четверг, 15 мая 2014 г.

Akai PJ-W17S. Акаи, как много в этом звуке...

Данный аппарат мне прислали на профилактику, помимо разного рода мелочей у него еще и правая дека не работала. Я примерно знал, что меня ожидает, поскольку при всей моей любви к фирме Akai, магнитолы в конце восьмидесятых точно не были ее коньком. Напротив, в начале этого десятилетия акаевцы делали настоящие магнитолы, у меня даже есть отличный аппарат Akai AJ-500FS в коллекции. Но основное направление фирмы Akai все же была стационарная звукозаписывающая техника, а именно катушечные магнитофоны и кассетные деки. Главной особенностью такой аппаратуры было применение стеклоферритовых головок GX. Звукозаписывающая техника в те времена должна была служить долго, а самым изнашиваемым узлом магнитофона, да к тому же сразу бросающимся в глаза даже несведущему человеку, были магнитные головки. В ряду пермаллоевых, сендастовых и ферритовых головок головки GX от Akai были на высшей ступени пьедестала. Естественно, как у всякого уважающего себя меломана у меня была кассетная дека Akai, сначала Akai GX-7, но потом я ее поменял на Akai GX-F71 - чудесный аппарат, по которому я и сейчас ностальгирую.
Ну а магнитолы я в те годы вообще игнорировал, хотя, когда мой брат привез из Пакистана забавного малыша Akai PJ-11, я про себя отметил, что как гениальные люди гениальны во всем, так и порода Akai была видна даже в таких относительно простых вещах.
И вот еще один аппарат из серии PJ.

В оригинальности не откажешь: длинный, куча динамиков. Но мне сразу понятно - Not Japan. Эта эпоха черных мрачных аппаратов, которые в конце восьмидесятых вытеснили серебристую технику. Но к счастью этот Akai PJ-W17S хотя бы не закругленный, многие фирмы в это время начали выпускать облизанные магнитолы, что-то вроде больших черных огурцов или маленьких дирижаблей.
Понятно, что такие аппараты стали комплектоваться всякими новомодными на тот момент фичами как Surround. Скажите, многие ли из вас использовали эту штуку? У меня она была, да сейчас есть, как в телевизоре, так и в ресивере 5.1, кстати, вот еще тоже выкинутые деньги на классическую разводку под названием "домашний кинотеатр".
Наш герой не совсем правильных геометрических форм, в проекции он четырехугольник с двумя непрямыми углами.
Колонки по бокам у него отделяются и их можно разнести на какое-то расстояние для получения большей стереобазы.
Вообще у меня к внешнему виду акустики особых претензий нет, тут вытянули все, что можно из такого простого аппарата.
А вот середина Akai PJ-W17S откровенно унылая. Какие-то серо-черные невыразительные кнопки, шкала тюнера без фантазий.
Все управление вынесено на крышу магнитолы.
Тут все, что надо для джентльменского набора: 5-ти полосный эквалайзер, переключатели и кнопки, но они все какие-то безликие и скучные, сделанные из дешевой пластмассы. Всякого рода графики и рисунки, выполненные белой краской,  веселья магнитоле не добавляют.
В общем, любоваться экстерьером трудновато, зацепиться глазу не за что. Что-то из серии "молода я молода, да плохо одета". Похоже, что фирма напирала на то, что нечего смотреть на магнитолу, мол, ее слушать надо.
Я включил Akai PJ-W17S. Магнитола играла довольно громко, но низкие частоты отсутствовали как класс. Динамиков много, но все они малыши, впрочем у некоторых конкурентов малый размер значения не имел, они бУхали низкими весьма ощутимо. Ну давайте заглянем, как и чем обеспечивается звук этого Акая. Вот вам передняя панель с парой динамиков.
Как видите, никаких технических изысков, динамики тайваньские, размер маленький.
Я не поленился и раскрутил съемную колонку. Ну тут чуть поприличнее.
НЧ динамик тут тоже такой точно, как и на корпусе, но зато добавлена пьезо пищалка.
Прошлый раз я принял такой ВЧ динамик за полноценный бумажный, но народ вовремя меня одернул.
В коробке колонки даже есть что-то наподобие войлока.
К сожалению этот демпфер ощутимого прибавления низких не дает, но спасибо за то, что хотя бы попытались.
Вид на Akai PJ-W17S без передней панели.
Вместо верньерного устройства - наматываемая на колесо гибкая лента из пластика. И никаких зубьев, как у Matsushita, во всяком случае оригинально.
Когда я увидел кривую пружину, упирающуюся в подшипник тонвала, у меня от зевоты свернуло скулу.
Однако на правой такой пружины не было. Но у меня в барахле где-то есть такие пружины, значит проблемы поставить не будет.
Я открутил протяжки. Под ними стояла общая плата, которую по диагонали пересекал рычаг записи.

