суббота, 25 марта 2017 г.

Парочка "новоделов" от Sony и маленькая лекция для кружка имени А.С.Попова.

Пришел ко мне человек, когда-то купивший солидный радиоприемник Grundig и теперь возжелавший приобрести еще какую-нибудь приличную магнитолу для себя, ну и заодно и что-то простенькое на подарок соседу. На вопрос, откуда проистекает такой альтруизм, он ответил, что частенько ему приходится пить у соседа водку, понятно, что сие дело хорошее, настроение порождает доброе, да вот только звук соседского китайского приемника во время этого процесса сильно раздражает его музыкальные уши. Потому и захотелось чего купить из категории "дешево-сердито", но притом основной аппарат обязательно должен быть с отличным звуком, для себя любимого средств можно потратить поболее. Я кое-чего предложил ему из своих дублей, но у него были повышенные требования к функциональным возможностям магнитол и временами он напоминал мнительную гоголевскую Агафью Тихоновну с пожеланиями совместить губы Никанора Ивановича с носом Ивана Кузьмича, в общем, идеала мы пока не подобрали.
В категории дешевых машинок тоже пришлось заслушать несколько экземпляров и в качестве самого бюджетного мною была предложена магнитолка Sony CFS-204L.

Не кидайте в меня тапки, попробую объяснить, откуда и зачем у меня появилась такая пластмассовая цацка при моем крайне отрицательном отношении к обмылкам. Поясняю. Эта Sony CFS-204L приехала из Европы, визуальное состояние ее было практически безупречное, да к тому же она еще и полностью была рабочая. За нее просили более, чем умеренную сумму, причем продавали одновременно с нею за те же самые копейки практически родственную модель Sony CFS-205L с поломанной антенной и отсутствовавшей крышкой батарейного отсека, зато с эквалайзером. Я счел, что лучше при всех равных обстоятельствах выбрать целенький аппарат без эквалайзера, нежели ушатанный с оным. Ну а куда девать новый аппарат я всегда придумаю, вон за какую-то китайскую дрянь Kipo или Mason просят такие же деньги, а тут вам целая Sony! В конце концов у него антенна хорошая есть, уже плюс!

Так вот включаем мы с потенциальным покупателем эту Sony CFS-204L, все работает неплохо, потому как исходная парадигма тут "Что может поломаться в железном шаре?". Но дотошный покупатель стал крутить тюнер и обнаружил, что стрелка его левее числа 91 не идет. При этом и станция там звучит не самая нижняя в диапазоне.

Честно говоря, я подумал, что что-то попало под шкалу и физически мешает стрелке двигаться левее 91 МГц. Зато вправо от числа 106 стрелка еще проходила вполне большое  расстояние.

Решим проблему, говорю я ему, сдвинем стрелку, если не получится физически со стрелкой верньера, то тогда просто перестроим аппарат. В общем, разбираю я эту Sony CFS-204L. Надеюсь, никто не шокирован простеньким содержимым магнитолки?

Год-то выпуска у нас 1993, угар НЭПа.

Минималистическая протяжка, материал - пластмассовая пластмасса из отборных сортов синтетических полимеров.

Чахоточный прижимной ролик, анемичная стираюшая головка в виде крохотного магнитика. Все на защелках, никаких винтов.

А по большому счету, какая разница, какая протяжка? Магнитола играет на свои деньги, не нравится, купи дороже.

Обратная сторона протяжки, маховик, к счастью, железный, а не пластмассовый, как можно было ожидать. Пара пасиков находится в отличном состоянии.

Двигатель Mabuchi, самая распространенная модель на 9 вольт, вращения против часовой стрелки.

Общая плата. Справа находится магнитофонный участок.

На Sony CFS-204L всего микросхем 3 штуки, BA3420AL отвечает за функции магнитофона. Переключатель Запись-Воспроизведение короткий, всего на несколько контактов.

Левее находится усилительная часть Sony CFS-204L. Регулировок звука всего две: громкость и общий тембр, баланса нету - экономия!

УНЧ на микросхеме Toshiba TA8207AP, радиатор к ней прикручен вполне приличного размера.

