понедельник, 6 апреля 2015 г.

Sanyo M-W24K. Серия вторая, романтическая.

В нашем виртуальном тандеме с Ильей, ни разу мною не видимом ни воочию, ни на картинке, и тем не менее вполне плодотворно работающем на магнитольной грядке довольно долгое время, исторически сложилось некоторое распределение ролей. Иногда в поиске магнитол кто-то из нас выступает хорошим следователем, а второй еще более лучшим, плохими-то мы не можем быть по определению. Бывает мы меняемся ролями, если это служит нашему делу, однако в актуальном споре прошлого века между физиками и лириками у нас выкристаллизовалось четкое амплуа: он описывает красоту аппаратов, мне же достается задача сухим языком рассказать про их внутренний мир в виде протяжек, усилителей и прочей маловажной требухи, ну и чего-то там подправить, подпаять, чуток оживить, в общем несущественные мелочи. Кто на что учился. И тем не менее нам иногда хочется поменяться ролями, ему что-то поведать о технической части и козырнуть термином "фильтр", а мне блеснуть ярким словцом. Опыт из области описания стремительности домкрата представлен тут, извините, на большее Илью не хватило, это с учетом того, что гудящие стропила колонок мною не критиковались принципиально. Что ж, будем снисходительны, один раз - не радиомас. Слогом "тер" я пожертвовал ради рифмы, извините.
Мои попытки заставить его купить хотя бы копеечный тестер успеха не имели, ответная реакция укладывалась в слова "Свят, свят". В общем, расписав красоты и некоторые технические прелести парочки портативных Sanyo, через некоторое время он мне их прислал с нехитрой директивой типа "сделайте там как надо". По его словам, белый Sanyo M-W24R был всем хорош, за исключением пары несущественных пустяков. Ну там усилитель отрубался где-то свыше одной третьей мощности, но до этого порога он ведь работал вполне безупречно? Также немножечко умерла левая дека, подумаешь, ерунда какая.

