Когда-то на заре моей молодости в шестидесятых годах жил я в маленьком городке. С музыкальной информацией было туго, преимущественно были в городе киоски звукозаписи, где модные песни записывались на рентгеновских пленках с помощью нагреваемого резака. Пишут, что вроде бы такие пластинки назывались "на ребрах", но у нас их так не звали, потому как изображения грудных клеток предварительно смывали с пленок, в фото эмульсии содержалось серебро и его из этого самого смытого раствора добывали. У продвинутого народа также были магнитофоны, для их счастливых обладателей студии звукозаписи со временем стали записывать целые музыкальные программы на пленку. Но в основном народ переписывал песни друг у друга с катушки на катушку, приходилось таскать довольно тяжелые магнитофоны друг к другу. Как-то где-то то ли в 1969, то ли в 1970-м нам с братом на подаренные ко дням рождения деньги родители позволили купить магнитофонную приставку "Нота-М" за целых 80 рублей! Про то, сколько было радости, писать не буду, музыку писали мы с катушечных магнитофонов друзей на нашу приставку (слово "дека" не было тогда в обиходе) или же с радиоприемника, преимущественно со средних волн, где модные песенки транслировали в основном радиохулиганы. Качество было из рук вон плохое, но мы об этом даже и не подозревали, мне больше не нравилось, когда какой-нибудь радиохулиган во время воспроизведения модной песни специально придерживал на пару секунд катушку с целью нарочно испортить запись потенциально записывающему радиослушателю, кнопки "Пауза" в те времена на катушечниках еще не делали. Вообще писать с эфира в те времена было вполне нормально, на радиостанции "Маяк" по воскресеньям в обед передавалась специальная программа, которая так и называлась "Запишите на ваши магнитофоны", шла она 25 минут и ее бессменный ведущий Виктор Татарский рекомендовал отобранные им песни, кратко предваряя их рассказом об исполнителях. На 3-4 песни из соцлагеря передавались также одна-две песни из капстран.
И вот однажды, придя к знакомому владельцу киоска звукозаписи, я услышал от него, что он теперь будет осваивать новую технику и переходит на запись компакт кассет. Я о кассетах до этого вообще ничего не слышал, но отметил себе эту информацию и стал присматриваться в магазинах к новому формату звукозаписи. Первый советский магнитофон Десна, вчистую слизанный с Philips EL-3300, мне сразу как-то в памяти не отложился, может он был редкостью в наших целых двух или трех магазинах Культорга, не знаю, это потом уже, обучаясь в Харькове в начале семидесятых, в магазине "Юный техник" в громадных корзинах видел горы некондиционных магнитофонов Десна, вот почему-то не получались они на местном заводе "Протон". Похоже, что форму и начинку содрали с Филипса, а вот сама элементная база была ужасной, по другому было трудно объяснить такой высокий процент брака.
Где-то к 1973 году в нашей семье купили за 200 рублей кассетный магнитофон Весна-306, вот это был аппарат!
Он был двухскоростной, выдавал мощности целый 1 ватт, а какой он был невероятно красивый! Несколько позже я с грустью осознал, что вот качество записанной на нем музыки было не очень хорошее, в радиотракт проникало жужжание движка, советские кассеты МК-60 ужасно скрипели и плохо перематывались, да и звучали как-то без высоких, в общем скоро пришло понимание, что качество и кассетник взаимоисключающие вещи. Панасоников то в то время у простого народа не было! Это потом, когда мне попали фирменные кассеты, я понял, что формат вовсе не плох, а даже наоборот, ну а про удобство использования и говорить даже не стоило. Ну а сами импортные кассетные магнитофоны тоже были на голову выше наших по все параметрам.
Но я несколько отклонился от темы домашнего задания. Первые кассетники были просты, но тем не менее, позволяли вполне удовлетворительно записывать и прослушивать музыку. Philips EL-3300 мне пока так и не попался, а вот Десна и последовавший за ней Спутник за последние годы бывали у меня относительно часто.
А тут еще намедни на барахолке наткнулся на находящийся в весьма приличном состоянии Hitachi TRQ-215, конечно, я не смог мимо него пройти и купил.
Аппарат оказался вполне рабочим, музыку он воспроизводил чудесно, мне только пришлось поменять основной пасик, потому как старый был слишком растянутый и перемотки от этого работали плоховато. Ну вот я и подумал, а почему бы не показать народу, как устроены были эти первые кассетные магнитофоны, тем более, что первые магнитолы Philips в механической части имели подобную конструкцию.
Роль Philips EL-3300 у нас будет играть худо-бедно, с советским акцентом наша Десна, а Hitachi TRQ-215 выступит за себя сам.
