четверг, 25 октября 2012 г.

Aiwa TPR-300A

Эту Aiwa TPR-300A я раньше видел только в интернете и заочно она мне нравилась. Я в последнее время довольно прохладно отношусь к моно магнитолам, как говорила героиня сказки по гусей -лебедей, мол, стану я ржаные пироги есть, у моего батюшки и пшеничные не едятся, в том смысле, что тут стерео магнитолы ставить некуда, а еще моно куда-то надо девать. А тут она попалась мне совершенно случайно, покупал я Grundig Satellit 3000, платить пришлось немало, что поделаешь, вещь достойная, а тут и Айвочку предложили по цене на порядок меньше. Горит сарай, гори и хата, подумал я и не глядя купил.
Ну косметика у нее оказалась вполне приличная, все ручки на месте, царапин, не совместимых с жизнью тоже не было, правда внутри шкалы болталась зеленая стрелка верньерного устройства, но это не беда, делали и не такое. Вставил кассету, кассета играла, радио тоже работало. Было много разного рода мелочей, но не фатальных. Типа отрывающихся алюминиевых накладок на боках магнитолы или же не работающей лампочки индикатора настройки.
Вообщем, в итоге у меня получилось вот что.

Я на сей раз изменил своему правилу "Сначала чистка, потом ремонт". Просто сначала раскрутил посмотреть, как там и что, но и зацепился.
Самый главный дефект Aiwa TPR-300A заключался в свалившейся нитке верньера, то есть это я так думал, что она просто свалилась. Действительность оказалась чуть посложнее.
Аппарат был мне незнаком и потому разбирал я его по наитию. В общей сложности разбирать-собирать Aiwa TPR-300A мне пришлось раза четыре и последний раз я это сделал минут за десять. Но вначале передо мной была терра инкогнита.
Если попробовать кратко изложить алгоритм разборки, то сначала надо снять тюнер, потом вынуть протяжку и потом уже можно извлечь блок индикации и управления. Чтобы снять тюнер, нужно открутить винты (3 винта), отпаять короткий черный провод слева и вытащить тюнер наверх.
В моем случае это было неважно, так как нить верньера уже упала, но если вам не хочется разгадывать ребус, что, куда и сколько витков мотать, то постарайтесь, чтобы маховик КПЕ остался у вас внизу, на нижней плате, в противном случае он легко вытащится с нарушением натяжки нити верньера.
Но если при снятии тюнера вы его будете придерживать хотя бы отверткой внизу, то верньерное устройство будет выглядеть так (на намотку нити у меня ушло минут 30-40, пока понял, как правильно наматывать ее). Как видите, маховик (белое колесо) снимается с насадки КПЕ, на которой он сидит довольно плотно.
Так как в моем случае слетела еще и стрелка верньера, находящаяся между шкалой и стеклом, то мне пришлось вынимать всю конструкцию, чтобы добраться до шкалы.
Внимательно изучив все устройство, я понял, что нить слетела отнюдь не просто так, а в результате отломавшегося элемента ее натяжения.
Что-то должно было натягивать нить, прежде чем она переходила от шкалы к верхнему блоку. Может это был какой-то выступ или еще что, я не понял замысел конструкторов.
Поскольку везде нить шла по блокам, я решил установить тоже блок. Нашел ролик с донора, из алюминиевой проволоки сделал ось и в несколько операций вплавил ее в тело, все время вынимая ее. Потом пропустил нить внизу, установил ролик и вставил ось. Получилось вот так.
После этого натянуть верньерное устройством было делом техники, ну и опыта, разумеется.

Апдейт 1. Ремонтируя другую такую же Аиву, увидел, что никакого блока там нет, нить трется о закругленную пластмассу.
 
Далее, поскольку изначально Aiwa TPR-300A была рассчитана на прием FM диапазона до 104 Мгц, решил растянуть FM до 108. Для этого выпаял конденсатор на 27 пкф, дело это не очень простое, так как весь участок обильно залит парафином. На фото его место левее катушки гетеродина между двумя округлыми коричневыми конденсаторами.
Методом подбора я вместо выпаянного конденсатора поставил емкость на 20 пкф, можно было  вполне использовать и 18 пкф; с помощью сердечника катушки гетеродина я вогнал FM в диапазон 87,5-108 МГЦ.

Апдейт 2. На втором аппарате 20 пкф было слишком большой емкостью, пришлось заменить на 18 пкф. Сердечник катушки надо будет вкручивать, желательно разогреть феном парафин, чтобы не сломать сердечник отверткой.
 