А красный японский вариант Sanyo MR-FF7 вообще был хорош, если не считать некоторых косметических дефектов, к одному из которых по явному недоразумению относилась парочка инкрустированных диамантов карата по 2 каждый, впрочем выдирать их для перевешивания я не стал, не вандал же я в конце концов, чувство прекрасного в эмбриональном состоянии присуще и мне. Кстати, бриллианты напомнили мне моду американских реперов и к ним примкнувших крутых черных парней, которые вставляли в передние зубы бриллианты, красиво ведь, чё?
План Ильи был прост и тем великолепен: берем нутро красного и пересаживаем в корпус белого и наоборот, не важно, что это два разных магнитофона. Думаю, что по степени гениальности он мог бы поспорить с планом нашего правительства: подписываем план по ассоциации с Евросоюзом и потом только и забот, куда девать свалившиеся на нас миллиарды. Сайт у меня не политический, хотя руки чешутся иногда по поводу некоторых уродов, потому возвращаемся к магнитолам. Так вот, такие мелочи, как разные шкалы тюнеров, наличие точной подстройки и счетчика у белого и отсутствие их у красного, представлялись настолько малыми величинами, что ими спокойно можно было пренебречь.
За базу восстановления был взят белый Sanyo M-W24K как находящийся в более лучшем косметическом состоянии. Я решил даже пока не распаковывать коробку с красным аппаратом и чинить белый исходя из того, что у меня есть. Макро задача была понятна, покупаем микросхему УНЧа, меняем ее и получаем нормально работающий усилитель.
То же  самое делаем и неработающим движком, там тоже стоит микросхема стабилизации LA5512, они в продаже есть, стоят копейки, проблемы купить нету. Стоит внутри моторчика, внизу с четырьмя контактами, похожая на силовой транзистор.
Вот как выглядит Sanyo M-W24K без задней крышки.
На задней крышке пусто, блока питания внутри нет, предлагается только внешний.
Все плотненько, несколько плат в разных плоскостях. Перпендикулярная плата входов на нескольких ножевых разъемах. Потом она мне попила немало крови, покуда я не обнаружил холодную пайку одного из разъемов, на которых она крепилась к основной плате.
 Слева плата тюнера, справа плата усилителя.
Переключатели на плате. С ними надо быть очень аккуратными, они легко могут обломаться.
Припаянная на перемычках плата эквалайзера. В дальнейшем в поисках дефекта мне пришлось все пайки пропаять, Впрочем, это не помогло, дефект оказался в другом месте.
Плата магнитной антенны. Косо стоящая магнитная антенна так и задумана, хотя на варианте для японского рынка она стояла ровненько.
Пишущая кассетная дека. Ее мотор был неподвижен, потому доставать протяжку из шасси было необходимо, однако этому мешало верньерное устройство.
 Головки дек в хорошем состоянии.
 Я сфотографировал намотку верньера на всякий случай.
 Впрочем, верньерное устройство снимается вместе с тюнером легко.
 От шкива движка отходят два пасика: плоский и тонкий квадратный.
 Верхнюю плату с регулировками звука пришлось снять, по другому аппарат не разбирается.
То же самое, вид сверху. Я вообще насчитал 7 отдельных плат: основная; примыкающая к ней на разъемах плата входов; плата эквалайзера на перемычках; тюнер, соединяемый с основной платой жгутом проводов; плата усилителя низкой частоты с генератором стирания и подмагничивания; плата с регулировками звука на верхней панели и совсем маленькая плата с подстроечными сопротивлениями для регулировки частоты вращения обоих двигателей. Как видите, куча проводов и никакого удобства в ремонте.
Как уже говорилось, усилитель Sanyo M-W24K имел интересную особенность. Он нормально работал, если не выкручивать громкость регулятора выше то ли четверти, то ли трети от его возможности. После этого начинался хрип, на какой громкости потом его уже не слушай. После выключения аппарата и повторного включения вся история повторялась заново. Я обещал в этом обзоре налегать больше на лирику и пытаться избегать сухих технических особенностей. Потому рассказывать, как поменял микросхему УНЧа особо не буду, выпаял старую, впаял новую.
 Теплопроводящую пасту намазать на бутерброд не забыл, благо дело она у меня есть.
Фотосессию общего вида усилителя отложил на потом, а в случившихся далее в этом "потом" событиях было уже не до фото, потому привожу вид точно такого же УНЧа от красного Sanyo MR-FF7, отличающегося от белого разве что загаженным тараканами радиатором. В белом радиатор чист, уж поверьте мне на слово, впрочем, это даже видно на верхнем фото. В красном тоже будет очищен, но пока это не главное, тут бы дефект починить, а потом уже займусь санитарией.
