суббота, 18 марта 2017 г.

Optonica RT-5100 и другие простые деки.

Прислали на ремонт кассетную деку Optonica RT-5100, понятно, что это люксовый бренд фирмы Sharp, ну как Lexus - это лакшери класс автомобилей корпорации Toyota Motor Corporation. Перед получением посылки я спросил хозяина, сколько моторов и головок у аппарата.  Количество голов было обычное, сквозного канала не было, а вот моторов оказалось два. Ну основной вращает тонвал, а второй небось отвечает за перемотки и подмотку, подумал я. Дека приехала и я стал ее тестировать.

Optonica RT-5100 имела не педальное и даже не Soft Touch, а электронное  управление основными функциями лентопротяжки. При нажатии кнопки Play ничего не произошло. Я вставил кассету, которую не жалко, если ее зажует и опять нажал Play. Дека начала работать, но через пару-тройку секунд остановилась, однако этого времени хватило на то, чтобы лента намоталась на тонвал. К счастью, намоталось не так много ленты и карман открылся легко. Найдя  хитрый щуп, который отвечал за запуск деки при наличии кассеты в кармане и нажав его, я увидел, что приемный подкассетник не вращался даже без нагрузки. Соответственно, рабочей гипотезой у меня стала проблема с идлером, из за которого и не работала подмотка деки. Будучи сторонником малоинвазивной хирургии, счел, что есть шансы починить дефект малой кровью. Потому мне захотелось посмотреть, как именно устроена система подмотки в этой Optonica RT-5100, ну и в случае простой поломки попробовать устранить сразу же этот дефект. Для этого нужно было внутри кармана снять алюминиевую накладку, закрывающую механизм деки спереди. У многих фирм такая панель крепится на защелках, их оттягиваешь и свободно вынимаешь эту накладку, такую конструкцию я видел у Technics, Akai и даже Nakamichi. Здесь же панель прикручивалась двумя винтами сверху.

Снять карман не было большой проблемой, он снимался легко, если его просто потянуть вверх, правда я на всякий случай дополнительно открутил пару направляющих для кассеты. Этого можно было и не делать, как уже потом понял я.
Далее понадобилось снять алюминиевую лицевую панель, для чего пришлось выкрутить 3 винта снизу и отогнуть три защелки сверху.
Увлеченный процессом разгадывания ребуса, как добраться и снять декоративную накладку на лентопротяжном механизме, я не делал фотографий очевидных операций, полагая, что вряд ли кому это будет интересно.
За алюминиевой передней панелью деки была черная пластмассовая панель во всю ширину, конкретно мешавшая удалению алюминиевой накладки внутри кассетоприемника. Открутив пару винтов слева, попытался оттянуть пластмассовую панель и вытащить из под нее алюминиевую накладку - ничего не вышло, мешали подкассетники протяжки.

Черную панель надо было оттянуть минимум на 2 см, чтобы через образовавшуюся щель можно было вытащить тонкую алюминиевую накладку. В общем, чтобы снять пластмассовую панель, мне пришлось в итоге открутить все винты спереди и снизу, в итоге их оказалось 15 штук и тогда только получилось удалить алюминиевую накладку на лентопротяжном механизме.
Взглянув на протяжку, я понял, что проделал предыдущую работу зря. Я ожидал увидеть идлер, у нас же в исходных данных 2 мотора и бренд Optonica как-никак, а не Sharp, а увидел систему подмотки как на обычном Sharp GF-9191. Ну и подмоточный ролик на тонвале, который просто раскис и соответственно работать не мог. Тут я вспомнил. что хозяин деки мне говорил что-то про подмоточный ролик, но я тогда не придал этой информации никакого значения.

Ну а чтобы его поменять, надо было снимать тонвал и сделать это без удаления всей протяжки из аппарата было невозможно. К счастью, протяжка крепилась 5 винтами снизу к полу и двумя сверху к черной общей панели, ну а эти винты я уже выкрутил ранее. В общем, снять лентопротяжный механизм было нетрудно.

Панель протяжки с подпятником маховика тонвала и основным моторчиком крепилась парой винтов сбоку, удалив их, можно добраться до маховика.

Маховик ожидаемо был грязным, алгоритм его очистки прост, очищаем бумагой или тряпкой тонвал, вставляем в подшипник, вынимаем и снова очищаем. Итак с 10-15 раз до полной очистки.

