пятница, 25 апреля 2014 г.

Panasonic RX-ED90. Не моё.

Подкинули тут мне из благодарных читателей аппарат из 1995 года ("подкинули" в данном случае не несет никакого негативного подтекста). У него не работали кассетники, а человеку хотелось, чтобы все было у этого аппарата хорошо: и лицо, и мысли, и душа и деки. Честно говоря, все относительно сложные магнитолы новодельной эпохи для меня терра инкогнита, потому с одной стороны было интересно заглянуть, что там да и как, с другой было несколько страшновато лезть туда, где я вообще ничего не знаю. Любопытство одержало верх и притащил я домой такое чудо из серпентария.

Мне как-то попадали на глаза на барахолке подобного типа магнитолы, но я их избегал, не по нраву они мне были, в первую очередь, из за округлых форм. Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал, хотя где-то с пубертатного периода округлые формы меня опять стали привлекать, но только не в технике, а в женских фигурах.
Однако у подобных магнитол есть стойкая армия поклонников, вот и я решил не то, чтобы приобщиться, а хотя бы слегка ознакомиться с данным форматом. Не буду оценивать звук, мне интересно содержимое данной категории магнитол. Звук меня как-то оставил в покое, но я реального тест драйва по настоящему и не устраивал, потому, адепты такой аппаратуры, если я вас обидел, извините меня.
Все таки моторизованный аппарат, крышка поднимается и опускается нажатием кнопок, ну про лоток CD привода и так понятно, раздвоенный язык высовывается тоже электрическим способом.
Данный Panasonic RX-ED90, по всей видимости, очень давно стоял без дела, что позволяло предположить, что болезни протяжек связаны скорее всего с возрастом, посему решил залезть вовнутрь.
Потекшие щелочные батареи, стоявшие внутри батарейного отсека, подтвердили мою гипотезу. К счастью, проступивший наружу "алкалин":) особого вреда магнитоле не нанес.
На магнитолах фирмы Panasonic отверстия, в которых стоят соединительные винты, обозначены точками, это сильно облегчает разборку аппарата. 8 винтов я выкрутил, а дальше возник вопрос, как дальше разъединять половинки корпуса. Оказалось, что это довольно просто, нужно разнимать их с некоторой силой, необходимой для разделения половинок разъема проводов, идущих к динамикам.
В глаза сразу бросились 10 см основные динамики с загадочной аббревиатурой CHN, нехорошие мысли я сразу отогнал, аппарат то сделан в Японии. Никаких демпфирующих материалов или закрытых боксов я не увидел. Правда внизу можно заметить нечто, служащее фазоинвертором.
Открутил НЧ динамик, чтобы сдуть скопившуюся пыль. Заодно и сфотографировал его. С подвесами, в отличие от знаменитой "семьдесят пятой " модели, страдающей старческим недержанием поролоновых подвесов, тут все в порядке.
Кроме динамиков, на передней панели ничего больше нет. Но и основной корпус тоже не был нафарширован под завязку. Мумии домашних животных и пыль - нормальное содержимое техники подобных лет.
Я подумал, что не очень удобно будет чинить магнитолу, когда она лишена динамиков,
однако на основном корпусе оказалась еще парочка громкоговорителей, судя по воспроизводимому звуку, они были среднечастотниками.
В правой части расположен блок питания с довольно крупным трансформатором.
В левой находится относительно простой на вид тюнер, у нас цифровой приемник, потому вид его отличается от привычных нам плат.
Однако наша проблема находилась в центральной части, и как добраться к ней, было очень неясно. К счастью, привод компакт диска снимался элементарно, он держался на одной защелке и, если бы не шлейф и небольшой жгут проводов, он бы вообще не мешал.
Вся центральная часть держится на двух винтах и после их выкручивания она относительно свободно выходит из корпуса, мне понадобилось отсоединить только колодку разъема шлейфа, идущего к блоку питания.
Отодвинув в сторону привод компакт-диска, видим вот такую центральную плату, это она закрывает доступ к протяжкам.
Как видите, мотор сквозь отверстие платы просматривается всего один. Разумеется, есть еще моторы на CD приводе, ну и дисплей тоже приводится в движение отдельным движком, но они к протяжкам не относятся.
На плате я разглядел наглядный образец кооперации японских компаний, фирма Matsushita тесно сотрудничала с компанией Sony и наоборот.
Я покрутил центральную часть, разглядывая пути доступа к проблемным участкам. По другому, как демонтировать эту большую плату, добраться к механике возможности не было.
Вся эта плата держится на 8 винтах, после их удаления плату надо просто стянуть с разъемов, они различные, но если их считать все, то я насчитал 5 разъемов: пара маленьких разъемчиков для плоских шлейфов магнитных головок, пара длинных вилок для управления обоими деками, ну и еще один разъем для питания движка.
