воскресенье, 6 января 2013 г.

Pioneer SK-71F. Дифирамб или Пионер, всем магнитолам пример.

Мне ранее никогда не попадалась продукция фирмы Pioneer  в магнитольном сегменте ее аппаратуры. Да и вообще у меня сложилось впечатление, что не так уж много и было выпущено ими моделей, на ум приходит знаменитая 909 модель, ну и пожалуй почти ничего более. И вот в одно из воскресений, которые я стал пропускать в связи с малой бесперспективностью поиска магнитол на барахолке, мне стали названивать завсегдатаи рынка, говоря, что лежит неприкаянный Pioneer SK-71F, ну и никто его не покупает. Честно говоря, по номеру модели я ничего в голове представить не смог, а интернета под боком не было, потому не спеша поехал на барахолку, рассуждая, что если он мой, то дождется. Так и случилось, когда я приехал на рынок в половине первого, под самый конец базара, этот сиротливый аппарат лежал на земле, причем у него были все ручки в комплектности, да и грязным он особо не был. Из дефектов были только пара-тройка небольших дырок на радиоткани, исполняющей роль грилей.
У меня на ту минуту даже сложилось обманчивое впечатление, что если я перестану покупать магнитолы, то их брать вообще никто не будет. Я почувствовал себя маркет мейкером магнитольного рынка.
Короткий торг с хозяином и аргумент, что приценивались многие, но реальный покупатель только я, позволил мне стать обладателем этой интересной магнитолы. Прежний хозяин сказал, что в свое время его привезли из Пакистана, и даже где-то у него сохранилась инструкция, но к сожалению, координаты его я не взял, а зря, это один из немногих случаев, когда не все было понятно с управлением.
Принес домой, включил, радио работало, в кассетной деке жужжал движок, но больше ничего не двигалось. Поменяю пасик и все будет ОК, самонадеянно подумал я.
Вскрыл Pioneer SK-71F, для этого надо открутить 8 громадных винтов и один маленький, после чего снимается как задняя крышка, так и передняя панель.
На задней крышке, кроме антенн, ничего нет.
Чтобы снять переднюю панель, необходимо удалить кассетоприемник. Так вот конструкция его предполагает сдергивание вверх. Я встречал такое решение ранее на других магнитолах, потому долго гадать не пришлось. Снимается крышка очень легко.
Передняя панель привязана к шасси проводами , идущими на динамики, разъемов, к сожалению, нет. Это не очень удобно, можно отпаять провода, конечно, но я не стал этого делать.
Динамики собственно производства, НЧ японские, а ВЧ тайваньские.
Так как вместо грилей динамики закрыты коричневой радиотканью, то на ВЧ динамиках просматриваются блестящие пыльники
 А вот НЧ самые обычные
Общий вид со снятой передней панелью.
Вполне обычный тюнер
Величина радиатора УНЧа не впечатляет.
Блок управления и индикации, тут уже все несколько интереснее.
Обратите внимание на два счетчика, причем правый без цифр, этими счетчиками задается начало и конец воспроизводимых треков.
На счетчиках установлены электрические контакты, при прокручивании счетчика к нулю или же к красному индикатору контакты замыкаются и дека магнитолы выключается. Вот тут бы посмотреть инструкцию, что они хотели добиться, но я могу пока только гадать, с этой системой еще не разбирался.
Под шкалой  приемника находится вот такой визирь, на котором установлены 3 светодиода: две зеленых стрелки отклонения от точной настройки и красный, собственно, самой означающий точную настройку.
При работе вообще весь блок индикации смотрится очень красиво.
Кассетная дека с кучей клавиш.
Поменяем пасик, запустим и с чувством выполненного долга соберем этот Pioneer SK-71F.
И вот тут птичка Обломинго мне показала свой норов, увяз я в ее перышках на 3 недели.
Поменять пасик было дело не очень хитрое. Родной плоский 160 мм был просто растянут до 165. У меня под рукой не было лишнего на 160, потому поставил 150, в натяг, но подошел. Со временем резина даст слабину и будет хорошо.
В аппарате после замены пасика стали работать почти все функции, кроме одной, но, к сожалению, самой главной, он не включался кнопкой Play. Пришлось искать причину.
И тут делаю лирическое отступление. Я много повидал протяжек за время моей магнитольной болезни и примерно знаю, как и что обычно работает в них. Но здесь была логика марсиан. Будем искать причину.
Снял электрическую плату с контактами, зачистил подгоревшие контакты, не помогло.
Пришлось идти дальше. Снимает металлическую панель над мазовиками, коих, как вы заметили, два.
А вот не простое дело ее снять, потому как к этой панели приклепана ось, на которой сидит приемный подкассетник с механизмом автостопа.
Проще, как потом выяснилось, снять весь подкассетник с оси, но можно путем ухищрений и так его снять, но чертыхания и не совсем нормативную лексику при этом я вам гарантирую. Помните Гостя с Юга в исполнении Семена Фарады в "Чародеях"? Так вот интонация фразы "Кто так строит?!" будет самая подходящая.
Удалив тонвал, панель с подкассетником, я долго пытался найти связь между механизмом привода блока головок и клавишей Play. Оказалось, что при закрывании кассетного кармана утапливается собачка, которая держит блок головок в отодвинутом состоянии. Под действие пружины головки стремятся прижаться к ленте - это их нормальное состояние. Так вот оттягивает этот блок головок маленькая программная шестерня с эксцентриком.
На фото она между правым подкассетником и двигателем, давит на латунный ролик.
У этой маленькой шестернки два положения, Stop и Play , и фиксируется она в этих противоположных состояниях специальным храповиком, который оттягивается как соленоидом, так и механической тягой.
Вот ее два положения.Стоп.
Воспроизведение.
Так вот тяга связана только с кнопкой Stop, а механической связи с кнопкой Play я не обнаружил!
На всякий случай я приподнял второй маховик, там тоже ничего, кроме пружин, не было.
Вариантов механической связи не осталось, дека работала по смешанному принципу: стоп, перемотки, пауза включались механически, а вот  воспроизведение - электрически, с помощью импульса на соленоид.
Без схемы мои шансы найти поломку были малы, я конечно, нашел сгоревший диод на плате, но он ничего не дал. Были в голове сумасбродные идеи поставить хитрую тягу, чтобы она от кнопки Play сбрасывала храповик или же установить микрик для включения соленоида, но это больше были прожекты, нежели проекты.
Пришлось идти сдаваться докторам, самолечение мне было не по зубам.

