понедельник, 28 апреля 2014 г.

Медео РМ-102С. Интернациональный по форме, социалистический по содержанию.

Помните формулу социалистического реализма "национальное по форме, социалистическое по содержанию"? Вот содержание получалось социалистическим при советской власти всегда, а форма очень часто выходила какая-то кривоватая. Магнитольное искусство было на протяжении многих лет перед Родиной в долгу, реально у производителей получалось в основном черти что: какие-то ужасные материалы, примитивные решения, ну а про тактико-технические характеристики вообще молчу. Понятно, что все лучшее шло на оборонку, но нельзя же было так сильно не любить свой народ, чтобы пичкать его, скажем, Весной 212 С-4, которой наклепали столько, что на каждой барахолке обязательно встретишь, как минимум, хотя бы одного этого уродца. Но ветер перестройки в конце восьмидесятых все же начал дуть в зад нерадивых производителей товаров широкого потребления, а может решения XXVII съезда КПСС стали воплощаться в жизнь, но в общем кое-где у кое-кого порой стали появляться интересные аппараты. До японских шедевров и даже обычной массовки им было еще далеко, но их уже можно было в руки брать без омерзения и даже, наверное, слушать. Вот такая получилась многословная преамбула. А сама амбула выглядит так.
Купил я этот Медео РМ-102С на рынке ни свет ни заря, мой знакомый продавец запросил за него что-то чуть больше 4 долларов в эквиваленте на национальную валюту. Я взял в руки магнитолу, совсем не удивившись ее тяжести, так как это советское изделие легким не могло быть априори, не зря тема моей недописанной в юности диссертации была что-то типа "снижение материалоемкости машиностроительной продукции", оглядел ее на предмет наличия всех ручек-кнопочек, отметил про себя сильно облезший ее вид, построил в уме логическую цепочку Ледяной каток "Медео"-Казахская ССР-Петропавловский завод-"Казахстан 101" и понял, что "эту азбуку я беру", тем более всего за 4 сольдо, хотя внешний затрапезный вид мог предположить суп из топора с последующими дополнительными вложениями.

