понедельник, 10 ноября 2014 г.

Sanyo M-W790K. Моя Галатея.

С этой моделью у меня давние и сложные отношения. Я давно хотел иметь Sanyo M-W790K в коллекции и когда подвернулась возможность, выменял себе ее, отдав в качестве эквивалента сразу две магнитолы: Sharp GF-6565 (аналог Sharp GF-5757, только коричневого цвета) и какую-то относительно несложную магнитолу Sony практически в идеальном состоянии. При этом Sanyo M-W790K был неисправный, о чем меня предупредил его владелец, кое-что внутри у него было отломано, ну и не хватало маленькой ручки точной настройки на КВ. Наверное, обмен был не очень равнозначный, но охота пуще неволи. Мне пришлось много труда положить на восстановление аппарата, но львиную времени долю занял ремонт правой протяжки. Эта протяжка мало, что реверсная, так она еще в добавок и пишущая. Я сделал в ней практически все, но вот почему-то реверс работал только в одну сторону, во вторую не хватало усилия мотора. Пришлось идти сдаваться к моему мастеру Виталию. Он победил эту беду, смазав те места, до которых я не додумался сам, но и вдобавок применил одно техническое решение, которое я потом переделал заново, однако суть его идеи потом часто использовал.
Затем как-то мне эту модель предлагал один базарный перекуп, но она была сильно ушатана и на ней не хватало некоторых деталей, я ее не стал брать даже за копейки. Второй раз он же мне предложил комплектный вариант, но уже за ощутимую стоимость. На вопрос, рабочий ли аппарат, мне было сказано, что карманы на месте и это уже отлично. Я воздержался, но ее якобы кто-то купил за двойную цену.
В это время в далекой Одессе тоже бурлила жизнь и Илья выловил на барахолке парочку Sanyo M-W790K в очень сомнительном состоянии. Кто-то ему пытался их чинить, но лучше бы он этого не делал. Метод починки был там такой. Если не работает кнопка, то заливаем ее клеем, и так сойдет! В общем, ремонт был плохой, но клей оказался хороший, даром что его следы были видны на корпусе, для того, чтобы удалить его, пришлось потом помучиться.
В общем, с очередной оказией они были высланы мне примерно с год назад. Распаковав коробку, я оперативно открутил задние крышки и мой энтузиазм сразу же усох до такого размера, который позволил ему легко уместиться в щель между плинтусом и полом. Это сейчас одна из них выглядит так.

