воскресенье, 23 сентября 2012 г.

Sharp WF-939Z. Ремонт УНЧ

Чего мы еще там в Sharp WF-939Z не ремонтировали? Ну да, еще усилитель мощности у этого аппарата довольно часто сгорает. Он выполнен на двух микросхемах NEC uPC1288 или uPC1335, какая разница между ними, науке это не известно, сравнение характеристик выявить ее не позволяет. Скорее всего это одна и та же микросхема. Реально в обозначении первая буква греческая "мю", но далеко не на каждом компьютере ее можно отыскать, потому часто ее обозначают как u.
Эти микросхемы мало того, что довольно часто вылетают, да и купить их довольно проблематично: в наших радиомагазинах это можно сделать только через заказ, но цена при этом будет отнюдь не сахарная, порядка 20 долларов. Короче, если может и имеет смысл искать родную микросхему, то только для разве что аутентичности Sharp WF-939Z. В случае замены обоих микросхем смысла в восстановлении оригинального УНЧа я не вижу. Потому я просто покупал на радио рынке готовую сборку на микросхеме TA8210 фирмы Toshiba, прикручивал ее к радиатору, подпаивал несколько проводов, искал "землю"  и горя не знал. На тошибовской микросхеме аппарат звучал лучше и мощнее, чем на родной.

Однако на этот раз у продавца в наличии тошибовской сборки не было и он посоветовал мне УНЧ на микросхеме TDA8560, утверждая, что это не только не хуже, но даже лучше, чем на Тошибе. Выбора не было и я взял TDA. Нашел удобное место на пластине радиатора, прикрутил сборку подпаял и включил. Микросхема не работала.
Я проверил правильность подключения по схеме, вроде подпаяно было все правильно.
Через некоторое время я обнаружил, что Sharp WF-939Z начинает работать долю секунды во время выключения, то есть можно было предположить, что проблема была все-таки по  питанию микросхемы. В порядке эксперимента я запитал Sharp WF-939Z от внешнего 9-ти вольтового выпрямителя - аппарат заработал. Гипотеза проблемы питания подтвердилась.
Я замерил питание, выходящее с выпрямителя блока питания, на сглаживающем конденсаторе напряжение было порядка 19-20 вольт. Мне не могло прийти в голову, что микросхема, рассчитанная на работу 9-18 вольт будет так капризничать при превышении питания на несколько процентов. И тем не менее это было так, что подтвердил эксперимент по подключению питания через несколько последовательно соединенных диодов, УНЧ более-менее работал. Для эксперимента диоды годились, а вот для постоянного понижения напряжения вряд ли. Казалось бы. какие-то несчастные лишние полтора вольта и столько хлопот!
Надо было решать проблему радикально. LN7815 ставить было нельзя, у нее ток до 1 ампера, здесь же надо было ставить что-то на ток порядка 3-х ампер.
Радиолюбители мне посоветовали  схему на транзисторе и стабилитроне КС518, но тоже не гарантировали большой ток.
Правильное решение в итоге подсказали на радио рынке, где, собственно, и снабдили нехитрыми комплектующими для воплощения в жизнь этой  схемы. Нужно было спаять регулируемый источник питания, простейшая схема которого  такая.
Ну для того, чтобы скомбинировать четыре детальки платы особой не нужно было. Сделал навесным монтажом.
Главная проблема была в изготовлении радиатора достаточной площади для рассеивания тепла. Мне сказали, что на каждый Ватт мощности нужно не менее 6 см, в нашем случае при токе 3 ампера падение напряжения может составить порядка 19,5-15,5=4 Вольта. Соответственно рассеивать надо до 12 ватт. Отсюда площадь радиатора порядка 70 см в квадрате. С учетом того, что пластина двухсторонняя, нам понадобится пластина 35 см в квадрате. На самом деле прикрутив мою сборку к пластине примерно такой площади, я обнаружил, что она практически не греется.
В принципе в Sharp WF-939Z довольно много пустого места, где можно расположить радиатор и не морочиться с его установкой на блоке питания, но мне хотелось, чтобы все элементы блока были вместе, потому и пришлось выкраивать место на плате.
Я установил пластину так.
Для того, чтобы вся эта конструкция поместилась в отведенное для блока питания и УНЧ место, пластину пришлось согнуть. В тех местах, где могло быть соприкасание с другими деталями, я сделал соответствующие пропилы в алюминиевой пластине, ну и заизолировал возможные места соприкосновения.
Справа кусок пластины отогнут для того, чтобы через открытое пространство можно было прикрутить плату к корпусу Sharp WF-939Z.
Разумеется, я сначала попробовал работу УНЧа на 18 вольтах: резон - меньше будет греться пластина и мощность самого УНЧа будет больше. УНЧ играл, но фонил на частоте 50 Гц. Для устранения этого явления служит процедура "поиска земли ". Не самое простое занятие, но лично мне оно даже чем-то и нравится. Обычно я припаиваю к минусу УНЧа 2-3 проводника и поочередно присоединяю их к разным точкам земли на блоке питания. Нашел место, где фон меньше всего, подпаял туда провод, берешь следующий и ищешь следующее понижение фона. И так до его полного устранения.
Однако в данном случае устранить гудение не удалось даже наполовину. Я бы даже назвал этот звук скорее жужжанием. нежели гудением. Но когда я подстроечным резистором уменьшил напряжение на выходе до 16,5 Вольт, то гул практически сразу пропал, остался только фон 50 Гц.
В этом случае мне с помощью трех проводников, припаянных в разных точках минусовой шины, удалось убрать фон абсолютно.
Вот эти красный, желтый и белый провода, припаянных к земле. Когда отпаиваешь любой из них, фон тут же возникает вновь. Интересное физическое явление!
Провода эти я, разумеется, втянул вовнутрь, чтобы они не мешались, но укорачивать их нельзя, иначе опять придется убирать фон.
Вот как стоит блок УНЧ и блок питания в корпусе, пластины регулятора напряжения практически не видно, от нового УНЧа на радиаторе видно только две гайки крепления.
Вот такая очередная "бесконечная история о вечной любви" к Sharp WF-939Z..
Что сказать? Микросхема TDA оказалась довольно капризной и требующей дополнительной настройки. Эта микросхема, похоже изначально была разработана под автомобильную технику, где питание 14,4 вольта, соответственно 18 и выше - это для нее запредельные области. Если у вас будет возможность избежать ее применения, я бы настоятельно рекомендовал это сделать, Тошиба мало того, что дешевле ее, да и головняка меньше с ней на порядок.




