вторник, 11 февраля 2014 г.

Sharp QT-77 H&Z

Эту магнитолу я помню с середины восьмидесятых. Она всегда меня поражала своей красотой и утонченностью, а окончательно добивал меня ее звонкий звук. Да, у нее не было особых низких, но звучал этот батончик так задорно, что если вам не хватало денег на 700-й или 800-й, то вы вполне могли купить этот Sharp QT-77, тем паче, что и стоил он вполовину дешевле больших собратьев.
Магнитола эта делалась в разных цветах, голубая мне живьем не попадалась, а вот все остальные бывали. Но из всей палитры лучше всего смотрелся красный Sharp QT-77. Конечно, это можно сказать про тот случай, когда магнитолы новые и блестящие, чего, к сожалению, не относится к присутствующим у меня ветеранам, тут рубиновый аппарат самый уставший.
Черный и белый тоже не шибко бодренькие, но поприличнее состоянием. К сожалению, в более лучшем виде Sharp QT-77 мне пока не попадались, за вменяемые деньги, конечно. Эти три Sharp QT-77 наглядно опровергают закон диалектики о переходе количества в качество, из трех измученных новой магнитолы не получится.
С черным и белым аппаратом в техническом смысле все было относительно неплохо, а вот у красного, новоприбывшего с местной барахолки, были проблемы. Он молчал. Будем разбираться. Ну и разбирать его для этого, конечно.
Чтобы добраться к блоку питания, приходится вынимать все. Его изначально даже вообще не видно под платами. Но ломать - не строить и добраться до него не очень трудно.
К сожалению, блок питания был мертвый и не потому, что там сгорел предохранитель. Ситуация было хуже, сгорела первичная обмотка трансформатора, а он тут, как видите, плоский. К счастью, у меня в запасниках было несколько трансформаторов и один из них удачно подошел по размерам. Вольтаж его тоже оказался подходящим. Что касается мощности, то, наверное, все же она пониже будет, нежели у оригинального, но на слух я этого потом не сильно заметил.
Сравнение старого и нового блока питания.
Они же, установленные в корпуса магнитол.
Динамики у Sharp QT-77 довольно самобытные, магниты у них внутри корзины, они вполне мощные, ну а про хороший звук я уже упоминал.
Оба динамика были покрыты толстым слоем рыжей пыли, такое ощущение, что аппарат работал в литейном цехе большого завода. К счастью, пыль отлично сметалась обычной сухой зубной щеткой. Вот сравнение отчищенного и грязного динамиков. К сожалению один из динамиков внутри затирал, пару пришлось менять на подобные, были у меня хорошие корейского производства, они и были установлены в аппарат.
Красный Sharp QT-77 ожил, но громкость звучания у него отрегулировать было не возможно, он орал на максимальной громкости. Причина этого явления была понятна, это обрыв дорожки потенциометра. Этот переменный резистор слева над УНЧем, он с семью выводами, седьмой - это вывод тонкомпенсации.
У меня в куче барахла валялась середина Sharp QT-77, купленная мною по случаю за три копейки, и я планировал снять регулятор громкости оттуда. Однако и там регулятор тоже был мертвым. К счастью, зная о том, что подобная болячка встречается довольно часто, я как-то прикупил сразу несколько подобных потенциометров. Они похожи по характеристикам, однако несколько отличаются по конструкции крепления. Ну что же, придется приспосабливать имеющиеся.
Слева на фото вновь купленный, посередине такой же, только с подогнутыми мою выводами, справа снятый оригинальный целиком, внизу разобранный оригинальный. По разобранному я нарисовал схему дорожек, чтобы легче было понять, какие дорожки живые, а каким уже пришел конец.
Однако конструкция крепления у нового резистора была другая, потому пришлось его доработать. Я припаял петлю из толстого медного провода к корпусу.
Без такой петли резистор бы крепился только на одних выводах и мог бы болтаться.
Вот новый резистор, впаянный в плату. Проблема была решена.
На одной из дек растянулся пасик и перемотки были очень вялы.
Снимаются протяжки относительно легко, но это когда знаешь алгоритм их снятия.
Лучше снимать их обе сразу, потом будет меньше проблем с их дальнейшей установкой при сборке. Все ржавые пятна на металле (тараканы!) я вывел потом ортофосфорной кислотой.

