понедельник, 13 мая 2013 г.

Sanyo MR-WU4mkIII(R). Скоро сказка сказывается...

,
Я уже признавался как-то в тайной страсти к портативным батонообразным магнитолам, по другому иногда именуемыми "селедками". Поэтому когда Илья в Одессе купил у одной гражданки с разницей в неделю два одинаковых Sanyo MR-WU4mkIII(R), то я сразу же стал думать, что бы я мог ему дать, чтобы хотя бы одну из них выманить себе. Но Илья как-то и без намеков через некоторое время предложил их мне, причем обе сразу. Я сейчас уже не помню подробности товарно-денежных отношений, сколько каменных топоров менялось на какое количество мешков пшеницы, все таки прошел уже почти год, но кажется, что за них я отдал Sanyo M7900K, на тот момент их у меня было целых три штуки. Обе Sanyo MR-WU4mkIII(R) были нерабочими, причем что именно не работало, Илья сообщить не мог, потому как присоединял к аппаратам блок питания (БП) тот, что был у него под рукой, ну а под рукой у нас практически всегда БП с центральным минусом. Но эти Sanyo MR-WU4mkIII(R) были же с японских островов, а там другая планета и другая логика, и данные магнитолы мало того, что не имели встроенного БП, так он еще был у них с центральным плюсом.
Ну такой БП у меня в наличии был и я обнаружил, что у одной магнитолы не работают протяжки, вторая же имела вдобавок и нерабочий тюнер.
Так как с момента некоторых событий прошло уже много времени, почти год, то все нюансы ремонта я не помню точно, помню, что начал с ремонта протяжек. Я постараюсь примерно восстановить хронологию ремонта с картинками. У обоих аппаратов растеклись пасики, однако замена на новые у одного из Sanyo MR-WU4mkIII(R) аппарат не оживила, как выяснилось, в механике его побывала нога человека.

Открывается аппарат довольно просто - 7 длинных и два коротких винта и пожалуйста, вот вам вид на Sanyo MR-WU4mkIII(R). Если вы умеете держать в руках отвертку и паяльник, то лучше после этого закройте крышку и отнесите мастеру, причем не абы какому, а настоящему, потому как дальше начинается терра инкогнита, причем не наша родимая Терра, а, скажем, кэмероновская Пандора.
Ну само шасси с платами из корпуса вынимается довольно легко: один длинный винт в правом нижнем углу тюнера и один вверху правее правого на нашей картинке мотора (извините за тавтологию).
Две составные части магнитолы.
Динамики-шминамики обычные.
Понятно, что я их вынул, почистил.
Это все ерунда, так, семечки, по сравнению с ремонтом протяжек.
В принципе по сути надо говорить в единственном числе, так как основная проблема была с реверсной протяжкой.
По сравнению с ней вторая проста как хозяйственное мыло
Еще раз для сравнения.
Так вот, заявляю, что ремонт таких протяжек, как  Sanyo MR-WU4mkIII(R) - это вам не лобио кушать! К счастью, у меня было две магнитолы Sanyo MR-WU4mkIII(R), всегда можно было посмотреть , как у работающего собрата все происходит, и тем не менее.
Короткие провода, которые легко отрываются, если ты их не заметишь; никаких разъемов внутри; никуда просто так не долезешь - я думаю, что для грешных ремонтников в аду эта работа подошла бы в самый раз.
Я уже сейчас точно не помню, какую проблему я устранял, но кажется, что-то то ли не срабатывало, то ли клинило.
Без сервисного мануала я пошел не совсем правильным путем, начал разбирать протяжку как положено, а именно с лица.

