суббота, 20 сентября 2014 г.

Разборка протяжки Sharp WF-939Z.

"Если у мужчин есть свои дела, они могут спокойно заняться ими. Думаю, что наша продукция больше заинтересует женщин". В данном случае, все наоборот, если кому интересны шестеренки, то читайте дальше, в противном случае вам будет просто скучно.

За последнее время столкнулся с одним и тем же дефектом, причем на сразу трех подряд аппаратах Sharp WF-939Z (правда два из них были 940-ми, но дела это не меняет). На левой деке при активации функции поиска, а на правой при включении подмотки, обе деки не всегда возвращались в режим воспроизведения. Чтобы опять началось воспроизведение, приходилось нажимать кнопку Stop и потом уже снова Play. Не думаю, что сейчас многие пользуются поиском, но подмотка или отмотка иногда бывают нужны и нечеткая работа деки может сильно раздражать. Поскольку эта болезнь приобрела у меня системный характер, пришлось как-то бороться с этой эпидемией или эпизоотией, или как там называют массовый падеж техники. Собственно, сама проблема решилась разборкой протяжки и смазкой ее деталей, но вот не каждый человек полезет вовнутрь сложного лентопротяжного механизма. По правде говоря, я и сам не охотник лезть вглубь механизма Sharp WF-939Z , он там не самый простой. Одно дело поменять пасики или заменить сгоревший движок, другое дело копаться в шестернях и рычагах. Если говорить образно, то замена пасиков - это расщепление молекулы, а вот лезть к шестерням - это уже на уровне расщепления атома. Полная разборка же - это что-то уже похоже на исследование бозонов и кварков. Как вы понимаете, вообще-то разобрать любую вещь не трудно, я вон в детстве даже разобрал отцовские наручные часы, а вот при сборке очень большая вероятность в конце процесса обнаружить несколько лишних нейтрино в виде каких-нибудь рычажков или пружинок. А без них наш атом будет уже не совсем тем, что нужно нам. В общем, без крайней надобности туда лучше не соваться.
Конечно, если предварительно взять кусок ватмана, расчертить его на квадратики, пронумеровав их, а потом  при разборке каждый очередной элемент класть на соответствующий квадрат, при этом фотографировать каждый шаг, то при обратной сборке вы точно соберете механизм, но насколько утомителен и трудоемок будет этот процесс! Потому это надо следует делать только в самом крайнем случае.
В общем хочу продемонстрировать вам неполную разборку АК протяжки, постаравшись заранее показать грабли, на которые вы можете легко наступить.  Может кому и пригодится. Лично я несколько раз собирал неправильно из за того, что забывал корректно что-то установить.
Предыдущая стадия снятия панели с движком описана здесь, потому я ее опускаю.
Итак, вы сняли маховики с тонвалами, открутили три винта, причем один из них, центральный, можно выкрутить только очень тонкой отверткой. Вот что перед вашими глазами.