В качестве подмоточного ролика я использовал носик шприца, я недавно описывал эту процедуру замены.

Поставить на место и прикрутить лентопротяжный механизм  было нетрудно. Обратите внимание, что привод механизма лентопротяжки осуществляется за счет двух мощных соленоидов.

Общий вид внутренностей деки Optonica RT-5100.

Отдельно основная плата, из микросхем тут только микросхемы системы Dolby, остальное все на транзисторах.

Так как остальные компоненты комплекса типа усилителя и проигрывателя имели скорее всего большую глубину, этой деке тоже добавили габаритов, в задней части аппарата есть большой свободный объем. В настоящее время там лежит принципиальная схема этой деки.

На 1980 год выглядит вполне солидно и симпатично, правда визуально дека смотрится несколько толстоватой.

Вместо стрелок или же светодиодов в ней применен прогрессивный на тот момент флуоресцентный дисплей, правда он одноцветный.

Хозяин аппаратом весьма доволен, в смысле ему нравится, как играет Optonica RT-5100.


Коль я коснулся относительно недорогих дек, то покажу, что у меня есть из своего парка кассетников.
Ну вот прикупил пару месяцев такой Grundig CF 400.

Вообще-то я не очень люблю "бескарманников", так я про себя называю аппараты с открытым кассетоприемником. Но получилось так, что я сначала приобрел ресивер Grundig R400, как-то очень он мне приглянулся, да и состояние его было весьма хорошее. А на следующие выходные я увидел деку, продавец мне подсказал, что она из той же серии, что и ресивер. Ну как было не взять? Вот и приобрел. 

В выключенном состоянии у нее ничто не выдает состояние Stand by, но при нажатии клавиши Play загораются светодиодные огни как у светофора: зеленый, желтый, красный.

Головки прикрываются специальной крышечкой.

Кассета фиксируется специальными фиксаторами по бокам. Головка, как и полагается аппаратам, привезенным из Германии, в идеальном состоянии. Продавать ее похоже придется с ресивером, выход деки сделан в виде шнура с 5-штырьковым разъемом DIN, ну а вход на ресивере понятно тоже DINовский. Можно сделать переходник на RCA разъемы, но не вижу смысла.

Еще один "бескарманник" - JVC KD-D3.

Головки тут тоже прикрываются крышкой.

Управление декой логическое.

Фиксация ленты выполнена оригинально в виде утопающих в гнездах металлических шариков.

Дисплей тоже в виде светодиодов.

Головка в идеальном состоянии.

А вот общая косметика деки на "четверочку", есть мелкие царапинки. Потому придется расставаться с декой, хочется иметь аппарат, как говорят, в перфектном состоянии.

По дурацкой традиции торговцев в Европе у аппарата были отрезаны все шнуры. Раньше я думал, что это признак дефектного аппарата, но нет, дека была вполне исправна.

Шнуры я припаял, дело не хитрое. Ну и заодно вовнутрь заглянул, что там и как.

Чинить машинку не надо было, потому позаглядывал так сверху и снизу на конструкцию протяжки и имею вам сказать, что даже самая простая кассетная дека, как правило, на порядок сложнее среднестатистической магнитолы.

Огромные маховики для снижения коэффициента детонации  вряд ли разумны для применения в носимых аппаратах, потому задача по воспроизведению звука существенно проще у магнитол, следовательно крайне редко какой бумбокс может потягаться со стационарной аппаратурой.

Это общий нижней части деки.

Соответственно, на этом фото вид сверху на электронику деки.

Третий "бескарманник" оказался без крышечки блока головок, в том смысле, что ее изначально не предусмотрели, но тем не менее дека мне очень понравилась и даже пришлось за нее побороться, перебив цену конкурентов. В ней пришлось менять все пасики, только после этого она ожила.

Kenwood KX-600 из старых аппаратов, но для меня интересен с эстетической стороны.

Фиксация кассеты осуществляется подпружиненными упорами внизу.

Когда включаешь аппарат, главным притягательным элементом его становятся стрелочные индикаторы.

Над цветными стрелками есть еще и 3 светодиода пиковых значений сигнала.

Кнопки логики деки спрятаны в длинной и вполне широкой полочки.

А вот маленький регулятор слева от ручек уровня записи регулирует не уровень выхода, как можно было ожидать от простой деки, а подстраивает ток подмагничивания, что намного важнее при записи.

Еще одна дека, которую я взял исключительно из-за красоты - это Wega JPC352C1.

