среда, 12 сентября 2012 г.

Sanyo M4500K. Почти геттобластер.

Этот аппарат попадал ко мне несколько раз, в большинстве случаев как нерабочий, причем характер поломок был всегда разный. Было все: и неработающие двигатели, и поломки протяжек, что-то было и по электрике, уже и не помню. Отчетливо помню только то, что разобрать мне его в первые разы было чрезвычайно трудно - тут не было простоты Шарпа или технологичности Тошибы. Как правило, аппараты Саньё очень тяжелы в ремонте. Тут надо и провода некоторые отпаивать, и подумать, как вынуть отдельные узлы или всё шасси целиком, короче, намучаешься с "Тремя Океанами". И тем не менее я считаю Санье самой магнитольной фирмой - такого разнообразия магнитол не делал никто.
Так вот данный конкретный экземпляр Sanyo M4500K попал ко мне вообще в виде супового набора или же, скажем, в состоянии гонщика "Формулы 1" после страшной аварии. Мой хороший знакомый купил его на рынке у торговцев б\у техникой в качестве почти рабочего: радио шипело, но не настраивалось по причине оборванного верньера; кассетная дека не работала якобы из-за отсутствующих пасиков, ну  и в придачу из двух каналов работал всего один. Но косметика была приличная, потому базарные барыги содрали с моего знакомого приличные деньги. Он же, придя домой, решил натянуть нить верньера сам и полез вовнутрь, плохо представляя, что это не просто магнитола, а Саньё! Короче, в результате его вмешательства мне была отдана на ремонт куча отдельных узлов с обрезанными проводами, поломанной платой, оторванными и разломанными регуляторами громкости и тембра, снятым кассетоприемником, кучей разных винтов и деталек от протяжки.
Я думаю, что экономически восстанавливать такой аппарат не имело смысла, особенно если не иметь под рукой образца, но образец то у меня был, да и аппарат Sanyo M4500K сам по себе очень даже неплохой, потому я и взялся за него.
Вот он в оживленном состоянии.

Раскручиваем. Вот такой вид под задней крышкой. Обратите внимание на красный и черный провод от блока питания, размещенного на задней крышке. Они припаяны. Если вам надо серьезно работать, то лучше отпаять и надписать место, куда они были припаяны, иначе потом будете долго гадать, куда их приспособить.
Чтобы вам не мучиться при разборке изобретенного велосипеда, привожу картинку со стрелочками  направленными на винты, которые необходимо открутить, чтобы  относительно безболезненно вынуть все шасси.
Единственно, можно вместо винтов, прикрепляющих стрелочные индикаторы к корпусу выкрутить один винт посередине между ними, тогда степень вашей свободы при ремонте будет ограничена только проводами этих индикаторов.

Хотите, отпаяйте их, хотите - оставьте так, но вот провода динамиков слева и 3 провода микрофона отпаивать придется по любому, без этого никак. Надпишите места паек, потом сильно поможет обратному процессу. Впрочем, мне попался и экземпляр Sanyo M4500K, у которого провода присоединялись к плате с помощью одиночных разъемов.
Шасси в перевернутом виде выглядит так.
Описывать ремонт протяжки с изготовлением недостающей пружины не буду, просто покажу, как все получилось.
Пружина была установлена вместо штатной и прекрасно поджимала деталь. Чтобы кронштейн шестеренки не слетал со своего посадочного места, вместо отломанного пластмассового фиксатора мною была вварена металлическая скоба.

Разумеется, как только все было собрано, среди винтов, прилагаемых к магнитоле, была обнаружена штатная пружина. Родное, понятно,оно всегда лучше, переустановил все заново.
Процесс одевания пасиков для краткости опущу.
Вместо порванной нити для ремонта верньерного устройства я использовал толстую синтетическую нить, такая точно не скоро протрется.
Многие боятся верньеров, на самом деле сложного в их натяжении нет ничего, надо просто слегка пораскинуть мозгами и включить логику. 10 минут и новый верньер готов.
Много времени заняла замена изувеченных регуляторов.