Снимаете металлическую панель, под ней вот что расположено.
В принципе, нет необходимости удалять все детали, но я решил смазать также и детали, отвечающие и за реверс. Поэтому я снял с оси коромысло и находящуюся под ним программную шестерню, после чего смазал трущиеся поверхности этих деталей.
Снял с оси белый углообразный рычаг, левый конец которого двигается по эксцентрику основной программной шестерни.
После чего снял саму программную шестерню.
Снял рычаг справа от программной шестерни, его кулачок ходит по внутренней части программной шестерни.
Вот две детали, отвечающие за работу подмотки во время воспроизведения. Видна грязь на шестерне, похоже, не обошлось без тараканов, но вряд ли они виноваты в ее нечеткой работе.
 Вид с образной стороны. Грязь я вычистил и смазал трущиеся поверхности.
А теперь самое сложное - собрать протяжку. Действуем в обратной последовательности, учитывая некоторые особенности, которые я постарался отразить на фотографиях.
Так, если нажать какую-то из перемоток, то рычаг с гибкой прозрачной желтоватого цвета шестерней выходит из углубления, потом при сборке у вас перемотки гарантированно не будут нажиматься. Поэтому его надо опять вернуть в указанное углубление.
Устанавливая нижний рычаг, постарайтесь расположить его так, чтобы металлический выступ оказался между пружиной и пластмассовым правым концом рычага, по другому механизм работать не будет.
Программную шестерню устанавливаем эксцентриком вверх. Для проверки надо нажать клавишу Play и попробовать прокрутить программную шестерню против часовой стрелки. Если каретка с головкой и прижимными роликами поднимается, значит шестерня установлена правильно.
Устанавливаем углообразный рычаг на свою осью. Заводим левый конец пружины в специальное место для его фиксации. Одеваем программную шестерню механизма реверса, отводя правую часть пружины в сторону.
Устанавливаем коромыслообразный рычаг на ось так, чтобы его кулачок попал во внутреннюю дорожку шестерни. Вставляем в отверстие ось мудреной детали, не знаю уже, на что и похожей, в общем она стоит так, как показано на фото. И никак иначе.
Не без бубна устанавливаем металлическую пластину, стараясь, чтобы она легла ровно. У меня было пару раз, что что-то ей мешало, она была выгнута слегка наружу в центре, после чего один из маховиков постоянно затирал об нее, издавая металлический скрежет. В общем, не такая уж и простая это процедура, причем надо постараться, чтобы маленький выступ вышел наружу выше металлической пластины.
В общем, если вы правильно установите детали, то протяжка будет работать корректно, во всяком случае каких-то фатальных изменений от длительной работы в механизме я не замечал и вся проблема решалась одной только смазкой, никакой дополнительной механической регулировки тут не понадобилось.
Вот написал все это и подумал, а кому это может пригодиться? Наверное, вся эта информация излишняя для рядового потребителя, а механик и сам разберется. Но может какой пытливый ум захочет сам починить чего, не боги же горшки бьют в конце концов? Тут ему и пригодится мой опус.

42 комментария:

  1. Конечно кому-то пригодится! Когда у меня был SHARP 939 и пришлось проводить манипуляции с его лпм, все действия проводились эмпирическим методом. А подробная инструкция ни кому ещё не мешала.

    ОтветитьУдалить
  2. агата кристи нервно курит в углу)) maxgoo

    ОтветитьУдалить
  3. Агата Кристи уже умерла, а на том свете нет места яду и желче, табак это плохо, вот коньяк пить можно.

    ОтветитьУдалить
  4. Лично я очень жалею, что Владимир живёт в Харькове, а не в Москве. Отличный ресурс! Всегда его читаю, но первый коммент оставил только сейчас. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  5. МОЖЕТ ПОРА ПЕРЕЕЗЖАТЬ ...?!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я уже жил в Москве, за 4 года так и не прижился, наверное, каждый из москвичей хороший человек, но в сумме Москва холодный в прямом и переносном смысле город, мы тут уж в Харькове как-нибудь, вот только бы не стреляли.
      Кстати, а что бы это изменило, интернет коннетин пипл?

      Удалить
    2. А В ИЗРАИЛЕ НЕ ПРОБОВАЛИ...?

      Удалить
  6. А почему именно в Израиле пробовать? Аргументируйте пожалуйста Олег.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. НУ НЕ ТАКОЙ ХОЛОДНЫЙ КАК МОСКВА ...!!!

      Удалить
  7. У меня при вкл. одновременно обеих дек на Sharp 939 из акустики звучать сразу обе кассеты. Так и должно быть или неисправность?

