суббота, 26 января 2013 г.

Marantz CRS-8000. Endless Story

По своей относительно продолжительной жизни я крайне редко сталкивался с продукцией фирмы Marantz . В восьмидесятых доводилось слушать усилители этой конторы, но честно, не помню никаких впечатлений. Потом попадались деки с вычурной поперечной планкой, но я по честному в них не разбирался, потому и сторонился.
Ну и тем более магнитол Marantz у меня не было по определению, а поскольку хочется каждой твари хотя бы по особи (иногда пара - это уже много), то я заинтересовался предложенной мне магнитолой. Мы с моим знакомым совершили бартер и так я стал обладателем этого как бы американского продукта японского изготовления. Вот этот Marantz CRS-8000 после всех гигиенических процедур, которых, к слову, понадобилось немало, поскольку пребывание в сарае в последние годы его существования стерильностью не отличалось.

Аппарат громадного размера, не поленился и измерил - 79 см в длину, высота - 31,5 см.
Довольно тяжел, порядка 11,6 кг веса. Еще бы, вся лицевая панель алюминиевая, причем толщина панели не менее 2мм.
Все ручки, за исключением универсальной кнопки управления второй декой, тоже из алюминия.
Да, внизу под основной декой прилеплена рудиментная вторая дека, взятая от автомобильной магнитолы, была такая мода на тот момент, встречалось такое решение "дешево-сердито" превратить однокассетную магнитолу в двухкассетную. Я такое видел на Silver SR8800, Crown SZ5100, Lasonic TRC-931 и других аппаратах рангом поменьше. Наверное, был какой-то резон в этом несуразном решении, для меня остающимся загадкой.
Итак, металла на центральной части Marantz CRS-8000 довольно много, но колонки у него обычные, пластмассовые. Вокруг ВЧ динамика только тонкое алюминиевое обрамление, прикрученное четырьмя винтиками.
Честно говоря, первым делом я заглянул в колонки, посмотреть, что там и как с динамиками.
НЧ динамики, к сожалению, оказались крашеными. Изначально они были светлого цвета, но видимо из за грязи их решили перекрасить. Сделано это было аккуратно, может быть с помощью тонера, а не так, как когда-то на Sharp GF-9191XR, где диффузоры раскрасили толстым слоем розовой гуаши, который мне пришлось аккуратно снимать, чтобы не повредить бумагу.
Здесь было все намного лучше и тем не менее они уже не выглядели как родные.
Но эта не очень приятная новость была только первая. Marantz CRS-8000 весь был напичкан старческими хворобами. У него не работал один канал, тюнер работал только в режиме Средних волн, а на FM диапазоне еле ловилась одна станция, причем она была размазана на 2\3 шкалы. Кассетная часть не работала вообще, но мотор жужжал. Вторая, автомобильная, дека  тоже молчала.
К слову, Marantz CRS-8000 был островной, с диапазоном FM 76-90 Mhz, ну и изначально питание его было рассчитано на 100 вольт. Но там внутри уже побывали наши умельцы, так что в розетку втыкать его уже можно было.