Собрал всю конструкцию и вспомнил, что я не проверил, горит ли лампочка индикатора настройки? Разумеется, она не горела. Пришлось разбирать все, конечно же, нить верньера благополучно слетела с маховика. Лампочка там стояла хитрая, я таких ранее не видел, длинная, с цоколем. На нее шло порядка 7,5 вольт.
Апдейт 3. Во второй Аиве лампочка стояла уже без цоколя, фирмы Stanley, припаянная к проводам. Видимо, лампа с цоколем была неродная.

Поставил взамен этой маленькую девятивольтовую, горит, конечно, не так ярко, зато более долговечна.
Так как все уже практически работало, собрал аппарат, проверив несколько раз, не попали ли пылинки между шкалой и стеклом. Так стекло протиралось несколько раз, оставшееся статическое электричество притянуло невесть откуда взявшуюся черную шерстинку. Для меня посторонние предметы под стеклом такой раздражитель, что прям кушать не могу. 
Разобрал Aiwa TPR-300A по новой. Собрал. Решил помыть. Капли воды проникли на шкалу. Когда они высыхают, то оставляют белесые пятна. Разумеется, разобрал по новой, вытер и собрал. Короче, автомат Калашникова собирается, конечно, быстрее, но я думаю, что для меня сейчас уже не намного, нежели я справляюсь с этой Aiwa TPR-300A.:)
Как я говорил, с протяжкой проблем не было, потому я вам просто даю ее фото без подробностей.
Сбоку протяжки стоит механизм, выключающий с помощью электромагнита радио, как он это делает, я не разбирался, конструкция заковыристая.
Вид на шестеренки такой.
Блок питания находится на задней крышке Aiwa TPR-300A.Там стоят два предохранителя, высоковольтный и низковольтный.

Динамики. А вот они просто отличные. Эллипсообразный низкочастотник играет так, что просто заслушаешься, я могу только с грюндиговскими сравнить. 

Настоящий бумажный ВЧ динамик уж никак не назовешь пищалкой.
Со звуком, вообщем, все более, чем в порядке. И в целом аппарат Aiwa TPR-300A производит впечатление качественной вещи, сделанной для длительной эксплуатации. Вес его довольно существенный, ручка настройки выточена или же отлита целиком из алюминия, никакого напыления нет и в помине. 
Да, Aiwa очень солидная фирма. Была, увы.
Умели же делать вещи тридцать лет назад.
Посмотрите еще несколько фото этого шедевра? произведения технического искусства? Не знаю, сами выносите решение, но если вам попадется она, не думаю, что оставит вас к себе равнодушными.








9 комментариев:

  1. Владимир, я уже давно заимел первую такую без ручки настройки. После неудачных поисков ручки купил вторую с ручкой. Как вы "побороли" отслаивающиеся боковые алюминиевые панели? Рихтовали их?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Слегка порихтовал, методом выглаживания с обратной стороны плоской отверткой, ну а потом посадил просто на двухсторонний скотч. Можно было и на клей, но чего-то не захотелось.

      Удалить
  2. Здравствуйте! Если не секрет то за сколько Вы её купили?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Что-то порядка 25-30 долларов, я брал ее вместе с другой техникой, потому точно не могу сейчас сказать.

      Удалить
  3. ПРОДАМ НА ЗАПЧАСТИ ДЕШЕВО 8-926-213-36-78

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте! На моей Aiwa TPR-300A конденсатор не пришлось менять,попробовал сначала покрутить контур,меньше двух оборотов и сразу вышел на 108мгц. подкрутил подстроечник на КПЕ и выгнал максимум сигнала по индикатору настройки и четко загорелась лампочка.88мгц. сьехало за предел шкалы,но еще есть свободный ход стрелки влево.Класс,звук приличный и по качеству и громкостью.Стоял у меня на продаже,снял и оставил для себя,жаль такой классный аппарат отдавать.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо Вам Джатинто, благодаря Вашей статье не пришлось ломать голову что крутить.Кстати в контуре выкручивал сердечник наружу,а не во внутрь контура,повезло.

    ОтветитьУдалить
  6. Старое... лампочку настройки искать забодался. детали не подписаны, рисунка печати и деталей нет в сети, всё по наитию и схема была.
    2 дефекта. умерла цепочка звука АМ и транзистор стабилизатора 6,6в, но это надо было все найти.
    Потом целился чтобы всякие щелки-защелки попали в нужные места, как обычно куча проводов, но как-то всё закрыл и даже работает.
    Не, ребят, аппарат обычный, ничего в нем особенного нет разве что динамики. Снимать колесо настройки категорически отказался а то пипец.

    ОтветитьУдалить
  7. продам на запчасти дешево айву, шарп 555,панасоник р ку 547д и музыкальный ценнтр санио дже х 696, видеомагнитофон панасоник нв-430 тел 89661538280

    ОтветитьУдалить