Итак Десна. Было два варианта исполнения, а именно с металлической решеткой
и с пластмассовой.
Philips EL-3300 был выпущен в 1965 году, Десну же планировали сделать к юбилею Революции 1967 года, но не успели, в магазины она пошла только в 1969 году. Но мне попался ранний экземпляр Десны в потрепанном состоянии, у которого алюминиевая панель имеет юбилейный значок 50 лет,
когда я разобрал этот аппарат, там внутри были детали 1968 года, на него еще ставили КМки, целых 4 штуки, которые на моих глазах базарные барыги выкусили для сдачи на драгметаллы, после чего продали мне бездыханное тело.
Внутри конструкция механической части идентична Philips EL-3300, в электронике в Десне добавлен лишний каскад усиления, количество транзисторов увеличено с 7 до 9, в общем, должна было играть лучше Филипса, но не получилось, да и цена Десны была безумно дорогой, целых 220 рублей, мопед "Рига-4" или "Верховина" в те времена стоил что-то до 200 рублей, а уж эта вещь для старшеклассника была на порядок круче! Это я с позиций своей собственной шкалы ценностей говорю, конечно.
Управление магнитофоном осуществлялось с помощью одной ручки: вперед включение воспроизведения, на себя Стоп, влево или вправо - не фиксируемые перемотки.
Слева кнопка записи, справа индикатор уровня записи. Изначально крышка кассетной части была непрозрачная, как у Philips EL-3300, но в следующих моделях, выпускаемых под другим именем Спутник в ней появилось прозрачное окошечко, через которое можно было видеть, остаток ленты в кассете.
Некоторые владельцы сами вырезали в крышечке окошко, так у меня есть сейчас такой экземпляр с овальным вырезом.
Мне недавно встретился экземпляр Десны с прозрачной крышкой, она стояла на магнитофоне, выпущенном к столетию В.И.Ленина.
К Десне прилагался такой вот блок внешнего питания.
Еще к каждой Десне давался чехол из толстой кожи с длинным ремешком, который можно было сложить специальным образом и превратить в короткий.
На последующих за ней Спутниках чехла уже не было, был только съемный короткий кожаный ремешок.
Давайте заглянем вовнутрь Десны. Для этого надо открутить два винта на задней крышке.
Под крышкой такая начинка.
С другого ракурса.
Пасик на Десне не менял, но не думаю, что это очень сложно.
Выкрутив несколько винтов, вынимаем шасси из корпуса.
Собственно кассетная часть. В головки магнитофона вставлены в качестве направляющих то ли гвоздики, то ли толстые иглы.
Для надежной фиксации каретки в режиме воспроизведения служат два ролика, закрепленных под черными пружинами. Кажется, что все тут просто и капризничать нечему, но довольно часто такая протяжка работала как-то не очень уверенно, может это касалось только советской копии, а голландский прототип работал четко, не знаю, Филипса у меня не было.
Hitachi TRQ-215 тоже имеет чехол, но он из кожи молодого хлорвинила. Справа у него сумка а ля кенгуру для микрофона. Микрофон до меня не дошел, увы.
Алгоритм работы ручки управления протяжкой точно такой же, как и на Десне, но из за своего большого размера оперировать такой ручкой не в пример удобнее. Слева блестящая кнопка включения записи, а вот справа пустое место, никакого индикатора нет, у магнитофона Hitachi TRQ-215 есть автоматическая система регулировки записи.
В остальном он похож на вышеописанную Десну, но решетка динамика покрашена под дерево, мода тех лет.
Слева разъемы и единственная ручка регулировки громкости.
Для переноски у Hitachi TRQ-215 есть металлическая ручка .
Японец от Hitachi несколько длиннее Десны и Спутника.
С правой стороны ничего интересного для себя я не обнаружил.
Питание 6 вольт, четыре батареи
Теперь смотрим, что внутри у Hitachi TRQ-215
Все очень похоже на филипсовскую разработку.
Пасик я поменял, сделать это очень легко
Динамик от Pioneer.
Вытаскиваю шасси из корпуса.
Обратите внимание на номер шасси, кажется, этот Hitachi TRQ-215 сделали в первый день производства, начало второй сотни.
Фиксатор положения каретки с головками один и расположен по центру, работает безупречно, с легким щелчком.
В остальном протяжка мало чем отличается от механизма Десны, я имею в виду его конструкцию.
Двигатель протяжки.
Сохранность деталей меня поразила, если бы не растянувшийся слегка основной пасик, то можно было бы сказать, что протяжка и вообще все внутренности практически в идеальном состоянии.
