воскресенье, 4 августа 2013 г.

Universum CTR-1541. Daewoo Lanos

Зачем я купил такую простую магнитолу? Не знаю, наверное подался порыву - из последнего завоза ничего путного не было: аппараты были или с фатальными дефектами, как то отсутствующие ручки настройки у Aiwa TPR-300 (и что с ней делать дальше?), разбитый корпус у Sharp-GF-5757 (чего я в нем еще не видел?) или ну абсолютно никакие. Этот Universum CTR-1541 тоже был явно из серых мышек, однако лежал вместе с братом, у которого не было коротких и длинных волн, да еще и FM у того был до 104 МГц. Вот на фоне второго Универсума, номер которого я сейчас и вспомнить не могу, приобретенный мною сей Universum CTR-1541 смотрелся чуть ли не геттобластером. Я, конечно, тут сильно уж преувеличил, однако, во-первых, как маркетмейкер магнитольного рынка я все таки должен иногда покупать и проходные аппараты, чтобы в дальнейшем иметь преференции для приобретения козырных машинок; во-вторых попутно прикупил и катушечный магнитофон Loewe, все достоинство которого заключалось в идеально сохранившейся хромированной панели, поэтому за сколько вышел мне этот Universum CTR-1541 мне трудно сказать, цена размазана на два аппарата. Ну купил и купил, тем паче, что мне обещали, что он еще и рабочий. В жизни иногда возникает момент, когда то ли для обмена, то ли для другой ситуации нужна минимально навороченная магнитола с максимально дешевой ценой, и очень плохо, когда ее нет под рукой. Такие аппаратики без претензий, это по аналогии с автомобильным рынком - этакие Ланосы, в которых нет ни стеклоподъемников, ни кондиционера, ни прочих маленьких приятных радостей, зато у них есть единственный и самый главный аргумент - минимальная цена, и этот аргумент перевешивает, как пистолет у Жеглова, все остальные. И на такие вещи всегда находится свой круг потребителей, вот у меня есть друг, который всерьез считает Daewoo Sens (а это тот же Ланос, только с украинским двигателем), чуть ли не лучшим автомобилем. Так вот, возвращаясь в мир магнитол, этот Universum CTR-1541 был сделан под девизом "проще некуда".
Вот такой Universum CTR-1541 из категории "дешево-сердито" и продавался когда-то в немецком посылторге "Quelle". Вообще под лейблом Universum выпускалось столько аппаратуры, в частотности магнитол, что многие крупные производители могли только позавидовать. Но на  деле сама Quelle занималась лишь подбором моделей аппаратов других фирм, которые можно, как правило, после некоторого упрощения, продавать под собственным логотипом. Поэтому, если хорошо поискать, то практически  всегда у любой магнитолы  Universum  есть двойник, произведенный фирмой Sanyo, Matsushita, Gold Star или же каким-нибудь менее именитым тайваньским брендом. Это может быть абсолютный близнец, а может и чуть упрощенный вариант. У данного же Universum CTR-1541 был ли более сложный брат, не был ли, нам это не известно. Изначально я подумал о происхождении из семьи Sanyo, были у этой фирмы очень простенькие магнитолки, но дальнейшее вскрытие не подтвердило эту гипотезу. А вскрывать надо было хотя бы потому, что дека не работала.
7 винтов долой и пожалуйста. Что мне понравилось в конструкции Universum CTR-1541, так это одновременное отделение как задней крышки, так и фасадной части. Они скрепляются одними и теми же винтами насквозь.
А вот передняя часть Universum CTR-1541.

