понедельник, 5 августа 2013 г.

Sanyo M 6400F и Sanyo M 6400H. Двойняшки.

"Он - "Эфка", я - "Ашка",
 Мы братья-близнецы,
 У нас одна мамаша,
 Но разные отцы!"
С вашего позволения я немного переиначил куплет частушки из какого-то фильма. И дело в том, что при всей похожести эти два аппарата оказались довольно существенно отличающимися. Ну то, что один из них  с FM, а второй рассчитан на любителей коротких волн, бросается в глаза сразу.  Но выяснилось, что различие между ними не только в этом.

Но об этом чуть позже. А сначала немного душещипательной истории.
Sanyo M 6400F, будем его называть в дальнейшем Эфка, как-то вынырнул на барахолке, был сразу же куплен одним из пенсионеров-завсегдатаев и тут же перепродан другому пожилому любителю радиотехники. В дальнейшем хозяин, натешившись этой игрушкой, стал предлагать ее мне, потихоньку опуская желаемую цену. Но мне бы тут с другими тратами бы разобраться, поэтому я, при всей моей любви к малышам, не спешил расставаться с денежками.
Но недавно позвонил мне один человек и попросил посмотреть, нельзя ли оживить подобный аппарат, у которого прежние мастера поотрывали внутри провода. Этот магнитофончик очень любят слушать его престарелые родственники на даче, поскольку он очень маленький и легкий, им нетрудно брать его с собой на грядки. Отчего же не оживить, сказал я весьма самонадеянно. Однако открыв Sanyo M 6400H (Ашка), я понял, что помощь зала мне была бы весьма кстати, куча непонятных проводов просто висела в воздухе. На этом фото я уже подпаял кое-какие из них.
Было видно, что плата стабилизации двигателя явно паялась не один раз, при этом я увидел на ней уже советские резисторы. Я не против советской элементной базы, просто это было сигналом, что в аппарате хорошо поковырялись.
Ну очевидные провода, как то к динамику или к магнитной головке я припаял. А вот что было делать с другими, очень хотелось бы знать, особенно, когда есть недалече шпаргалка. Я пришел к хозяину Sanyo M 6400F, с которым мы в довольно дружеских отношениях и попросил позволения заглянуть в его экземпляр, на что в ответ услышал стенания, что в работающую вещь лучше не лазить, иначе она придет в негодность и прочую ерунду. Я его еле уломал на то, чтобы снять заднюю крышку и чуток оттянуть шасси. Больше то и оттянуть было трудно по причине довольно коротких проводов, это же Sanyo!
Я хорошо понимаю врачей, которые отказываются лечить больного в присутствии его родственников, точно так же нельзя что-то чинить при хозяине. Не дай бог оторвется пустячный провод, хозяина хватит инфаркт. Поэтому я широко гулять там не смог, тем паче, что хозяин предложил мне купить эту магнитолу и ковыряться в ней далее, сколько пожелает моя душа. Однако мне удалось кое-что рассмотреть в ней при первом вскрытии. То, что я увидел, дало мне возможность понять, что во втором аппарате все по другому! Начиная с количества проводов и их цвета, заканчивая особенностями платы - все было иное.
Я связался с хозяином  Ашки (Sanyo M 6400H) и объяснил ситуацию. Он подумал и выразил согласие на покупку второго экземпляра. Хорошо, как минимум у меня будет хотя бы какой-никакой образец, подумал я и принес Эфку домой.
На следующий день в половине седьмого утра я был поднят с кровати телефонными трелями. Звонил бывший хозяин Эфки. Спросонья я не понял, чего он хочет, но он сказал, что совершил ужаснейшую ошибку, отдав мне именно этот Sanyo M 6400F, что он планирует его взять в мифическую поездку в Крым, там он будет что-то записывать на ленту и по этой причине слезно умоляет вернуть его, причем готов заплатить неустойку аж в целых 20 гривен (80 рублей), так сказать, "за бензин". Я сказал ему, что отдам без всяческих репараций и контрибуций, что же сказала в этот момент моя жена по поводу раннего звонка, ему лучше не знать.