Собственно, поменять пасик особой проблемы не было, выкручиваете 4 винта и снимаете плату подпятника.
Кстати, когда я возился с протяжкой, она мне показалась очень знакомой, где-то я ее уже видел. И точно, роясь в хламе в поисках какой-то детали, я обнаружил лентопротяжный механизм от Sharp GF-5757, который совпадал с протяжкой Sharp QT-77 процентов на восемьдесят. Ну разве что клавиши несколько отличались и на Sharp QT-77 было еще добавлено устройство синхростарта записи. Оно располагается на правой, читающей деке.
На этой же деке установлен Г-образный рычаг,
передающий при включении записи усилие нажатия кнопки записи на переключатель Play-Rec, находящийся на плате.
С этим рычагом проблем не было, а вот механизм снятия с паузы правой деки работал не очень четко, причем когда паузу сбрасывал рычаг синхростарта, то все было нормально, а вот просто снять с паузы протяжку естественным путем удавалось только через раз.
Я разобрал механизм паузы и смазал все детали, это не помогло. Тогда я перекинул все съемные части с донорской протяжки на эту - эффекта тоже не было. Пришлось перейти к радикальным средствам. Я слегка подогнул шток, установленный на толкатели кнопке паузы и только это решило проблему.
С тюнером все было хорошо, если не считать возни с установкой его в корпус магнитолы.
Вот тюнер тоже весьма знаком.
Он устанавливался практически без переделок в модели Sharp GF-800 и Sharp WF-939, только кнопку Stereo-Mono с него убрали и вынесли на другую плату.
На одной из дек на промежуточном ролике, на научном языке именуемом Idler, отсутствовало резиновое кольцо, вернее, оно там стояло, но самодельное и потому неровное, из за чего ролик во время воспроизведения скакал и танцевал. Тут мне помог донор, с которого этот самый ролик был и снят.
На второй деке не было пружины, отбрасывающей узел включения перемотки. На станине протяжки отломалась пластмассовая ось, на которую садится эта пружина. Я не стал из за этого менять всю протяжку, пружину взял с донора, а вместо пластмассового штыря вкрутил подходящий по диаметру и длине винт.
У Sharp QT-77 есть еще одно слабое место. Очень часто на его корпусе в левой части ломается пластмассовая перемычка. На белом аппарате я относительно легко подобрал кусок пластика соответствующего цвета,
а вот на красном моя пластмасса была несколько светлее оригинальной. Ну хоть так пусть будет.
Ранее в инструкциях к советским аппаратам писали, что корпус изготовлен из ударопрочного полистирола. Но пластмасса у Sharp QT-77 точно не ударопрочная, трещины при ударе получаются очень легко.
 Дихлорэтан вам в помощь.
Ну в принципе можно и собирать аппарат. Что может быть проще этой процедуры? Так вот в сумме на эту процедуру я убил два дня. Не получалось! Сначала я пытался всунуть всю плату с протяжками в сборе. Ничего не выходило, не ложились узлы на свои места и все тут! Особенно неудобно вставлять правую часть, там где тюнер. ТВставить раму тюнера в корпус можно только внатяг, все настолько плотно, что приходится оттягивать нижнюю часть корпуса.
Еще была проблема с верхними переключателями, визуально они одинаковы. Я их снимал на мойку и ранее как-то без особых проблем потом устанавливал. В этот раз быстро не получилось.
Дело в том, что там применяются два типа движков переключателей: короткие и длинные, и у каждого из них есть по паре отверстий , в которые вставляются собственно переключатели. Вспомните комбинаторику и посчитайте сами количество вариантов. В общем, через какое-то время я открыл другой Sharp QT-77 (мне надо было попутно что-то и там сделать) и просто подсмотрел, как надо их устанавливать. Длинные оказались справа, короткие слева.
Я промучился со сборкой продолжительное время, все равно в правой части протяжка не ложилась на свое место и оттопыривалась на несколько миллиметров. Можно было натянуть винтами, но я так никогда не делаю, потому я хотел понять, в чем причина. А она, причина эта, оказалась до обдиного проста. На верхнем фото правее самого правого переключателя согнулся транзистор Q201и он мешал правильно лечь протяжке.
Но и в дальнейшем сборка проходила не без трудностей. В другом месте не давал лечь на свое место наклонившийся электролитический конденсатор. Также постоянно мешали сборке различные провода. Дело в том, что на заводе их в нескольких местах скрепляют кольцами из липкой бумаги. Со временем эти кольца распадаются и провода из жгута рассыпаются и начинают попадать в места, где они могут мешать узлам и деталям выполнять свои функции: задевают маховик или шестеренки, попадают между узлами при сборке, короче, доставляют немало проблем.
В конечном итоге мне пришлось скрутить их в жгуты с помощью проволочек и только тогда можно было дальше с ними работать. Но это еще не все. В Sharp QT-77 так мало места, что эти жгуты проводов должны лежать в определенных местах и никак иначе. По другому вам не удастся нормально собрать аппарат. Поэтому фотографируйте по возможности все, куда дотянется цепкий взгляд объектива, потом не пожалеете.
Это также касается и проводов, которые идут вверху над протяжками. Вот такая укладка потом не позволяет нормально соединить переднюю панель с корпусом.
 Пожалуй, правильно должно быть так.
В левой части провода я впихнул правее радиатора УНЧа, по другому у меня уже не получалось. Так они хотя бы не мешали левому динамику.
А ведь изначально они были совсем не видны. Где они ранее прятались под протяжкой, я не знаю.