Проблему я конечно решил, но повозиться пришлось.
Уже потом я понял, что весь механизм разбирать не надо!
Когда-то в свое время я занимался подсчетом пружин в механизме, здесь они просто бесчисленны.
Потом уже выяснилось, что ту проблему можно было решить через пару отверстий в задней части протяжки. Впрочем, если вы думаете, что туда легче добраться, то я вас сильно огорчу.
Вам придется отпаять более десятка проводов, иначе вы их все равно оторвете.
Оттянув общую плату можно добраться как к пасикам, так и далее.
Потом надо будет открутить плату с двумя черными подпятниками под тонвалы.
Короче говоря, эту процедуру по разным причинам я делал в итоге порядка десяти раз, уже потом, когда у меня отработался алгоритм, времени много не уходило, но все равно этот процесс радости не доставлял.
Пропуская промежуточные подробности, скажу, что обе протяжки заработали. Повозившись с тюнером, а он такой
и вот вам его вид с обратной стороны,
я быстро сдался и поехал к товарищу Анатолию, который в течение 5 минут методом отрезания дорожек поймал "козу". Короткое замыкание было в электролите, тут же был впаян аналог и тюнер заработал. Радости было много, я притащил его домой и начал собирать магнитолу. Однако минут через 10 раздался треск и после этого громкость стала стихать, сопровождаемая грозовыми разрядами. Минут через 5 он умер окончательно. Радио не работало ни на СВ, ни на FM, ни на телевизионном диапазоне.
Но у меня же есть еще один тюнер, с которого я могу снять все напряжения, в смысле показания напряжений в вольтах на его элементах, чтобы найти причину.
Я раскрутил второй Sanyo MR-WU4mkIII(R) и стал промерять элементы. Минут 7 тюнер проработал, после чего раздался аналогичный треск и агония второго тюнера была по длительности такая же.
И тут начинается повесть безвременных лет. Понятно, что сам я починить оба тюнера не смог. Анатолий отказался сразу: схемы нет, ничего не понятно, на тюнере стоит 7(!) микросхем, причем две из них логики.