Второе лирическое отступление. Есть у нас в Харькове мастер "золотые руки" по имени Виталий, за исключением пары безнадежно сложных случаев, он творит чудеса и берет вполне умеренные деньги за это. Он уже на пенсии (молодежь, наверное, чинит Айфоны, да и в этом тезисе я как-то не совсем уверен), поэтому ремонт аппаратуры его подкармливает, он бывший инженер по системам автоматики. Но сильно много времени одному аппарату по прозаической причине уделить не может: время - деньги.
Виталий принял Pioneer SK-71F, я максимально подробно разъяснил ему принцип работы, чтобы он не изобретал заново самокат, ну и я стал ждать результат. Результат был через день, правда о нем было по телефону сказано каким-то неуверенным голосом, типа, приди и посмотри, подойдет ли такой вариант?
Виталий не стал долго разбираться, откуда, куда и зачем приходит сигнал, вернее, почему он не приходит. Вместо распутывания Гордиевого узла без схемы он его просто разрубил. Он решил сформировать сам управляющий сигнал от контакта Play и подать его на базу транзистора, управляющего соленоидом. Получилась у него вот такая схемка.
На плате это выглядело так.
Виталий подобрал емкость электролита, от 10 до 50 мкф, ниже 10 мкф  соленоид не срабатывал, а при емкости более 50 мкф программная шестерня делала полный оборот, возвращаясь в положение Стоп, и продемонстрировал мне работу протяжки. Однако вся система работала, если резко нажимать на клавишу Play, если нажимать медленно, то дека не фиксировалась в положении Воспроизведение.
В принципе даже такой результат меня уже устраивал, но я надеялся методом подбора конденсатора заставить работать деку вне зависимости от скорости нажатия.
Дека, к сожалению, на изменение емкости электролита не реагировала, зато другие функции, типа поиска песен,  работали прекрасно
 Однако, вертя в руках в ...цатый раз протяжку (а это, кстати, непростое дело, так как разъем там только один, в остальном с шасси она связана жгутом проводов), я заметил, что в определенных положениях протяжки скорость включения кнопки не оказывает никакого влияния на включение деки. Я решил проверить свою гипотезу, а именно, что соленоид недостаточно быстро возвращается в исходное состояние, вследствие чего храповик не успевает попасть на свой фиксирующий зуб. Я добавил дополнительную пружину на соленоид и случилось чудо, дека стала нормально работать!
Собрал аппарат, поставил кассету для проверки и услышал, что время от времени скорость воспроизведения гуляет, как правило, увеличивается. Проблема оказалась в пионеровском движке. С ним явно что-то было не так, минусовый провод шел на +, ну и наоборот.
Разбираться не стал. К счастью, у меня был левосторонний движок Mabuchi на 9 вольт и 2400 оборотов с подходящим по размеру шкивом.  Трудно было подогнать шкив, чтобы не слетал все время пасик. За час я эту проблему решил, опустив шкив чуть ли не до самого двигателя.
Остальные процедуры по лечению возрастных болячек приводить не буду, они типические для всей старой техники. Я их описывал в других моих статьях