Я не сфотографировал Медео РМ-102С в грязном виде, потому как первым делом отмыл магнитолу от всей скопившейся за годы гадости. У нее была еще какая-то особая болезнь, во многих местах краска начала сходить с пластмассы корпуса. Причем это происходило как-то странно, серебристая краска на верхних частях магнитолы практически сошла вообще, в средней части передней панели она легко соскребалась ногтем, а вот внизу держалась намертво. Серая краска на центральной части передней панели легко смывалась водой, однако надписи при этом сохранялись.
Я стал соскабливать легко сходящую серебряную краску.
У меня была идея вообще оставить корпус некрашеным, пусть будет он серого цвета.
Однако, чем дальше я опускался по передней панели вниз, тем труднее было удалять старую краску и тем более унылым становился вид передней панели.
Я понял, что без перекраски передней панели мне не обойтись. Пришлось снять стекло и все элементы с панели, которые имели другой цвет.
Для покраски купил в авто магазине голландскую серебрянку "Air Crafts", она оказалась довольно качественной и мгновенно сохнущей, что позволяло окрашенные детали практически сразу заносить в дом, несмотря на крики жены, что ей воняет.
Нижнюю светло-серую панель я тоже слегка освежил, задув сначала черной краской, а потом слегка серебрянкой.
Если снимаешь грили, то почему бы и их тоже не освежить? Родные были серого цвета, я их подкрасил черной краской. Хуже не стало.
В общем, в итоге я покрасил и облезлую заднюю панель, а также освежил бока Медео РМ-102С.
А вот верхнюю панель трогать не стал, на ней практически полностью сошла родная серебрянка, зато надписи практически все сохранились.
Кое-где голубая краска тоже пострадала, еще до меня, конечно, но если я найду подобную краску, попробую восстановить и эту полосу.
В центральной части в некоторых заковыристых местах остались трудно удаляемые островки родной серебрянки, но они в глаза не бросаются, их присутствие постараюсь пережить.
В итоге моего рефреша Медео РМ-102С приобрел вполне приличный вид.
Покончив с косметикой, перешел к социалистическому содержанию. Ну а какое содержание может быть, если в Медео РМ-102С стоят быстросохнущие конденсаторы К50-6? У электронщиков есть аксиома, хочешь, чтобы старый аппарат заработал, меняй электролиты. Это правило особо актуально по отношению к нашей технике.
Дефектовка Медео РМ-102С выявила практически мертвый один канал. Где прикажете искать причину?
Я начал с УНЧа. Первый же подставленный новый электролит к подозреваемому К50-6 прорезал звук на этом канале. В связи с тем, что задняя крышка тоже снимается, доступ к платам очень удобный.
Чтобы выпаять конденсатор, лучше вынуть плату УНЧа, тем более, что она легко снимается. Второй подставленный импортный электролит тоже дал прибавление в звуке.
В принципе в подобной технике самым правильным решением был бы принцип турецкого султана, который утопил весь свой гарем, заподозрившего в неверности одну из своих наложниц. Потому я решил освежить в УНЧе все электролиты.
Сказано - сделано, я поменял все К50-6. Весь вырубленный сухостой УНЧа отправился в мусорное ведро.
Однако один из каналов все равно был тише другого. На плате УНЧа были установлены еще 3 маленькие платы, причем две из них одинаковые. Я поменял одинаковые платы местами, звук не усилился, значит дело было не в них.
У меня в наличии было не так много импортных конденсаторов, а поскольку был вечер, взять их было негде. Поэтому я решил оставить две маленькие платы, как есть, и перешел к третьей. Подставлять к ней конденсаторы было невозможно, к ним было просто не долезть, пришлось подпаивать поочередно. Третий раз подряд повезти не могло по теории вероятности, потому сухой конденсатор оказался предпоследним из всех находящихся на плате. Я решил поменять тут все электролиты, благо на эту плату их у меня хватало.
Теперь два канала играли одинаково и даже одинаково хорошо. Кстати, звук у магнитолы мне очень понравился. Я ранее не совсем лицеприятно высказывался о подобных советских динамиках, но здесь их особо упрекнуть было не в чем.
Высокочастотников в Медео РМ-102С не предполагалось, но эти широкополосники работали неплохо.
Еще в Медео РМ-102С как-то вяло и неубедительно работала протяжка, я грешил на растянутые пасики.
Подобную протяжку я где-то уже видел, но сейчас вспомнить не могу.
Открутил винты и снял механизм, да, основной пасик очень растянут.
Протяжка мне очень понравилась, настоящая, с тяжелым маховиком. Соленоид тут служит для обеспечения работы системы поиска песен.
Механизм автостопа с червяком, такие я видел на тайваньских протяжках.
Заменить пасики было просто, однако анемия протяжки не исчезла, мотор легко останавливался при легком прикасании к шкиву. Нужно было искать причину.
Померил напряжение, приходящее на плату стабилизации двигателя, оно варьировалось от 4 до 5 вольт. С учетом , что на саму протяжку приходило 17 (!) вольт, этого было явно недостаточно. Начал искать, где оно падает. Подозрение пало на переключатель.
Замерил его сопротивление. Во включенном состоянии вместо нулевого сопротивления у него оно варьировалось от 600 ом до 2 ком. К моей удаче этот переключатель оказался легко разбираемым. У него внутри подгорели контакты, такое бывает и на импортных магнитолах. Зачистка наждачной бумагой решила эту проблему.
Пока снята протяжка, можно посмотреть, что под ней. Да, тут тоже есть пресловутые К50-6 и по хорошим делам их тоже бы надо поменять, однако тогда магнитола будет похожа на этакий гарлемский автомобиль, заправка которого удваивает его цену. И это я не считаю свой труд.:) Решил, что пока работает аппарат, трогать не буду.
Правее этой платы находится тюнер, он состоит из нескольких узлов, в предназначение которых я не вникал, если надо будет, то в интернете я нашел хорошее описание конструкции Медео РМ-102С.
Для меня загадка, например, что это за элемент левее черной стяжки. Какая-то длинная металлическая деталь с четырьмя выводами. Не буду проявлять излишнее любопытство, пусть работает неопознанной. Ignoramus et ignorabimus.
Что сказать про Медео РМ-102С? Он мне понравился и я получил удовольствие от возни с ним. Понятно, что этот труд никто не оценит, но мне достаточно того, что это было приятно мне самому.
Аппарат этот делали, явно держа перед глазами некоторые образцы зарубежной техники и вовсю старались не упасть в грязь лицом. Он и внешне неплох, у него есть и индикатор в виде светодиодной дорожки,
и подсветка, и система поиска ближайших треков,
и эффективно работающее расширенное Стерео, и три фиксированные настройки на УКВ.
Короче, получилось очень неплохо, почти хорошо.
Другое дело, что элементная база была слаба, отсюда и ненадежность, и болячки. Но вот протяжка вообще хорошая вышла. И внешний вид не вызывает аллергии. Если абстрагироваться от шелушащейся краски, конечно, хотя может это только мой экземпляр страдал экземой, а у других кожа была чистая и загорелая.
Можно было бы пыльники поставить блестящие, но это, видимо, было выше сил завода. Где в казахских степях найдешь такие пыльники?
Кнопку включения на левый бок вынесли, не самое изящное решение.
Также кнопку переключения типа ленты и еще какую-то под загадочной аббревиатурой СП1\СП2 вообще сзади сделали.
Но с этим можно жить, не каждый раз их включаешь и тут проблема может быть только, если аппарат стоит в серванте и к нему трудно добраться. Но Sanyo тоже грешила выносом переключателя диапазонов на спину аппаратов, а им значительно чаще пользуешься, но мы от этого их меньше не любим ведь? В общем и целом очень даже неплохо, зачитываем.
Что буду с ним делать? Постоит пока, в интернете продавался почти новый Медео РМ-102С с документами за очень скромную сумму и очереди за ним я не заметил. Но сейчас , похоже, ни за чем очереди не будет, рынок на спаде, времена смутные, не до магнитол. И тем не менее, если вместо зомбоящика смотреть на такие магнитолы, жизнь становится как бы и совсем ужасная. А если социалистическое содержание слегка разбавить капиталистическим, то и слушать вполне можно.
