10 комментариев:

  1. Очень интересная метода устранения фона.
    Владимир, а можно уточнить. Значит 3 провода мы паяем в любой точке сборки с микросхемой, или непосредственно на минусовую ногу TDA-шки?
    А "ловим землю" уже на плате БП? Так?

    А 1552, действительно очень капризная. И худо бедно качественно работает только при напряжении до 15-16 вольт.

    ОтветитьУдалить
  2. В принципе не обязательно три провода, может вы и одним обойдетесь, точно угадав точку соединения. Но лучше двумя как минимум, один будет обеспечивать постоянную работу УНЧа, а вторым будете искать минимальный фон.
    Ловить землю проще на БП, там значительно больше проводов с "землей", точку вы можете поймать в самом неожиданном месте. Паять на УНЧ можно где угодно, иногда я вылавливал минимум прямо на плате усилителя. Я не зря написал, что мне даже этот процесс нравится, тут что-то вроде охоты.))))

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте Владимир можно ли использовать Sharp 939 В качестве усилителя для домашнему кинотеатр подключил его к DVD

    ОтветитьУдалить
  4. При выборе микросхемы надо покопать коменты на TDA 8560Q и TDA1553-57,очень чувствительные по входу (mv) и у них один вывод массы "сигнальный",остальные по питанию.

    ОтветитьУдалить
  5. Привет народ. Кто подскажет? Шлейф от бп к основной плате, ребрами на лево к транзисорному радиатору или на право. Я про Ша939. Заранее спс.

    ОтветитьУдалить
  6. Там схематически на плате нарисовано, как надо вставлять. Рисунок в виде волн.

    ОтветитьУдалить
  7. Джачинто!Amico! Помогите! Решил свой апарат детсва починить, а мастеров в Джамбуле нет оказывается. Со стороны пайки понятно я там и нетрогал. На фишке волна с двух сторон. Фотохронику делал..., но вот именно он и несохранился. Пока искал запчасти, забыл как стоял. Схем и фото в инете пока ненашел.

    ОтветитьУдалить
  8. добрый день Владимир! есть вопрос по 800Н перестал работать один выход , что может быть.?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если проблема не с разъемом под динамик, то очень может быть, что сгорела выходная микра AN..... чего-то там, на память не помню.

      Удалить