суббота, 26 октября 2013 г.

General MG 345 и Rapor MG 345. Айн, Цвай, Драй.

Сначала немного о своих вкусах.
Ну вот люблю я что-то необычное, неординарное. Простые, широко распространенные аппараты меня уже не цепляют, то же относится и к более сложным, например, к Sharp WF-939. Ну был он у меня раз двадцать за последнее время, оскомину набил, смотрю на него только через призму, можно ли на нем срубить сколько-нибудь немножечко денег. Но если встречается вещь с какой-нибудь загогулиной, место которой в кунсткамере, тут я стараюсь ее не упустить.
Вот такой не совсем стандартный магнитофон попал мне года два назад, купил я его недешево, но ни разу пока об этом не пожалел. И дело не в том, что он как-то необычно красиво звучит, рядом с Saba Transeuropa делать ему особо нечего. Оба аппарата не сложные, но они ценны по разным причинам. Saba играет - заслушаешься, а Rapor MG 345 просто необычно выглядит. Так же нестандартно смотрится, например, Sanyo M 9819-2K с кучей динамиков, но подержав у себя его некоторое времени, без всякого сожаления от него избавился. Внешне вроде забавный, но когда я ознакомился с нутром, понял сразу - дешевка. Но изучение содержимого Rapor MG 345 меня совсем не разочаровало, все сделано, хотя и кондово, но солидно. И вот ко мне попал его брат близнец General MG 345. Вернее, я его специально выпас и приобрел. Зачем? А что бы было.
Итак трехкассетник. Один карман - понятно, два тоже, но зачем третий? Ничего не могу сказать. В голове ну разве что только следующие ассоциации. В детстве сказку нам читали про крошечку Хаврошечку, так там был персонаж Триглазка. Ей понадобился третий глаз, когда два других её глаза усыпили какой-то болтовней.
В реальной жизни тоже бывает всякое. Например, переиначенный афоризм "Одна голова хорошо, а две смотрятся уже как-то некрасиво" в отношении Эбигейл и Бриттани Хенсен , наверное, излишне категоричен.
Но давайте вернемся к технике. Помните, в автомобильном мире до войны выпускалась легковая Tatra T87 с тремя фарами,

а уже после войны в Америке был довольно интересный, но коммерчески неудачный проект, Tucker Torpedo Sedan, у которого центральная фара поворачивалась  в соответствии с поворотом руля?

Сказать, что эти машины смотрелись красиво, не могу, хотя Таккер мне очень нравился, зато сейчас обе они являются заветной целью многих автоколлекционеров.
Вот из этой серии и наши близнецы General MG 345 и Rapor MG 345.
В данных магнитофонах третий кассетник был предназначен исключительно лентяям, которым в тягость встать со стула и подойти сменить кассету или хотя бы ее перевернуть, больше ни для чего.  Об этом, собственно, гласит надпись на фасаде Triple Relay Play, которая реализуется последовательным включением следующей деки после того, как на предыдущей срабатывает автостоп.
Все, больше ни для чего третья протяжка не была нужна. Я так понимаю, что если бы стояла задача непрерывного трехчасового звучания, то мы бы имели в данном случае четырехкассетник. Ну или разве что, если предполагается взять такую магнитолу в длительное космическое путешествие и вдруг там сломается сразу две деки, то третья вас спасет от тихого шепота звезд.

Первый купленный мною Rapor MG 345 был вполне исправным, тогда требовалось только выполнить кое-какой минимальный сервис и аппарат вполне неплохо запел. Но меня тогда при вскрытии аппарата удивило отсутствие центрального динамика, хотя кронштейны для его крепления на лицевой панели присутствовали. Однако никаких проводов к центральному грилю не подходило и даже следов, где могли бы они располагаться, не было заметно. Потом я нашел подобный аппарат то ли на российском Slando, то ли на Avito. Я списался с его хозяином, живущим в Москве, он подтвердил, что через решетку он видит динамик. Собственно, несведущему человеку довольно трудно разглядеть за сеткой, есть ли там диффузор или нет, особенно, если он без блестящего пыльника.

