпаивались, чистились и дополнительно крепилась контактная гребёнка - она имеет свойство отваливаться в подобных регуляторах и даже выпадать и теряться.
    Читал Ваши предыдущие статьи по ремонту M70, в частности и то, как вы ставили другие регуляторы, в том числе и взамен рабочего потенциометра (меняли парой) и хотел узнать - не остался ли у вас один родной, собственно нужна только рабочая часть с дорожкой, корпус и ползунок есть и у меня. Я бы приобрёл с удовольствием.
    И ещё, тоже возвращаясь к тем вашим статьям, где вы жаловались на то, что в этой модели JVC установил линейные регуляторы взамен логарифмических, которые к тому-же ходят туго со временем.
    Специально начал изучать какие регуляторы стоят на тех-же шарпах 9х9х - конструктивно они совершенно одинаковы, такие-же ALPS, только на 20кОм (а не 50, как в М70). Так вот, в шарпах потенциометры тоже линейные :) Но резкого скачка громкости в начале регулировок нет, видимо по причине того, что они на 20ком.
    теперь что касается тугого хода. Как мне кажется, с этим я тоже разобрался. И дело тут не только в смазке.
    Если посмотреть на сам ползунок, то можно увидеть, что сверху он прижимается к металлическому корпусу (внутри которого ходит) пластиковой прокладкой, которую прижимает латунная пластина.
    Эта пластина со временем становится более плоской, плохо прижимает ползунок к корпусу, и в результате, при перемещении ползунка, тот ходит НЕ перпендикулярно, а перекашивается. Узнать это довольно просто - возьмите любой тугой регулятор, и перемещайте на нём ползунок, стараясь вести его перпендикулярно корпусу. Он будет ходить гораздо плавнее, чем если его просто толкать пальцем, когда он перекашивается.
    Лечение этого дела простое и не совсем - поджиманием или поднятием контактов гребёнки снизу ползунка и выгибанием латунной пластины сверху, нужно добиться такого результата, чтобы ползунок не перекашивался, прижимался равномерно к корпусу верхней стороной и шёл перпендикулярно ему. далее, нужно хорошо всё смазать, и плавность хода вернётся :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Позвольте и свои 5 копеек вставить . мне тоже досталась проблемная М-70 . Ну слава Богу ВСЕ восстановил. менял ВСЕ регуляторы . Взял от Шарпа -939 регуляторы громкости на 20 ком с тонкокомпенсацией . Они там стоят отдельно , остальные на общей гетинаксовой плате . Владимир их крепил с помощью ног из толстой проволоки . Я сделал иначе . Корпус старого регулятора в длину делите на 2 половинки, легко ломается по отверстиям с резьбой . И эти 2 половинки крепите по бокам нового регулятора . И ВСЕ . Ставите на место .подходят идеально .ничего не надо погонять . Нужно только удлинить выводы (проводками ) и припаять на свои места .Регуляторы тембров тоже стоят от 939 ,правда пришлось немного подумать как их приспособить . Но ВСЕ подошло идеально . И Работает отлично ! Как громкость так и тембра . И еще добавлю от себя . Имею и Островной М-70. Так вот что заметил ! У него внешний вход работает по другому . А именно, не надо нажимать кнопку запись что б что то услышать из динамиков . В отличии от Европейского варианта .У меня на европейском входа и выходы 5 контактный диновский разьем . Хотя есть модели с тюльпанами . Вот там точно не знаю как обстоят дела .К чему Я это . Да к тому ,что на Азиате Line in работает как AUX/ если кому это интересно .

      Удалить
    2. Спасибо, довольно толковые замечания и советы.
      По поводу остатков регулятора может они и есть где-то, я уже и не помню, но найти их будет проблема из проблем.
      Если попадутся, дам знать.

      Удалить
    3. Владимир, Вы бы не могли сказать какова длина оригинальных антенн в сложенном состоянии?
      Только самой антенны, без базы, от кончика до отверстия винта.
      Заранее спасибо!

      Удалить
    4. На одном аппарате 175 мм, на втором - 188 мм. Какой их них правильный, не знаю.

      Удалить
    5. Спасибо!
      Ещё на форуме бумбоксери тоже нашёл инфо, у оригинальных длина 176 мм, так что ваш первый вариант оригинальный ))

      Удалить
    6. Нашел еще одни, там было точно 175 мм.

      Удалить
  7. Петрович, приветствую!
    У меня как раз есть пара регуляторов от 939(800 - они одинаковые), и тоже думал их поставить. Но, есть одна вещь, которая мне мешает жить чуть ли ни с самого рождения. Я очень дотошный в вопросах аутентичности )))
    Касается автомобилей, одежды, прочих предметов... одним словом - всего! И как выясняется, магнитол тоже.
    Поэтому пока ограничился установкой без каких-либо переделок регуляторов без тонкомпенсации, а параллельно буду искать или родные, или от шарпов 9х9х серии, они совершенно одинаковы конструктивно, только на 20 ком, но как по мне это даже лучше.
    А ещё, насмотревшись на ютубе роликов о чудесном токопроводящем клее из Китая, заказал его и вот жду. Судя по видео, клей реально творит чудеса и стоит копейки. Если это подтвердится, то в дальнейшем можно будет беспроблемно ремонтировать оборванные дорожки регуляторов.

