среда, 10 апреля 2013 г.

Ремонт National RX-C50. Help Yourself

Вы помните по обзору National RX-C50, что в нем был сгоревший 100 вольтный трансформатор, который, как я надеялся, перемотают где-нибудь в кустарных условиях на 220 вольт и избавят меня от крайне рутинной работы по приспосабливанию какого-то неродного трансформатора в этот компактный аппарат (слово компактный я употребляю в том смысле, что свободного места там крайне мало). У меня были идеи врезать туда вместо родного какой-либо портативный Ш-образный трансформатор, но когда я попробовал запитать магнитолу от относительно крупного транса, который еще как-то можно было впихнуть в корпус National RX-C50, то этот кандидат сдох на середине громкости. Проблему надо было решать кардинально. Илья что-то говорил о умельце-рукодельнике в городе Николаеве и я уже готовился спихнуть магнитолу назад в Одессу, но Илья прозрачно намекнул, что отсылать надо только транс, а потом, по возвращению ожившего трансформатора, мне же и придется продолжить ремонт этого прелестного National RX-C50. А у него, помимо блока питания, не работал левый канал и с его компактностью искать этот дефект было малоинтересное занятие. Но потом я вспомнил, сколько доброго мне сделал Илья и устыдился своих мыслей по плавному съезду с ремонта этого National RX-C50.
Как-то просматривая свой блог, я увидел, что у National RX-C66 стоит в глубине подозрительно похожий плоский трансформатор и сказал Илье, что есть некоторый шанс отделаться малой кровью. Оказалось, что когда-то у Ильи было тело от National RX-C67-го и он его отдал за символическую плату одноклубнику в Крым. Ну а новый хозяин 67-го Роман готов отдать назад блок питания Илье. В общем, дней через 10 у меня уже был этот новый транс на 220 вольт.
К большому счастью, фирма Matsushita унифицировала свои узлы и по потребляемому напряжению оба аппарата были одинаковы, я имею в виду не напряжение сети, а выходное напряжение блока питания 13,2 вольта или же 12 вольт от батарей. Это сильно повышало шансы на успех. В очерченные на плате габариты новый трансформатор тоже укладывался.
Вот только выводы у него были по другому расположены, пришлось насверлить новые отверстия для выводов и кронштейнов.
В тех местах, где выходили выводы, я обрезал штатные дорожки с обоих сторон, соединил разорванные дорожки обводными проводниками, подвел к первичной обмотке 220 вольт и соединил вторичную с выпрямительным мостом.
Собрал, включил - все хорошо, аппарат играет, мощности ему хватает вполне. Да только очень уж новый транс жужжит. Прижимание его к плате, натирание заячьим хвостом и раскладывание карт Таро не особо помогли, пришлось проблему решать кардинально. В этом случае есть два варианта: паллиативный на продажу и "как полагается". Первый - это залить стеарином или парафином, второй - лаком. Я пошел по второму, более трудоемкому.
У меня остался от покраски одной из старых моих машин пузырек с лаком, которым я обильно залил соприкасающиеся металлические части. После этого постарался максимально просушить лак феном. Эту операцию я проделал несколько раз и несмотря на то, что у меня работали все вытяжки, пришедшая с улицы жена устроила мне разнос за специфический запах. Вдобавок к этому, руки липли очень сильно, ну и фен я слегка этим лаком таки перемазал.
Но трансформатор перестал гудеть! Проблема была решена. Наполовину, как оказалось потом.
Выяснилось, что магнитофон работает чудесно, линейный вход тоже, а вот в режиме тюнера слышен отчетливый низкочастотный гул. Проблема была в том, что этот транс в National RX-C67 стоял в глубине аппарата, а в National RX-C50 он практически впритык тюнеру. С таким явлением я уже сталкивался и знал, что эта болезнь лечится экранированием трансформатора пермаллоевым экраном. Добыть я его решил из старого трансформатора. Впрочем, почти на всех движках есть полоска пемаллоя, обмотанная вокруг корпуса. Так что найти пермаллоевый экран не очень трудная задача
Разбираем дальше.
Как видите, здесь даже два экрана
Оба экрана сняты с родного трансформатора. Посмотрите на его устройство. Он мало похож на Ш-образный и, вероятно, легче перематывается. Снять магнитопроводы из намотанной ленты довольно просто. Но у меня такой задачи не былою
С другого ракурса.
Я попробовал просунуть пермаллоевую пластину между тюнером и трансом и фон ушел абсолютно. Поэтому я выгнул пластину, придав ей П-образную форму и примотал скотчем вокруг трансформатора.
Эта проблема также была решена.
Я не буду особо рассказывать о том, что левый канал не работал в аппарате по причине, что в нем просто напросто поломался разъем. У меня был какой-то японский, снятый с донора, но выводы его не совпадали с дырками на плате. Насверлил, подпаял, все заработало. Синие провода справа на плате.
Было еще пару косяков, в том числе и по моей причине, но в итоге аппарат работает.
Что удивило, так это то, что в National RX-C50 лазили и похоже, что в Японии. Ну динамики же точно японец перекрасил. А вот откуда в старом аппарате появился двигатель Mabuchi 2006 года - это загадка.
Впрочем, протяжка работает, а это главное.
Для поиска одной неисправности мне пришлось снять центральную плату. Так вот, ее не вынуть, если с лица не снять плату регулировки звука, а под ней не открутить винт на шкиве тюнера.
Чтобы найти дефект, мне пришлось собрать платы в такую хлипкую конструкцию.
Зато добраться до любого элемента в таком виде довольно просто.
Кстати, потом собрать аппарат было не так легко, постоянно приходилось попадать рычажком записи в окошко, а этот рычажок все время складывался, короче, не без трудностей.
И тем не менее National RX-C50 сейчас работает и уезжает в порт приписки Одессу.

Зачем я вам подробно описываю эту чисто техническую часть? Ну может кто когда-нибудь  столкнется с подобной проблемой и не изобретать же велосипед, когда можно пройти по проторенному пути.








1 комментарий: