понедельник, 8 апреля 2013 г.

Протяжка Sanyo M-X620 и Saba RCR-426. Я знаю! Я знаю!!!

Ну вы помните, в каком виде мне досталась Saba RCR-426 и что было с ее механикой. Проблему надо было решать, к счастью при наличии интернета сейчас можно найти владельцев подобных аппаратов и благодаря такой взаимопомощи решить задачу. Я, конечно, подумал, что самый простой путь- это  посмотреть, как устроена механика у ближайших родственников. Лезть в отремонтированную магнитолу Ильи мне не хотелось, но когда-то приходилось чинить Sanyo M-X920, результаты ремонта я разместил на Шизе, думаю, что Костя не обидится, если я приведу здесь в качестве иллюстрации свои же фото с Шизы. Кто там зарегистрирован, может подробнее прочитать здесь.
Я писал, что мне ужас как не хочется ремонтировать такие сложные протяжки и я там на магнитоле Ильи отделался малой кровью. Но как говорили римляне Ducunt volentem fata, nolentem trahunt, что вольном переводе означает, что хочешь, не хочешь, а от судьбы не уйдешь. Вот эта "фата" и подкинула мне эту злосчастную Сабу.

Вот так эта протяжка выглядит в снятом виде. Снять ее с магнитолы очень легко: пять винтов и три разъема.

А так она смотрится сейчас с обратной стороны. Вполне благостная картина.

Но ко мне она пришла в несколько другом виде с постоянно работающим движком в режиме Tape. В этот режим протяжку принудительно вводило реле, завязанное на питание тюнера. Короче, чистая отсебятина в стиле господ Винтика и Шпунтика, ну а может и другие веселые человечки приложили свои  ручки, я бы лично поставил на Незнайку.
Мало того, что свисали набок кишки протяжки в виде "лишних" переключателей, так она еще крайне неохотно работала и все время норовила заклинить. Причина была проста, вся протяжка была в пыли, к тому же смазка ее высохла напрочь. Для начала я ее решил смазать, куда могла достигнуть тонкая отвертка с солидолом на кончике, стараясь разбирать протяжку по минимуму.
Ну с лица это было относительно просто сделать.
С обратной части пришлось снять кронштейн с двигателем. Кстати, в процессе ремонта протяжки мне пришлось поменять двигатель и связано это было с тем, что за родной движок мне сделали предложение , от которого я не смог отказаться. Поставил сюда обычный 12 вольтовый  на 2400 оборотов левого вращения.
Снять маховик с тонвалом очень просто.
Слева от подшипника тонвала шестерня привода автостопа и включения-выключения паузы, справа программная шестерня. Чтобы добраться до планки, которую собственно водит программная шестерня, мне пришлось шестерню снять тоже.
Так вот, механизм у Sanyo довольно сложный и я не зря написал в заголовке слова "Я знаю!". Если кто видел фильм братьев (а теперь уже и непонятно, может брата и "сестры") Вачовски "Облачный атлас", то там был один персонаж - забавный старичок в богадельне, весь лексикон которого состоял из слов "Я знаю! Я знаю!!!". Ну так вот я тоже знаю, как работает эта протяжка! Но вам поведаю, если интересно, мне не жалко, может кому когда-то это и поможет в ремонте. Илья, это я на твой 620-й намекаю.
Итак, при нажатии на любую, повторяю, на ЛЮБУЮ кнопку протяжки, деталь в виде металлического крючка (справа от программной шестерни) сбрасывает программную шестерню из положения Стоп и шестерня под действием пружины проворачивается на несколько градусов против часовой стрелки. Но этого небольшого проворачивания уже достаточно для того, чтобы зубчатый сектор ее шестерни вошел в зацепление с шестерней на тонвале.
Программная шестерня сдвигает черную пластмассовую планку влево и, если какая-то из кнопок протяжки продолжает оставаться нажатой, то планка захватывает шток этой кнопки и приводит через эксцентрик в действие механизм кнопки. Если же на какую-то из кнопок нажать кратковременно, то шестерня провернется, но планка не успеет захватить шток и желаемая функция не будет выполнена. Вот почему эти протяжки требуют не только нажатия, но и некоторого удерживания кнопки. В результате включения любой из трех из кнопок Play, F.Forward или Rewind поднимается длинный плоский шток, который замыкает контакт слева вверху (на фото он над левым подкассетником), обеспечивающий двигатель питанием (красный и желтый провод вверху) .
Механизмы кнопок довольно сложной конструкции, с эксцентриками, на этой Saba они пластмассовые, а на Sanyo M-X-920 металлические. Вид снизу на кнопки со штоками.
Вид сбоку.
Надеюсь, до этого пункта все относительно ясно. Только, наверное, непонятно, как же запитывается двигатель до момента, когда верхний контакт еще не замкнут, ведь нужно его обеспечить напряжением на целый оборот программной шестерни. А вот для этого и нужен переключатель, который "рационализаторы" просто выбросили.
К сожалению, если переключатель хотя бы свисал на проводах рядом (а могли бы умельцы накоротко соединить), то одну важную деталь выкинули напрочь. Мне ее изображение прислали добрые люди. Не хватало трехлучевой детали.
Отдельно по курьерской почте они же мне прислали пластинку с обрисованным контуром этой детали, благодаря чему я смог скопировать ее на куске тонкого алюминия и выточить примерно похожую деталь.
Латунную ось, чтобы винт не зажимал деталь, я нашел у себя в хламе и укоротил до чуть большего размера, нежели толщина детали.
Загнул правый фрагмент детали под 90 градусов, чтобы этой плоскостью деталь нажимала на переключатель и установил на протяжке.
Слегка подточил по месту, чтобы механизм работал без сбоев.
В результате система работает вполне успешно, то есть когда сбрасывается программная шестерня из положения "Стоп", наша деталь проворачивается против часовой стрелки до упора слева внизу и переключатель освобождается от давления загнутой лапки нашей детали и подает напряжение на двигатель. Шестерня делает оборот и выступающим штифтом отводит деталь вправо, размыкая переключатель, однако к этому времени уже включен верхний переключатель, соединенный в параллель с нижним. При нажатии кнопки Стоп сбрасывается верхний переключатель и система опять переходит в режим Stand By. При этом программная шестерня снова делает оборот.
Просто и гениально? На счет гениальности не знаю, но уж точно не просто. Но когда понимаешь принцип работы, уже существенно легче ремонтировать механизм.