Ниже блок питания с не совсем маленьким трансформатором.

Акустика магнитолы состоит из двух широкополосников 10 см диаметра.

Вот динамик сфотографирован ближе, чтобы можно было прочесть его характеристики.

Тюнер, собственно из-за которого я и разобрал Sony CFS-204L.

Чтобы посмотреть, не мешает ли чего механически двигаться к левому краю, я открутил один винт и снял узел, выполняющий функцию верньерного устройства.

Состояние гибкой зубчатой ленты Sony CFS-204L отличное.
Такой принцип верньера применялся на многих новодельных магнитолах, но на аппаратах фирмы Matsushita эта лента часто переламывалась в одном или нескольких местах. Склеить ее невозможно. В качестве паллиатива, чтобы спихнуть с рук аппарат, некоторые приклеивают с внешней стороны скотч. Но я слышал, что если вплавить тонкий стальной тросик в ленту, то проблема решается навсегда. Такие тросики я видел на верньерах старых ламповых радиоприемников. В крайнем случае можно расплести тросик и использовать оттуда отдельные проволоки.
Кто-то писал, что можно использовать в качестве зубчатой ленты пластиковые хомуты-стяжки, но там зубья наклонены в одну сторону, потому как бы работала такая конструкция, а не знаю.

Снял тюнер, покрутил его колесо, сидящее на КПЕ, нет, ему ничто не мешает и конденсатор упирается в свое крайнее положение. Очень странно, как так могло произойти, кто бы мог специально сдвинуть частоту тюнера на 3 Мгц вправо по шкале, явно в аппарат никто не лазил. Придется его отстраивать самому. Кстати, тюнер Sony CFS-204L сделан на одной микросхеме CXA1238S, использовавшейся в куче магнитол и приемников 90-00 годов.

Вопрос. Ну кто из из моих читателей не может сам изменить частоту тюнера? Практически все могут, наверное. И все же я вам напомню, как это делается.
Шутки шутками, но чтобы добиться отличного результата, иногда приходится тратить несколько часов на эту процедуру.
Краткая теория этого процесса гласит, чтобы повысить частоту колебательного контура, то надо или уменьшить его емкость, или уменьшить индуктивность. Когда хватает диапазона подстроечного конденсатора на КПЕ, то можно уменьшить перекрытие пластин подстроечника. Если вы развели пластины в противоположные стороны, а вам все равно емкости еще много, то придется искать конденсатор на плате, впаянный в параллель с КПЕ, обычно он емкостью от 10 до 30 пкф, но может быть и другого номинала. Этот конденсатор надо будет выпаять и заменить на емкость на несколько пикофарад меньше.
Если же вам надо понизить частоту, то тут напротив нужно увеличить суммарную емкость колебательного контура. Если не хватает емкости подстроечника, то всегда можно допаять в параллель дополнительную, в крайнем случае можно припаять какой-нибудь штырь и вокруг него наматывать виток к витку изолированный провод, именно такими и были подстроечники в ранних приемниках.
Что касается катушек, то там увеличение частоты достигается уменьшением количества витков (сильное изменение) или раздвиганием ее витков. Также индуктивность катушки можно уменьшить путем введения в середину диамагнетика, например, меди. Но влияние диамагнетика на индуктивность слабое. Понятно, что для того, чтобы понизить частоту колебательного контура, нужно или уменьшить количество витков, или сжать витки катушки, ну или ввести вовнутрь сердечник из парамагнетика, влияющего довольно слабо, или ферромагнетика, который очень сильно повышает индуктивность и соответственно понижает частоту. На практике часто применяются катушки с установленным вовнутрь ферритовым сердечником, изменение положения которого относительно катушки позволяет регулировать частоту в большом диапазоне.