    ОтветитьУдалить
  8. Дружище! Большущее тебе спасибо за всё, что ты делаешь для людей. Не ленишся, тратишь время. Просто супер-турбо-мега уважуха !!!! Есть такие вещи, которые подзабылись или сталкиваешся с каким-то ньансом впервой, и очень важно не эксперементировать в догадках, какой путь правильнее, а узнать чей-то опыт и исходя из него сделать всё правильно и сразу без потерь, в плане лопнувших шестерней, сломаных направляющих, и т.д. и т.п. Просто красавчик! Спасибо! от всей души.
    Вопросец есть вроди бы простой, но в то же время тормознувший мой процесс. Ковыряю 939, проблема в старой белой смазке и чем её правильно вымыть ? Я пошёл не по тому пути сначалаЮ смазал всё силиконовым тех.вазилином и думал будет мне счастье. Но он вступил в связь со старой белой смазкой и всё это превратилось в вязкую липкую хрень со свойствами демпферной смазки. И протяжка стала вяло клинить на всех операциях. Разобрал заново, всё вымыл спиртом, куда не долез смазал маслом, а остальное за ново вазелином и всё зашуршало и завертелось. Вопрос, может чем-то изначально проще промыть перед смазкой, что максимально выведет её растворит и испарит, ну как-то так :)) И как разобрать трущиеся друг над другом как сэндвич, програмные планки, которые фиксируют режимы кнопок ? Там я так понял отгинать по любому надо Т-образные направляющие ? И со стороны головки есть сэндвич как раз подъёма головки, там тоже всё не просто, боюсь трогать.
    С большим уважением, Андрей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Главное правило - не навредить! И не лезть туда, где пока работает.)))

      Удалить
  9. Владимир, спасибо Вам за подробную статью с такими же фотографиями. Лет 5 назад, я разбирал свой Шарп-939, для замены пассиков и очистки, почти наугад. Видимо, не совсем корректно собрал - реверс на 1-й деке включается, но не фиксируется (надо держать клавишу пальцем), а на пишущем кармане реверс совсем не работает (по-моему там был стёрт один зубчик на программной шестерне). Сейчас, имея подробное описание с фото, можно попытаться пересобрать заново. А вдруг...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Посмотрите, не утеряна ли скоба, она порядка 10 мм из проволоки, может она слетела и потому реверс не фиксируется. Ее можно самому сделать из скрепки.

      Удалить
    2. Спасибо за ответ. Вы где-то уже писАли про эту скобу. Пока не представляю про чтО речь - давно не разбирал аппарат, плавно переключился на винил и вертушки-иглы-корректоры.))

      Удалить
    3. Ещё была (и осталась от прежнего хозяина) проблема с сетевым штекером. Сзади постоянно надо поддерживать контакт. Менял кабели - не помогало. Сегодня воткнул зубочистку под штекер - полёт нормальный. :-) Возможно где-то нужно пропаять? Помню, была проблема со спектроанализатором - пропаял контакты и всё заиграло.

      Удалить
    4. Сравните с другой протяжкой, она в верхнем уголке расположена, под белой трубкой диаметром примерно 4 мм, надетой на черный стлбик, под ней еще тонкая пружина.
      А контакт плохой оттого, что пропаять надо колодку, в которую шнур втыкается, это бывает довольно часто. Надо вытаскивать блок питания и тогда сможете это сделать.

      Удалить
    5. Ясно, спасибо! На фотках она в правом верхнем углу, как я понимаю. Я тогда на это внимание не обращал. Про колодку тоже благодарю (ещё бы найти её там). (с) Будем искать...

      Удалить
    6. Когда вытащите плату, колодку увидите сразу, от нее 3 вывода в плату (220 и 127 вольт), обычно если суют не ту колодку (европейскую) в азиатский разъем), то разбалтывают соединение колодки с платой.
      Не очень трудно вынуть плату, просто запомните, какие винты вы выкручивали и потом в обратном порядке их закрутите.

      Удалить
    7. Ясно, спасибо. Сейчас шнур у меня с восьмёрко-образным штекером, а оригинальный - обычный+японская вилка на конце, лежит в батарейном отсеке. Осталось только настроиться на разборку магнитолы. ;-)

      Удалить
    8. Если нет оригинального шнура, можно надфилем пропилить прорезь миллиметров 7-8 и тогда шнур будет хорошо одеваться и не ломать колодку.

      Удалить
    9. Шнур ориг. есть, я написал выше. Он лежит в батарейном отсеке, потому что он "хлябает" ещё больше восмёрочного. Меня терзают смутные сомнения, что мы с Вами общались на "Шизе". У нас там только один Владимир из Харькова (Ибо...г). Я прав?

