четверг, 10 мая 2012 г.

Sharp WF-939ZP. Тюнер для Полара

Всем посвященным известно, что Sharp WF-939ZP в настоящее время не самый востребованный аппарат по той простой причине, что там стоит наш советский УКВ 64-74 МГц. Если для Москвы или Киева с их кучей радиостанций на нижнем FM диапазоне  можно чего-нибудь и словить и даже в стерео режиме, то в городах поменьше с этим просто беда, так у нас здесь есть только три-четыре станции, причем одна из них с обязательной сессией Верховной Рады, слушать, как перетирают какую-то фигню наши народные слуги тошно, и так понятно, что дальше будет хуже. Есть еще станция с народными песнями, я так полагаю, для тружеников полей, ну а оставшиеся, если и передают нормальную музыку, то идет она в моно режиме, так как оборудование у этих станций рассчитано на FM модуляцию верхнего диапазона, просто они понизили частоту вещания, не меняя принципа модуляции.

В свое время фирма Шарп, учитывая огромный спрос на свою продукцию в СССР, специально разработала тюнер для нашей, теперь уже бывшей, страны, полагая, что делает нам благо. А вот теперь это благо превратилось в свою противоположность.
Отматывание витка на катушке гетеродина тюнера Sharp WF-939ZP является полумерой, так как весь диапазон не захватывается, да и стереозвучание не появляется. Можно поставить отдельный стерео декодер, но все это возня, не оправдывающая затрат.
Раньше я решал проблему за счет тюнера с Sharp GF-800, там стоит аналогичный тюнер, различие заключалось в конструкции переключателя диапазонов. Я покупал отдельно тюнер от убитого Sharp GF-800Z, перепаивал переключатель и устанавливал на Sharp WF-939ZP. Но дело в том, что сам Sharp GF-800Z аппарат не такой уж дешевый и портить ради Sharp WF-939ZP целый Sharp GF-800Z глупо, а просто как доноры они не так уж часто и встречаются.
И вот как-то помогая моему соседу отремонтировать какой-то Sencor S-4500, у которого сгорел двигатель, я взял в руки разоренный твин, визуально похожий на Sharp WQ-T281Z для того, чтобы снять оттуда движок, и посмотрел на плату тюнера. Она мне показалась очень уж знакомой. Сосед мне подарил эту плату и уже дома я ее сравнил с родной от Sharp WF-939Z, они были идентичны.

У них даже номера совпадали, разница была разве что в размере шкива и опять таки в переключателе.

Я взял в качестве исходного "поларовский" тюнер и решил перебросить туда тюнер от Sharp WQ-T281Z.

Самая трудоемкая часть этой работы - выпаять и переставить местами переключатели. Для этой работы я использую оловоотсос и обыкновенный многожильный провод типа сетевого.

Отсосом я удаляю олово там, куда легко подобраться, а проводом, смоченном в канифоли в труднодоступных местах. Работа требует кое-какой сноровки.
Далее меняю местами переключатели и припаиваю все их ножки, припаиваю антенное гнездо и два провода (красный и коричневый), идущие к разъему Mute. Прикручиваю плату на раму, натягиваю верньерное устройство. Плата готова.

Где теперь плата родная, а где двоюродная, понять можно только по следам от пайки, но если убрать канифоль, то разницы практически не будет. Ну разве что на родной микросхемы японские, а на другой сингапурские.

И Sharp GF-800Z курочить не пришлось, и Полар можно в обычный превратить.

Апдейт. Так получилось, что я не очень точно выяснил, с какого Твина был использован тюнер и вместо правильного 281-го или 282-го порекомендовал 238-й. Моя небрежность, извините. Но я тогда и сам корпуса не видел, с которого были сняты потроха.

Апдейт 2. Кто не боится паяльника и готов повозиться некоторое время, даю вам ссылку, как я перестраиваю "поларовский" тюнер на 88-108 Мгц. А здесь, как я провожу стереофонизацию этого тюнера.

По просьбе народа даю фото Стерео декодера, который может быть еще можно найти на базаре или в крайнем случае спаять самому, не обязательно даже на плате, можно и навесным монтажом обойтись.



Только прошу не путать Стерео декодер с Конвертером, который обеспечивает прием станций верхней части FM диапазона, однако только в моно режиме. Расширить диапазон приема можно, если выпаять конденсатор в параллель КПЕ, но это отдельная тема.



27 комментариев:

  1. А стерео почему не появлялось, если микросхемы одинаковые? Принципы-то разные.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо автору за статью.
    У самого Sharp WF - 939ZP(BK). Решил расширить диапазон приема ЧМ)))
    Но найти донор пока не получилось((( Может посоветуете что-то?
    goodween79@mail.ru

    ОтветитьУдалить
  3. Уважаемый Джачинто, интересует информация о плате тюнера F0333AF... Поделитесь информацией, если таковая имеется. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если честно, то я сейчас не помню, что есть F0333AF. Индекс похож на шарповский, но откуда она, не ясно.