Необходимо также снять пару разъемов, идущих к плате индикатора в виде набора светодиодов.
После снятия большой платы становятся видными протяжки.
Более внимательный осмотр механизмов Panasonic RX-ED90 выявил свисающий пасик правой деки, которая хотя бы как-то подавала признаки жизни. Левая вообще была мертвая. Маленькие пасики находились на предпоследней стадии перед тем, как превратиться в черную пасту.
Основные пасики выглядели неплохо, я обычно стараюсь без необходимости не менять родные на новые китайские, потому решил пока их не трогать.
Воленс-ноленс, разбирать механизмы придется, тут задача минимизировать количество снятых деталей.
Чтобы добраться к пасикам, надо отвинтить 3 винта и тогда можно снять черную пластмассовую плату подпятников тонвалов.
Пластиковые маховики вынимаются просто из своих пластмассовых подшипников (наверное там в глубине может стоит и бронза, но я ее не увидел там), с обратной стороны тонвалы никак не фиксируются. У меня сложилось стойкое убеждение, что кассетные деки явно не самые главные механизмы в Panasonic RX-ED90, пальма первенства тут отдана новомодному CD.
Чтобы заменить пасик привода перемотки и подмотки, надо снимать оба тонвала с маховиками.
Пасик подмотки-перемотки проходит под рычагом, один из концов которого ходит по извилинам промежуточной шестерни. Просто так снять этот рычаг не получилось, потому я решил вместо покорения горы обойти её, то есть я слегка оттянул конец рычага в широком месте программной шестерни, пропустил туда пасик и протянул его под рычагом. Немного попавшей на резину смазки легко можно вытереть сухой тряпкой. Обратная сборка совсем несложна.
Аналогично разобрал левую протяжку.
Она отличается только дополнительным роликом и большей длиной основного пасика.
Собрал, включил, обе деки заработали, но не очень четко, иногда не работал выброс Eject у обоих дек. К сожалению, все таки подрастянулись основные пасики и они уже проскальзывали на маховиках, придется все опять разбирать и менять основные пасики. Ну тут хотя бы уже легче, поскольку я уже знаю алгоритм всей этой процедуры. Проблема несколько осложнялась тем, что если маленькие (65 мм) и правый основной (95 мм) у меня были, то левого длиной 140 мм я не нашел. Пришлось бы ехать за ним на радиорынок, а он от меня на диаметрально противоположном конце города, это примерно 15 км в один конец. Я уже позвонил хозяину Panasonic RX-ED90 и сказал, что ремонт несколько затягивается, однако через некоторое время вспомнил, что недавно поставил последний такой новый пасик на советский кассетник Весна. Хотелось закончить ремонт и убедиться в том, что пасики - это единственная проблема этого магнитофона, потому я снял пасик с Весны и поставил в Panasonic RX-ED90, Весна пока может подождать. Panasonic заработал, правда мне пришлось его еще пару раз разобрать и собрать, в первый раз я забыл сбросить основной пасик с технологических штырьков на шкив движка и правая дека по этой причине не работала, во второй раз какой-то разъем оделся нечетко и обе деки отказались воспроизводить кассеты, хотя перемотки работали корректно.
В итоге сейчас Panasonic RX-ED90 работает, что, как говорилось на уроках математики, и требовалось доказать.
Как вы понимаете, в чужой вещи шибко не разгуляешься, поэтому я старался лишнего не снимать, да и разбирать без нужды сложный магнитофон смысла не было, умным бы меня никто бы не назвал. Поэтому фотографировал то, к чему мог дотянуться фотоаппарат. Верхняя часть протяжек выглядит через объектив так.
Ну а то, что видел глазами, о том и пишу. Так вот из интересного в Panasonic RX-ED90 головки в деках вращающиеся, в выключенном состоянии они стоят перпендикулярно в ленте и поворачиваются в зависимости от необходимости вправо или влево. Я такого решения в других магнитолах не видел.
Panasonic RX-ED90 комплектуется пультом ДУ, который мне не дали, также он может управляется кнопками наверху корпуса, центральные из которых подсвечиваются зеленым светом.
Остальные кнопки расположены на поднимающемся капюшоне ядовитого пресмыкающегося, на мой взгляд ими пользоваться не очень удобно, но может быть к этому можно привыкнуть.
Вообще привыкнуть можно ко всему, но в той части, которая относится к увлечениям или хобби, хочется чего-то более близкого к твоей душе. Вот эти темные округлые формы меня оставляют равнодушным, поэтому я тянусь к моим моим серебристым квадратам. Но если у кого другой вкус, то смотрите сами и выбирайте, что вам больше по сердцу.
Ну и еще Panasonic RX-ED90 с разных ракурсов.
 