      Удалить
    10. где купить пасики и лентопротяжку (непишущую).

      Удалить
    11. Где Вы живете? У меня и пасики есть и протяжки.

      Удалить
    12. Живу в Уфе

      Удалить
  10. Джачинто! Я вам на емэйл написал

    ОтветитьУдалить
  11. Доброго времени суток, Владимир! Дошли руки до разбора моего 939-го. Вы были прАвы - сетевой шнур не контачил из-за холодной пайки на плате, куда втыкается штекер. Добрался до задней стенки (естессно пришлось почти всё внутри разобрать), пропаял - заработало как часики. Кстати о часах - заодно и контакты на плате часов пропаял - часы настраиваться стали легко. До этого надо было сильно и долго вдавливать иголкой на кнопки, чтобы выставить минуты или часы. Спасибо Вам за ценный и точный совет по моей проблемке. Далее, по плану, ещё раз разобрать лентопротяги и всё-таки попробовать запустить на одном из карманов автореверс. Возможно, я несколько лет назад какой-нить коромысловый рычаг не туда завернул. :-)

    ОтветитьУдалить
  12. ..не утеряна ли скоба, она порядка 10 мм из проволоки, может она слетела и потому реверс не фиксируется... Вспомнил, что скобу эту нашёл внутри одного протяга, она выпала на белую смазку.)) Один карман сейчас включается на реверс после секундного нажатия на переключатель, а второй карман пока никак. Спасибо ещё раз за подсказку!

    ОтветитьУдалить
  13. Здравствуйте, Владимир! Проблема со скоростью воспроизведения в обычном (не ускоренной перезаписи) режиме - она удвоена. И по ощущениям, что и перемотка быстрее крутит. Что посоветуете посмотреть? Подстроечники пока не трогал.
    С уважением, Сергей

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Проверьте для начала напряжения относительно земли на обоих моторах и сравните их. На хорошем моторе должно быть что-то 16, 15 и 14 вольт ( по памяти).

      Удалить
    2. Проверил, на моторе в выключенном состоянии питание и оба управляющих 15,3В, во время воспроизведения управляющие по 13В, питание 11,8В

      Удалить
    3. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    4. Может, еще что-то подскажете?

      Удалить
    5. Обе деки быстро крутят? Если да, то может аппарат воспринимает режим как ускоренную перезапись?

      Удалить
    6. Один движок мертвый, но переставив на первую деку рабочий, там тоже крутит быстро. Скорее всего как Вы сказали, что в режиме воспроизведения - ускоренная запись. Кнопка режима не могла же "закиснуть"? Она в режиме воспроизведения не влияет на скорость. Какой-то микропереключатель замкнут?

      Удалить
    7. Очень может быть, что и движку капут. Попробуйте поочередно отпаять управляющие провода от движка. Это если со стороны движка смотреть, то они крайние слева. На торце контактной платы - и + выбиты, это силовые провода.

      Удалить
    8. Отпаял поочередно, скорость не изменилась, а движок стал работать даже в режиме СТОП

      Удалить
    9. Коль у вас один движок мертвый, то смысла в ускоренной перезаписи нету, потому поставьте два простых движка и забудьте об этой проблеме.

      Удалить
    10. Так и придется сделать(, еще попутно вопрос, в режиме вместо автостопа идет стрекот и клавишу не ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ не выбивает. Пассики новые стоят, в чем может быть проблема?

      Удалить
    11. Если пасик новый на 65 мм проскальзывает (попробуйте помочь рукой шкиву, если видите что ему не хватает силы), значит смазка протяжки застыла. Снимите плату с мотором, под ней металлическая пластина на 3 винтах, в центре очень маленький, открутите вины и снимите ее. Запомните, как стоят маленькие рычажки слева или сфотографируйте. Смажьте капелькой масла оси. Должно помочь. Ну и соберите в обратной последовательности.

      Удалить
    12. Попробую, спасибо за советы!

      Удалить