Но до того момента, пока я его не отдал, я все таки могу спокойно изучить целый экземпляр и посмотреть, откуда что куда идет. Ну так вот, то, что я увидел, мне в дальнейшем помогло весьма мало по причине, что плата, как я уже говорил, там совсем другая, нежели в Ашке.
Вот вам Эфка.
А вот Ашка.
Мало того, у них и разные протяжки! Смотрите на Эфку.
Выносная плата стабилизации моторчика, под ней его включатель.
С другого ракурса.
А вот протяжка Ашки.
Вид с открученной платой стабилизации.
Обратите внимание, что здесь сразу три включателя: два один над другим и третий справа, на рычажке паузы. Такую конструкцию, когда контактная пара находится на движущемся рычаге я вижу впервые, обычно сам рычаг замыкает контакты неподвижного переключателя. Этот выключатель обесточивает мотор во время паузы, думаю, сделано это для максимальной экономии батарей.
То, что под платой стабилизации стоят последовательно два переключателя, я обнаружил не сразу. Дело в том, что подпаяв провода и включив кнопку "Воспроизведение", мне удалось как-то запустить протяжку. Подмотки тоже функционировали, однако самостоятельно перемотки не работали. Стал разбираться в чудесах и увидел второй выключатель, который по идее должен был включать плату магнитофона только во время нажатия воспроизведения или записи, а во время перемоток должен был оставлять магнитофон обесточенным. У меня лично такая версия подобной схемы последовательных переключателей. Но беда в том, что провода от этих переключателей были подпаяны неизвестно куда и в первую очередь стояла задача запустить протяжку хотя бы в обычном режиме.
А вот с этим была беда. Скорость воспроизведения на магнитофоне плавала нещадно, начиная с примерно нормальной, а потом постепенно падая до чуть ли не вдвое замедленной. Я попытался потыкать оставшиеся два висящих в воздухе провода без особого успеха, но без схемы это сильно напоминало действия мартышки с очками.
Когда-то в юности я читал роман братьев Стругацких, так там земляне на какой-то планете наблюдали за толпами аборигенов, которые пытались оживить оставленные на их планете странные машины какой-то иной цивилизации. Они тыкали свои пальцы, ложноножки и другие конечности в разные дыры, дергали всевозможные рычаги и методом перебора комбинаций пытались запустить инопланетные механизмы. Иногда эти машины взрывались, иногда дергались, очень редко начинали как-то двигаться. Так вот без схемы тыкание проводков куда не попадя - это те же действия аборигенов. Или запустишь, или спалишь чего.
По совету друзей решил проверить движок, может там коллектор загрязнился. А моторчик тут стоит маленький, чуть больше плеерного.
Отдельная песня - разборка мотора, но движок оказался как бы и ни причем. Похоже, микросхема UPC1447H не совсем корректно работает. Она греется, скорее всего по мере нагревания уходят ее параметры и это сказывается на скорости двигателя. Честно говоря, я эту микросхему принял за маломощный транзистор, но Георгий из Омска поправил мою ошибку. На фото она видна слева в профиль.
Короче, продолбавшись пару дней, смазав попутно всю протяжку, я сдался и скрутил этот злосчастный Sanyo M 6400H. Сейчас думаю, что надо было, наверное, двигатель одной протяжки подключить к питанию другой, тогда бы было понятно, кто виноват и в чем. Но сейчас мой запал уже выгорел весь, не в коня корм. Потому признаю свое поражение.
И тем не менее могу сказать, что как магнитофоны оба эти Sanyo сделаны очень качественно, без халтуры.
Посмотрите на протяжку. Она лично мне напоминает механику Sanyo M 9998.
Тюнер собран на транзисторах.
Микросхема в магнитофоне вообще только одна.
Динамик небольшого размера, но двух ваттный.
Посмотрите, какая стрелка верньера.
Система автостопа хоть и нажимного типа, но работает очень четко.
Это вам не эфемерный пластмассовый рычажок на новоделах, который хочет - срабатывает,  хочет - нет. Тут железная конструкция.
Маленький аккуратный счетчик ленты.
Ну а внешний вид вообще из серии "обязательно возьми меня в руки!"
Хромированные крутилки.