После оживления усилителя перешел к ремонту протяжки.
Замена предполагаемой микросхемы стабилизации LA5512 на новую излечения проблемы не осуществила, проблема была не в моторе. Стал разбираться, оказалось, что на движок не приходит минус. Он идет не прямо с замыкаемого микро переключателя, а через какие-то хитрые цепи и платы. В поисках утерянного минуса меня унесло на основную плату, где я благополучно заблудился.
 А ведь дека тут такая же, как на Sharp QT-90, National RX-C66 и подобных аппаратах.
Фигура вторая, печальная.
А потом в середине января случились события, которые отодвинули ремонт сего Sanyo M-W24K на дальний план. Во-первых, я сильно заболел гриппом или же еще чем-то именуемым ОРЗ. Дочь потащила меня сдать анализы, после которых выяснилось, что пить нельзя, курить нельзя, женщин любить нельзя, а есть можно одни овощи. Ну это я у Швейка списал, понятно, тем паче, что вредными привычками и не страдаю вовсе, но реально анализы и комментарии врачей меня навели на грустные мысли. Потратив кучу денег на ненужные лекарства, я потом забил на всю эту медицину, от судьбы не уйдешь.
Во-вторых, у меня прорвало стояк горячей воды и залило почти всю квартиру тонким слоем H2O. Жидкость была вычерпана быстро, насколько это было возможно, и аппаратура при этом не пострадала, чего не скажешь про паркет, на котором она стояла. Сначала образовались на полу припухлости, через неделю возникли холмики, ну а по прошествии месяца появилась череда горных хребтов типа Анд и Кордильер, могущая служить наглядным примером взаимодействия тектонических плит Земли. Потом уже по высыханию, образовании трещин в полу я смирился с тем, что чуда не произойдет и мне надо готовить круглую сумму, этот Sanyo M-W24K в моем мозгу стал прочно ассоциироваться с катастрофой и потому я избегал его дальнейшего ремонта при любой возможности и убрал его в дальний угол.
В кино в этом месте идут титры "Прошло два месяца". За это время я починил несколько аппаратов и уклонялся от Sanyo M-W24K со всей моей изворотливостью. Идей, как самому починить протяжку, у меня не было, идти отдавать в ремонт было стыдно. Так продолжалось до тех пор, пока не позвонил Илья с вкрадчивостью лирика как бы невзначай поинтересовался, что там с его аппаратами. В общем, путей к отступлению уже не было.
Иногда, для решения проблемы лучше забыть все, что ты делал ранее и начать с чистого листа. Здесь этот метод сработал на 100%. Довольно быстро я вычислил на плате, прикрепленной к протяжке, транзистор D734, он был сгоревший. Его особенностью было то, что он имел коллекторный ток до 0,6 ампера, в то время как обычные транзисторы могли обеспечивать ток порядка 150 миллиампер. У себя подобного транзистора не нашел, потому заменил его на советский КТ815В, этот работал с током до 1 ампера.
Протяжка ожила, мотор заработал.
Можно было бы и скручивать все платы и вставлять шасси в корпус. Однако решил проверить перед сборкой, все ли в порядке. Оказалось, что нет. У аппарата возник странный дефект, радио и магнитофон работали в одну треть громкости, но если включалась читающая дека, то звук увеличивался до нормального, однако при этом возникали сильные искажения. При всем этом, если слегка постукивать по шасси магнитофона, то возникал "микрофонный эффект". Причина этого явления была понятна, где-то холодная пайка, но вот где она?
Пропаял все перемычки между платой эквалайзера и основной платой - микрофонный эффект не исчез.
Начал простукивать другие места, за исключением тюнера и УНЧа, понятно, они к этому не имели никакого отношения. Микрофонный эффект возникал в разных местах.
Потихоньку выяснил локализацию дефекта, он был между основной платой и перпендикулярно стоящей к ней платой входов. Пришлось все разбирать и пропаивать выводы ножевых разъемов. Таковых разъемов было несколько и дефект оказался в самом дальнем левом углу, крайне неудобном для доступа к нему. Микрофонный эффект исчез и аппарат стал работать как положено. Кстати, термин "ножевой разъем" моего изобретения, может кто подскажет правильный, буду признателен.
Вот теперь все можно было бы аккуратно вставить в корпус, если бы и с ним было все хорошо. Однако карман одной из дек болтался и выпадал из шарнира, в коем он должен был находиться.
В этом Sanyo M-W24K была применена нелюбимая мною система крепления карманов, с которой вечно происходят проблемы.
Зачастую отламывается один из элементов крепления кармана. Ну вот как должен выглядеть исправный элемент кассетоприемника.