В общем, если вам попадается экземпляр, в котором кто-то уже порылся, то я вам не сильно завидую, потому как будете думать и гадать, куда и чего расположить.
Ну а в остальном, прекрасная маркиза, в Sharp QT-77 "все хорошо, все хорошо".
Хотя в нем нет всяких хитроумных фичей, все в "семьдесят седьмом" к месту и по делу. На 1983 год вполне себе отличный аппарат.
Всего в меру: хрома, ярких наклеек, светодиодов.
К сожалению, их мало сохранилось к настоящему времени в приличном виде и винить нужно в этом их портативность, похоже, что носили их на пикники и вечеринки и там не шибко заботились о них.
Вот на красном вообще отломали ручку для переноски. Прикидывал я, не приспособить ли чего похожего, но в итоге не стал ничего делать. Колхоз будет все равно видно, а так делать, чтобы незаметна разница была, применительно к этому экземпляру не стоит совершенно, не в коня корм, увы.
Вот такая вот история с Sharp QT-77.
 
 
 
 
 
 
 




















36 комментариев:

  1. Ну наконец-то! Давно ждал обзора этой модели. И, надо сказать, именно процесс обратной сборки меня интересовал больше всего, т.к. я его "прошел" с огромным трудом. Получается, что не только я, но и истинные профессионалы с этим аппаратом мучаются.

    Пользуясь случаем, не могу не задать вопрос по дефекту своего экземпляра. У него при нажатии stop как из режима play, так и перемоток, соответствующие кнопки на одной из дек ели-ели выползают из нажатого сотояния в необходимое ненажатое положение. Такое впечатление, что как будто какая-то густая смазка их удерживае (а точнее, соответствующие механизмы лентопротяжки). В этой связи не подскажете, имеет ли смысл смазывать механизм протяжки, и чем Вы в таком случае пользуетесь?

    Также показался очень хрупким корпус. Возможно, это от времени, например, стоял у прошлых хозяев где-то на солнце, а быть может это изначально так. Но факт налицо - кусочки отламываются только так.