17 комментариев:

  1. Меня в этом аппарате совершенно убило качество выплавления корпуса. Он весь в изъянах! На вашем их тоже полно. Неумели выплавлять пластиковые детали? Но качество корпуса у Арго 004, на порядок лучше. А вот 006 уже был шагом назад, хоть он и качественней выплавлен чем Медео.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Корпус ужасен, видимо пластмасса давала усадку, отсюда и волны.

      Удалить
  2. железная штука с 4 ножками очень похожа на ФСС, правда я встречал в пластмассовом корпусе

    ОтветитьУдалить
  3. Володь, тут случайно не Вашу магнитолу какая то барышня из Новосибирска продаёт?)) http://www.avito.ru/novosibirsk/audio_i_video/prodam_magnitoly_324730596

    ОтветитьУдалить
  4. так фотка вроде как у вас, да и розетка на стене один в один и паркет))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Точно, паркет вроде мой, и розетка по прежнему та же, значит и Шарп изображен мой.:) Ну значит народу в лом делать фото своего или же продаваемый Шарп существенно хуже, нежели на картинке, потому с интернета вытащили благостную картинку.

      Удалить
  5. Анонимный1 мая 2014 г., 8:16

    а откуда в Польше столько магнитол вообще?перевалочная база или их там так свободно продавали в своё время?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Поляки из Германии тащат, этот рынок, откуда их везут, находится недалеко от немецких земель, так что недалеко таскать не приходится.

      Удалить
    2. Анонимный1 мая 2014 г., 8:40

      Володь, а почему у вас в коллекции нет Шарпов с пластинками серий VZ? не попадаются или не интересуют в принципе?

      Удалить
    3. Не цепляют. Было пару раз, но мне они кажутся нелепыми громадинами, в общем, не мое. Да и мороки с механикой их много, иголки тоже искать надо, ну их.

      Удалить
  6. Анонимный2 мая 2014 г., 5:41

    насчет восстановления синих надписей. тут внезапно пришла мысль - а что если использовать фоторезист? он правда получится не голубеньким, а насыщенно фиолетовым, но это даже прикольно ;) ну и лаком сверху покрыть обязательно. а можно использовать паяльную маску с УФ засветкой. вопрос только как ее наносить...

    или можно при помощи фоторезиста делать так сказать трафарет, потом красить из баллончика и потом смывать резист - банально раствором соды.

    ОтветитьУдалить
  7. Кнопка СП1, СП2 это изменения уровня подмагничевания, т.к. у железной и хромовой плёнки он разный.А на открытой магнитоле, на батарейном отсеке штампы с фамилиями сохранились?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кнопка СП1, СП2 это отстройка частоты генератора стирания-подмагничивания магнитофона. Применяется при записи с АМ радио когда гармоники ГСП глушат сигнал.

      Удалить
  8. Недавно восстанавливал свою Медео-102, столкнулся со всеми вышеописанными проблемами. Так-же и корпус перекрашивал, тот-же микрик в ЛПМ, электролиты. Кстати алюминиевая коробка с 4 ногами это преобразователь напряжения 30в для варикапов. Радиоприемная часть как на тюнере Радиотехника-101с со всеми вытекающими параметрами, довольно просто перестраивается на ФМ (стереодекодер собрал на ТА7343). ЛПМ очень напоминает SHARP-GF8585/204, но на Медео детонация 0,09-0,15% DIN, на моем SHARP-GF204 0,18-0,25% DIN. Тракт воспроизведения с головкой Д810 линеен в диапазоне 30-18000гц (японцам с бюджетным пермаллоем на зависть). Вот с записью печаль, коррекция усилителя расчитана похоже под венгерские головки 3D24N и вытянуть лучше 50-12,0 на 1 типе и 50-15,0 на 2 типе не получилось, да собственно сейчас это уже и не актуально. Ремонтопригодность на высоте, со звуком все ОК. Только на большой громкости динамики начинают «пердеть» на басах, слабоваты они
    Очень хорошие впечатления оставила о себе магнитола (покраска не в счет)

    ОтветитьУдалить
  9. Спасибо Владимир что возвратили к жизни,я считаю достойный дефицитный аппарат времён Советского Союза! Ну чем не Советский Шарп?))

    ОтветитьУдалить
  10. На секундочку - если всё ещё интересно что это за вытянутая металлическая деталь такая, так я отвечу... Это преобразователь напряжения настройки для варикапов, выполненный по гибридной технологии и залитый эпоксидным компаундом) Век живи - век учись) Кстати, был у меня где-то справочный листок по таким штукам, найду - отсканирую, не забыть бы только...

    ОтветитьУдалить