В тюнере принято изменять частоту в верхней части диапазона с помощью емкости, а в нижней с помощью индуктивности. В двух словах тут теория такая: добавляя емкость к КПЕ, вы сильно меняете в процентном отношении частоту в верхней части диапазона и очень слабо в нижней. Ну например, при условной емкости КПЕ 5-350 пкф у вас коэффициент изменения частоты контура получается порядка 70, если вы добавите 10 пкф в параллель к КПЕ, то у вас емкость уже получится 15-360, коэффициент станет при этом 24. При добавлении еще большей емкости коэффициент снизится еще сильнее. Этот принцип применяется при использовании растянутых диапазонов, таким образом достигается более точная настройка на станцию.
Может я и недостаточно правильно объясняю эти принципы с точки зрения науки, ну тогда просто запомните этот принцип изменения частоты на разных концах диапазона как догму. Ну как, например, запрет мусульманам употреблять свинину. Можно долго рассказывать, что  в условиях жаркого климата свинина портится быстро, потому ее употреблять становится опасно, а можно просто сказать, что свинина - харам, а баранина - халяль. Так вот менять частоту тюнера внизу диапазона емкостью харам, а индуктивностью халяль. Ну и наоборот.
Я нашел подстроечные конденсаторы FM части КПЕ и для вас пометил их цветными метками.

Найти подстроечник гетеродина просто, если при работе тюнера во время касания одного из столбиков КПЕ с гайкой наверху происходит срыв приема - это гетеродин. Вставляете в шлиц подстроечника отвертку и крутите на небольшой угол, если станция уходит в сторону, значит это он. В случае, если бы пришлось перестраивать тюнер, скажем, с диапазона 87,5-104 МГц на 87,5-108 МГц, то скорее всего я бы одними подстроечниками не отделался бы, пришлось бы уменьшать емкость конденсатора, стоящего в параллель КПЕ. Но к счастью на этом конкретном Sony CFS-204L диапазон был просто сдвинут вправо по шкале и мне хватило повернуть пластину подстроечника гетеродина (на фото он обозначен красной точкой) на примерно 30 градусов в сторону увеличения перекрытия пластин и прием тюнера точно лег в в диапазон 87,5-108 Мгц. В моем случае мне пришлось заниматься не расширением диапазона, а только его сдвиганием, поэтому мне не пришлось трогать индуктивность для коррекции нижней части диапазона. По сути я отделался малой кровью.
Хочу сказать, что при настройке тюнера на частоту 87,5-108 Мгц, очень удобно использовать не один референтный приемник, а два, причем желательно, чтобы один из них был цифровой с памятью, а второй аналоговый. Аналоговый нужен для того, чтобы быстро пробежаться по шкале и примерно понять в каком месте шкалы звучит найденная станция. А в память цифрового приемника я ввожу несколько крайних станций с каждого конца диапазона, это очень хорошо помогает точно настраивать края тюнера. Но быстро перепрыгивать с конца диапазона в другой конец лучше на аналоговом приемнике.

Понятно, что после процедуры укладывания частоты в диапазон 87,5-108 МГц мне надо было для восстановления чувствительности подкорректировать и входной контур (на фото обозначены синими точками). Тут тоже понадобилось всего лишь подкрутить подстроечник на те же самые 30 градусов. Сея процедура делается на слух для получения самого сильного приема, желательно при этом антенну от тюнера отсоединить. Самое громкое звучание будет обозначать, что промежуточная частота опять стала 10,7 МГц, на нее настроены и все дальнейшие каскады приемника.

Заканчивая эту краткую лекцию, хочу сказать, что многие непонятные вещи после пары-тройки опытов и экспериментов станут намного более ясными, пробуйте, не священослужители горшки обжигают.
Возвращаясь к Sony CFS-204L и теме новоделов, хочу сказать, что я в последнее время стал более диалектичный и рассматриваю магнитолы без ортодоксальных догм "старое - хорошее, новое - плохое". Нет, это я не про Sony CFS-204L, с ним все понятно.
А вот как вам такой вот аппарат?

Это Sony CFS-W501L, как мне кажется, что если не в красоте, то в стильности ему точно не откажешь.

Он уже с различными дополнительными фичами, такими, как возможность завести несколько станций в память.

Тюнер тут цифровой, понятное дело.

 Хромированные кнопки дек.

Симпатичный эквалайзер.

Две антенны, как у старых настоящих магнитол.