Потом совсем уже недавно позвонил мне один господин из Львова, известный тем, что продает аппаратуру по космическим ценам, и сообщил, что у него появился такой магнитофон без ручки настройки тюнера. В его аппарате центрального динамика тоже не было.  В общем, интрига с этим громкоговорителем нарастала. Когда я увидел его на украинском аналоге "Молотка", я первым вопросом спросил хозяина о этом динамике. Он как-то неуверенно сказал, что вроде внутри что-то виднеется. И вот после торга этот General MG 345 у меня и первым делом я его вскрыл, конечно же "не ради истины, а в интересах правды".
Смотрите сами на его фасад изнутри.
Как видите, динамик есть, но он пассивный. Диаметр его как минимум, 17 см в диаметре. Что меня удивило, подвес (желтого цвета) был из полиуретана, но почему-то довольно жесткий.
Под динамиком были три прокладки из толстого картона, между которыми оставались довольно приличный зазоры, да и через место, где могла стоять четвертая прокладка, тоже спокойно мог проходить воздух из закрытой акустической системы.
 Активные динамики были родные, 16 см, с тканевыми подвесами.
Мощность их была 15 ватт, сопротивление 4 ома.
ВЧ пищалки пьезоэлектрические, я их даже фотографировать не стал, ибо нечего.
Закрытую акустическую систему образует, помимо пластмассовых стен магнитофона, толстый, миллиметров в пять, лист оргалита, который, собственно, отделяет пространство динамиков от электрическо-механической части аппарата. Вот этот прессованный картон виден вверху над блоком питания.
У аппарата была куча мелких старческих болячек, которые удобнее всего лечить, когда вам легко добраться к узлам и деталям. Так вот в этом смысле General MG 345 и Rapor MG 345 очень умно все сконструированы, откручиваешь 4 винта и общее шасси с механикой и электроникой вынимается из корпуса.
Внутри остаются только две антенны и их разъемы.
Как мне было заявлено при продаже, General MG 345 жевал ленту. Действительно, этот дефект был обнаружен на первой деке. С этим было все понятно, менять надо прижимной ролик на протяжке, лучшего решения не придумаешь. На второй вроде все работало, но была слегка замедленная скорость воспроизведения, а третья просто не крутилась. Вернее, она чего-то как бы дергалась и даже, если ее поставить в режим "Пауза". с внешней помощью могла раскрутить свой маховик.
Я замерил напряжение на ее двигателе, было что-то порядка от трех вольт до максимум пяти. Это на 9-ти вольтовом двигателе. Поскольку все три двигателя аппарата были идентичны, то даю фото соседнего мотора.
Начал искать причину, почему так было. На плату протяжки приходило что-то порядка 11 вольт. Плата простенькая, ломаться там нечему, основные детали ее относятся к функции "Запись" магнитофона.
Переключая в разных режимах протяжку, я один раз заметил, что она стала хорошо работать, причем удержать маховик ее было трудно, хотя в прошлые разы он останавливался сам по себе. Сразу стала понятна проблема этой протяжки. У нее подгорели контакты переключателя, ответственного за включение мотора.
На месте почистить их трудновато, потому открутил один винт и вытащил контактную группу наружу.
Проще всего зачистить такие контакты сложенной в два раза наждачной бумагой, что я и сделал.
Прикрутил контакты назад - проблема была решена.
А вот с первой декой пришлось повозиться, потому как хотелось отделаться малой кровью. Попробовал зашкурить прижимной ролик, ничего не вышло, он по прежнему выталкивал ленту.  Пришлось его снимать и ставить новый из запаса.
Вроде все то же и на ощупь еще как бы и упругий, но один работает, а второй ленту рубит.
На первой деке пришлось заменять и пасик, потому как старый просто проскальзывал на шкиве мотора и по этой причине скорость плавала. К счастью, данная процедура на такой протяжке довольно проста. Отрегулировать саму скорость легко с помощью тонкой отвертки через отверстие в центре на задней крышке двигателя, что я и сделал в случае со второй декой.
С проблемами механики на General MG 345 было все покончено, осталось только с электроникой повозиться. Как видите, почти вся электронная часть располагается на одной плате.
С обратной стороны плата выглядит так. На левой стороне расположен четырех диапазонный тюнер.
Контактные группы переключателей от редкого использования окислились так, что на переключателе диапазонов кроме FM другие волны не принимались. Общий переключатель родов работ работал своеобразно. Режим Tape из положения Off включался только через Radio. Пришлось залить контакты ВэДешкой, дать немного постоять, чтобы окислы раскисли, а после несколько раз подергать переключателем. Помогло: и диапазоны AM появились, и режим Tape стал самостоятельно включаться.
Справа усилитель.
УНЧ, как видите, выполнен на микросхеме Toshiba.
С противоположной стороны платы видна огромная скоба радиатора.
Вот, собственно и все. Если кто ожидал технических изысков, то тут я вас разочарую, все просто и понятно. Система продленного звучания тоже не шибко хитрая, нажимаем на всех деках кнопку Play, когда первая, нежели думать, как сделать реверсное воспроизведение. Сейчас за эту лень, я думаю, коллекционер поблагодарит разработчиков General MG 345 и Rapor MG 345, потому как реверсных магнитол много, а трехкассетников раз, два и обчелся.
Я отчетливо осознаю, что не каждому по душе придется такой не особо изысканный, , можно даже сказать, брутальный магнитофон. Кто-то по Sharp WF-939 страдает, но это не я. У меня как-то было одновременно штук пять 939, но как-то все их распихал, в том числе и те, которые составляли коллекцию (обычный; обычный, но Полар; серебристый и 940-й), а сейчас оставил себе всего один - хватит.
А вот такая парочка General MG 345 и Rapor MG 345 мне нравится, и если буду какой из них отдавать, то только в обмен на что-то такое же необычное и ценное, в моем понимании, естественно.
Кстати, чем, кроме надписей, отличаются между собой General MG 345 и Rapor MG 345,  я не понял.