 
 
 
 
 















17 комментариев:

  1. В аппаратуре с пластмассовыми маховиками требуемые нормы коэффициента детонации достигаются за счет повышенной точности изготовления пассиков, а маховиком служит ротор двигателя. При установке кривого пассика может оказаться, что детонация превышает все мыслимые пределы. Можно даже тестировать пассики на таком механизме, имея качесвтенную запись фортепианной музыки или просто чистого тона 1-3 кГц с генератора.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если мудрствовать лукаво, то можно сказать, что теоретически можно просуммировать массу четырех пластмассовых маховиков, да еще и массу четырех пасиков прибавить, тогда у нас масса инерционной системы будет уже отличная от бесконечно малой величины, а если мы еще и массу ротора движка добавим, то все вообще будет замечательно. Можно еще и движок закварцевать, его частоту вращения. Но это все из схоластики. На самом деле всерьез рассматривать такой механизм как качественный я бы не стал. И никакие пасики его не спасут, будь они хоть супердорогие, хоть вырезаны из презерватива.

      Удалить
  2. Вот Владимир и получается! Чем дальше в " лес", тем больше дров! Этот Шедевр из серии "КОБР", кто то очень их нахваливает? Но КЛАССИКА, она и есть КЛАССИКА! Прощай транзисторы ,ура -ПРОЦЕССОРАМ! Плюс огромное количество пластика. Про РЕМОНТ ,Я вообще -молчу! Обидно -прогресс идет вперед ,чего не скажешь про так называемые -НОВОДЕЛЫ Печальное а порой просто УБОГОЕ -ЗРЕЛИЩЕ!Скажем так и глаз не радует ,и слух не ласкает! Простите .сугубо ,личное -МНЕНИЕ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мой глаз не радовало, но кому-то же это нравилось, иначе бы не продавалась бы успешно на протяжении нескольких лет подобная техника?
      Со звуком я не разобрался, там были спецэффекты какие-то, моя задача была протяжки сделать и все.