Ну а теперь о том, почему я, несмотря на мои мучения ставлю этот аппарат в назидание другим. Да потому, что по степени технической сложности ему мало найдется равных. Конечно, все эти функции повтора песен и прочих новшеств на те годы были революционными, но по сути крайне малоудобными. Однако реализовать их в механике нужен был гений японских инженеров.
Это примерно, как на дорогих швейцарских часах есть куча стрелок и циферблатов. Ясно, что они малопригодны для постоянного пользования ими, однако техническое исполнение этих новшеств всегда вызывало восхищение и уважение.
Так вот все эти вещи, на нынешнем языке именуемые наворотами, сделаны были скорее всего для продвинутых фанатов, нежели для обычных пользователей. Примерно как тысяча функций на современном смартфоне, из которых большинством используется только возможность звонка, отправка СМС, ну и игрушки.
Вот потому, не взирая, на то, что этот Pioneer SK-71F у меня отнял кучу времени, я все равно с большим уважением отношусь к нему. Достоин, что тут скажешь! И дело не в микрофонах, вынесенных в ручку переноски, как считают некоторые любители бумбоксов.

Ну а теперь просто его фото.

































 

8 комментариев:

  1. Доброе время суток! Не могли бы Вы помочь советом по поводу радиотракта, описанного Вами выше аппарата, замучался я с ним, не могу заставить работать стереодекодер - причем если подкинуть параллельно собранный на другом типе микросхемы все работает прекрасно, кроме индикации настройки, замена родной микросхемы ничего не дала. Если сможете помочь советом напишите на мыло r.meloman@gmail.com

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня с радио было все ОК, поэтому даже не любопытствовал. Да и схемы на аппарат я не нашел.
      А резистор подстроечный стереодекодера крутили? Может он окислился и поменялось его сопротивление?

      Удалить
  2. Чего я уже с ним только не делал - не хочет зараза, в буквальном смысле перебрал почти всю обвязку - до фени, идеи уже кончились, а стереодекодер так и не заработал, кидаешь посторонний все без проблем, наверное так и сделаю - выкину родной поствлю посторонний

    ОтветитьУдалить
  3. С сестрой этой магнитолы модели SK-95F познакомился в далеком 1982 году,будучи еще школьником.В мою семью она попала совершенно новой.Все годы служила верой и правдой - жива и сейчас.В течение этих долгих лет "вылазили" и накапливались различные старческие болячки как у всякой сложной техники.Накапливались от того,что брать запчасти и ремонтировать это технику было просто негде и некому.Получив в 1993 году образование радиоинженера пришлось во всех проблемах разбираться самому.Просто не мог равнодушно смотреть на эту красавицу-магнитолу, когда она "болела".

    ОтветитьУдалить
  4. Я тоже много занимался ремонтом кассетников. Полностью согласен с Вами - Пионер принимает на работу только марсиан. Ну разве, что иногда селенитов. Поэтому и язык общения с внутренностями его изделий мало приятен для окружающих. Требуется звукоизоляция.

    ОтветитьУдалить
  5. Владимир, спасибо за прекрасную статью. Я тут нашел (буквально) pioneer sk-21. Измучился с заменой пасиков и настройкой лентропротяга. ЛПМ аналогичный 71-му. Ваш материал и подробные фото очень помогли!
    Аппарат отмыл и настроил в итоге. Осталось маленькая неприятность. Очевидно, что магнитола лет 10 провалялась в гараже ( а тут летом и +80 может быть в гараже на солнце) и у нее слегка деформировались направляющие в кассетоприемнике. Кассета вставляется с большим трудом..
    Может быть сможете что-то посоветовать, как восстановить форму пластика? Не могу придумать чем нагреть.. обычный мощный фен не справляется, а промышленного нет, к сожалению...
    Вот сюда фотки залил. Самая последняя https://www.webobraz.com/ru/bez-kategorii/pioneer-sk-21.html

    ОтветитьУдалить
  6. Владимир добрый день спасибо за статью таже самая проблема поставил пасик а плэй не работает перемотка влево в право все работает ,думаю начать разбирать и обратится к вам запомощью

    ОтветитьУдалить
  7. Добрый день. Не получается снять переднюю панель. Мешает шкиф настройки тюнера. Как разбирали не помните? А то усилилие не хочется применять, вдруг пластмасса треснет.

    ОтветитьУдалить