Так как разъемов тут не предусмотрено, то мордочка остается висеть на трех проводах, идущих  к динамикам. Не очень удобно при ремонте, но терпимо.
Динамики что-то из области около Тайваня на расстоянии плюс-минус 1000 км.
Меня на передней панели больше всего умилила конструкция защелки кармана. Это надо видеть воочию! Я много чего встерчал, но такое впервые. Конструкция из кусочка пластмассы и пластикового термоусадочного кембрика, используемого в качестве пружины! Гениальная простота, сродни деревянной вертушке на дачном сортире. Отдельная кнопка на протяжке нажимает выступающую часть, говоришь вслух "Сезам, откройся!", карман открывается. Впрочем, после того, как я смазал всю протяжку, необходимость в заклинании отпала.
Под мордочкой вот такая конструкция.
Протяжка неплохая, металлическая, так как дека явно делалась до восьмидесятых, то не очень сложная, потому вполне надежная, но кнопки нажимались с большим трудом. Кнопок шесть штук, на тот момент кнопку "Пауза" еще не открыли, потому шестая кнопка просто открывает карман.
Обычная смазка всех трущихся частей решила проблему тугих кнопок. Кнопки стали ходить легко и четко.
Снять протяжку, чтобы заменить порванный пасик было не очень легко, так как провода к протяжке были довольно коротки. Я, насколько было возможно, перевернул протяжку и сфотографировал ее. Кто ее сделал, видно на картинке, а вот где обитают производители, я не знаю. Двигатель, кстати, производства фирмы Sanwa, Япония.
Ну пасик поменять тут было делом 2 минут: 68,7 секунды на установку пасика неправильного, чуть более длинного размера, а вторые 43,1 секунды ушло правильный. Секрет в том, что выкручивать пластиковый подпятник маховика необязательно, можно его кронштейн просто оттянуть с помощью большой отвертки, в образовавшийся зазор спокойно пролазит резиновый пасик.
Остальные части Universum CTR-1541 особого интереса не представляют. Тюнер собран в основном, на транзисторах, но затесалась и единственная микросхема Sanyo.
Он же с обратной стороны.
Далее. Часть магнитолы, где должна быть усилительная часть. Где там, собственно, УНЧ, я не  разбирался, не было интереса. Увидел там пару микросхем, но они были без радиатора, наверное они приписаны к магнитофонному департаменту.
Та же плата, вид сзади.
Рассматривать особенности крепления трансформатора смысла не вижу.
Из всяких других особенностей отмечу единственный светодиод, индицирующий стерео прием на FM.
Крупные грили диаметром порядка 3,5 см по бокам шкалы, сделанные в стиле нижних решеток - обманки, там не ВЧ динамики, а микрофоны.
Управление магнитолой находится сверху: слева переключатели (довольно тугие ), а справа крутилки. Universum CTR-1541 шел на немецкий рынок, потому и надписи на панели на соответствующем языке. Ну за пару-тройку раз, я думаю, любой человек выучит, что означают лязгающие слова Klang и Lautstarke.

Итак. Непритязательная магнитола для дачи, кухни и прочих мест без понтов и гламура, где надо заполнить воздух колебаниями, не сильно претендующими на звание "высокая достоверность". Если ваше ухо не страдает от MP-3, то звук этой магнитолы вы спокойно перенесете. Надо вам куда-то поехать без своего автомобиля, вы нормально переживете поездку в чужом Ланосе, нужно вам озвучить пикник, вы будете легко кушать шашлыки под музыку, которую вам выдаст этот Universum CTR-1541.
Вид его невыносимых мучений не доставит, если вы, конечно, не законченный эстет; звук тоже вполне переносим, чего еще за 20 долларов можно пожелать, если китайское чудо Kipomason стоит все 10?
Но об техническом изяществе, скажем, как у находящегося у меня по случаю Sanyo M 6400F, придется забыть. Вроде и эпоха одна, и Sanyo по габаритам представляет как бы половинку Universum CTR-1541, однако видно, что они из разных классов: один пролетарий, другой аристократ. Или, придерживаясь нашей автомобильной аналогии, Lanos и Mazda Miata. На одном не стыдно мешок картошки привезти, во второй девушку посадить. И эта разница видна как снаружи, так и внутри, уж поверьте на слово.
Вот такие "размышления у парадного подъезда". Спросите, зачем я его описал отдельно? Сам не знаю, времени на написание этого обзорчика у меня ушло в разы больше, нежели на отмывку Universum CTR-1541 и необходимый его ремонт, даже скорее, сервис.
Ну и еще несколько картинок напоследок.
















13 комментариев:

  1. И куда теперь этот Universum? на продажу?

    ОтветитьУдалить
  2. Жаль, счётчик упразднили, хотя дырки под него и паз для пассика есть.
    А вот лентопротяжка неплохая. Правда, оттягивать кронштейн при замене пассика не очень здорово: может увеличиться люфт, и начнёт быстрее изнашиваться втулка тонвала. Недавно менял пассик в похожем ЛПМ, но с П-образным кронштейном на маховике. Отвинтил кронштейн с одной стороны, оттянул. Пассик с трудом пролез, но сам кронштейн немного деформировался, и маховик стал за него задевать (подпятник очень тонкий). Пришлось снимать и выправлять.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну я же не без ума это делаю:). Если он выполнен в виде консоли, почему слегка не оттянуть? Он на место потом все равно вернется.

      Удалить
  3. Кинематика точно такая, которая тиранжировалась в СССР магнитофоном Электроника-302...Дефекты наверное такие же- при растягивании пассика умирают перемотки..Умели у нас копировать однако...

    ОтветитьУдалить
  4. УБИЛО: "Секрет в том, что выкручивать пластиковый подпятник маховика необязательно, можно его кронштейн просто оттянуть с помощью большой отвертки, в образовавшийся зазор спокойно пролазит резиновый пасик."