      Удалить
  3. Даа... Я думал, там хотя бы по одному двигателю на протяжку (кроме тех, что открывают крышки). В DT-75, кажется, были двухмоторные протяжки. Видимо, серия ED – упрощённая по сравнению с DT. То есть, основное – внешняя эффектность.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, в DT75 по два мотора на протяжку, итого - 4. Такие использовались в реверсных деках (373, 474, 575) и муз центрах (1060, 1080) Technics по 94 год включительно.

      ED 90 прямой наследник DT75, просто к 95 году актуальность кассет сходила на нет и была разработана облегченная и удешевленная протяжка. Она ставилась на все сенсорные магнитолы и центры вплоть до недавнего времени.

      Удалить
  4. Только сейчас через поисковик нашёл запись, так как искал размер пасиков. У меня уже месяц стоит разобранный. Купил себе, как память из детства. Был в печальном состоянии. Выменял все тактовые кнопки на корпусной клавиатуре(заработала), поменял маленькие пасики, а то они в пластилин превратились. После сборки тоже один кассетник не захотел открываться, вот и стал искать длину основных пасиков. Но основная проблема это то, что хрипят на басах основные динамики уже при малой громкости, видимо старые хозяева любили громкий звук. Вначале пришлось выяснять, что хрипит. Подключал и динамики к другому усилителю и к усилителю магнитолы другие колонки. Оказалось даже, что магнитола хорошо раскачивает колонки с-30. Так что озабочен поиском широкополосных динамиков на 4"(10см).

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, а у меня эта магнитола временами "сходит с ума". Проявляется это в произвольном включении, открываниях крышки, выброса CD и касет. В чем может быть проблема, подскажите пожалуйста?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Одна из кнопок косячит. Скорее всего та, которой чаще всего пользовались. Замыкает внутри через сопротивление (токопроводящий налёт, окисел). Причём сопротивление плавающее по значению. А т.к. магнитола определяет команду именно по значению сопротивления, то начинает выполнять различные команды. У меня подобным образом косячила кнопка питания. Однажды ночью магнитола начала сама включаться и тут же выключаться. Разобрал, вычислил тестером эту кнопку и заменил. Так что это кнопка на 100% виновата. Вот только какая именно и точно ли одна. Если кнопки попадали под воздействие влаги, то может потребоваться замена не одной кнопки. Недавно в одной магнитоле поменял 18 кнопок, т.к. до некоторых было вообще не достучаться, а некоторые выдавали сработку совсем иных функций. Хорошая кнопка при легком нажатии до щелчка должна выдавать практически "0" по сопротивлению. Ну с учётом проводов щупов тестера это может быть 0,5 - 1 Ом.

      Удалить
  6. У того экземпляра, что я ремонтировал, тоже были проблемы с логикой. Нажимаешь Play - открывается карман, ну и что-то подобное в этом роде.Так что Вы не одиноки.)))

    ОтветитьУдалить
  7. Очень полезная статья оказалась для меня. Приобрел на днях ED77, такая-же проблема с маленькими пассиками. Отдельное спасибо за указанный размер их, так как определить размер при условии что они "в пластилин" практически очень трудно. ЛПМ что на 90 что на 77 одинаковый.

    ОтветитьУдалить
  8. Всем привет! У меня 75 кобра.Вопрос-никто не встречал/не знает как в европейской сделать хотя бы подсветку экрана как в японской? Сенсор на открытие вряд ли выйдет подсунуть европейка. Никто не заказывал подвесы для НЧ динамиков? Буду рад любой информации.Так же разыскивается инфо о модели лазера в nakamichi sound space 3

    ОтветитьУдалить
  9. Кто может помочь черкните пожалуйста на
    seregafox33@gmail.com
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  10. Экран подсказали можно подсветить El panel - не греется,можно вырезать нужный размер и форму.Осталось выяснить если где на плате с дисплеем взять 12 или 5 вольт для запитки.

    ОтветитьУдалить
  11. на сd пишет ошибку f26. если кто знает что это напишите пожалуйста

    ОтветитьУдалить
  12. у меня тоже F26/не знаю в чем проблема((((

    ОтветитьУдалить