вторник, 18 апреля 2017 г.

Sanyo MR-FF7(R). Рефьюзник

Эту магнитолу Sanyo MR-FF7(R) прислал мне Илья из Одессы пару лет назад вместе с другой похожей магнитолой Sanyo M-W24K на ремонт, куплены они были в благие времена, а если быть точным, то давным давно, во всяком случает тогда доллар был по 8 гривен, а сейчас он по 27. Основная битва у меня была с белым 24-м аппаратом, а на "семерке", я кажется выполнил работы, скорее относящиеся к сервису, нежели ремонту. "24" уехал назад в Одессу, а Sanyo MR-FF7(R) осталась у меня из соображений, а вдруг она кому-то резко понадобится. Но ни резко, ни плавно почему-то не была никому не нужна и потому стояла она себе без движения, пока не позвонил некто из Москвы с вопросом, а нет ли у вас чего-нибудь "такого"? На мой взгляд, под категорию "такое" эта машинка точно попадает, у нее и звук хороший, и сама она такая ладная, маленькая и тяжелая, в общем, как по мне, так и лучшего можно было бы и не искать.

Ну если не считать конечно, что были у нее проблемы среднего уровня по косметике, да и отсутствовала крышка батарейного отсека. Зато на верхнюю поверхность были прикреплены два бриллианта, "Кохинур" и "Граф Орлов", что по мысли прежних владельцев, если не улучшало акустических свойств аппарата, то делало его визуально невероятно привлекательным.

Так как мои глаза при работе с этим аппаратом вольно или невольно натыкались на сверкающие лучи, а работать в темных очках не очень комфортно, я решил предпочесть неброскую красоту самого аппарата, а потому взял и оторвал их нафиг.

Перед тем, как предлагать Sanyo MR-FF7(R) потенциальному клиенту, я решил проверить работоспособность аппарата. Итог проверки был не утешительный, обе деки отказались работать, ну и практически не было слышно правого канала. Как потом оказалось, что этот Sanyo MR-FF7(R) положил начало крайне неприятного явления, когда ранее отремонтированные аппараты после стояния без дела напрочь отказывались работать. Это явление я обнаружил во всей красе, когда стал снимать видеоролики для выкладывания на Youtube. Нет, я и ранее не был таким наивным, чтобы думать, что с вещами от времени ничего плохого не происходит, но чтобы движение "отказников" было таким массовым, я все же не мог предполагать.
Полагая, что это все же единичные проявления неработоспособности магнитол, я со всем пылом и энтузиазмом кинулся устранять дефекты на Sanyo MR-FF7(R). Это сейчас я такой умный и понимаю, какая гора рефьюзников меня ожидает, да и негативные эмоции несколько улеглись, так что все нормально. Step by step будем чего-то с ними делать и пытаться оживить на какое-то время.
Возвращаемся от суровой лирики к конкретному не работавшему Sanyo MR-FF7(R).

Его кассетные деки отказывались работать, так как основные плоские пасики длиной 105 мм растянулись и шкивы моторов проскальзывали на растянутых пасиках, соответственно не хватало крутящего момента провернуть программную шестерню и включить механизм Soft Touch протяжек. Приходилось помогать вручную прокрутить маховик тонвала.
Однако пасик на довольно узком маховике, не ограниченный бортиками по краям, очень легко с него слетал, а вот одеть назад его было весьма трудно. Я давно знал о данной особенности подобных широко распространенных протяжек, но одно дело, когда тебе надо всего лишь один раз поменять пасик, другое дело, когда ты постоянно разбираешь и собираешь протяжку, как пришлось мне делать с левой декой в связи с тем, что помимо пасиков там был еще один дефект. О нем и о его устранении позже, а пока покажу как я придумал способ облегчения установки пасика.
Так как пасик легко слетал с узкого маховика, из скрепки я согнул П-образную скобу, которую я надевал на пасик с маховиком. После натягивания пасика на шкив двигателя скоба удалялась.

А теперь собственно о дефекте левой протяжки. Несмотря на то, что данный тип протяжки был широко распространен на многих аппаратах различных фирм и с ними никогда не было никаких проблем, вот на данном конкретном экземпляре при нажатии на кнопку Stop функция Play вроде бы прекращала работать, но двигатель протяжки не выключался. После этого нажатие на Play или кнопки перемоток не фиксировались.
Стал разбираться, отчего да почему.

Проблема явно заключалась в ряде запорных планок, которые фиксируют кнопки в рабочем положении

Я увидел, что одна из планок не до конца отходит в исходное положение и из-за этого не выключается переключатель питания двигателя. Лезть глубоко вовнутрь мне очень не хотелось, потому подумав, решил помочь штатной пружине и установил дополнительную пружину из сталистой проволоки, которая довольно сильно отжимала планку. Вид конструкции явно не ахти какой, но внутри  протяжки это и не важно.