В принципе ничего особенного на плате не было,
ну разве что огромная пластина радиатора УНЧа привлекала внимание.
Все четыре колонки мощностью обеспечивает одна микросхема фирмы NEC uPC1277H для индексации которой они выбрали крайне не удобную для поиска греческую букву "мю", которую иногда обозначают как m. В общем найти эту микросхему в поисковиках - еще та задача.
Но на качество звучания УНЧа индексация не влияет, Akai PJ-W17S играет очень громко.

Перевернув снятые протяжки, я ожидал увидеть одномоторную сдвоенную конструкцию, но на шасси стояли два полноценных мотора. Сзади отличия между левой и правой деками были более заметны, порванный пасик не считаем.
Если на одной из них узел подмотки был такого вида (назовем его светлым),
то на второй протяжке он был черный и большего диаметра. Забавно! Функцию они выполняют одну и ту же - это фрикционы.
Поменяв порванный пасик на деке, я заинтересовался почему правая дека отбрасывает каретку хорошо без пресловутой гнутой пружины? Выяснились интересные обстоятельства. Если на левой деке не было ничего не обычного,
то на второй, правой, стояла дополнительная пружина. Она и оттягивала каретку назад вместо кривой пружины. В чем тайный смысл такой конструкции, мне не известно.
 
Из остального содержимого могу отметить мощный блок питания. Трансформатор в этом Akai PJ-W17S стоит внушительный.
Тюнер в магнитоле стоял где-то внутри, до него добраться, чтобы сфотографировать, не вынимая всю требуху, было невозможно. А пришлось!
Тут начинается сказка о потерянном времени.
Как я писал вначале, правая дека не работала. Я поставил необходимый пасик, но эта процедура не оживила ее, так как не вращался двигатель. Кинув проводок с плюса питания двигателя соседней деки, я убедился, что движок целый и рабочий, к нему просто не приходило напряжение.
Следующим шагом была проверка контактов, замыкаемых при включении соответствующих клавиш деки, они тоже были нормальные, не подгоревшие, на них было необходимое напряжение. Нужно было понять, где оно теряется и почему не приходит к двигателю правой деки.
Схемы я не нашел на этот аппарат, потому пришлось отслеживать дорожки, откуда и куда идет напряжение. Подозрение пало на один транзистор, работающий в режиме ключа, я его выпаял для проверки, однако с ним тоже все было хорошо. В общем, я потратил кучу времени и не мог понять, почему все исправно, все переключатели контачат, а мотор не работает. Я что-то делал еще из репертуара мартышки с очками, пропаял на всякий случай плату в том месте, и в какой-то момент двигатель стал работать. Все это хорошо, но что было причиной его обездвиженности, я так и не понял. Akai PJ-W17S работал нормально, я его отставил в сторону, предполагая чуть позже отправить владельцу.
На следующий день перед упаковкой в коробку решил еще раз на всякий случай проверить магнитолу. Как вы понимаете, правая дека не работала. По большому счету, хозяину кассетные деки и не нужны были вообще, но тут уж было дело принципа. Разобрал по новой и потратил кучу времени, пытаясь понять, почему не работает движок. И так потратил кучу времени, пока в общем-то пока случайно не переключил стоявший в режиме "Radio" переключатель рода работ в положение "Tape". Двигатель деки заработал. Все это хорошо, но почему в положении "Radio" не работает правая дека, а вдруг хозяину захочется гипотетически записать какую-то песню с  передачи "В рабочий полдень" или еще что-то.
В общем, изыскания продолжились, пока у меня в сознании не произошел разрыв шаблона. На ум пришли слова П.И.Чичикова "Эх я Аким-простота, ищу рукавицы, а они у меня за поясом!"
Как устроена основная масса двухкассетных магнитол? Ну да, слева читающая дека, справа пишущая. Ну и я исходил из этого постулата, что у меня правая дека пишет, не обращая внимания, что у нее кнопок меньше.
Так вот во время работы радио правая воспроизводящая дека и не должна работать, смысла в этом нет, напротив, на левой можно что-то записать. Ну так она и благополучно работала во всех режимах. В общем мне стало жалко уйму потерянного времени. А все из за зашоренности и рутинного мышления!