Найти регулятор громкости с коаксиальными осями не удалось, потому был куплен просто двойной регулятор. Да, не будет возможности регулировать баланс, придется обойтись без этого, зато удалось оживить магнитолу. Помучился и с установкой новых, их контакты были короче и не доставали до платы, пришлось их наращивать. Когда вырывали регуляторы, вокруг них поломали плату, пришлось выискивать обрывы и делать перемычки на дорожках. Плата на Sanyo M4500K двухсторонняя.
Перерезанные провода просто припаял по образцу и подобию исправной магнитолы, используемой в качестве эталона.
Это еще не все провода, там под фольгированной бумагой, используемой в качестве экрана была еще дюжина отсоединенных поводов.
Радио заработало, но его ранее перестроили на наш УКВ. На фото тюнер образца, на том, который я ремонтировал, стояли катушки с большим числом витков. Катушки заменил на новые с меньшей индуктивностью.
На образце, с которого я смотрел, тюнер был до 104 Мгц, это был Sanyo M4500KE, сделанный для Германии, поэтому я его подтянул подстроечником до 107 Мгц, большего без замены конденсаторов сделать не удалось. Катушку для сохранения нижней части 87,5 МГц пришлось сдвинуть.
 На ремонтируемом же Sanyo M4500K конденсатор на 15 пф ( на фото он слева от нижнего левого угла КПЕ) пришлось заменить на 8 пф, без этого попасть в диапазон 87,5-108 МГц мне не удавалось.
Аппарат работал только одним каналом, проблема была в оборванных дорожках, причем видимых повреждений не было. Вычислил по даташиту микросхемы питание УНЧа и с помощью тестера нашел два обрыва.
Кстати, УНЧ Sanyo M4500K сделан на двух раздельных микросхемах LA4112 без всяких радиаторов.
Чего мы там еще не осветили? Протяжку? Она железная, кондовая, но выходит из строя в основном по причине того, что всякие пластмассовые детальки на ней со временем иногда ломаются. Но всегда есть возможность при наличии фантазии и пары рук их починить.
Да, еще динамики. НЧ 12-го калибра, а может и 13-го, тонка грань между этими размерами.

Что интересно, ВЧ динамик бумажный, с блестящими пыльниками, которых практически не видно за мелко ячеистой проволочной сеткой черного цвета.
Итог моих трудов - практически полное оживление Sanyo M4500K.
А теперь немного о самом Sanyo M4500K в целом. На мой взгляд, аппарат очень красивый, причем как в серебристом варианте, так и в черном.
Как по мне, так черный даже и интереснее смотрится.
Стрелочные индикаторы добавляют ему шарма.
Вообще он весь такой солидный, тяжелый. Почемуя написал, что он почти геттобластер? Размером динамиков подкачал, ему бы 16 см диффузоры, он бы в цене сразу бы раза в два вырос.
У него даже есть вход для виниловой вертушки, как полагается, с заземлением.
Черный вариант для Европы, на шкале 104 Мгц.
Все переключатели сверху.
Несколько фото его деталей. Кнопки протяжки.
Ручки регулировок.
Табличка сзади. У европейца больше информации на ней, потому и выбрал его.
Вот такой вот у нас Sanyo M4500K


23 комментария:

  1. Был у меня в отрочестве Саньо моно с большим динамиком и с точно такой же лентопротяжкой. Убил я его. Теперь пытаюсь найти... Хотя бы фото. Вам случаем не попадался?

    ОтветитьУдалить
  2. очень красивые аппараты!

    ОтветитьУдалить
  3. Автору респект за сборку-переборку конструктора ! Для полного счастья нужно было перебрать сопротивлятор громкости .При наличии доноров резистивные элементы легко меняются,тонкость только в акуратном расклёпывании-заклёпывании оси с обратной стороны

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. При наличии примерных аналогов не вижу смысла тратить время на расклепывание-склепывание, не в коня корм, увы.

      Удалить
  4. Стал обладателем европейськой версии аппарата, практически в идеале (отломаны пластиковые фиксаторы антенны). Хочу спросить как данному аппарату подавать звуковой сигнал скажем так с мп3 плеера. Я имею введу как подключится, на сколько я знаю нужно поставить в режим фоно и с помощью шнура DIN/minijack подключится к магнитоле. Все так и сделал, звук то подается, но очень слабый и с треском. Подскажите пожалуйста как сделать правильно?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Все вопрос снимается, подключил через RCA тюльпан и все получилось.

      Удалить
    2. Теперь новая беда, не понимаю почему звук так сильно насыщен низами, я на плеере эквалайзер выставил без бассов, на магнитоле тон задал высокий все равно басы просто разрывают (в режиме радио, кассеты все норм), ставлю звук на магнитоле на треть так же и на плеере, громе боюсь просто напросто, динамики не выдержат. Это так у всех? (подключил через разъемы фоно + тюльпан)

      Удалить
  5. да так-же при подключении через тюльпаны звук сильно насыщен низами, зашкаливает...
    как-то побороли эту проблему?
    подключал на самой маленькой громкости моб. телефона...
    Олег.