Градация на них от 0 до 100. Кстати, крутятся в обратную сторону, против часовой стрелки.
Кнопки протяжки. Некоторые из них с цветными кругами. Так вот эти синие и красные круги не нарисованы краской - это залитая цветная пластмасса.
Короче, прелесть, а не магнитола.
Конечно, жаль, что я не смог отремонтировать. Но я, во-первых, не профессионал, а любитель, а во-вторых, бывают случаи. когда медицина бессильна. Надеюсь, что это не второй вариант.
Кстати, Ашка то японского производства, а более упрощенная Эфка неизвестно где сделана.
О ее происхождении на задней стенке ничего не написано. Так что тезис "своим - лучшее" здесь наглядно подтверждается.
И несколько фото просто так.
 
 
 















.

19 комментариев:

  1. Прелестная вещь,жаль ,что Вы не смогли её наладить,я думаю в Харькове это не смог сделать никто.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, наверняка можно сделать, просто я соизмеряю затраты труда с результатом. Чисто "на слабо" можно сделать, но как говорится , "овчинка не стоит свеч":) Да и люди есть в Харькове, еще не все динозавры вымерли.:)

      Удалить
  2. Счётчик в "аквариуме" – красотища!

    ОтветитьУдалить
  3. Лентопротяжный механизм этот - унифицированный, очень удачный. Разработан для "тонких" корпусов, и выпускался много лет для разных моделей. Его недостаток - прямые (а не косые) зубцы на подкассетниках, из-за чего сердечники при вертикальном расположении могут постукивать. Мне на таком удалось добиться коэффициента детонации менее 0.15%. Автостоп можно регулировать установкой/снятием доп. пружины.
    Вместо двигателя с внешним стабилизатором - ставим обычный массовый моторчик MABUSHI и проблема решается.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Массовый Mabuchi по размерам не подойдет, там стоит маленький моторчик. Я об этом уже думал.:(

      Удалить
    2. Тогда взять стабилизатор от ненужного двигателя (со стертыми щетками), и подпаять к нему штатный мотор. Возможно, придется подобрать резистор в цепи ПОС, чтобы частота от нагрузки не зависела. Будет не аккуратно, но работоспособно. Я бы просто сделал бы новую плату по проверенной схеме и закрепил бы на месте, там работы на 1 день.

      Удалить
    3. Дело в том, что, как правило, после платы стабилизации на сам движок идет от 3 до 5 вольт. Здесь же на этот маленький моторчик приходит все 6-8. Это меня и остановило. Еще один день тратить на эксперименты я уже не могу. Честно говоря, я его отвез мастеру моему, может он чего придумает. Так что история пока не окончена.

      Удалить
  4. Насчёт овчинки,пожалуй да,но судя по фото внешне сохранился не плохо,поэтому и жаль,что не исправен.А вот люди-они есть,только ответственность за свой труд пропала ,мне один мастер 939 делал,хвастался и запчасти из Японии везут,и контроль качества чуть ли не Советская оборонка,прежде чем отдать магнитолу 2 дня проверяю слушаю.Чем обернулся ремонт и описывать не хочу,один только показатель-включил деку,глотает гласные,проверяю секундумером одну сторону проигрывает 53 минуты! Это у него пасики японские,это так он два дня проверяет. Вы пишите про себя любитель,да но от слова ЛЮБИТЬ,а для меня урок пусть человек уж лучше меньше знает,но любит своё дело.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ахахах... Вы серьёзно думаете, что те, кто "возит запчасти", все разбираются в магнитной записи? Даже если нет, то огорчу еще больше. Большинство современных "инженеров-электронщиков" не знает даже ОСНОВ магнитной записи, у них только микроконтроллеры на уме, а магнитофон в исправном состоянии они скорей всего и не видели. Нет эталона качества - не с чем сравнивать. Большинство вообще убеждено, что кассетный магнитофон - это нечто гадкое по звуку, хуже чем китайский радиобудильник, и хорошо, если оно вообще способно издать какие-то звуки. Так думает подавляющее большинство людей с дипломами инженера. А "возильщик запчастей" - это к сожалению, ДИАГНОЗ большинства так называемых ремонтников аппаратуры. Независимо от ее года выпуска и назначения.