Ну коль довелось вынуть все внутренности, можно и  продемонстрировать тюнер, с которым, к счастью, было все ОК.
Сверху плата регулировки звука с пятиполосным эквалайзером.
Я думал, что при сборке могут быть проблемы с установкой ползунков, которые легко слетали с наконечников переменных резисторов, но их надо сразу смонтировать на верхней плате и тогда плата легко вставляется в корпус и ползунки одеваются на резисторы без проблем.
Собрав Akai PJ-W17S, могу подвести некоторые итоги.
Забавная магнитола с претензией на оригинальность, но сделанная в эпоху декаданса магнитол. На фоне черных обмылков она еще смотрится куда ни шло, но, по большому счету, по сравнению с аппаратами начала восьмидесятых - это большой шаг назад. Может быть подобные новоделы стали резко дешевле и такие магнитолы пошли в широкие массы, но удовольствия от обладания подобными аппаратами я бы не получал. Впрочем, это мое субъективное мнение, наверное, кому-то они нравятся. Присмотритесь, может и вам они будут по нраву.
Недавно, будучи в Израиле, в заштатных магазинчиках увидел кучу бытовой техники типа тостеров, утюгов, микроволновок и прочей дряни, на которых помимо  других славных имен восьмидесятых типа Graetz, Nordmende красовался логотип Akai. Все эти громкие имена купили китайские фирмы и тулят их на одноразовый ширпотреб. К сожалению, этой участи не избежали и более знаменитые фирмы, такие, как Sansui, Nakamichi, хотя на кофеварках я их логотипов не видел. Но Akai, к сожалению, этой участи не избежал, увы. Фирма умерла в начале двухтысячных и теперь славный знак можно лепить по договоренности с китайским правообладателем хоть на презервативы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



















5 комментариев:

  1. Анонимный16 мая 2014 г., 4:41

    был у меня однокассетный обмылок в середине 90х под названием Акай, хорошо работал,спереди кассета,сверху ещё CD диск, продал по нужде по тем временам,звук красивый и писал неплохо с дисков..........вот теперь вспоминаю и не могу вспомнить серию,хотелось бы увидеть и вспомнить, а может и прикупить снова))) Случайно не вспомните как их серия называлась??)) p.s. вместе с ним в тот же день купил тогда помню аж 5 CD дисков, как потом оказалось фирменных (американских и французских, тяжёлые такие коробки с красивущими буклетами в виде книжек, сбоку коробки почему то были пропилены) до сих пор храню, потом встречал уже такие же, но китайские копии их, послушал для сравнения..........такое барахло даже в цифровой записи оказывается разница есть)) А магнитолка была хороша !!!

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный16 мая 2014 г., 4:49

    протяжка Tanashin, судя по всему.Видно что началась ЭРА глобализации, которая всё обезличила и усреднила!! Уволили всех инженеров и наняли маркетологов-дизайнеров в те годы похоже))

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный18 мая 2014 г., 5:27

    очень хотелось бы узнать ваше мнение по поводу JVC RC-M75W, если не затруднит))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 75-го у меня не было, но если он такой, как 70-й, то кратко могу сказать: скромный вид, хороший звук.

      Удалить