    Спасибо за обзор!
    Alex-485

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А не перекошена ли случаем протяжка? Если нет, то можно смазать, хоть солидолом, хоть Циатимом, без разницы. Но вообще пружины там мощные, должны легко отбрасывать кнопки.
      Я бы разобрал и посмотрел, что там является препятствием: загустевшая смазка (можно брызнуть чем-то типа Ведешки) или другая причина.
      После многократной разборки и сборки я сейчас сделал бы это уже быстро.

      Удалить
  2. Спасибо за ответ! Да уж, смотрю на него и боюсь. Как-то убил два дня на профилактику Sanyo M7770, когда был открыт - играл, а когда собрал - кассета работать отказалась, да еще батареи в выключенном режиме стал поедать, видимо закоротило где-то. Тоже пока поглядываю в его сторону, но решимость пока не созрела : )

    Самое ужасное - открыть, сдаться посередине процесса, с оставлением раскрытого аппарата на месяц или два, а потом пытаться вспомнить, как он собирается : ) В общем, это я к тому, что решаюсь на открытие лишь в боевом расположении духа!
    У Вас же отлично получается, поэтому не только читаю, но и сохраняю обзоры по имеющимся моделям. Если бы не Ваш обзор, так и сломал бы крышку кассетоприеника у RX-5500, пойди пойми, как она снимается. И ведь Сервис мануалы зачастую об этом ничего не содержат. Поэтому, еще раз спасибо и буду ждать обзоров новых моделей! Мне еще GF-9595 и JVC RC-838 надо набраться духу разобрать по поводу лпм, судя по всему, тоже нелегкие экземпляры.
    Alex-485

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня так Тошиба 85-я лежит уже полгода, не могу сделать никак.
      А на 9595 у меня есть протяжка, если что, да 838 не страшен, там только надо раму вынуть и далее все просто.

      Удалить
  3. А мне попался именно синий QT77 когда мне было 16 лет. Попросили отремонтировать соседи, говорят, дали его за службу в Афганистане. Разобрал и собрал без проблем, и головки заменил заодно. Сравнивал его качество записи со стационарным аудиоцентром Aiwa V-25. Sharp пишет лучше. Впоследствии я хотел такой магнитофон приобрести, но синих сейчас действительно нету нигде, попался белый и чёрный. Их купил, чтобы был полный набор кнопок, ручек и ободков. буду делать белый из двух, но перекрасить его придется, ибо пожелтел и покрылся трещинками. Пластик там действительно полное говно... :(

    ОтветитьУдалить
  4. Свой черный QT77 я купил на Митинском радио рынке, он с побитым корпусом, с не родной антенной и без ручки, но работал он замечательно, проигрывал кассеты и принимал радио. С этого аппарата началась моя коллекция магнитол, сегодня их более 30!!! С начала собирал только Шарпы, сейчас в коллекции появляются интересные аппараты и других производителей.
    Что касается QT77 сейчас у меня их три, в том числе и красный аппарат с коробкой, фотографии которого размещены на сайте recallsharp.

    ОтветитьУдалить
  5. Вообще, не удивительно, что с модели Sharp QT-77 могут начинаться целые коллекции. На мой взгляд, это действительно знаковая модель в классе мини-магнитол. Есть в ней что-то как в плане дизайна, какой-то особой строгости и одновременно надежности, так и качества звуковоспроизведения. Я впервые увидел голубую QT-77 у знакомого, эффект бы сильный, сразу захотелось такую же раздобыть. Весьма близка по стилю модель Sharp GF-7, просто замечательная малютка, но QT-77 как-то по солиднее и покрепче смотрится. Но надо признать, что все-таки батончики от Sanyo в этом сегменте одержали верх как по разнообразию выпущенных моделей, так и по дизайнерским решениям. Хотя QT-77 субъективно кажется аппаратом более серьезной и надежной сборки, чем аналоги от Sanyo. Последний из Могикан - Sharp QT-Y7 - хоть и достался в идеально нетронутом состоянии, но все-таки это уже какая-то более "веселенькая" модель, а вот QT-77 в идеале очень сложно найти, хотя хотелось бы.
    Alex-485

    ОтветитьУдалить
  6. -- Если бы не Ваш обзор, так и сломал бы крышку кассетоприеника у RX-5500, пойди пойми, как она снимается. И ведь Сервис мануалы зачастую об этом ничего не содержат.