Я тогда отвез Sanyo MR-WU4mkIII(R) самому классному специалисту, не раз выручавшему меня в самых сложных ситуациях. Через день он признался, что сделать не в силах, сказал, что гетеродины работают, большего он сказать не может. Я его прекрасно понимаю, что у него время - деньги, и больше определенного периода он потратить не имеет права.
Потом уже по рекомендации знакомого я отдал еще одному ремонтнику, который против первого был примерно, как знахарь против профессора медицины, но я, как больной раком, надеялся на чудо, а вдруг!  Отдельная песня была забрать магнитолу у этого шарлатана, он скрывался и на звонки не отвечал.
Сделал попытку еще раз сам починить, купил и заменил четыре микросхемы их семи, толку не было.
В общем, через какое-то время я отложил в долгий ящик аппараты, а именно на балкон, где они за несколько месяцев покрылись пылью. У меня уже возникали идеи заменить тюнер на какой-нибудь китайский из продающихся на базаре, но во-первых, их тоже надо было физически сопрягать с верньерным устройством, а во-вторых как-то несолидно это было бы делать, аппарат то хороший.
И вот как-то в переписке по Скайпу с Георгием из Омска, который неоднократно помогал мне дельными советами по ремонту магнитол, зашла речь о этих двух "висяках", на что Георгий выразил стремление помочь мне попробовать сделать еще одну итерацию в безнадежном ремонте тюнеров. Я не зря написал, что безнадежную, шансов на успех в моем понимании не было ни одного. И тем не менее я сделал несколько фотографий тюнера с обоих сторон и с разных ракурсов, из загашников я выудил какой-то рабочий тюнер и мы начали работу. Это было чуть живее, чем игра в теннис по переписке.
Мы выпаивали подозрительные элементы, перебрасывали контура ПЧ, подключали сигналы с рабочего тюнера и на рабочий тюнер, исключая из поисков заведомо целые участки и пришли к выводу, что не работает ПЧ (на самом деле, не пришли, а пришел Георгий, так как у меня была работа на 90 процентов механическая из серии "скальпель, зажим, спирт, вата"). Над микросхемой BA4233 и ее обвязкой мы промучились в итоге два дня, на заключительном этапе к нам в конференцию подсоединился Евгений Лапа из Абакана.
Отдельный диспут был посвящен теме, для чего там стоит логика 4046 и 4023, выдвигались идеи, что эти хитрые японцы могли сделать на них трансмиттер, но решению основной проблемы это не помогало. И потом уже, когда все идеи были исчерпаны, Евгений предложил выпаять фильтр на 455 кГц для Средних волн. И случилось чудо, тюнер заработал! Я впаял аналогичный из донора и во второй тюнер, второй также стал отлично работать.
Вот эти два красных мерзавца, выпивших из меня столько крови, и желтый спаситель.
Что могло поломаться в этой штуке, я не знаю
Я быстренько собрал магнитолы и решил проверить. Естественно, протяжки на одной из них отказались работать. Мало того, левый карман еще не стал открываться. Видимо, наверху решили, что я выпил положенное мне не до дна .
Ну протяжки не работали по причине китайских пасиков. Вот что стало с ними за срок менее года. Заменил.
Карман не стал открываться по более серьезной причине. Оказалось, что была утеряна копеечная слабая пружинка, оттягивающая одну пластмассовую детальку.
С помощью пинцета ухитрился надеть ее внутри отверстия, радуясь, что не надо разбирать протяжку.
Карман стал открываться нормально.
Но оказалось, что рано радовался. В одном из режимов дека не дожимала прижимной ролик и лента стояла на месте. В поисках причины опять стал разбирать протяжку, ну и по забывчивости снял каретку, которая подтягивалась пружиной. Эта тугая пружина тут же слетела со штатного места. И все по новой! Не буду утомлять присутствующих долгими описаниями, скажу, что ее удалось поставить без разборки всей протяжки через отверстие сзади самой протяжки, но туда тоже пришлось пролазить через тернии.
Причина подклинивания каретки в одном из режимов была устранена промазыванием смазкой всех потенциально трущихся деталей и установкой латунной шайбы для уменьшения фрикционных свойств узла.
Короче говоря, вымотал этот Sanyo MR-WU4mkIII(R) меня основательно, про то, как я одном из тюнеров восстанавливал стерео режим, писать мне уже не хочется. Наука и заглядывание в даташиты микросхемы не помогало, проблема была решена совершенно случайно, примерно, как открытие пенициллина Флемингом.
И тем не менее, я не жалею о потраченном времени. Все кроссворды и шарады были разгаданы, да, иногда и с заглядыванием в подсказки на последней странице.
Сам Sanyo MR-WU4mkIII(R) по мне очень достойный аппарат, японцы для себя делали отличные вещи. Еще бы научиться переводить их иероглифы, в Гугле набрать их не получается.
Ну эмпирическим путем я выяснил, что слева переключатель Моно-Стерео и еще какой-то режим, правее его переключатель рода работ Лента-Радио-Вход. Кнопки по центру относятся, по видимому, к режиму записи.
Справа переключатель диапазонов и настройка.
По мне так Sanyo MR-WU4mkIII(R) очень красив, а в красном цвете особенно.
Причем он не смотрится при всем обилии надписей и блестящих элементов аляповатым, грань, отделяющая красоту от кича, тут выдержана четко.
На вес он тяжелый, весь добротный.
В целом очень классная вещь, но некоторые элементы механики, я бы, как в некоторых швейцарских часах, выносил бы наружу напоказ. Меня лично зачаровывает работа механизма автостопа, такое ощущение, что мастер точит нож о наждачный круг.
Вообще всю работу протяжки я постарался показать на этом ролике.

Мне лично такое нравится, или, как пишут в последнее время альтернативно грамотные люди, нравитЬся.
Что буду делать с двумя сразу аппаратами? Один, наверное, буду менять на эквивалент, если есть у кого предложения, мне бы было интересно.
Я вот подумал, зачем я так все подробно описываю? Вспомнилось, что в журналистике о космонавтике есть два подхода: советский и американский.
Советский - полетели, все хорошо, вернулись, молодцы. Иногда разбились.
Американский - полетели, некоторые системы работают в нештатном режиме, накал высок, но наши парни преодолевают трудности, вернулись, герои. Если разбились, понятно отчего.
Так вот мне американский ближе, чтобы было понятно, что иногда приходится преодолевать на пути к звездам. Но у меня звезды пониже и помельче, и тем не менее если кому-то когда-то кое-где у нас порой придется чинить что-то и моя информация будет полезна, то я буду только рад, что не зря преодолевал эти самые тернии. Так же, как я очень благодарен ребятам из Сибири за ценную помощь. Как говорил Деточкин "Случись беда - я тебе помогу. А вместе делаем общее дело: ты по своему, а я по своему".
Где-то так.
Немножко фото без комментариев