Были еще какие-то мелочи, типа плохих контактов разъемов колонок, я уже и не упомню всего, так как этот Marantz CRS-8000 ремонтировался у меня примерно месяц.
Итак, разбираем его на две части: передняя панель со всеми платами электроники вытягивается из пластмассового корпуса.
Вид спереди
Обратная сторона
Сзади на крышке остается блок питания с чахоточным трансформатором и плата входов выходов.
На боке питания два разъема: большая горизонтальная гребенка для питания магнитофона, так же на ней расположены выходы с УНЧа на колонки, и маленькая вертикальная слева для питания двигателей.
Что сказать, меня сразу смутил транс, какой-то он был очень маленький. Впрочем, если сзади магнитолы было написано, что аппарат потребляет 20 Ватт, то это как бы и не очень много. Однако в дальнейшем мои предчувствия оправдались, Marantz CRS-8000 задыхался на мощности, меньше 1\2 уровня громкости.
Самое простое было поменять пасик на основной деке. Добраться туда было относительно легко, только нужно было снять двигатель.
После установки пасика протяжка выглядит так.
На второй деке пасик вообще меняется за 5 секунд, протяжка там использовалась производства фирмы Tanashin, о чем свидетельствовала наклеенная сбоку бумажка, к сожалению на фото ее практически не видно, потому поверьте на слово.
Однако после чистки и смазки автопротяжка работала с сильнейшим плаванием звука. Я сначала подумал, что поставил слишком тугой пасик, однако замена  на более свободный звук сильно не улучшила. Проблема была в движке, а он был не совсем обычный, более плоский и с большим диаметром.
Я на развалах барахолки видел автопротяжки со специальными маленькими движками, но мне захотелось разобраться с родным. Пришлось разбирать этот.
Открутил три микроскопических винта сбоку и снял крышку
Для тех, кто не очень боится лезть во внутренности техники крайне рекомендую ставить метки, чтобы потом собрать вещь правильно. В случае с движком у вас при неправильной сборке может легко измениться направление вращения.
Вот что там спрятано внутри
Никаких плат стабилизации нет, это двигатель с центробежной стабилизацией скорости вращения
При превышении числа оборотов центробежная сила отодвигает латунные грузики от винтов, тем самым прерывая контакт, в следствие чего скорость падает.
Для приведение движка в норму достаточно было мелкой наждачкой очистить от нагара контакты. Ну я еще и коллектор почистил, раз уж движок разобран.
Собираем по меткам, ву а ля, двигатель работает как новый.
Но несмотря на то, что деки работали, ни тюнер сам по себе не вылечился, ни левый канал не появился. Честно скажу, сам потратил времени много, но проблему не решил. В тюнере я менял емкости контура гетеродина, все это было как мертвому припарки, генерации не было. Поиск неисправности канала, как я полагал, из за усохшего электролита, тоже ничем не увенчался.
Пришлось идти сдаваться докторам. Виталий, чтобы мы без тебя делали? Мы - это несколько человек в Харькове, которым не чужды желания вдыхать жизнь в старые железки, справедливо почитаемые остальным народом за хлам.
Через сутки я забрал Marantz CRS-8000 домой, тюнер относительно работал (у него был расстроен контур гетеродина до срыва генерации), ну еще он удалил BPF (полосовой фильтр на входе) и перестроил диапазон. Отсутствие фильтра на снижении избирательности тюнера сказывалось заметно, но пусть уж лучше так работает приемник, чем вообще никак.
Вот этот тюнер.
Обратите внимание на КПЕ фирмы ALPS. Подстроечные конденсаторы FM расположены по бокам, внутри для СВ. Подстроечник представляет пластину, которую прижимает к другой пластине винт, таким образом регулируя расстояние между ними. Емкость подстроечников крайне чувствительна к малейшему повороту винта, что не очень удобно при настройке.
Красная катушка - входной контур, бледно желтая - контур гетеродина.
Как видите, конструкция плат Marantz CRS-8000 двухэтажная, долезть до деталей нижнего этажа очень неудобно, не в малой степени это повлияло и на то, чтобы просто заплатить разумные деньги за ремонт, а не лазить самому в этих дебрях.
Впрочем, сам бы я дефект и не нашел. Оказалось, что вышла из строя микросхем Dolby LM1011N, в наших магазинах ее не оказалось, последнюю год назад купил лично я сам для одного белгородского торговца б\у электроникой. Эти микросхемы довольно часто ставились в простейшие деки с Dolby B, но у меня в настоящий момент таковых не оказалось, не буду же я курочить целые аппараты из за одной микросхемы?
После консилиума с Виталием пришли к решению использовать рабочую часть микросхемы, добавив перед ней каскад усиления на транзисторе. К счастью, испорченная микросхема стояла с краю платы и ремонт был не очень сложен. Однако функция записи на этом канале была утрачена. Если ко мне попадется простенькая дека с аналогами этой микросхемы (а их довольно много), то я постараюсь восстановить аппарат, а пока пусть работает хотя бы в режиме воспроизведения.
Что еще есть в Marantz CRS-8000, что еще может в дальнейшем поломаться? Да все, что угодно, вещь очень старая. Но надеюсь, что не УНЧ, хотя он довольно простой.
Просто куча проводов никак не вдохновляет на какой-либо ремонт. Ну вот к примеру.
Или вот обратите внимание на металлический кубик, висящий на деревянной палочке.
Впрочем, палочка, наверное, не деревянная  а сделана из выточенного текстолита, а в кубике электроника второй деке, но я могу сказать, что мне более по нраву чинить какую-нибудь Toshiba или Sharp, где все грамотно и относительно доступно расположено.
Аппарат меня весьма утомил, причем приходилось исправлять кучу мелких дефектов. Например, не работал индикатор сигнала тюнера. От старости и коррозии стала трудно проворачиваться ось стрелки, то есть стрелка фиксировалась в крайних положения. Лечение относительно простое - нужно ослабить винт оси этой стрелки. Но его открутить из за того, что он весь закис, было тоже не просто.
Кстати, о стрелках. Шкала тюнера слабо освещается тремя 9 вольтовыми лампочками сверху. Чего-то мне захотелось, чтобы и стрелочный индикатор усилителя тоже был освещен. Сначала я установил одну 9 вольтовую лампочку посредине шкалы внизу индикатора, она на фоне верхней шкалы светила очень ярко.
Поэтому я взял и спаял две 6 вольтовые лампочки последовательно и расположил их по углам индикатора, получилось существенно лучше.
Да, знаю, я сам не люблю отсебятину, но в каждом правиле же есть исключения, не правда ли?:) Я думал, что и за кассетным окошком стояла сгоревшая лампочка, однако, когда снял панель, кроме механизмов деки, там не увидел ничего. Короче, пусть будет пока так.
 Итого. Про звук сказать ничего не могу, пока не поставлю мощный транс, звучать Marantz CRS-8000 нормально не будет, это медицинский факт.
Внешность сильно на любителя. Мне что-то нравится, что-то я не воспринимаю, но такого аппарата у меня еще не было, потому пусть пока поживет, а там разберемся.
Ну и еще куча фото, рассмотреть поближе детали.
Для любителей диаграмм и графиков все наверху.
Без лица
Фирменная помпезная планка кассетной части
Кассетная дека. Голова уже советская сендастовая. Прежняя пермаллоевая, видимо, была сточена до основания.
Общий вид сзади
Вот такой, вообщем, Marantz CRS-8000. Почему я назвал его "бесконечная история"? Да потому, что чувствую, чинить мне его и чинить.