Так как разъем для внешнего блока питания у Hitachi TRQ-215 был универсальный, с центральным минусом, я подключил имеющийся у меня БП на 6 вольт, поставил кассету и включил магнитофон. Что сказать, вот мне бы его в 1970-й год! Hitachi TRQ-215 звучит для своего класса просто отлично. А включать Десну у меня как-то не было даже позывов, хотя очень может быть, что некоторые из имеющихся у меня экземпляров вполне могут оказаться работоспособными, однако наличие в них конденсаторов серии К50-6 шансы на это существенно снижает.
Ну а потом в магнитофонной индустрии пошла миниатюризация, детали и узлы становились все меньше и сами магнитофончики были уже не такими кирпичами, про плееры восьмидесятых я вообще молчу, это отдельный интересный мир. Ну это все уже отдельная история.
Вот такие ностальгические чувства вызвали у меня эти простенькие первые кассетники.
Ну и еще несколько фото без комментариев.
И вот однажды, придя к знакомому владельцу киоска звукозаписи, я услышал от него, что он теперь будет осваивать новую технику и переходит на запись компакт кассет. Я о кассетах до этого вообще ничего не слышал, но отметил себе эту информацию и стал присматриваться в магазинах к новому формату звукозаписи. Первый советский магнитофон Десна, вчистую слизанный с Philips EL-3300, мне сразу как-то в памяти не отложился, может он был редкостью в наших целых двух или трех магазинах Культорга, не знаю, это потом уже, обучаясь в Харькове в начале семидесятых, в магазине "Юный техник" в громадных корзинах видел горы некондиционных магнитофонов Десна, вот почему-то не получались они на местном заводе "Протон". Похоже, что форму и начинку содрали с Филипса, а вот сама элементная база была ужасной, по другому было трудно объяснить такой высокий процент брака.
Где-то к 1973 году в нашей семье купили за 200 рублей кассетный магнитофон Весна-306, вот это был аппарат!
Он был двухскоростной, выдавал мощности целый 1 ватт, а какой он был невероятно красивый! Несколько позже я с грустью осознал, что вот качество записанной на нем музыки было не очень хорошее, в радиотракт проникало жужжание движка, советские кассеты МК-60 ужасно скрипели и плохо перематывались, да и звучали как-то без высоких, в общем скоро пришло понимание, что качество и кассетник взаимоисключающие вещи. Панасоников то в то время у простого народа не было! Это потом, когда мне попали фирменные кассеты, я понял, что формат вовсе не плох, а даже наоборот, ну а про удобство использования и говорить даже не стоило. Ну а сами импортные кассетные магнитофоны тоже были на голову выше наших по все параметрам.
Но я несколько отклонился от темы домашнего задания. Первые кассетники были просты, но тем не менее, позволяли вполне удовлетворительно записывать и прослушивать музыку. Philips EL-3300 мне пока так и не попался, а вот Десна и последовавший за ней Спутник за последние годы бывали у меня относительно часто.
А тут еще намедни на барахолке наткнулся на находящийся в весьма приличном состоянии Hitachi TRQ-215, конечно, я не смог мимо него пройти и купил.
Аппарат оказался вполне рабочим, музыку он воспроизводил чудесно, мне только пришлось поменять основной пасик, потому как старый был слишком растянутый и перемотки от этого работали плоховато. Ну вот я и подумал, а почему бы не показать народу, как устроены были эти первые кассетные магнитофоны, тем более, что первые магнитолы Philips в механической части имели подобную конструкцию.
Роль Philips EL-3300 у нас будет играть худо-бедно, с советским акцентом наша Десна, а Hitachi TRQ-215 выступит за себя сам.
Итак Десна. Было два варианта исполнения, а именно с металлической решеткой
когда я разобрал этот аппарат, там внутри были детали 1968 года, на него еще ставили КМки, целых 4 штуки, которые на моих глазах базарные барыги выкусили для сдачи на драгметаллы, после чего продали мне бездыханное тело.
Внутри конструкция механической части идентична Philips EL-3300, в электронике в Десне добавлен лишний каскад усиления, количество транзисторов увеличено с 7 до 9, в общем, должна было играть лучше Филипса, но не получилось, да и цена Десны была безумно дорогой, целых 220 рублей, мопед "Рига-4" или "Верховина" в те времена стоил что-то до 200 рублей, а уж эта вещь для старшеклассника была на порядок круче! Это я с позиций своей собственной шкалы ценностей говорю, конечно.
Управление магнитофоном осуществлялось с помощью одной ручки: вперед включение воспроизведения, на себя Стоп, влево или вправо - не фиксируемые перемотки.