    Даю ссылку на ролик, гляньте, если интересно: https://www.youtube.com/watch?v=ft_yptoHGTI

    Владимир, здравствуйте!
    Буду премного благодарен, если найдёте остатки регуляторов. Друг как раз едет в марте на два месяца в Украину, мог бы привезти.
    Если конечно будет не слишком хлопотно "поскрести по сусекам" :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ариф !Ну Я вас понимаю, Есть Люди особо щепетильные ,к коим ВЫ себя и относите . Что сказать ? тогда и не стоит заниматься ремонтом и восстановлением . А лучше найти аппарат в хорошем внешнем и техническом состоянии . Так как любое вмешательство и замена деталей будет считаться (Колхозом).Я вот восстанавливал просто исходя из того, что это достойный аппарат . Да и кое что напоминал о мой юности . Хотя его можно было продать на доноры .Но Жалко . Он этого не заслужил . Так же пришлось искать крышку кассетоприемника и стекло закрывающую шкалу . Не говоря о мелочах . Но Вот ОН стоит красавец и исправно делает то ,что ему положено . Чему Я очень рад . Как говорит ВЛАДИМИР -еще один аппарат получил второе рождение . По поводу клея ??? Пустая затея ,обосную 0н хорош там, где надо склеить участок дорожки на плате .А на регуляторах ? он просто сотрется через какое то время .Найти оригинальные ползунки на М-70 практически пустая затея . Если только с донора . И то ,какая гарантия что и там они живые ? Я долго и везде искал -Увы ! Хорошо что нашел от 939. Вот такие у меня мысли . Ну а ВАМ решать .Вы хозяин .

      Удалить
    2. Петрович, может я не совсем правильно выразился, но я хотел сказать, что восстанавливая аппараты, стараюсь сильно не переделывать оригинальную конструкцию.
      В качестве примера, собственно то, о чём мы и говорим - я же тоже поставил не оригинальный регулятор по сути, также, как и вы. Единственное отличие в том, что тот, который поставил я, сел на место штатно, а вы несколько переделали конструкцию. Если бы у меня НЕ оказалось тех регуляторов, которые я поставил, то я бы тоже установил от 939/800, но я пошёл: а) по пути наименьшего сопротивления ибо проще и у меня есть под рукой альтернатива; б) БЛИЖЕ к оригиналу, хотя тоже не оригинал.
      В результате мы оба получили один и тот-же результат.
      Как бы так :)
      Насчёт клея - затея не пустая, зависит от того в каком месте обрыв и как, а точнее куда наносить клей.
      Чаще всего обрыв бывает в самом начале дорожки, возле заклёпки. Собственно, потому обрыв со временем там и происходит, что при установки заклёпки, происходит определённая деформация в этом месте, которая впоследствии может привести к трещине в слое. Капля клея на границе заклёпки и дорожки никак не контактирует с контактами ползунка, они туда и не доходят, иначе бы касались и самой заклёпки, мы бы это ощущали.
      Далее, если трещина оказалась там, где ходит ползунок - никто и не собирается наносить клей поверх дорожки, помимо того что он сотрётся, в этом месте будет очень неприятное перепрыгивание и застревание ползунка, это вообще не дело. В таком случае, клей наносится РЯДОМ с дорожкой, там где контакты ползунка не ходят. И сама капля клея должна быть очень маленькой хотя бы потому, чтобы плавность возрастания сопротивления не нарушать, иначе в этом месте сопротивление дорожки будет одинаковым на всём расстоянии нанесённого клея.
      В любом случае, клей стоит 78 центов с доставкой и поэкспериментировать можно.

      Удалить
    3. Вы вообще ссылку с клеем посмотрели? Посмотрите, очень интересно, там его и на прочность проверяют и по электрическим параметрам.

      Удалить
    4. Полностью согласен . Но клей не стану в данном случае применять . Лучше и практичнее заменить регулятор целиком . Так как (не знаю как ВЫ ?) на душе будет какой то осадок и чевячок будет мучить. Ха-ха . лично мое мнение . Я привык -сделал и Забыл . Как никак Я делаю для Себя .

      Удалить
  8. Привет Владимир! Здравствуйте все коллеги по увлечению.
    Поделюсь как я ремонтировал свой JVC M-71. У моего второго JVC M-70, с этой деталью пока нет проблем.
    По поводу силуминовой втулки подшипников тонвала JVC M-70. При ремоте в подобной ситуации,
    я вспомнил, что где-то видел такую же конструкцию.
    Также как у Вас, уважаемый Владимир, и у меня присутствует синдром незабвенного Плюшкина. Вобщем порылся я в закромах и нашел. В старых советских автомагнитолах "Эола " с жутким автореверсом применяются подобные стойки с точно такими же подшипниками и аналогичным( на три винтика) треугольником крепления к шасси ЛПМ. Подходит идеально 👌, единственно конструкция короче оригинальной миллиметров на 5-6. Я побрал ( опять же из плюшкинских запасов) капронитовую втулку и выбрал этот зазор. Конечно вместо капронитовой втулки можно любой иной материал использовать , набор шайбочек и другие варианты. Результат: ремонт прост и скор, магнитола исправно работает уже лет шесть. Проблема забыта, ничего более не беспокоит в ЛПМ. Да , ещё у вас останется в запасе вторая стойка с идентичными подшипниками тонвала, так как автомагнитола Эола реверсная.
    Всем удачи в ремонте и реставрации -реанимации магнитол.

    ОтветитьУдалить