10 комментариев:

  1. Ну пойдёт ещё, не так страшно всё сделано. Мне нужно будет с БП, что-то делать, т.к. он явно не тянет, а он вроже досягаем. Спасибо за обзор :)

    ОтветитьУдалить
  2. Лежит такой же, три раза пытался сделать. Нет звука, ни на линейном, ни на индикаторах. Деки весело крутят обе. Надо проверить тоже версию с LM1011N. А нет ли у вас на него сервис мануала или хотя бы схемы, готов оплатить в разумных пределах?..за обзор спасибо, очень интересно...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Схемы, к сожалению, нет. У моего ремонтника вроде появилась парочка 1011, которые он планировал вставить в долбинизированный катушечный Акай 635-й, но хозяин Акая вроде хочет только родные микросхемы 565-е. Если они решат эту проблему, то у меня появятся эти злосчастные 1011, вставлю и закрою тему если таки 1011 уйдут на Акай то буду искать, они довольно часто встречаются в старых дешевых деках.

      Удалить
  3. Жаль, конечно. Схемы нет даже на платных сайтах а без нее очень неинтересно ...Дойдут руки, проверю вашу находку с этими микросхемами.. Спасибо..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тут не вопрос "интересно-неинтересно". Если нет схемы, что же теперь, ее не чинить, что ли? С осциллографом можно и без схемы найти, где теряется сигнал.

      Удалить
    2. Да понятно, но вопрос как всегда во времени. Был бы один этот аппарат, сел бы да занимался.Но не удается, только магнитол у меня около 20 и половина из них требует профилактики...

      Удалить
    3. Если бы у меня было бы 20 магнитол, я бы и блог не заводил. Как-то прикинул, а их у меня полторы сотни и практически каждая после длительного стояния по новой требует ремонта или сервиса. И их чинить можно до бесконечности. Вот решил довести хотя бы до сотни.:) Избавляюсь от дублей.

      Удалить
  4. Ну магнитолы-это практически побочно, не могу отказать себе в удовольствии пообщаться с совершенными аппаратами... А так в общем то все советское...
    http://rt20.mybb2.ru/viewtopic.php?f=18&t=1978&st=0&sk=t&sd=a&start=50
    Так, для интереса, мой профиль на РТ-20 со списком...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Из советской техники меня интересовали старые приемники (до 50 годов), но из за отсутствия места почти со всеми попрощался. Так же собрал кое-какие транзисторные приемники 60-х годов, но тоже с большинством расстался.
      Советская тематика интересна, но таким фанатом, как Еремин, я точно не стану - средства не позволяют сейчас.

      Удалить
  5. Странная у них расцветка корпусов. Будто не родные колонки. У нас такой на олх продают за неадекватные деньги и тоже разноцветный. Залез погуглить картинки и по вашим понял что это норма))

    ОтветитьУдалить