К магнитоле прилагался вот такой старомодно выглядящий сетевой шнур с очень маленькой вилкой производства компании Daiwa.
Апдейт. Снял ролик на Youtube.
А теперь просто фотографии.
 
















5 комментариев:

  1. Аппарат для клЮба , а хозяин данного шедевра - так с расчёской в заднем кармане брюк клёш. Нет- нет - не ув. Джачинто -чур меня чур)).

    ОтветитьУдалить
  2. Володя, здравствуйте! Хочу внести некоторые уточнения по этим аппаратам.
    Существуют две отличающиеся модели: 345 и 345D. В версии D два кармана пишущие, но также есть возможность последовательного воспроизведения как и на обычном 345. Клавиши на всех трёх деках узкие, в том числе и на воспроизводящей - рядом с клавишей Play есть ещё клавиша Synchro Start.
    Как 345 (в том числе и Rapor), так и 345D, имеют разные исполнения корпусов - серебристого и "под дерево". Что интересно и тот и другой вариант сделан при помощи наклеенной на корпус плёнки, то есть корпуса не окрашены. Это можно увидеть посмотрев на магнитолу снизу, видно как плёнка покрывает верх и боковины корпуса, но низ остался чёрным. Кстати, плёнка эта неважнецкая, у меня есть оба исполнения этой магнитолы, но состояние плёнки плохое. Хуже, чем если магнитола просто красилась бы.
    И главное: по поводу пассивного излучателя в центре.
    Он должен быть НА всех 345, 345D, включая Rapor!
    Но дело в том, что подвес излучаетеля осыпается в хлам, вплоть до того, что он начисто исчезает, превращаясь в пыль, и тогда диффузор просто болтается между корзиной и передней сеткой. У этого диффузора нет ни катушки, ни центрирующей шайбы, которые держат диффузоры обычных динамиков при осыпании подвеса, следовательно он просто проваливается вниз в корзину. На обоих моих 345 так и было. Кроме того в интернете достаточно информации о том, что надо менять подвес этого излучателя. Судя по всему, на одном из ваших подвес уже заменен (он жёлтого цвета), а на Rapor-е предыдущий хозяин просто снял излучатель. Кстати, те прокладки из картона, о которых вы писали, их тоже 4 штуки, а не три, и они являются составной частью излучателя, то есть приклеены к нему. В вашем случае, видимо одна из них была просто утеряна при ремонте подвеса.
    С наилучшими пожеланиями и приветом из Баку, Ариф!

    ОтветитьУдалить
  3. В догонку по поводу пассивного излучателя: внимательно посмотрел ваши картинки, эти три картонки не должны стоять так, как в вашем случае. Они приклеены к подвесу и находятся внутри корзины, но точно так, как на обычных динамиках. У вас же их сняли и не поставили на место по простой причине - это "неправильный" для этого динамика подвес, у которого очень широкая "волна". Следовательно, волна налезла на край корзины и картонки там уже не поместились. Ну недолго думая их просто вынесли за пределы и зажали динамиком... Поэтому и зазоры и прочее.
    Вообще, картина старого подвеса уникальная. Как я писал в предыдущем посте, подвес превращается в пыль, причём настолько, что для поклейки нового подвеса даже не надо чистить старый, от подвеса остаётся только тонкая полоса клея под диффузором, и всё! Я такое вижу впервые, если честно. Жаль тут невозможно картинки в комментариях добавлять, я бы показал как это выглядит )
    Если будет интересно, напишите на почту, мы с Вами неоднократно переписывались и у Вас должен сохранится адрес.

    ОтветитьУдалить
  4. Отличная статья. Папа тоже такой rapor привёз в 70-х. Рабочий вид и на батарейках проверяла, но вот незадача - утерян сетевой шнур, да изящный. Но у нашего ещё и три дыры подключптеля вместо стандартных двух. Теперь не найти наверное такой шнур.

    ОтветитьУдалить