Слева кнопка записи, справа индикатор уровня записи. Изначально крышка кассетной части была непрозрачная, как у Philips EL-3300, но в следующих моделях, выпускаемых под другим именем Спутник в ней появилось прозрачное окошечко, через которое можно было видеть, остаток ленты в кассете.
К Десне прилагался такой вот блок внешнего питания.
Еще к каждой Десне давался чехол из толстой кожи с длинным ремешком, который можно было сложить специальным образом и превратить в короткий.
На последующих за ней Спутниках чехла уже не было, был только съемный короткий кожаный ремешок.
Давайте заглянем вовнутрь Десны. Для этого надо открутить два винта на задней крышке.
Под крышкой такая начинка.
С другого ракурса.
Пасик на Десне не менял, но не думаю, что это очень сложно.
Выкрутив несколько винтов, вынимаем шасси из корпуса.
Собственно кассетная часть. В головки магнитофона вставлены в качестве направляющих то ли гвоздики, то ли толстые иглы.
Для надежной фиксации каретки в режиме воспроизведения служат два ролика, закрепленных под черными пружинами. Кажется, что все тут просто и капризничать нечему, но довольно часто такая протяжка работала как-то не очень уверенно, может это касалось только советской копии, а голландский прототип работал четко, не знаю, Филипса у меня не было.
Вид на протяжку с левой стороны.
Ручки регулировок располагались на левом боку магнитофона.
А теперь давайте посмотрим на японский вариант Филипса, что-то подсказывает мне, что не все 100% узлов и деталей разрабатывались в Стране Восходящего Солнца. Явно японские инженеры черпали вдохновение, смотря на Philips EL-3300. Никто конечно сотрудников фирмы Хитачи из японского города Хитати в плагиате не обвиняет, в капстранах такое априори невозможно, это вам не СССР, где одним из первых декретов был отменен закон о интеллектуальной собственности, я уж и не знаю, как точно назывался этот Декрет. Думаю, что японцы купили лицензию.Hitachi TRQ-215 тоже имеет чехол, но он из кожи молодого хлорвинила. Справа у него сумка а ля кенгуру для микрофона. Микрофон до меня не дошел, увы.
Алгоритм работы ручки управления протяжкой точно такой же, как и на Десне, но из за своего большого размера оперировать такой ручкой не в пример удобнее. Слева блестящая кнопка включения записи, а вот справа пустое место, никакого индикатора нет, у магнитофона Hitachi TRQ-215 есть автоматическая система регулировки записи.
В остальном он похож на вышеописанную Десну, но решетка динамика покрашена под дерево, мода тех лет.
Слева разъемы и единственная ручка регулировки громкости.
Для переноски у Hitachi TRQ-215 есть металлическая ручка .
Японец от Hitachi несколько длиннее Десны и Спутника.
С правой стороны ничего интересного для себя я не обнаружил.
Питание 6 вольт, четыре батареи
Теперь смотрим, что внутри у Hitachi TRQ-215
Пасик я поменял, сделать это очень легко
Динамик от Pioneer.
Вытаскиваю шасси из корпуса.
Обратите внимание на номер шасси, кажется, этот Hitachi TRQ-215 сделали в первый день производства, начало второй сотни.
Фиксатор положения каретки с головками один и расположен по центру, работает безупречно, с легким щелчком.
В остальном протяжка мало чем отличается от механизма Десны, я имею в виду его конструкцию.
Двигатель протяжки.
Сохранность деталей меня поразила, если бы не растянувшийся слегка основной пасик, то можно было бы сказать, что протяжка и вообще все внутренности практически в идеальном состоянии.
Так как разъем для внешнего блока питания у Hitachi TRQ-215 был универсальный, с центральным минусом, я подключил имеющийся у меня БП на 6 вольт, поставил кассету и включил магнитофон. Что сказать, вот мне бы его в 1970-й год! Hitachi TRQ-215 звучит для своего класса просто отлично. А включать Десну у меня как-то не было даже позывов, хотя очень может быть, что некоторые из имеющихся у меня экземпляров вполне могут оказаться работоспособными, однако наличие в них конденсаторов серии К50-6 шансы на это существенно снижает.
Ну а потом в магнитофонной индустрии пошла миниатюризация, детали и узлы становились все меньше и сами магнитофончики были уже не такими кирпичами, про плееры восьмидесятых я вообще молчу, это отдельный интересный мир. Ну это все уже отдельная история.
Вот такие ностальгические чувства вызвали у меня эти простенькие первые кассетники.
Ну и еще несколько фото без комментариев.
