воскресенье, 31 марта 2013 г.

Sanyo M-W25K. Кошмар радиомастера.

У меня особое отношение к продукции фирмы Sanyo и я уже об этом неоднократно говорил. Я восторгаюсь отдельными образцами продукции этой японской корпорации  и впадаю в грусть и меланхолию, если мне предстоит ремонтировать ее. Потому как есть магнитолы и есть Sanyo. Нет, не все Sanyo сделаны такими сложными и неудобными для ремонта, есть, конечно, и простые модельки, но и интереса к ним у меня нет. Ну а вот если вам попадает что-то из серьезного сегмента, то будьте готовы к испытаниям, потому как отделаться по легкому вряд ли удастся. Вот такая преамбула.

Ну теперь о самой амбуле. Прислал мне на ремонт Илья из Одессы (заметь Илюша, я не употребляю глагол "подкинул") Sanyo M-W25K. У нее вообще левая лентопротяжка жила своей жизнью, воспроизведения звука не наблюдалось, а перемотки можно было выключить только обесточив магнитолу.  Вообще-то в исходном виде Sanyo M-W25K выглядит так, хотя Илья прислал магнитолу без ручек и кнопочек.

Однако изображенная на фото магнитола досталась мне тоже от Ильи, я не знаю, что происходило в голове его в тот момент, когда он мне ее любезно уступил по входной цене. Но Илья - человек довольно бескорыстный и я ему за Sanyo M-W25K премного благодарен. Наверное знал, что судьба ему преподнесет еще одну в таком же примерно состоянии.

Тут я хочу сказать, что на заре моего собирательства, а именно года четыре назад, один мой знакомый искал эту модель целенаправленно и был готов отдать вполне приличные деньги. Он таки ее купил, продав для этого Sharp GF-800E, чем сильно удивил меня, потому как данный обмен мне казался неэквивалентным. Я так думал до тех пор, пока не увидел ее воочию, но еще большее впечатление на меня произвел вес этого Sanyo M-W25K! Такое ощущение, то он не шибко то уступает по весу Sharp GF-800, я иногда в качестве убедительного аргумента в пользу солидности техники  восьмидесятых годов даю гостям подержать этот Sanyo M-W25K и многие люди от неожиданности едва ли не роняют его, не ожидая, что такая компактная магнитола может весить более 6 кг!

Так вот, с экстерьером предлагаю познакомиться на примере моей магнитолы, а сами внутренности покажу от магнитолы Ильи, хотя, забегая вперед, отмечу, что и мою магнитолу пришлось тоже откручивать. Скажу сразу, что в живую магнитола смотрится очень здорово. Вроде все те же кнопочки-ручки, но они на своих местах, сверкают хромом, магнитола не аляповата и смотрится очень гармонично.

Индикация в виде только одной дорожки светодиодов.

Система поиска песен на 3 трека левее кармана читающей деки.

Все по уму, ничего лишнего.
 

Кнопки управления деками хромированные, ход у них довольно тугой, мало того, что их надо уверенно нажать, иногда нужно и немного подержать  для четкого срабатывания механизма.

Между деками внизу находятся две кнопки синхростарта перезаписи, левая для ускоренного, правая для обычного копирования.

Как вы понимаете, они механические и нажимаются довольно тяжело.

Хромированные ручки довольно крупные.

Ручка настройки двойная, с точной подстройкой, кажется даже через чур большой, да и по высоте довольно сильно выпирает вверх.

Акустика двухполосная, обрамление высокочастотников позволяет надеяться на большие бумажные пищалки.

А вот переключателю Моно-Стерео на передней панели или же наверху места не нашлось. Его разместили на спине. Что ж, по сравнению с некоторыми другими моделями Sanyo, у которых там находится переключатель диапазонов, то это решение не самое ужасное.

Переключатель этот чуть ниже и левее разъемов "Вход-Выход" и никакой он не хромированный, маленький, черный.

Хватит про внешность, не этим славна магнитола Sanyo M-W25K.

Семь винтов долой и взирайте на содержимое.

На задней крышке остался только транс с диодами блока питания.

Слева тюнер, традиционная конструкция, работает и ладно.

Чтобы вынуть все шасси, надо открутить несколько винтов, вынуть шлейфы из разъемов,

после чего вся магнитола легко выходит из передней части корпуса. Именно этот конкретный шлейф трогать и не надо, просто я на этом примере показываю, как они, собственно, вообще вынимаются из разъема.

Вот и первое разочарование. Никаких бумажных высокочастотников не наблюдается. Хорошо хоть, низкочастотники не чахлые.

А теперь козырные карты Sanyo M-W25K - протяжки. Они настоящие, металлические, сделаны из кучи деталей: тяг, пружинок, рычажков, винтиков и прочих шестеренок, последние уже пластмассовые. Правая пишущая,

левая читающая.

Как видите, кнопки нажимают на выступающие миллиметров на 5 толкатели. Обратите внимание, что несмотря на то, что на фасаде левой деки было только 4 кнопки, на самой же деке толкателей пять. Это только те, которые в одну линию, справа ниже есть еще один толкатель, я честно, не понял, за что он отвечает.