Вторая, конечно, смотрится существенно хуже. Вообще я отложил обе магнитолы не то, чтобы в долгий ящик, но так, чтобы они мне реже попадались на глаза. На робкие вопросы Ильи, когда же я возьмусь за них, я ему отвечал что-то вроде "маньяна", слово, которое в прямом переводе  с испанского означает, что завтра, но самом деле у него смысл примерно "чуть раньше, чем неизвестно когда". У меня находилось тысяча причин и отговорок, чтобы их просто не замечать. Кажется, Илья даже просто забыл, как выглядит их образ и списал как безнадежные, во всяком случае он стал употреблять выражение"два этих корча". Что ж, в отсутствии объективности ему не откажешь.
И вот недавно я зачем-то полез в гору магнитол. То, что между ними пыль, я с этим свыкся, хотя как-то борюсь с такой бедой. Но там была еще и странная настроечная телевизионная таблица и это переполнило чашу моего терпения. Её автора я аккуратно посадил на веник и вынес в коридор, пусть там углы оплетает.
В общем, совесть - хорошее дело и я вытащил два этих Sanyo M-W790K. Красный и черный. Посмотрим, что можно сделать из двух инвалидов. Вообще у меня была примерно такая проблема, как у врачей, которые разделяют сиамских близнецов и думают, кто из них будет жить дальше, а кому суждено умереть. Дело в том, что у обоих аппаратов были как существенные недочеты, так и у них еще не хватало многих деталей. Хуже всего, что у черного не хватало кнопки Rec, а у красного отсутствовала двойная ручка громкости, вместо нее присобачили ручку от советского приемника Меридиан.
Когда я открыл их, я понял, что до меня там точно еще не бывала рука человека. Думаю, что ранее красный аппарат чинил кто-то из отряда парнокопытных, почему-то у меня в голове складывается образ козла, а вот черный ремонтировал явно конь, причем делал это задней левой ногой, к которой для верности прибили тяжеленную подкову. Разноформатные винты, отсутствующие детали, перекошенные платы - это далеко не полный перечень проблем, с которыми мне предстояло столкнуться.
Радио работало у обоих Sanyo M-W790K, у красного деки еще пытались как-то дергаться, а вот черный был полностью обездвижен. Поэтому у меня выбор был полегче, чем у Буриданова осла и я сказал, что тебе, красный Sanyo M-W790K, жить, а ты, черный, извини, пойдешь на органы. Впрочем, судьба последнего может быть не столь печальна, он будет работать как радио, смысла восстанавливать его деки нет, моторы тут мертвые, к тому же отсутствующая кнопка правого кассетника тоже не шибко вдохновляет  на восстановление. Итак, красный.
Как говорил, тюнеры у обоих аппаратов были целые.
Наверное, при необходимости можно было бы и компактнее разместить детали и сделать его вдвое меньше, но видимо, лимит на размеры отсутствовал.
У красного моторы обоих дек были в порядке, а вот у черного Sanyo M-W790K признаков жизни не подавали. Моторы там двухскоростные, какие попало не прилепишь, модель я их где-то записал, но потом потерял.
Там к ним приклеен конденсатор, из за него не все буквы читаются.
К задней общей плате привинчена плата эквалайзеров, ползунки их оказались у обоих аппаратов вполне рабочие.
У одной из  магнитол (красной) был уже заменен регулятор громкости на обычный, вообще родной двойной, он соосный. Мне пришлось перекинуть его с черного Sanyo M-W790K.
Под левой протяжкой вот такой фрагмент общей платы. Что меня удивило, так это отсутствие длинного переключателя "Воспроизведение-Запись" или двух коротких. Как они на фирме Sanyo решили эту проблему, я не знаю, не разбирался.