Но у нашего Sanyo M-W24K дугообразный зацеп кармана отломился и был утерян. Взамен его неизвестный мастер выточил алюминиевый протез и приклеил его на место утраченного.
Приклеили его, судя по цвету, эпоксидным клеем и наверное, некоторое время этот карман таки работал.
 Пока не отвалился. Понятно, что нужно было его приклеивать по новой.
Для начала нужно было вычистить остатки старого клея, они откалывались от пластмассы с трудом.
Вообще расположение данной детали на кармане должно быть чуть ли не с прецизионной точностью: прикрепишь чуть ближе - не сумеешь одеть карман на его место, приклеишь чуть дальше - он будет болтаться и выпадать.
 Тут желательно не 7 раз отмерять, а 777.
Первоначально я посадил деталь на мгновенный клей, однако площадка для крепления была маловата.
Периферию места склейки я усилил и еще раз сравнил с целым карманом, вроде рабочий зазор получился  одинаковым.
Можно было пробовать посадить карман на свое место. Однако на нашем Sanyo M-W24K из двух положенных пружин для откидывания кармана в наличии была только одна, вторая была утеряна. 
Эту проблему я решаю просто, делаю такую пружину сам. К сожалению у меня не было стальной пружинной проволоки нужной длины, поэтому я сделал пружину из двух отдельных, а место их соединения спаял. Получилось хорошо и полностью функционально.
Зазор правильный, карман одевается нормально, однако при тестовых испытаниях приклеенная деталь все же отвалилась. Опасения того, что площадь склейки мала, подтвердились.
Я решил место склейки усилить винтовым соединением. Просверлил в алюминии отверстие, сделал потай, аккуратно, чтобы случайно не проскочить насквозь, просверлил глухое отверстие в кармане. Эту процедуру я производил в несколько этапов, тут уж лучше не рисковать, дыра наружу никому не нужна и портит косметику аппарата напрочь. Подобрал подходящий винтик и аккуратно нарезал им резьбу в пластмассе.
Приклеил мгновенным клеем алюминиевую деталь, вкрутил аккуратно, чтобы не сорвать резьбу, винт и зафиксировал его тоже клеем
Соединение получилось вполне надежным, думаю, что если специально не отламывать карман, то он будет служить так же долго, как и родной.
А родной элемент выглядит, напоминаю, вот так. Оно, конечно, красивее, но никто не гарантирует, что не поломается. Кстати, часто отваливается и длинный опорный валик, мне доводилось чинить и эту часть шарнира на других аппаратах.
 Карман установлен на свое место и прекрасно работает.
А чего ему сейчас не работать?
Осталось сделать еще одну мелочь. Счетчик. Вещь, мягко говоря, и в те годы не шибко актуальная, а сейчас и подавно ненужная. А счетчик на Sanyo M-W24K вообще крохотный, для того, чтобы разглядеть циферки, на нем стоит увеличительное стекло. С учетом того, что часть этих цифр уже кем-то стерта, то смысла делать его как бы и нету. Но я все таки решил попробовать.
Проблема его заключалась в том, что часть плексигласа была утеряна, из за чего кнопка сброса болталась в направлении верха. Нужно было придумывать какой-то ограничитель. Я его сделал из проволоки и аккуратно приклеил. Теперь счетчик работает, назвать его полностью функциональным у меня язык не поворачивается, так как некоторых цифр на нем нет. Но комбинацию 777 при желании увидеть можно. Не сейчас, понятно, тут комбинация 444.
Фигура третья, разлучная.
Аппарат получился у Sanyo хорошим во всех отношениях. Мечта, а не аппарат. Илья платил за него в тех полновесных деньгах немало, потому расставаться с ним за три копейки не имеет никакого желания. В те времена я бы забрал его и "ой" не сказал. Но сейчас что-то в воздухе неуловимо поменялось. Все, и в том числе я, стали какими-то рассудительными и менее импульсивными. Переоценка ценностей, понимаешь ли. А я так вообще решаю философский вопрос, что первично, ламинат или паркет? И вообще, сейчас в цене не магнитолы, а наган и партбилет. 
Короче говоря, пока идет ориентировочная прикидка его судьбы. Не получится расставание за адекватные деньги, что ж, будем искать варианты. Своих не бросим. Изобилие пережили, голод переживем. Где вы еще такого красавца потом найдете?
Подлеченный, подтянутый, моложавый, ему еще жить и радовать людей. Способных ценить чувство прекрасного, конечно.
А красный Sanyo MR-FF7 пока в ремонте. Там ему одну из дек надо чинить, капризничает немножко. Тот, после профилактики, пойдет дешевле, но цену на него устанавливает хозяин, коим я не являюсь. Может чего про тот ремонт я и напишу, если будет интересный случай.
Вот такая кадриль.