      Удалить
  5. Да я с Вами согласен,но я то как раз попался на том,что расписали его как спеца именно по кассетной техники и пел он мне и про запись на хромовые кассеты и про нековские микросхемы на SHARP,только моя жена смеялась,хвастун сказала,как в воду глянула.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага, узнаю, узнаЮ...
      Есть такая категория "спецов" - много говорят почему-то именно про хромовые кассеты, а про металлические не слышали.
      Кстати, хороший тест на вменяемость - спросить, чем хромовые кассеты лучше/хуже обычных, и как они по-другому называются.

      Удалить
  6. У меня вопрос к автору, Джачинто...
    У меня дома есть магнитола/муз. центр Aiwa NSX-S6 (двухкассетный-двухдисковый, конца 90-х, я думаю)
    Я её нашёл лет 10 назад, ей пользуюсь редко (я сам люблю магнитолы 80-х), но так она впринципе работает..
    Но неделю назад у неё начал барахлить тьюнер (он электронный там), иногда работает, иногда просто шипит как телевизор, когда "снег" показывает" и плюс какой-то запах странный добавился...
    Я сегодня решил раскрыть магнитолу (что тоже дело непростое, 17 болтов со всякими заморочками)...
    И внутри я увидел нечто странное, в некоторых местах клей который налит на плату с элементами (не помомню наизусть их названий) просто рассохся или начал плавиться, я такого ещё не встречал...
    Я залил фотки, может, посмотрите, что это такое?

    http://i074.radikal.ru/1308/2a/39bf0e8e90a9.jpg
    http://s020.radikal.ru/i716/1308/c9/03bb8d455a99.jpg
    http://s019.radikal.ru/i621/1308/10/d48c2360fe47.jpg
    http://s019.radikal.ru/i611/1308/ae/8b1115d58425.jpg

    Заранее спасибо, Алекс.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это более продвинутые в электронике страны так механичеески крепят детали, могущие отвалиться. Нам до такого их уровня развития пока далеко.
      Когда в конце 40-х наши конструкторы подделывали американский бомбардировщик Б-29 (названный у нас ТУ-4), то у них чуть не случился инфаркт - это они столкнулись с обилием клеев, которых у нас в принципе не было.

      Удалить
    2. В некоторых местах клей для фиксации крупных деталей, в некоторых местах парафин - это нормально.

      Удалить
  7. Да, но почему парафин начал плавиться вдруг? Я на фотках кругом отметил эти места...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Может он давно начал, а вы просто об этом не знали?

      Удалить
  8. Спасибо за Ваши видео и статьи. Уведел у Вас эту магнитолу и она мне очень понравилась. И, не поверите, на инджапан появляется такая. Только называется SANYO MR-A120. В хорошем состоянии. Конечно не смог не купить. Жду когда придёт. Ещё раз благодарю Вас за Вашу работу. С уважением Игорь. Беларуссия.

    ОтветитьУдалить
  9. Если не секрет, во что она выходит с доставкой кругом-бегом?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не секрет. 50-60 $. Наверное не дёшево. Но за удовольствие приходится платить.
      P. S. В этой модели ещё кнопки лентопротяжки хромированные. https://injapan.ru/auction/t626061286.html#lot_images

      Удалить