Собрал конструкцию, опробовал, вроде бы работает, довольный, собрал аппарат. Еще раз решил проверить. Работает, но иногда, на пятый или шестой раз дефект опять вылезал наружу, протяжку по прежнему заклинивало в рабочем положении. То есть причина поломки была не устранена.
Надо лезть глубже. Снимаю маховик с тонвалом.

Снимаю блок шестерен, к счастью они выполнены в виде отдельного узла. Добираюсь до запорных планок, они чистые, ровные, друг за друга не цепляют.

Ладно, думаю, может пружины ослабли, а добавлю я к штатным пружинам еще по одной, чтобы уже наверняка они работали.

Собираю, все работает прекрасно,  можно переходить к следующему этапу. Попробовал, планки ходят друг относительно друга, все ОК, ну я и установил протяжку в магнитолу.
На следующий для проверки день нажимаю Play, потом Stop, а мотор опять не выключается. Честно скажу, моральных сил возиться больше с ней не было, я ее отложил до того момента, пока не возникнет у меня настроение и нервы не окрепнут.
В детстве, чтобы оттянуть неприятное занятие я мог делать что угодно, например, почистить обувь, убрать в квартире, хватаясь за любой повод, чтобы отсрочить то дело, которое мне было не любо. Так и сейчас, я снимал видео ролики, перебирал свои запасы запчастей, и даже просто бездельничал, лишь бы не делать этот Sanyo MR-FF7(R). Но как веревочке не виться, а за меня протяжку чинить не будет никто. Набрав побольше воздуха в грудь, как перед прыжком в холодную воду, опять взялся за эту заговоренную протяжку.
Проведя исследования, определил, что если не включать ее в сеть, а прокручивать маховик руками, то все планки работают хорошо, они фиксируют кнопки и после нажатия на Stop выключатель уверенно размыкается. Но под напряжением старый дефект снова проявляется.
Руками прокручивать маховик очень не удобно, потому его получается вращать очень медленно, несравнимо с его скоростью вращения от двигателя. Стал рассматривать, что происходит в момент включения двигателя.

Присмотревшись внимательно, увидел, что во время старта работы двигателя одна из запорных планок на секунду отходит в сторону, потом возвращается на место, но не доходит до начального положения. Что-то ее в момент старта сдвигает.
Пригляделся к программной шестерне. Однако эта шестерня в момент старта не двигалась, соответственно на запорные планки никак не влияла, то есть она была точно не причем.

Но что-то сталкивало планку в сторону и надо было понять, что именно. Стал разбирать протяжку далее.

Приглядевшись, увидел тягу автостопа, которая связана с этой двигающейся при старте запорной планкой.

Снял шестерню автостопа, подвигал рычаги системы автостопа туда-сюда, вроде все работает хорошо.

Я не знаю, что именно двигало рычаг сброса планки во время старта работы протяжки, мне ничего не пришлось ни подгибать, ни настраивать, но при дальнейшей сборке этот дефект исчез. Я даже снял установленные ранее дополнительные пружины с планок, протяжка прекрасно работала и на старых пружинах. Иначе, как чудом назвать процесс выздоровления протяжки я не могу, это я вам как закоренелый атеист и скептик говорю.

Собрал, поставил, вот сейчас уже все работает как надо.

На поиск слабого звука правого канала сил уже не было, копить их пришлось дней десять.
Что меня конкретно демотивировало, так это устройство магнитолы Sanyo MR-FF7(R). Она состоит из восьми отдельных плат, ну это если считать маленькую плату регулировки скорости двигателей и плату магнитной антенны. Но и оставшиеся платы, расположенные под разными углами друг к другу, к поискам  проблемного места не вдохновляли.

Коварство магнитолы Sanyo MR-FF7(R) при поиске места дефекта проявилось в том, что иногда звук в правом канале спорадически появлялся, но потом точно так же и исчезал. Опущу процесс поиска дефекта, скажу, что по цепочке от работающего УНЧа я пришел к регулятору громкости, в нем и оказалась проблема. Разобрал его, что сделать очень легко, отогнув 4 усика, чуток разогнул токосъемные пружины, немного смазал и звук появился.

Апдейт. Пожалуй, я был слишком оптимистичен и самонадеян, полагав, что дефект регулятора громкости вылечился сам. Сегодня он опять возник во всей красе, вернее, в безобразии. Похоже, таки образовалась микротрещина на резистивном слое регулятора и такой регулятор нужно менять полностью.

Его правда сначала нужно найти или же подобрать подобный. Мыслится мне, что я все же что-нибудь придумаю.

При сборке долго не мог понять, куда вставить пружину, отбрасывающую планку синхронного включения перезаписи. Как мартышка, я ее примеривал везде, думал, что она должна сидеть на винте справа, но она туда не лепилась никак.

