понедельник, 23 сентября 2013 г.

Sony CFS-204L. Инфузория туфелька.

Я думаю, что у многих бывала ситуация, когда вы, весь такой эрудированный, видите простейший кроссворд и по быстрому, пока никто не видит, вооружившись карандашом или ручкой, начинаете разгадывать его, проверяя себя, действительно ли вы такой всезнайка. Ну да, этот кроссворд для вас "легкотня", но отчего же не удостовериться в этом и не потешить свое самолюбие?
Ну с этой Sony CFS-204L было примерно также. У аппарата был все время прижат к тонвалу резиновый ролик, собственно это был его единственный дефект. Просили за аппарат не очень дорого, я многократно ранее стойко проходил мимо обмылков, но тут не удержался и купил. В конце концов, даже ради деталей иногда имеет смысл покупать такие магнитолки, в них есть трансформатор, пара динамиков, антенна. Но я стараюсь не разорять по возможности технику, если есть малейший шанс ее восстановить. В общем, приобрел.

Открывается Sony CFS-204L легко, все продумано до мелочей и винты тут обычно несут двойную функцию, скрепляя между собой как, собственно, элементы корпуса, так и отдельные детали. Это касается не только крепления протяжки, а такое я видел на многих аппаратах, но даже и фиксации динамиков.

Во главу угла в начале девяностых, а Sony CFS-204L продукт 1991 года, поставлена технологичность и максимальное снижение себестоимости изготовления. Отсюда вместо сложного верньера применена пластиковая зубчатая лента.
Чем меньше всякого рода винтов в магнитоле, тем лучше. И если у китайских нонеймов при этом сильно хромало качество, то у Sony с этим пунктом жестко, внутри все довольно грамотно сконструировано. Просто, но это не та простота, которая хуже воровства. Давайте крупноузло рассмотрим содержимое магнитолы. Без удаленной протяжки магнитофон смотрится вообще пустым.

Тюнер. К этому времени Sony  разработала одну микросхему Sony CXA1238S, на базе которой весь тюнер и собран.
Эта микросхема использовалась не только другими японскими фирмами, но и многочисленными гонкоговскими и китайскими мелкими компаниями.
Усилитель и остальная магнитофонная часть уместилась на одном небольшом блоке. Тут все тоже крайне лапидарно, уложились в две микросхемы: выходная производства Toshiba и вторая, в которой сумела поместиться вся усилительно-коммутационная часть.
Блок питания собран на довольно мощном трансформаторе. Я не стал его снимать с корпуса, потому как он сделан не то, чтобы не разборным, в конце концов все грибы съедобны, просто последствия разные. Так и здесь, БП был жестко связан с клеммами батарейного отсека, потому ради любопытства я не стал ломать конструкцию.
Два динамика на передней панели корпуса.
Динамики с загнутыми углами, у Sony довольно часто применялись такая конструкция крепления. Наверное, с той целью, чтобы можно было вкручивать более длинные винты в пластмассовое основание.
С обратной стороны динамик такой.
Ну а теперь к главной цели. Протяжка. Вот он прижатый к тонвалу ролик.
Все детали на защелках, никаких винтов. Даже магнитная головка крепится на защелках. То есть головка вообще не регулируется привычными нам винтами. Стирающая - постоянный магнит.
Пасики в отличном состоянии. Сначала я думал. что там вообще всего один пасик, но потом нашел и второй.
Двигатель Mabuchi, девятивольтовый.
Разбираем и смотрим, почему постоянно прижат ролик. Понятно, что его тянет пружина, одним концом прикрепленная в районе головки, но почему в положении Стоп он не оттягивается?
Снимаем верхнюю каретку и переворачиваем. Видим отломанный фрагмент.
Видимо, на каретке был зубчик, который цеплялся за рычаг кнопки Play и во время выключения каретка отводится за этот выступ. А на штоке кнопки Play есть площадка, которая давит на этот выступ каретки. Сам шток оттягивается вверх более мощной пружиной булавочного типа.
Задача наша - сделать подобие зубчика. Для этого я аккуратно вварил с помощью паяльника волнообразно изогнутый кончик скрепки в пластмассу каретки.
Однако пошатав конструкцию, я счел ее недостаточно жеской.
Усилить я ее решил с помощью мгновенного клея. Капнул маленькую капельку в основание конструкции и присыпал ее толикой пищевой содой.
Повторил пару раз эту процедуру.
Зачистил излишки клея и обрезал металл до нужной длины.
Мы же делаем не только надежно, но и красиво? Для эстетов закрасил черным фломастером.
В итоге получилась такая картинка. как по мне, так и ничего.
Примерил на протяжке, вроде не цепляет.
Сборка деталей на защелках процесс очень быстрый.
Все клетки кроссворда заполнены, все, протяжку можно ставить в магнитолу.
Что можно сказать о подобной продукции уважаемой фирмы Sony? Тяжко ей пришлось в те годы борьбе с китайскими компаниями, которые дешевизной своих примитивных балалаек отгрызали у грандов львиную долю рынка. Приходилось и уважаемым производителям идти на максимальные ухищрения в борьбе за понижение цены продукции. Отсюда и такие упрощенные решения. Но Sony и здесь старалась хотя бы не делать откровенной халтуры.
Худо-бедно, но какой-то собственный стиль на фоне обмылков других фирм у Sony присутствует.
Но в данном случае у этой Sony CFS-204L эстетическая часть с разгромным счетом уступает функциональности. Главная цель здесь - приемлемый звук за очень скромные деньги. И здесь эта задача успешно выполнена.
Но если мы сравним это изделие с аналогичной продукцией фирмы этак на десятилетие ранее выпущенной, то к сожалению, общего у них разве что только логотип и светлый кончик антенны. Остальные части и детали уж лучше не сравнивать, не в пользу нашей Sony CFS-204L будет это соревнование.
И тем не менее, кому-то за копейки наша Sony CFS-204L вполне подойдет, и будет она озвучивать кухню, дачу или на худой случай гараж. И может кто-то когда-то и кассету прокрутит на ней, а значит и моя работа была не зря.
Апдейт. Оказывается, кроссворд я разгадал, но пару сложных слов мне все таки попалось.
Вставил кассету и тут же намоталась лента на тонвал. Оказывается, не работала подмотка. Перемотки тоже были вялые. Заменил пасик, не помогло. Заменил уже и второй, хотя проблема была не в нем. Пришлось разбираться с проблемой дальше.
Снял маховик тонвала,
чтобы было возможно увидеть проблему и долезть до неработающих деталей.
Оказалось, что промежуточный ролик проскальзывает в паре с левым подкассетником. Растянул пружину, которая подталкивает ролик к подкассетнику. Подмотка стала работать, но как-то рывками.