Между деками находятся толкатели кнопок синхростарта, по две пружины на каждый. Понятно теперь, почему их так тяжело нажимать.

Под ними пять планок со своими пружинками, ох не хотел бы я разбирать этот узел, эти  пружины имеют привычку соскакивать.

К счастью, с этой частью механики проблем не было. Пасики были тоже
в терпимом состоянии, хотя вот резинки автостопа можно было бы и поменять по хорошим делам, так как автостоп уже не срабатывал. Пасики элементарно проскальзывали на шкивах, но добраться до них без разборки половины, а может даже и большей части протяжки, было невозможно. Тут бы хотя бы заявленный дефект отремонтировать.
Впрочем правая протяжка была относительно здорова.

Чтобы снять двойную протяжку с шасси, пришлось открутить порядка 14 винтов.
Я пропущу свои промежуточные размышления и гипотезы по поводу дефекта, сразу скажу, что перемотки на левой протяжке не выключались из за соленоида, работающего в  системе поиска. Принудительное отключение электромагнита позволило клавише Стоп выключать перемотки, теперь нужно было понять, почему он не отключался в штатном режиме. После размышления, я пришел к выводу, что виноват блок системы автопоиска. Подозрение пало на шлейф. Для этого мне пришлось вскрыть свой Sanyo M-W25K, чтобы убедиться, что предыдущий ремонтер его просто перевернул вверх ногами. Когда я разбираю подобные шлейфы, я цветным маркером обозначаю исходное положение, чтобы потом случайно не перекрутить шлейф.

Таким образом, главная проблема была решена. Я решил прикинуть возможность замены пасика автостопа, но перспектива разбирать протяжку меня очень не обрадовала. Как бы сделала Toshiba или Sharp? Правильно, три-четыре винта сверху , открутив которые можно свободно снять плату с подпятником, в который упирается маховик тонвала и спокойно добраться до пасиков. А как делает Sanyo? Разумеется, эти винты расположены где-то сбоку, до которых просто так не добраться. О чем думали конструкторы и технологи? О том, что через какое-то время эта магнитола попадет в утиль, а не к сумасшедшим коллекционерам.

Кстати, обратите на лапку слева на фото. Очень уж она напоминает такую же, как на правой деке, которая переключает режим Воспроизведение-Запись. К чему бы это, а?
Посмотрите на внутренности протяжки, мне было не очень удобно фотографировать, но может какое-то представление о конструкции механизма с несколькими переключателями, переключаемыми с помощью программной шестерни вы получите.

Другой ракурс.

Еще вид протяжки.

С противоположной стороны.

И еще крупнее. Белая шестерня - программная, выступ на ней включает один из нескольких переключателей.

Понять принцип работы из этих фото вряд ли возможно, но то, что механизм непростой, надеюсь, очевидно.
Пока протяжка не установлена на шасси, посмотрим на плату под ней.

Обратите внимание на два переключателя, установленных наискось, правый, понятно, Запись-Воспроизведение, а левый для чего? Именно его переключает лапка на левой деке, о которой я писал выше.

У меня только одно предположение, вероятно, был вариант для японского рынка, где левая дека тоже могла записывать. Других версий у меня нет. Кстати, когда нажимаешь на самый левый толкатель, который лишен собственной кнопки, и одновременно толкатель Плей, то лапка поднимается и через черное пластмассовое коромысло переводит этот переключатель в другое положение. Точно так же, как на пишущей деке. У кого-то есть другие идеи? Но если это моя гипотеза правильная, то тогда зачем надо было устанавливать эти лишние детали на магнитолы, идущие на другие рынки? Нет ответа.

Собрал магнитолу, включил. Она молчала, но транс очень подозрительно гудел. Где-то короткое замыкание. Снял заднюю плату, она на двух разъемах, правда надо до этого выкрутить 7 винтов. Не помогло, плата не причем, короткое на протяжке.

Разобрал, снял протяжку, все хорошо, собрал, опять КЗ. Искать "козу" стал методом отключением всех разъемов и подключением их по одному. Так вышел на разъем от одной их дек. Тут уже вычислил провод, который где-то коротит на землю. Проследив его, заметил, что железная протяжка прижимает его продолжение к шасси в одном месте так сильно, что нарушается его изоляция. Вот и причина проблемы, которая возникла из за того, что от протяжки идет куча жгутов, а как они лежали до того, когда аппарат попал ко мне, не известно, до меня уже здесь побывали. Разбирать свой аппарат ради любопытства не рискнул, чтобы в результате, как в том анекдоте, во время следственного эксперимента не погибло у меня еще десять милиционеров. Sanyo таких шуток не любит, это вещь в себе.
Кстати, предыдущий ремонтирующий сделал добро дело, заменил основные пасики, правда не убрал остатки предыдущего. Черная липкая смола была во многих местах магнитолы, где мог, я ее убрал внутри. Посмотрите, что творилось под шкивом мотора. Липкая масса в итоге была вычищена с помощью ватных палочек.