В итоге я насадил ее на ось слева и конструкция заработала. Однако к счастью я обнаружил ранее сфотографированный этот узел, где и увидел, как должна была стоять пружина. Разобрал магнитолу и поставил пружину как полагается.

До новых старческих болячек ремонт можно считать оконченным, а какая хворь вылезет через время и когда - тайна сия великая есть. Эх, этому бы Sanyo MR-FF7(R) крышку батарейного отсека найти и чуток подтянуть по косметике, прелесть, а не магнитола бы была.
Видео ролик о магнитоле ниже.

Апдейт 2. Сказал А, надо говорить и Б. Поехал на радиорынок, несмотря на то, что дороги засыпало снегом (это на минуточку 19 апреля, когда уже во всю цвели деревья), начал искать подходящий резистор. К сожалению, не догадался его сфотографировать на телефон, чтобы показывать его в магазинчиках, торгующих радиодеталями. У меня было только фото сбоку, не дающее особого представления о конструкции и размерах потенциометра.

Зашел на рынок, в одном киоске был такой ассортимент.

Во втором магазинчике на витрине были представлены несколько другие резисторы.

Абсолютно такого переменного резистора, какой стоял на магнитоле, а там стоял потенциометр от фирмы ALPS, естественно не было, пришлось купить примерно похожие, авось какой-то из них подойдет.

Выпаял дефектный и сравнил по высоте с кандидатами на замену. Средний по размеру вполне подходил, только крепление его было сверху гайкой, а к самой плате он ничем не крепился

Родной потенциометр имел на пластмассовой оси лыску, новый же был цилиндрический с насечкой и прорезью посредине оси. Лыску сделал с помощью надфиля. Важно было сточить металл так, чтобы ручка на ось надевалась правильно и ее клюв  вращался от ноля до максимума по шкале.

Одел ручку на ось, все совпало просто отлично.

Припаял провода к потенциометру.

Вторые концы проводов впаял в плату.

Вид со стороны на новую конструкцию.

Подогнул провода и поставил потенциометр в примерно рабочее положение.

То же, только вид с боку.

Накрутил гайки на микрофонный микшер и баланс, ранее гайки были на микшере и громкости. Регулятор громкости пока стоит ничем не закрепленный.

Выставил регулятор громкости по центру и затянул гайку.

Одел ручки на оси регуляторов.  

По мне так результат отличный. Ну и работает, понятное дело.

А теперь просто несколько фото Sanyo MR-FF7(R).










7 комментариев:

  1. Помнится, вы как-то в прошлом году внезапно решили поменять профиль, и с магнитол плавно съехать на деки. Даже НАКами затаривались :) Но вот ведь какое дело с этими деками, слушать их можно и нужно, а вот смотреть на них малоинтересно. Рад, что вы не нырнули очень глубоко, и магнитольщики вас не потеряли!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не, деки потихоньку тоже приобретаю. Вот вроде бы из Америки Нак 670 едет. И еще кое-что хотел прикупить из дек, но то, что нравится оооочеееень дорого.
      Магнитолы пока тоже интересны но все же основная масса их для меня уже несколько простовата, чего-то более сложного хочется.

      Удалить
    2. Эх, ну даже не знаю.. Коллекционировать деки это то же самое, что коллекционировать кассетные плееры. Вот в этом Наке 670 - кроме как на зелёненькую подсветку индикаторов - и смотреть то не на что, никакого эстетического удовольствия ;) А кассеты вы вряд ли на нём гонять будете. Так что "оставайся, мальчик, с нами.." :)

      Удалить
    3. Страшнее Наков разве что деки фирмы NAD, но они самые лучшие, Наки я имею в виду, понятно.
      А мой приятель кстати собирает плеера, там такие бриллианты среди них имеются.

      Удалить
  2. Да уж Sanyo оно такое!Довелось на днях решать проблему хрипяшего канала у недавно приобретёного sanyo m-w790k и надо было приподнять магнитафоную плату,слов нет одни эмоции;(..Да и хочу поделиться болезнью этого аппарата(m-w790k),уже второй раз встречается умерший резистор на 2,2 Ома в цепи коррекции у микрухи (умзч) BA5406.Пока не нашел такой резюк просто закоротил дорожку перемычкой;),резисторы на плате подписаны как R720,R820 имеют цветовую кодировку (красн,красн,зол,зол).Если кому поможет эта инфа буду рад с ув.Alexandr.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так Вы эту информацию лучше пишите в теме про Саньё 790, там на нее быстрее наткнутся, а здесь она пропадет в безвестности.

      Удалить
    2. Это мой первый выход на вашем проекте,хотя читаю не первый год.
      Если вы можете перенести инфу на нужную страницу я буду признателен.

      Удалить