    В сервис мануалах всегда говорится о таких хитростях. И в мануале для 5500 - тоже.

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный: А сервис мануалом поделитесь на 5500?

    ОтветитьУдалить
  8. Со страждущими! Если не жалко, конечно. Можно на zdnet@mail.ru.

    Алексей

    ОтветитьУдалить
  9. Это не вопрос жалости или жлобства.
    А вдруг вы, это Миша-Три Конца или Артем Карапетян. А может и вообще Владик Реколлшарп.
    Делиться с такими персонами и им подобным?

    ОтветитьУдалить
  10. Если не трудно поведайте об этих трёх перечисленных Вами личностях,кто они такие и чем ужасны?

    ОтветитьУдалить
  11. Это самые известные московские спекулянты бумбоксами, последних лет. А ужасны они, своей алчностью и лживостью.

    ОтветитьУдалить
  12. Если не хотите делиться, то не надо, Ваше право, никаких проблем. Но заверяю, что никакого отношения к названным персонам не имею. На shizaudio мой ник alex_485, на radioscanner.ru - 485. Просто имею такой аппарат и мне он нравится больше, чем многие из Sharp. Со своей стороны всегда готов поделиться чем имею, если что-то есть для Вас полезное, то могу выслать. Но я скорее в сфере винтажных радиоприемников, чем магнитол, хотя недавно последние тоже стали душу волновать.
    Алексей

    ОтветитьУдалить
  13. --- Но заверяю, что никакого отношения к названным персонам не имею. На shizaudio мой ник alex_485

    Дело в том, что если ваш ник на шизаудио такой - то это еще не подтверждает, что вы тот самый Алекс. Там например есть один пользователь с несколькими никами panfan - curvimetr - sharpei - altaterra - gedcom. Новички этого не знают, а все старички разбежались из-за этого. А вы если и вправду новичок и думаете, что это разные люди пишут, то это не так. Когда я увлекся этой темой, мне хотелось делится с "единомышленниками", я до сих пор встречаю в сети, то, чем поделился. Но как потом оказалось, в этом бизнесе столько непорядочных людей, которые живут по своим, удобным им правилам. А сколько жуликов. И все они пользуются бесценной информацией, которую им приносят добрые люди - пользуются ради выгоды. И если вас расстраивает, то, что вы сейчас читаете, то это есть следствие того недоверия которое посеяли вышеназванные товарищи. То есть все претензии к ним.

    ОтветитьУдалить
  14. Да нет проблем, Ваше право - делиться или нет. То, что я не один из названных лиц - по-моему, очевидно. Да и вряд ли бы я стал какие-то ники новые регистрировать, чтобы получить всего лишь сервис мануал, уже достаточно взрослый человек чтобы этим заниматься. Поскольку понял, что Вы с мануалом не поможете, уже раздобыл его через доброго американца с boomboxery.com. И сразу же поделился со страждущим на shizaudio, давно искавшим мануал на этот аппарат для восстановления аппарата. Для таких же целей он нужен и мне - не более. И даже если тот человек, что получил мануал от меня, является кем-то из названных Вами лиц, меня это не огорчает - пусть одной восстановленой магнитолой будет больше, а мир будет добрее. У Вас другие принципы - и это Ваше право.

    С уважением,

    Alex_485

    ОтветитьУдалить
  15. Да, и в догонку. Вот Владимир замечательный сайт создал, делится со всем миром не только ценнейшей информацией, но и опытом. Поболее иного сервис мануала. И не боится, что этим воспользуется кто-то из "спекулянтов" и им подобных. И за это ему - низкий поклон, т.к. уже не один аппарат смог оживить на основе его опыта, включая лентопротяг того-же RX 5500. Раз есть такие люди, то и я готов с миром делиться.