А ведь я ее сделал, протяжку то! Честно говоря, после проверки работоспособности вспомнились строки "Ай да Пушкин, ай да сукин сын", но я не далеко Александр Сергеевич, это точно, да и персонаж Джачинто Маццателла тоже не шибко положительный киногерой, и тем не менее, я могу себя похвалить. А что, ведь получилось!

А вот обещанное фото протяжки с Sanyo M-X920. Чуть по другому сделано, но принцип тот же.
Апдейт. Прошел где-то год, как я включал Сабу, поставил кассету и хотел посмотреть, как будет работать протяжка. Понятное дело, она не работала. Опущу подробности, проблема оказалась в пресловутом переключателе, в одном из положений не было контакта. Пришлось и пружину переключателя распрямлять, и подтачивать самодельную деталь. Теперь опять работает вполне хорошо.
Кстати, Санье тоже отказался работать, раскрутил, подтолкнул маховик тонвала и дело пошло. Мораль: пользуйтесь или хотя бы изредка включайте ваши аппараты.







15 комментариев:

  1. Илья из Одессы8 апреля 2013 г. в 23:52

    М-да...Я точно ничего не понял...А еще у меня чуть голова от обилия терминов не разболелась:)
    Но за подробный разбор этой протяги огромное спасибо-уверен,что при ремонте Sanyo M-X620 мне это пригодится!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Зато ты наверняка лучше меня играешь на скрипке.:) Я даже "Мама, мама, что я буду делать" не смогу слабать.

      Удалить
  2. Какой тип солидола Вы используете для смазки ЛПМ? И почему именно солидол? На сегодня, есть много спец смазок, превосходящих по своим свойствам солидол.
    Мне рекомендовали смазку ШРУС с дисульфидом молибдена LIQUI MOLY LM 47, она испльзуется для типографских машин и т.д., наверняка для ЛПМ тоже годиться.
    Хотелось бы узнать Ваше мнение по этому поводу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да потому, что под рукой у меня есть баночка именно солидола, а искать особенные смазки мне в лом, да и не в коня корм все эти молибденовые смазки. У меня есть пакетик с молибденом, но ни разу применять его не доводилось, как то обходился и солидолом.

      Удалить
  3. доброго времени суток! разделяю Ваше удовлетворение от реанимации этой протяги (сталкивался с аналогичной на SIEMENS RS 806). мне пришлось наращивать на 0.7 мм, ту часть черной планки, что соприкасается с программным зубчатым колесом включения режимов. симптомы: при нажатии на клавиши, режимы включались и разу отключались = не хватало этих 0.7 мм для зацепа эксцентриков. естесственный износ от старости. победа пришла как раз 31 декабря 2012, за 4 часа до нового года:))))

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте! Помогите пожалуйсто советом. Sanyo M-X720K всё работает кроме кассеты. Перемотка в обе стороны а при нажатии play сразу срабатывает автостоп. Ещё не разбирал. Как вы думаете пассик? или другое? жду с нетерпением ответа. Заранее спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. там и пассики надо менять,и обрезинки на роликах( они одинаковые,3 штуки) и главное чистить все датчики,от них зависит вся логика работы механизма.

      Удалить
    2. Что такое датчик в Вашем понимании?

      Удалить
  5. Здравствуйте! Помогите пожалуйсто советом. Sanyo M-X720K всё работает кроме кассеты. Перемотка в обе стороны работает а при нажатии play сразу срабатывает автостоп. Ещё не разбирал. Как вы думаете пассик? или другое? жду с нетерпением ответа. Заранее спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Думаю, что пасик там непричем. Если коротко, то другое, а если длинно, то думаю, что программная шестерня делает оборот, но не включает плей. Может переключатель, рядом с ней стоящий, поломался.

      Удалить
    2. А он електронный или механическая деталь? А что с ним может случится .Просто хочется заранее уже быть подготовленным чтобы дров не наломать

      Удалить
    3. Переключатель трехконтактный, обычный. Откройте и увидите. Чтобы приготовить омлет, нужно разбить яйцо.))))

      Удалить
    4. если начинают вращаться подмотки,включается воспроизведение,а спустя секунды 2 срабатывает автостоп,то возможно пассик счетчика виноват - на счетчике стоит датчик автостопа.И если счетчик не крутится,то будет срабатывать автостоп всегда.

      Удалить
  6. добрый день!досталась saba 426,всё работает,но немец ещё в 90 годы заместо приводного ремня поставил обычную резинку.есть ли информация по размерам.интернет весь прочесал и по санио тоже?спасибо.Максим.

    ОтветитьУдалить
  7. Помогла статья при запуске кассетной части Saba RCR-426.
    Спасибо и Удачи!

    ОтветитьУдалить