Вот как выглядит УНЧ, вид на него слева. Кстати, у черного Sanyo M-W790K все электролиты собственного производства, а в красном стоят исключительно фирмы Rubicon. То ли своих не хватило, то ли Rubicon лучше, я не знаю.
Крупным планом микросхема BA5406.
К микросхеме прикручен вполне себе большая пластина радиатора.
Блок питания разместили на задней стенке, трансформатор весьма большой для магнитолы батонного формата.
Трансформатор традиционной формы, квадратный, потому для него пришлось сделать в задней крышке выступ размером с сантиметр, иначе он не влезал. Применять уплощенный транс не стали.
Вынимаем шасси из корпуса. На передней панели вот что.
Динамик НЧ, размер магнитной системы немаленький.
Диффузор честных 10 см, это диаметр от конца до конца бумаги. Если мерить от проушины к проушине, то 11,5 см.
Декоративное кольцо удаляется легко,
а вот сетка с корпуса не снимается, у меня не получилось, впрочем, сверх усилий я не применял, особо незачем было.
Между грилями расположены карманы,
между ними часы-таймер.
Под ним розовая кнопка включения удвоенной скорости перезаписи, основная задача которой мешать при сборке попытке воткнуть шасси в корпус. Происходит это из за пружины, которая все время ее отбрасывает назад.
Левее таймера установлена конструкция в виде двух рычагов, соединенных чем-то похожим на разогнутую скрепку. Это механизм переключения реверса правой деки. Собирая аппарат, надо стараться, чтобы вилки этих рычагов попали на соответствующие детали протяжки.
На правой протяжке кнопки перемоток тоже подпружинены, их при сборке надо или специально вытаскивать заранее, или потом отдельно чем-то пропихивать наружу. Без известной сноровки трудная задача. Впрочем, с десятой попытки я уже отработал метод и собирал магнитолу относительно быстро.
Протяжки. Левая из пластмассы, она, наверное хорошая, Soft Touch.
Но выглядит довольно просто, несколько шестерен, пластмассовая планка стопора.
Сзади она тоже не впечатляет, все вполне ординарно. Слева расположен магнит системы поиска AMSS.
Зато правая протяжка - это, на мой взгляд, одна из вершин механики в магнитолах. С Nakamichi сравнивать, понятно, не будем, но механизм ее, как у  дорогих швейцарских часов.
Она вся железная, с кучей двигающихся друг относительно друга пластин.
У взятой за основу для восстановления протяжки с красного Sanyo M-W790K отсутствовали опорные втулки, в которые вставляются тонвалы. Без них тонвалы болтались, как карандаш в стакане.
Я бы написал "подшипники", но тут меня один из моих читателей заклеймил в неправильном употреблении термина "подшипник скольжения", потому пусть это будут втулки. Стрижено-кошено.
Металлическая втулка вставлялась в пластмассовые  кронштейны, которые по одному отвалились у обоих протяжек, но на "красной" протяжке кронштейн хотя бы был не утерян. Я попробовал приклеить его дихлорэтаном, оказалось, что такую пластмассу клей не растворяет.
Осталась надежда на Супер клей и он меня не подвел. Только клеить надо крайне аккуратно, иначе или неправильно приклеишь, или клей будет мешать вставить втулку, в общем, лучше 7 раз примериться и один приклеить. У меня получилось со второй попытки.
Потом вставил в кронштейн металлическую втулку и сверху одел пластиковое кольцо, чтобы втулка не выскочила из кронштейна.
 