Сложной формы ручка для переноски с фиксацией в верхнем положении.

При легком нажатии эта ручка убирается в специальную нишу.

Вид сзади, правая часть с батарейным отсеком.

Левая часть с информацией на корпусе.

Отсек для батарей, поддерживающих память настройки тюнера.

Аппарат работает прекрасно, смысла заглядывать вовнутрь пока не вижу.

Вид сбоку.

Снова правая часть, на сей раз вид сверху.

Постарался снять так, чтобы был виден изгиб ручки для переноса. Думаю, что она многое добавляет к внешности аппарата.

Понятно, что не каждый новодел такой стильный, в основном в девяностых все фирмы за редким исключением выпускали уже не магнитолы, а УГ. Но вот в коллекции моей есть еще один представитель вполне симпатичной продукции.

Несмотря на то, что дома уже катастрофически не хватает места, для таких магнитол я его постараюсь таки найти. 

11 комментариев:

  1. спасибо за подробный ликбез. ждем новых обзорчиков. здоровья вам

    ОтветитьУдалить
  2. Из магнитолок "времён НЭПа", нмв, Panasonic RX-FS430 - отличный, сложно убиваемый аппарат, есть парочка, до сих пор отлично работают.
    За 1000 р. можно взять живой аппарат, да, даже и дешевле.

    ОтветитьУдалить
  3. Люди,которые так же как и я не поняли ничего и только посмотрели фото, поставьте крестик в качестве ответа.Не могу же я быть один такой???

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ять.
      Чудно! Чудно! Я должен вам выразиться, господа, и отдать должную справедливость, что эта зала и вообще помещение великолепны! Превосходно, очаровательно! Только знаете, чего не хватает для полного торжества? Электрического освещения, извините за выражение! Во всех странах уже введено электрическое освещение, и одна только Россия отстала.

      Жигалов (глубокомысленно).
      Электричество... Гм... А по моему взгляду, электрическое освещение — одно только жульничество... Всунут туда уголек, да и думают глаза отвести! Нет, брат, уж если ты даешь освещение, то ты давай не уголек, а что-нибудь существенное, этакое что-нибудь особенное, чтоб было за что взяться! Ты давай огня — понимаешь? — огня, который натуральный, а не умственный!

      Ять.
      Если бы вы видели электрическую батарею, из чего она составлена, то иначе бы рассуждали.

      Жигалов.
      И не желаю видеть. Жульничество. Народ простой надувают...

      Апломбов.
      Я с вами, папаша, вполне согласен. К чему заводить ученые разговоры? Я не прочь и сам поговорить о всевозможных открытиях в научном смысле, но ведь на это есть другое время! (Дашеньке.) Ты какого мнения, машер?

      Дашенька.
      Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном.

      Удалить
    2. Так нечестно.
      Сравнил Чехова и возбуждения гетеродина:)

      Удалить
    3. Кстати,раз уж заговорили на шибко научные темы...На днях случайно сломал пластиковую петлю щупа в машине,зашёл на СТО к соседям склеить,так вот их прохаванный маляр к гелевому мгновенному клею подмешивает как и ты соду,но ещё и с порошком полиуретана бадяжит,о как.

      Удалить
  4. "пластмассовая пластмасса из отборных сортов синтетических полимеров" - это пять! кстати, две нижние более приличные магнитолки не 90-е, а конец 80-х. примерные ровесницы шарпа 939, или капельку позже. зуб даю. Максим СПб

    ОтветитьУдалить
  5. ну точно. сейчас посмотрел каталог 1990 года, там самая простая CFS-201L, а она, практически, ваша с кривым приёмником. соответственно, другие из поста (судя по дизайну) года на 2-3 раньше. Максим СПб

    ОтветитьУдалить
  6. у меня такая комп озвучивает,( http://recallsharp.ru/catalog/detail.php?ID=10343 )и неплохо , не пустышка ...91г сингапур

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. очень красивые! и даже бас есть!

      Удалить
  7. панасоники буханки намного приятнее и по звуку, и по внешнему виду. сони убогие какие-то.

    ОтветитьУдалить