13 комментариев:

  1. Я для перевода виртуальной клавой пользуюсь, например http://www.aikidoka.ru/jp_klava/jp_hiragana.html или http://yakusu.ru/index.php?id=15&rul=a1
    Не забывать переключать в катана, у них обычно катана используется. Могу файлик Эксель скинуть полный перевод кнопок и надписей с примерным расположением надписей на двух языках для GF-575.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну на 575 у меня надписи на аглицком понятном языке есть, да и там все проще-то.

      Удалить
    2. Катана это мечь.
      А то о чем вы говорите, это катаКАна.

      Удалить
  2. Владимир, большое спасибо за очередной интересный обзор!
    У меня есть похожая магнитола от Sanyo, в которой "реверсная" протяжка почему-то воспроизводит кассету с удвоенной скоростью. После Вашего обзора скорее всего воздержусь в нее залезать, т.к. сложность ее наверняка не меньшая.

    Пользуясь случаем, хочу спросить Вашего совета по магнитоле National RX-5500, по которой Вы как-то уже делали обзор. Досталась мне эта магнитола в "коробочном" состоянии, т.е. практически не пользованная. Но вот кассету крутит медленнее, чем надо. В этой связи хотел спросить Ваше мнение: слегка замедленное воспроизведение - это симптом проблемы с пассиком, или же надо искать где-то еще? И сложно ли в 5500 до протяжки добраться, а то на основе прочитанного по Sanyo стало страшно без опыта в нее лезть.

    С ув.
    Алексей-485

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну по удвоенной скорости с кондачка сразу сказать ничего не могу, разбираться надо, почему она понимает этот режим как ускоренную перезапись. Кстати, может быть проблема и самим мотором.
      А по 5500 там надо смазать потенциально трущиеся детали, хотя там таких практически нет и, если не поможет, подкрутить скорость на движке. Я бы сделал так.

      Удалить
    2. Замедленная скорость - 99% смотрите пассик. Задубел скорее всего. Я раз голову ломал, ремонтёр поставил вместо широкого ремня квадратный. :)

      Удалить
  3. Владимир, памятник тебе инженеры SANYO должны прижизненный изваять, либо на крайняк бюст! Вряд ли саниоводы думали, что их изделия будут с успехом ремонтировать через 30 лет!
    Вот у тебя терпение! Склоняю голову!
    PG_11

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Ну если я чего решил, то выпью обязательно...":)

      Удалить
  4. Илья из Одессы:)13 мая 2013 г. в 11:51

    Таки победил ты их,поздравляю,Володя!!!
    Я искренне рад-а то сложилась неловкая ситуация,шо я типа два трупа тебе подогнал:)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Орешек знания тверд, но все же
      Мы не привыкли отступать...

      Удалить
  5. Владимир, спасибо за отклик и совет! А также всем откликнувшимся. Значит, по любому надо вскрывать - как я понял, этот Panasonic 5500 полегче Sanyo будет. Впрочем, Sanyo разные бывают или навык просто приходит - Sanyo 7900 разбираю-собираю как автомат Калашникова. А вот на 7770К сломался, точнее ничего не получилось сделать - не работает лентопротяг и все. А лезть в коробочный по состоянию Panasonic после провала с 7770К психологически страшновато. Вообще, беспокойное хозяйство эти винтажные магнитолы - то у одной что-то сломается, то у другой. Причем даже когда стоят на полке без использования.

    Алексей-485

    ОтветитьУдалить
  6. 5500 - там все понятно, по крайней мере мне.:)
    7770 у меня присутствует в виде Фишера, на момент появления вроде все работало, как сейчас - не ясно, может тоже пасикам привет настал, а может и живые. Это как с одноклассниками, ты их не видишь и полагаешь живыми и здоровыми, а они уже старики, да и то не все, некоторых уже и нет вообще.

    ОтветитьУдалить
  7. Есть предложение насчет обмена,написал Вам на почту giacinto1956@gmail.com

    ОтветитьУдалить