Испытание такая конструкция выдержала вполне успешно.
Особенность конструкции этой протяжки, что механизм реверса приводится отдельным пасиком от сложной формы шкива движка,
который через систему шестерен проворачивает двойную головку.
Со временем пасик этот растягивается и этой системе не хватает усилия для работы механизма реверса.
Пасик в этом случае надо менять, тот, что я снял, был порядка 52 мм, естественно, надо ставить меньшего размера. Я поставил что-то около 48 мм. Слева родной, справа новый.
Проблема заключается в том, что без разборки механизма вроде бы пасик и не засунешь, там шестерни цепляются друг за друга. Но если одну из пластиковых шестерен отогнуть, то в образовавшуюся щель можно все же протащить резину, чем я и воспользовался.
Если у вас нет возможности поменять пасик, то можно одень на шкив мотора кусочек ниппеля от велосипеда, сцепление в этом случае я вам гарантирую, а изменившаяся скорость вращения системы привода реверса нам тут не важна.
Кривые копытца лазили в протяжку, вследствие чего вообще не работал механизм переключения реверса. Оказалось, что один из рычагов был поставлен не так, как положено. К счастью, имея даже две неработающие протяжки, можно найти правильное решение, поскольку вандалы в разных аппаратах не повторялись, а портили разные узлы.
Так, перестала работать кнопка Пауза, пришлось лезть вовнутрь и разбираться.
Сняв маховики с тонвалами, увидим шестерни приводов механизма Soft Touch.
Шестерня несколько левее центра - это подъем каретки с головками, левее её - шестеня механизма Пауза.
Подглядеть, как должно быть правильно при наличии образца совсем не грех.
Чем любопытна эта протяжка? Дело в том, что при включении реверсной деки в режиме записи для каждого направления задействуются свои щупы, проверяющие наличие или отсутствие предохранительного лепестка на кассете.
Для этой цели вверху протяжки передвигается слева направо и наоборот специальная планка.
Но и это еще не все. Поскольку запись на протяжке включается одной кнопкой, то сделан специальный привод, который "понимает", есть ли защитная таблетка на кассете.
В общем, словами этого не опишешь, поэтому я дам видео работы механизма правой деки.
Для включения режима "Запись" приходится руками имитировать наличие защитного лепестка.
 А это вид сверху.
Плохой из меня кинооператор, потому приходится довольствоваться таким видео. Вот как работает система щупов.
Не знаю, смог ли я впечатлить вас таким механизмом или нет, лично мне он очень нравится. Другое дело, что вся эта система шестерен и тяг со временем становится не очень надежной и где-то могут возникать сбои, хотя при изучении конструкции кажется, что 1+1+1+1+1 обязательно должно давать 5, но у нас может получиться как искомые 5, так и 4 или 6. Почему так получается? Ну может потому, что к одному рычагу подходит 3 пружины, которые его уравновешивают в какой-то позиции и со временем жесткость пружин может просто измениться в связи с их усталостью.
Мне пришлось несколько раз разобрать и собрать механизм, пока он не стал идеально работать. Мне неважно, как звучит аппарат с таким механизмом, как в принципе не имеет особого значения, насколько уходят вперед или отстают хорошие швейцарские часы, они сами по себе произведение искусства и этим все сказано.
Но в Sanyo M-W790K есть и еще разные штучки, которые выделяют это аппарат из сонма магнитол.
Например в ней стоит таймер.
Эквалайзер, в таком формате это тоже не часто встречающееся устройство.
Да и вообще Sanyo M-W790K просто красив, причем в любом цвете.
Хотя черный немного проигрывает остальным, впрочем, я не буду настаивать на этом утверждении.
Кстати, мне нравится такой форм фактор даже больше, нежели громадные магнитолы.
Вообще-то магнитолу особо и не назовешь батончиком, она крупнее этого класса.
Sanyo M-W790K достаточно тяжелый аппаратик, вроде внутри нет ничего особо весомого, но в руке ее ощущаешь. Не такая, как Sanyo M-W25K, но все же.
У аппаратов фирмы Sanyo тех лет вообще чувствовалась основательность, это потом уже пошли легковесные балалайки, но эта болезнь затронула не только Sanyo, но и другие фирмы.
За эту "настоящесть" мы и любим технику тех лет, когда слово "халтура" было антонимом таких аппаратов.
Я бился с этим красным аппаратом несколько дней, перенося с донора все самое лучшее, начиная от родных винтов, переключателей, потенциометров и до сгоревших транзисторов, да, оказался и таковой, он отвечал за светодиоды, показывающие направление движения ленты. Его пришлось разыскать, он был почему-то без куска пластмассового корпуса. Про то, что я все внутри вычистили и вымыл, даже говорить не буду. Впрочем, степень чистоты, понятие относительное, тот JVC RC-838, который я отмыл от слоев грязи, его новому хозяину показался недостаточно чистым и он потратил на него еще несколько часов. Ну есть люди, для которых пармские фиалки, привезенные самолетом, недостаточно свежи, а белые лилии в январе недостаточно белы.
И вот подумал, кто оценит этот труд? Да еще в условиях, когда людям не до магнитол? И оживляя этот Sanyo M-W790K, я как пресловутый Пигмалион, начал проникаться к нему теплыми чувствами. Ну да, не я его сделал, но вернуть к жизни после издевательства над ним - это вам не цветочницу обучить хорошим манерам! Поэтому я его выкуплю у Ильи, как крепостную актрису у помещика, или же мы найдем какой-то взаимоприемлемый выход.
Я не стал описывать процесс сборки Sanyo M-W790K, это действие заслуживает отдельного рассказа. Там надо кое-что оттянуть, что-то поджать, что-то направить, при этом через двух сантиметровое отверстие наблюдая, попали ли рычаги в определенное место. К пятой попытке у меня стало что-то получаться, а потом уже и образовался алгоритм. Но он мне не сильно помог, когда я собирал черный экземпляр, вернее то, что от него осталось. Что-то в итоге все равно на место не село и я так и не понял, почему. Но для работы в режиме радио там все есть, так что кому-то и черный подойдет. Не всем сейчас нужны кассеты. А может кому там карманы понадобятся или еще что.
Ну а в этом соревновании между красными и белыми я даже и не знаю, кто и победит, оба так и ничего.
Sanyo M-W790K.