Снял весь механизм ролика, фиксируемый защелкой и подмотал пару витков изоленты под резинку. Для верности зацепления отверткой поцарапал поверхность привода подкассетника, после этого подмотка стала работать более уверенно и даже иногда срабатывал автостоп, который тут в виде качалки.
Вот после этих процедур магнитофон заработал вполне хорошо.
Кстати, пара винтов на этой протяжке есть. Ими крепится мотор к шасси, ну и сама плата подпятника более надежнее фиксируется этими двумя винтиками к шасси магнитофона.В общем, если извлечь мораль из этого эпизода, то всегда надо проверять отремонтированную технику.














5 комментариев:

  1. Поразило наличие двух подшипников у маховика. Это очень сильно продлит ресурс ЛПМ. К сожалению, у многих магнитол 80-х годов, тонвал по мере износа единственного переднего подшипника перекашивается, и ЛПМ выходит из строя.

    ОтветитьУдалить
  2. У тестя такой в сарае, подключен к самодельной колонке. Озвучивает дачный участок во время полевых работ ;)

    ОтветитьУдалить
  3. Смотрю, динамики знакомые. У меня почти такие же в подставке под монитор ;)
    http://ivxlcd.livejournal.com/29596.html

    Хорошо звучат, хотя и ширпотреб.

    ОтветитьУдалить
  4. Купил такой в 1993 за 70 долларов. Продал знакомому в 95. Протяжка-откровенное говно. Ни в какое сравнение с панасоникосвкими с софт-тач не идет. Пришлось её ремонтировать через год после продажи.

    ОтветитьУдалить
  5. Было две таких магнитолы - CFS-204L и CFS-204S. Первую покупали в 1991 г. в комке за 1600 р. Через пару дней стала скрипеть лентопротяжка, причем каждый день по разному -то тихо хрипит, то громко скрипит и долбит что-то. Подмоточный ролик был с перекосом, поэтому иногда жевал пленку. Вообщем, для сони просто позор...
    В ремонт носили, но поскольку мастер за результат не ручался, чинить не стали.
    Продал первый в 1992 г. товарищу, тот ролик как-то подправил и на рынке какому-то мужчине продал с наваром)
    Летом 1992 г. купили еще такой-же, только S, опция для коротких волн с точной подстройкой, уж больно внешне нравился. Лентопротяжка была без проблем, только автостоп срабатывал не всегда. Динамик хрипел один - поменяли по гарантии. Потом отвезли на дачу и в августе 2006 г. его украли вместе с кассетой Арии "Ночь короче дня". Жаль.

    ОтветитьУдалить