кассета на винтах! родная! ыыыы! maxgoo
ОтветитьУдалитьДо слез все знакомое и родное...
ОтветитьУдалитьВидел в 78-м в Культторге Вега-326 - на то время внешне ну почти что японец, как для меня, ну а глядя на стоявший недалече Спутник-403 ощутил прилив патриотизма и гордости за нашу советскую страну. Эх... Киевский
ОтветитьУдалитьЯ планирую по советским магнитофонам миниобзор накатать, скопилось у меня их много.
ОтветитьУдалитьВладимир, благодарю за обзор Вега -326, к-рый будет первым))))? Киевский
УдалитьУ меня первым магнитофоном был бобинник Сатурн 201, конечно потом сильно захотелось кассетник, пришли мы с родителями, в магазин Ювилейный, на улице Блюхера, в Харькове, там стоял один кассетник, по моему назывался Томь, на вид понравился, но увы, продавец сказал, что он единственный и не исправен, наверное нужно было что-то кинуть, мы не догадались, поехали в "Московский" универмаг, что на трактарах, там был только Спутник 404 и хоть продавец нам сказал, что аппарат не комильфо, четвёртый класс, но так хотелось! Купили мы его и прослужил он долго, не ломаясь! Но через время захотелось чего-то по серьёзней, я глаз положил на Романтику 220, но во первых она в сборе стоила 840 рублей, а во вторых у мамы был давний зуб на Романтику, в своё время у неё была радиола Романтика, которая больше ломалась, чем работала, сошлись на том, что купим Маяк 233, но оказалось, что в магазинах его нет! Хорошо мама работала в военкомате и майор из этого военкомата, кому-то перезвонил в магазин "Гарнизонный", через пару дней нам позвонили с этого магазина, Маяк нас ждал! Так мы с мамой вдвоём, один нёс магнитофон, другой колонки, и везли его из центра города на тридцатом трамвае,на Салтовку, аж до конечной. Позже мама уехала работать в ГДР, и купила мне SHARP 5757!!! Ну вот собственно на этом и закончилась моя магнитофонная молодость.
ОтветитьУдалитьА КУДА ХОДИЛ 30 ТРАМВАЙ И ГДЕ У НЕГО БЫЛА КОНЕЧНАЯ В КАКОМ
УдалитьМ/Р ???
ЭХ СЕРЕЖА! Ностальгия? Как это приятно ВСПОМНИТЬ!!!!!ходили .смотрели -МЕЧТАЛИ?????????
УдалитьДа воспоминания! Вспомнилось, в начале восьмидесятых, мой дядя работал директором пансионата на Арабатской стрелке, порой практически всё лето я проводил там, море надоедало уже до чёртиков, Боже какой радостью было, когда дядя по своим вопросам ездил в Геническ и брал меня с собой, пока он занимался своими делами, я бежал на рынок Геническа, там, на краю этого рынка, была комиссионка, я часами стоял в радио отделе и смотрел на магнитолы! Лучше всякого моря было!
УдалитьХодил от Южного вокзала на Салтовку, конечная 533 м/р. ул. Льва Толстого.
ОтветитьУдалитьА ЭТО ВОЗЛЕ С.САЛТОВКИ !!!
УдалитьСПАСИБО !!! ВСПОМНИЛ .....
В 1975 году мой отец купил магнитофон Весна -305 по большому знакомству. Мне тогда было 11 лет. Вот это да! С него я и начал заниматься музыкой, записями. 10 лет назад отец отдал его своему брату. А в феврале 2014 года я видел этот магнитофон и слушал МОЮ кассету МК-60. С моей записью!!! МАгнитофон работает. Работает!!! Капец, слушал со слезами на глазах.
ОтветитьУдалитьНАКАТИЛО! Что еще добавить?Сам достал кассету Сонька с записью 30 летней давности . БИТЛЗ- и НАХЛЫНУЛО??????Мы Тут наверное ВСЕ на всю голову Шизанутые! Тем и ЖИВЕМ. И спасибо Владимиру, и всем кто тут пишет !
УдалитьДа Весна-306 это сила!
УдалитьВ 1978году папа собрал его сам. Сам травил платы, жгуты проводки, недостающие элементы вытачивал из железа (работал в телеателье). Вобщем когда в 1980году родители купили дом и отмечали новоселье, нас мелких чтобы не мешаться отправили на улицу. Отец выдал мне эту Весну чтобы было веселей. Какой кайф был для 6 летнего пацана гулять с магнитофоном под Оттаван, Аббу и Арабески (ведь врезалось в память). А друзей сколько появилось, за один вечер перезнакомился со всем двором.