    Ээ..эээ... А упор отвертки не в маховик случайно? А то один товарищ так упёр, что тонвал погнулся.

    И.. когда пассик "пролазит в зазор", он там небось пачкается солидолом, что нанесен на подпятник? А потом Вы сами и удивляетесь, почему пассики растекаются в жижу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вас окончательно там УБИЛО или пациент скорее жив, чем мертв? В последнем случае позвольте спросит, а Вам понятие "мозги включать" в голову не приходило? Конечно же, я взял автомобильный домкрат, один конец упер его в маховик, а второй в кронштейн, оттянул на 5 сантиметров, просунул пасик и кувалдой выправил конструкцию в исходное положение. А то, что консоль - всегда относительно не жесткая система, вам это по сопромату учить не доводилось? Или вы такого предмета не проходили и эпюры не чертили? Во фразе "Консоль - балка с защемленным концом" вас только сочетание "защемленный конец" нездоровый интерес вызывает? Если так, тогда понятно.
      Кстати, если полмиллиметра пасика будет запачкано смазкой, то конечно же, в обаятельнейшем порядке и всенепременнейше этот пасик растечется в жижу. Вот эти подлые японцы, наверное, специально для этого некоторые свои пасики натирали, чтобы нам насолить, а фактор времени тут, конечно, совсем не причем. А вытереть тряпкой составляет - это громадный труд? Хотя даже и вытирать не надо, китайские пасики (мечтайте на здоровье, что у вас другие), как правило, трескаются и вследствие этого просто лопаются.
      Короче, как говорил Остап Сулейман Берта Мария Бей: "…Знатоки! Убивать надо таких знатоков! «Студебеккера» ему подавай!":)))))))))))))))))

      Удалить
    2. Что-то Вы как-то болезненно о концах и не включенных мозгах думаете, да еще проецируете это на других.
      Сопромат учить - оставьте специалистам-разработчикам и студентам, пусть свои зачёты спокойно сдают. В реальном, взрослом мире не всё измеряется выученными сопроматами. А вот когда видите техническую безграмотность у тех же японцев - не стОит им поклоняться только за то, что они японцы.

      Китай китаю тоже рознь. Вот стоит в компе CD-привод, которому лет 9. В нем пассик выдвижения лотка. Почему он не потрескался? :)

      Удалить
    3. Я нормально отношусь к конструктивной критике, в конце концов я не бог и даже не профессионал с 30 летним стажем, что, однако, не мешает мне включать голову, когда я что-то делаю. Да, бывают прошибы и спокойно о них пишу, но то, что вынесенный кронштейн относительно гибок и оттянуть его на пару-тройку миллиметров без всяких последствий можно уж догадаться даже без сопромата. Кстати, сопромат я учил не для того, чтобы зачет сдать в отличие от современных митрофанушек, а для того, чтобы понимать, как его потом в жизни использовать.
      По пасикам. Может в приводах и хорошие стоят, но те, которые продаются на радио рынках по большому счету дрянь, особенно те, что с двух противоположных сторон имеют легкую насечку. Да, можно купить фирменный пасик за 8 евро и установить с магнитолу стоимостью 12 евро, но кто меня после этого умным назовет?

      Удалить
    4. > можно купить фирменный пасик за 8 евро и
      > установить с магнитолу стоимостью 12 евро,
      > но кто меня после этого умным назовет?

      Никто же не знает, за сколько Вы купили магнитолу. На молотке они спокойно и по 200-600 евро расходятся.
      Если удалось купить за 12 - то считайте, сэкономили 188, из них стоимость хорошего пассика обернётся (с большой вероятностью) тем, что через год не придется эту магнитолу вскрывать, отгибать кучу железок и проводов, рискуя там что-то прищемить. А уж пласмасса от частого открывания точно лучше не станет... Не говоря уже о том, что время будет потрачено. Если 1-3 магнитолы - еще терпимо. А если 100 откажут?

      Удалить
  5. "друг, который всерьез считает Daewoo Sens (а это тот же Ланос, только с украинским двигателем), чуть ли не лучшим автомобилем"


    У товарища тавриоз в терминальной стадии, срочно 100 капель валерьянки и прокатить на хорошей машине.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. До этого он катался на двух Тавриях. Человек неплохой, но весьма упрямый, переубедить трудно. Я ему как-то предлагал проехать на спортивной машине, он отказался, хотя с удовольствием сфотографировался за ее рулем.:)

      Удалить
  6. А к нему есть возможность подключать внешний источник звука (например мр3 плеер)?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот прямо так - нет, надо делать дополнительный вход, но смысла такая процедура не имеет, проще купить что-то другое.

      Удалить