      Удалить
    2. точно шарповский тюнер... стоит у меня на 939... схемку бы)))

      Удалить
    3. Дайте почту, пришлю вам схему на Полар

      Удалить
    4. Адрес немного выше у анонима...

      Удалить
  4. Уважаемый Джачинто!
    Хочу задать Вам как специалисту один вопрос. Существует известная проблема с тюнером на GF-777 - со временем эти аппараты начинают принимать станции в FM с сильными искажениями (в виде перегрузок, зашкаливают индикаторы) Известно ли Вам что либо о способах решения данной проблемы, возможно Вы сталкивались с чем то подобным, так как по неизвестной для меня причине я не смог найти информации о ее решении, хотя проблема эта характерная для данной модели. Возможно к 777 подходит тюнер от какой нибудь другой модели Sharp?? Или это можно решить каким то другим способом?
    Заранее спасибо.

    ОтветитьУдалить
  5. По Вашей рекомендации купил твин, плата оказалась длинная,
    http://cs419731.vk.me/v419731505/93d0/-A3O0USJ1zI.jpg
    не подошла. Может с неё только микро схему перебросить?

    ОтветитьУдалить
  6. Ну во-первых, какой твин, их было штук 10 и все разные? Я использовал тюнер от 281-282 Твина. Проблем не было.
    Во-вторых, просто микросхему перебросить не решает проблемы, нужна же еще обвязка ее. Сами микросхемы декодера в продаже есть.
    В третьих, частоту перестраивать все равно бы пришлось.
    В общем этот тюнер ставился на разные аппараты, я видел его также на реверсном Твине четырехсотой серии.

    ОтветитьУдалить
  7. Понятно, просто в заметке выше речь идет от Твине Sharp WQ-T238Z а не о 281-282. Вот я и купил именно Sharp WQ-T238Z. Наверно нужно заметку подправить. Подскажите где эти микросхемы декодера продаются и какое название? Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  8. Я дописал в основной теме про Стерео декодер.

    ОтветитьУдалить
  9. Да спасибо, теперь головная боль продать несостоявшегося донора Sharp WQ-T238Z. Немного попал на деньги, ну да ладно, на ошибках учатся. Кстати, 281-282 не такие дешевые как Вы пишите. За них просят от 100у.е. 800-й за такие деньги даже легче найти.

    ОтветитьУдалить
  10. У 281-282 основная болячка - рассыпавшиеся поролоновые подвесы, потому я их встречал. Вообще просить можно и 200 баксов, да кто же их купит? Твины очень мало популярны и такие космические цены от лукавого.
    Я сегодня купил 939 Полар и есть идея попробовать образцово-показательно поменять стереодекодер. Хотя тюнер у меня запасной как бы есть. ))))

    ОтветитьУдалить
  11. Неплохо бы написать весь список SHARP у которых правильный тюнер, чтоб расширить его поиски!

    ОтветитьУдалить
  12. Смотрю статью про Sharp WQ-267Z(R)
    http://magnitolia.blogspot.com/2013/09/sharp-wq-267zr.html
    Бюнер квадратный, похож, такой подойдет на 939?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По архитектуре похож, но если чуток в другую сторону будет переключатель сдвинут, то потом намучаешься с установкой.
      Я думаю, что надо попробовать просто Полар перестроить, только как полагается, с декодером. Просто я сейчас работой завален, голову поднять некогда.

      Удалить
    2. Кстати, более внимательно еще раз посмотрел. Очень даже можно попробовать. Если даром попадется, чтобы не влетать на деньги, если не подойдет.

      Удалить
  13. Правильный Твин приехал. Прошу Вашей помощи, нужна схема на Полар и правильный 939. Ну хотя бы на Полар. Спасибо заранее!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На какую деревню какому дедушке слать схему?

      Удалить
  14. phl_ryban@mail.ru Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  15. Автору спасибо за интеллектуальную помощь в превращении тюнера Полара в полноценный!!!
    Подскажите, где скачать в сети для Полара инструкцию на русском?

    ОтветитьУдалить
  16. Подскажите, откуда известно что на Твиновской плате микросхема Сингапурская а не Японская? И где какая на Вашем фото?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А какая разница, где она сделана? Или электроны перемещаются с визами по паспорту?

      Удалить
  17. сервис мануал для Sharp wf-939 на китайском со всеми схемами и печатными платами )
    sendfile.su/1205978

    ОтветитьУдалить
  18. Приветствие всем любителям японской техники! Перестраиваю по рекомендациям Sharp WF-939ZP(BK). Всё получается очень даже,только хотел поинтересоваться опытом перестройки входного контура для получения максимальной чувствительности и избирательности по ЗК. Пробовал вкручивать латунный и ферритовый сердечники, но разница с ними и без них очень маленькая.

    ОтветитьУдалить