    Alex_485

    ОтветитьУдалить
  16. Был такой аппарат где-то с 84 года...
    Только ручки точной настройки приемника не было, хотя модель таже самая, QT-77
    Подскажите, с чем связана эта модификация?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Значит у вас был европейский вариант с одним диапазоном коротких волн. На азиате двое коротких и есть еще точная подстройка.

      Удалить
  17. У меня был из бенелюкса, но азиатский вариант для 80-х годов был бы предпочтительным для Ссср.
    Поскольку расширенный кв диапазон тогда ценился

    ОтветитьУдалить
  18. Анонимный12 июня 2014 г., 14:56

    Здравствуйте! У меня красный Sharp c 1987 го с коробкой и схемой. За последние десять лет много проблем набралось, одна из которых - вне зависимости от регулятора (положение) громкости звук сам по себе "прыгает" то тихо, то громко (по несколько минут) от любого источника (радио, линейный вход). Подозреваю что засох электоролит в "АРУ". Посоветуйте какой электродвигатель подойдет (у меня один от советского аппарата и ессо "ускоренная перезапись" уже не актуальна).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Движок подойдет любой с левым вращением на 2400 оборотов соответствующего вольтажа, их полно на развалах. По звуку посмотрите на состояние регулятора громкости и вообще сделайте сервис

      Удалить
    2. здравствуйте, напишите мне пожалуйста в личку, есть аппарат wq-561 сломался шлейф, вот не знаю теперь чем его заменить в новосибирске найти не можем такой шлейф, за ранее огромное спасибо, жду письма))

      Удалить
    3. Какой шлейф, к эквалайзеру? Других шлейфов я не помню там. Может можно тонким проводом МГТФ заменить тот шлейф?.

      Удалить
  19. Здравствуйте! Спасибо огробное за подробную инструкцию по разборке qt-77-го. Очень кстати!
    Подскажите, пожалуйста, какая головка подойдет для замены на qt-77? Мне достался красный экземпляр в отличном косметическом состоянии! Но, к сожалению, головки сточены, причем на одной деке совсем плохо ... Также проблема с шуршанием потенциометров (вижу, уже обсуждалась выше) и хрипящие движковые переключатели. Так что грозит полная разборка ...
    Спасибо!
    Влад.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я по головкам сейчас не заморачиваюсь, если по размеру подходит, то ставлю любую. Мне на них писать сейчас не нужно, потому критерии у меня пониженные. Там кажется, можно длинные головы ставть? Тогда ставьте 3Д24Н81, будут звучать хорошо.

      Удалить
  20. Здравствуйте!!Вопрос по цвету...касается разных моделей.. Красные- пластик красный или все же крашенные,тоот же вопрос по белым.. голубым.

    ОтветитьУдалить
  21. Приветствую Восстанавливаю 77 Z(W) У Вас случаем нет передней панели(куда крепятся динамики) на продажу?

    ОтветитьУдалить
  22. Увы, был полудонор-полутруп, я его как-то подлатал и продал за символические деньги. Вообще на удивление редко встречающийся аппарат.

    ОтветитьУдалить
  23. Анонимный24 мая 2017 г., 07:57

    Здравствуйте Джачинто. Меня зовут Георгий.Обсуждение 77 давно закончено но у меня есть вопрос. Проблема при переключении-касании-качании переключателя записи с обычной на ускоренную, пропадает звук то в одном то в другом динамике или становится глуше, причем только при воспроизведении в правом лпм в дргом лпм и радио все нормально.
    Было ли подобное в Вашей практике, на сколько сложен ремонт? В свое время я избавляясь от шороха в ползунковом резисторе громкости насыпал в него мелко натертый грифель (без разборки) и шорох пропал. Стоит ли пробовать поступить так же на 77?
    Заранее благодарен за совет.
    С уважением.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Думаю, что переключатель скорости записи не причем, скорее всего когда Вы на него нажимаете, вы опосредованно влияете на всю плату, там или холодная пайка, или просто контакт в переключателе каком-то плохой. Я бы промыл переключатель рода работ (лента-радио) вэдешкой, может там проблема.

      Удалить