25 комментариев:

  1. Восхищение! Вашей работой. И аппаратом, конечно. Особенно, реверсной протяжкой.

    ОтветитьУдалить
  2. вы, Джачинто, для меня синоним слова "энтузиаст")) паучка не обижайте. у меня они в ванной живут. иногда падают в ванну и не могут выбраться. приходится спасать. что думаете про такой прибор? цена привлекательная вроде бы. https://www.avito.ru/sankt-peterburg/audio_i_video/magnitola_pantera_457600466
    maxgoo

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Паук уже живет в другом месте. А та Пантера - плохой клон 800-ника, который внутри вас сильно огорчит, потому как у этого аппарата только внешнее сходство с Шарпом.

      Удалить
    2. гран мерси) maxgoo

      Удалить
  3. Владимир, спасибо за замечательный обзор!
    Эта модель Sanyo тоже очень хороша и надо сказать, что и звучит весьма неплохо.
    У меня есть такой аппарат, достался практически в идеале, но есть любопытный дефект - правый карман воспроизводит на удвоенной скорости. Сначала думал, что пассик, уже планировал лезть, хотя сложность аппарата энтузиазма не добавляла. Но нашел способ обойти проблему - если поставить правый карман на запись в режиме паузы, левый - на воспроизведение, и нажать кнопку двойной скорости перезаписи, т.е. перейти в режим high speed dubbing, а затем вернуть нормальный режим, то правый карман работает уже на нормальной скорости. То есть, выйдя из режима записи можно воспроизводить кассеты на обычной скорости. Но это нормальное состояние продлится до отключения питания - после выключения/включения магнитолы она снова попадает в режим удвоенной скорости на правом кармане. Понятно, что дело не в пассике, а в том, что почему-то по умолчанию high speed dubbing у нее теперь выставлен. С таким дефектом раньше не сталкивался и потому решил не рисковать.

    Надо сказать, что магнитола очень красива - фото всей прелести не передают.

    Alex-485

    ОтветитьУдалить
  4. Я бы исключил движки сначала, можно просто перекинуть перемычки на с деки на деку, отпаяв родные провода. Если с движками все ОК, то тогда надо рыть дальше.

    ОтветитьУдалить
  5. Я почему-то склоняюсь к тому, что где-то клинит управление скоростью. Ведь если описанной манипуляцией правый карман можно привести к нормальной скорости, значит, движок сам по себе в порядке. Ведь работает же он хоть сутки в таком режиме, если питание не перезапустить. Вообще, не нужна эта двойная скорость перезаписи, может как-то попытаться завиксировать их принудительно в обычной скорости.

    Алекс-485

    ОтветитьУдалить
  6. Володя (ДЖ.), не по предмету вопрос - а скажите у Юниверсум Сенатор 8800 есть вроде жапонский собрат, где-то была эта фраза в Ваших обзорах, в гугле ничего не могу найти а ведь интересно бы посмотреть

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Честно уже не помню, потому ничего сказать не могу.

      Удалить
  7. Владимир , а схемы у Вас случайно не найдется этого девайса ?

    ОтветитьУдалить
  8. Ну или скорей всего схем от : 790 или WV2 совсем нет.....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Схемы нет, но я ее и не искал, необходимости пока не было.

      Удалить
    2. Возможно-ли у Вас приобрести динамики от этой модели с донора?

      Удалить
  9. Доброго время суток! Стал обладателем сего замечательного аппарата. Огромная просьба- помочь победить одну бедульку , а именно: при воспроизведении кассеты громкость такая, что еле слышно , правда ее можно регулировать, но при максимальном выверте регулятора- очень тихо, при этом приемник звучит вполне нормально. Надеюсь, не пройдете мимо моей просьбы! Уровень "реаниматора магнитол" у меня достаточно скромный, однако , изучая Ваши труды, поневоле начинаешь расти и совершенствоваться. С искренним уважением, Валерий.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Скорее всего проблема в переключателе рода работ, начните поиски дефекта оттуда.

      Удалить
  10. Есть лпм реверсный в запасе ну или хотя-бы блок направляющих с головкой?

    ОтветитьУдалить
  11. Ну или куплю полностью аппарат

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня был донор, но его кто-то забрал давно. Сейчас у меня только 2 работоспособных аппарата, но разорять их из за протяжки смысла нет.
      Или Вам нужен именно целый аппарат?

      Удалить
  12. Владимир, здравствуйте! Необходима ваша помощь! Дело в том, что я привожу в первозданный вид sanyo 790 , магнитола мне досталась в разобранном виде с отпаянными проводами . Основную работу с заменой пасиков уже провел, однако, никак не могу найти куда нужно припаять провод , который одним концом припаян к верхней экрану- панели магнитолы, а второй конец напрашивается припаять к выводу штекера микрофона (там, вроде, есть следы откусанного провода). Надеюсь на вашу помощь. С уважением Валерий.

    ОтветитьУдалить
  13. Экраны всегда к земле припаиваются, разве нет?

    ОтветитьУдалить