Думаю, что эта Wega периода до покупки немецкой фирмы корпорацией Sony, во всяком случае полного аналога у Sony я не нашел.

Здесь тоже используются стрелочные индикаторы, они красиво светятся в темноте.

Аппарат в хорошем косметическом состоянии, кажется я менял в нем основной пасик, уже и не помню, что пришлось с ним делать. Головка тоже отличная.

Аппарат смотрится весьма тонким и это достигается за счет вынесения клавиш в пространство под декой.

Если мы присмотримся, то за блоком клавиш деки проглядывается сегмент маховика тонвала, если что-то заклинит в протяжке, всегда можно провернуть маховик, не разбирая всю деку.

Весьма оригинальный аппарат.

По стилю исполнения на продукцию фирмы NAD похож, но по мне Wega JPC352C1 изящнее.

Ну и несколько выбивающаяся из этого ряда простых дек Sony TC-K590.

В ей есть все, что нужно было в деках уровня выше среднего девяностых годов.

Самое главное - это калибровка ленты и ручной Bias. В те времена, когда в продаже были кассеты ординарного уровня возможность подстроить запись под конкретные характеристики ленты много значило. Я помню, что очень быстро избавился от первой моей деки Akai GX-7, которая была весьма симпатична, но не имела такой функции и потому писала на стандартную ленту довольно посредственно.

Трехголовая трехмоторная кассетная дека практически в идеальном состоянии, ну чего ее не взять?

Головы как всегда без износа. Но дека этого уровня однотонвальная, закрытого тракта ленты тут еще нет.

К чему я все это написал? Народу хочется про Ерёму, а я им про Фому магнитолы, а я про деки. Просто с точки зрения сложности деки интереснее, магнитолы тоже хороши, и главное, они красивы, но диалектика развития гласит, что мир развивается от простого к сложному, вот и я стараюсь идти тем же путем. Сие не означает, что если ко мне попадет какая-то магнитола, то я откажусь в нее заглянуть, нет, для меня главное, чтобы она была для меня чем-то интересна. Я изучу ее, насколько это будет возможно, и вам расскажу. На том и стоим.


10 комментариев:

  1. Спасибо Вам Володя за очередной обзор. Все Ваши приобретения хороши,но Kenwood ! KENWOOD ! Удивительно красив. И Wega впечатляет. Думаю,что выскажу не только своё мнение - хотелось бы про деки и почаще Ваши обзоры читать ! Интересные ведь аппараты..и снаружи и изнутри ) Ещё раз спасибо.Виктор из Питера.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за обзор Владимир.
    Поясните пожалуйста почему в описанной последней деке нет сквозного канала? Ведь имееются все 3 головки?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как это нету? Есть сквозной канал. Закрытого тракта нету, то есть стоит только один тонвал, а не два.
      Кстати, есть дека Nakamichi 581, у которой есть три головки, а сквозного канала нету. От точно такой же модели Nakamichi 582 отличается отсутствием переключателя Monitor: Tape-Source, то есть вы пишете отдельной головкой, но прослушать во время записи ленту не можете. Я считаю. что это как минимум мазохизм.

      Удалить
    2. Между прочим, у Nakamichi 580 есть закрытый тракт, но там всего две головки. Потому сквозной канал и закрытый тракт - разные вещи.
      Посмотрел, у Nakamichi 681 тоже нет сквозного канала, а в точно таком же Nakamichi 682 он есть.

      Удалить
    3. Спасибо что пояснили. Ваши слова об отсутствии закрытого канала лентопротяжного механизма я ошибочно принял за отсутствие сквозного канала. Незнал что такое применительно для лентропротяжки.

      Удалить
  3. есть дека sansui d-570 ,где можно купить на нее идлер

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вряд ли на Ибее Вы найдете, придется что-то конструировать из сантехнических прокладок благо дело их много разных диаметров.

      Удалить
  4. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  5. Доброво дня, благодарен вам что своим энтузиазмом оторвали меня от алкоголя и вернули в мечты юности. благодаря вам восстановил семерки и прочий совок, а дальше захватила страсть, пошел на луксманы и ревоксы, сейчас копаю хулдра 9. Сорри что троллю, если вам это не бизнес, то какой интерес в этих мусорных деках? ведь можно потратить время на куда более интересные вещи?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. За "немусорные", как вы выразились, попросят хороших денег.

      Удалить