Кстати о моторах. Они трехвольтные, без плат стабилизации внутри. Платы стоят отдельно рядом с моторами.

А микросхема стабилизации прикручена к металлическому шасси протяжки для лучшего охлаждения.

Что еще внутри? Ну вот плата индикации выглядит так.

Собрал магнитолу, со страхом включил, слава Будде, на этот раз все работает. А могла бы еще какого-нибудь коника выкинуть, ведь это же Sanyo.

Итак. Если у вас Sanyo M-W25K новая, радуйтесь и молитесь чтобы она не ломалась. Если барахлит, то я вам не завидую. Кстати, моя Sanyo M-W25K, отремонтированная год назад, тоже вначале заартачилась и тоже не работала левая дека. Но к счастью, проблема была пустячная. И тем не менее.
Вот такая вот история. Ну и несколько хаотичных фото.


Апдейт. Пришлось повторно чинить эту магнитолу, на левой протяжке порвался пасик. Так вот есть возможность его заменить, не разбирая протяжки, кратко описал  процедуру здесь.

Апдейт 2. Снял ролик на Youtube.







11 комментариев:

  1. Да, Sanyo это что то ... Потихоньку занимаюсь для себя на работе замученным жизнью Sanyo M7950,отмыть его от жира стоило немало трудов. Тупо не понимаю, как должна правильно работать кинематика...Похоже последние годы двигатель вообще не выключался,даже при работе радио, микросхема его стабилизатора вспучилась, почернела и умерла. Заменил. Даже разорился на сервис мануал для него, выйду с отпуска, буду снова изучать на практике...

    ОтветитьУдалить
  2. Илья из Одессы1 апреля 2013 г. в 00:34

    УРРРРРРРРРРРРРРААААААААААА,заработало!!!!!!!!!!!!

    Бежать,что-ли,за поллитрой:)?

    ОтветитьУдалить
  3. Отличное детальное описание, согласен с вами по поводу неоднородности конструкций магнитол от Sanyo . Магнитолкой М2670F просто не нарадуюсь ( почистил регуляторы громкости и тона, почистил и смазал ЛПМ - и отлично всё фурычит )но чёрт меня дёрнул взять для начала (для пробного ремонта) MTV-5 ( до сих пор не доделал и постоянно что то новое, в плане проблем ) ,Тоже продавали как рабочий но с оборванными проводами на колонках, в итоге он вообще не включался ( обгорели контакты на переключателе батарей и внешнего питания ) после замены проводов на колонках оказалось что не работает один из динамиков ( пропаял соединения проводов на динамике - заработал ). Шуршание и хрипы эквалайзера и громкости устранил почти сразу ( спасибо более опытным коллегам ) но через время они опять появились (((( После разборки подключал к внешнему блоку питания и тюнер пытался ловить несколько Фм станций при первом знакомстве, но после сборки на всех диапазонах только шум. В чём может быть проблема ???
    И ещё одна болячка появилась совсем недавно - в левом кармане двигатель может менять обороты на ходу, а то и вообще может остановиться . Но если карман поработает 10-15 минут то движок работает нормально. Как думаете в чём "корень зла" ??
    PS Извините что закидал вопросами ( опыта почти ноль в этом деле ) но ваши советы и опыт определения причин отказов очень помогает, спасибо огромное !!

    ОтветитьУдалить
  4. Ага, буквально неделю назад перебирал точно такую- только пришлось и пассики автостопа менять, а это ещё +гемор к тому что описано выше, винты левого ЛПМ прикипели так что пришлось и WD40 брызгать, и потом ещё феном с паяльной станции отжигать.

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте! Есть возможность купить Sanyo M-W25K в идеальном состоянии. Но его надо высылать. Не подскажете как апппарат как звучит низов хватает ?
    Спасибо

    ОтветитьУдалить
  6. Смотря с чем сравнивать. Хотя, объективно, какие могут быть низа у таких маленьких динамиков?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ну например сравнить с sharp gf 8989

      Удалить
    2. Хуже, конечно, но и 8989 тоже не икона звука.)))

      Удалить
  7. Добрый день!
    исходя из Вашего опыта, может подскажите решение проблемы SANYO M-W25K,приобрёл недавно, да, впечатлила магнитола своим весом, но звучание понравилось, на полную громкость работал правый канал,снял заднюю крышку , были трещины по корпусу и отломанные детали, приклеил, собрал, и получилась следующая картина, работают два канала одинаково , но тихо, где-то в треть прежней громкости.
    Заранее благодарен.

    ОтветитьУдалить
  8. Стоит сейчас с такой связываться?
    Есть возможность взять за небольшую сумму SANYO M-W25F

    ОтветитьУдалить
  9. Очень надеюсь, что инженеров, спроектировавших это чудо техники, расстреляли хотя бы раз семь, а потом еще и повесили на всеобщее обозрение!!! Чтобы другим не повадно было!

    ОтветитьУдалить