9 комментариев:

  1. Замечательный опус. Как и аппараты :-)

    P.S. И вИ-таки не так давно хотели полностью переделать блог, сделав его сухим
    протоколом по ремонту конкретной магнитолы?! :-)
    =Дмитрий=

    ОтветитьУдалить
  2. Блин...Пришли мне его всё-таки обратно,Володя!Старею,становлюсь сентиментальным-назову его "Снежок" и буду вытирать тяпочкой)))Восполню оскудевшую от потери разбитого голубого GF-7 палитру!
    Кстати,шлейф на 11-м фото Хитачи-вот же ж кооперация!
    И ещё-только что заметил кнопочку-Rec Equalizer,интересная фишка-не помню магнитол с такой примочкой...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Старик посмотрел на корову свою:
      — Зачем я, Буренка, тебя продаю?
      Корову свою не продам никому,
      Такая скотина нужна самому!

      Удалить
    2. Сам виноват)))
      Кто написАл:"Изобилие пережили, голод переживем. Где вы еще такого красавца потом найдете?"

      Удалить
  3. А,да-и вопрос динамиков (и "фильтров":)) таки не раскрыт!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за статью. Как всегда отлично. Не согласен только с одним Вашим утверждением: " Для фирмы Санье сделать динамик с аналогичным сопротивлением раз плюнуть было и не надо было бы уравновешивать сопротивление параллельным резистором".
    Работал в производстве (на Западе) и могу сказать что это не так просто..... В массовом производстве изменить такие мелочи - не пустяк и требует огромных средств, задержек произвоства и большой перенастройки станков.

    Дин.головки выпускаются со стадартным активным сопротивлением в 2.5Ом, 3.2 Ома, 4.1Ома, 5.6Ома, 6.8 Ом и 8 Ом. В вашем случае основная головка имеет акт. сопротивление 2.5Ома - это относительно низкое сопротивление и для того чтобы ВЧ (в данном случае это ВЧ-СЧ) головка звучала позволяла пропускать через себя диапазон требуемых частот с хорошим излучением, необходимо было подрегулировать постояным резистором в 33Ома или 3.3 Ома (не вижу отсюда).

    Для "недогоняющего" посетителя сайта с позывными ПГ_11 (смотрите по ссылке выше) то можно удовлетворить его недоумение следующим примером.... Если у вас имеется источник питания 12В 10А, то подключение к нему малой нагрузки на 12В с потреблением 10мА не означает что таковой взорвется или испарится в воздухе.....Он будет "брать" столько тока сколько нужно. Точно такая же аналогия.... В Санье вся мощность выделяемая от усилителя распределяется между двумя головками (конечно не равно). Каждая головка берет столько насколько расчитано соразмерно магнитной проницамостью, диаметра провода намотки, материала провода головки.... резистор - тонкая подстройка

    С приветом "узбеk"

    ОтветитьУдалить
  5. Привет Народ!

    Может ли кто помочь со схемой магнитолы Toshiba RT-SW9 (SW7) или General SRC-W1 (что в принципе одно и то же).
    Подскажите пожалуйста, оббил пороги всех обычных сайтов безрезультатно.

    ОтветитьУдалить
  6. Всем привет! Кто-нибудь заинтересован в покупке sanyo m-w24K (красный) ?Состояние отличное, рабочий. Можно приехать, всё проверить перед покупкой (Москва). Все фото могу выслать

    ОтветитьУдалить
  7. Есть ещё такой занимательный аппарат Sencor S 5555 . Очень похож на Sanyo m - w24

    ОтветитьУдалить