    ОтветитьУдалить
  6. Микола Джапанюк26 февраля 2015 г. в 12:31

    Вход Phono предназначен для прямого подключения головки звукоснимателя (ЗС) виниловой вертушки. Он очень чувствительный - это раз (сигнал на выходе ЗС что-то около 5 милливольт). Поэтому сигнал с этого входа усиливается примерно в 100 раз, причём неравномерно - низкие усиливаются, высокие ...ослабляются. Это два. Сделано так потому, что зависимость силы сигнала от частоты (амплитудно-частотная характеристика, АЧХ) грамзаписи имеет вид красной линии на рисунке http://www.keith-snook.info/quad-stuff/QUAD-22-valve-pre-amplifier/RIAA-rec-replay.gif - высокие задраны, низов нет. Таков стандарт, кому интересны подробности, шукайте "RIAA коррекция" и т.п.. Усилитель-корректор (УК), стоящий между Phono входом и УНЧ, имеет АЧХ в виде зеленой линии на вышеупомянутом рисунке, потому-то и зашкаливает бас при попытке послушать звук с этого входа.
    С уважением

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Микола Джапанюк26 февраля 2015 г. в 12:47

      Проще всего, наверное, подавать сигнал на DIN вход (не вижу, как он там подписан - 5-штырьковый разъём), купив или изготовив соответствующий переходник, и слушать в режиме записи.
      С уважением

      Удалить
  7. Уважаемые, а у кого есть инструкция для Sanyo M4500KE? прошу вас от сканировать и кинуть мне на почту boroda5@mail.ru
    Перерыл инет только схема есть, а инструкция у буржуев и за вражеские деньги................)))
    Спасибо если кто откликнется.

    ОтветитьУдалить
  8. Так у меня есть живая, бумажная.))) Ннннада?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. закинь мне на мыло скан пжл.
      я сейчас не в Харькове...........................

      Удалить
    2. Для скана надо иметь как минимум сканер, а его у меня дома нет, а бегать искать нету времени. У МЕНЯ ДОМА ИДЕТ РЕМОНТ, что это такое, объяснять, думаю, не надо.

      Удалить
    3. Понял, планирую приехать домой в сентябре попробуем встретиться. Меня все интересует на задней панели переключатель OSC и у него 3 положения что это?

      Удалить
    4. https://elektrotanya.com/sanyo_m4500ke.pdf/download.html

      Удалить
  9. Эхх... У меня такой украли в студенческом общежитии... Попал ко мне в виде конструктора, был полностью восстановлен. Очень жалко аппарат(((

    ОтветитьУдалить
  10. Добрый день ! Вчера прислали из Германии SAHYO M4500 KE состояние нового FM 104 как перестроить по подробней можно объяснить какой подстроечник подкрутить чтоб хоть до 107 ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Поподробнее -это страницы на 2 текста, да и то может не все поймете. Это без намерения обидеть.
      Сам вчера думаю, дай растяну на приемнике Шауб-Лоренц 104 на 108, дело то пустячное. Ну и растянул с 8 вечера до 3 ночи свое время.))) Сегодня включаю, а верньер не ходит на всю длину, надо по новой настраивать. ))) Так что без элементарной подготовки лучше не трогайте, отдайте мастеру.
      Но если что-то чешется, найдите подстроечник Гетеродина и его выкручивайте в сторону уменьшения. В нижней части диапазона катушку гетеродина понемногу сжимайте, чтобы нижние станции не ушли. Несколько итераций и может чего получите из дополнительных станций.
      После найдя самую тихую станцию вверху диапазона покрутите подстроечник на достижение самого громкого звучания, а внизу диапазона подвигайте витки катушки тоже для самого лучшего звучания.
      Но я вас предупреждаю, что можете расстроить так, что потом и половины прежних станций не найдете. В общем, на ваш страх и риск.

      Удалить
    2. c9 = 24пф, поменять на 18пф и не надо трогать никакие пикушки по 15пф (это чревато срывом гетеродина). Подстроечником в КПЕ (левый нижний угол тот что ближе к Т3) выставляем нижнюю часть диапазона, сжатием-расжатием (без фанатизма)витков катушки L3 выставляем верхнюю часть диапазона. Делов на 10 минут и банку пива!

      Удалить
  11. Все же вопрос с линейный входом остаётся открытым,если он не предусмотрен в принципе, можно его внедрить?

    ОтветитьУдалить
  12. Вопрос с линейным входом можно решить "переделкой" входа phono. Мне специалист сделал, всё работает. г.Днепропетровск.

    ОтветитьУдалить