воскресенье, 19 ноября 2017 г.

Sony CFS-66S. Прощальный аккорд

Обычно я пишу мои измышлизмы по поводу вновь приобретенных магнитол. Сегодня изменю этой традиции. Причин тому несколько. Первая, потому что ничего не попадается, ну в смысле я лежу под пальмой, а на меня сверху вместо кокоса падает очередная новинка. В фигуральном смысле, естественно. Нет, я по прежнему посещаю барахолку, правда, абсолютно без всякой надежды на то, что там будет что-то ценное. Мусор, конечно, а также простейшие электронно-механические устройства по прежнему встречаются. Ну например, вчера дедушка продавал Sony CFS-45L в эквиваленте что-то под 20 баксов, при торге можно было бы еще парочку отбить. Но я это не стал делать по той причине, что и дедушку жалко, и просто она мне не нужна, эта магнитола, оказывается у меня была практически такая же Sony CFS-47L, вторая причина - очень уж она простая в техническом смысле эта магнитолка. На этот аргумент дедушка ответил, что он это понимает, так как лично ее покупал в те времена во Франции и денег у него хватило, увы, только на эту простую вещь. А под вышеупомянутым мусором я имею в виду всякого рода дешевки, в смысле даже не столь по цене, сколь по вложенному в аппарат количеству инженерной мысли и качественных материалов. Так скажем, стоит у одного перекупа Sanyo C35, ни желания брать в руки эту дрянь у меня нет, ни смысла. Посмотрел у себя на сайте, не было ли случайно этой магнитолы у меня, может быть меня память подводит, ан нет, не было. Мало того, я даже давал клятву не приобретать сие изделие никогда в жизни. Ну что ж, "и клятву верности сдержали..." и далее.
Можно, конечно, мониторить рынок интернета, но там все очень умные и политически грамотные стали, их цены меня не вдохновляют аж никак. Биться с ними за справедливую цену желания нет. Наверное, все же что-то и по нормальным ценам попадается на просторах интернета, но для этого надо сидеть в сети 24 часа, обновляя странички каждые 10 минут, но мое мнение, что оно не стоит того, в мире есть много других, более приятных занятий.
В общем, свежего материала для обзора мало, хотя называть "свежими" вещи, которым уже лет 35 слишком нагло. Но у меня , как оказалось, есть несколько аппаратов, которые появились задолго до того, как начал вести данный сайт, я конечно тогда пописывал на Шизе, но там формат несколько другой, сводится в основном к тому, что каждый сообщает (а по сути хвастается) своими приобретениями. Это в рамках моего сайта я могу писать о чем угодно, о том, что мне нравится или нет. Я конечно сдерживаю себя и не пишу о, скажем, тайской кухне или же о женщинах, хотя сайт с обзором этих тем был бы весьма интересным и посещаемым на несколько порядков более, нежели с описанием каких-то устаревших магнитол. Но на этой тематике мне и жена резвиться не позволит, да и возраст уже тот, когда можно было позволять фривольности, сейчас надо хотя бы внешне выглядеть приличным и благообразным, так что дарю кому-нибудь эту идею. Мне же придется копать далее унылую для основной массы человечества тему старинных магнитол. А посему придется поворошить старые запасы.
Прелюдия затянулась, перехожу непосредственно к самой людии.
На днях посетил меня один знакомый, у которого плавно начинает разгораться страсть к старым аппаратам. Как-то с год назад я ему отдал относительно дешево Saba Transeuropa RCR426, аппарат с отличным звуком, но с печальным дизайном, по крайней мере в сравнении с родным братом Sanyo M-X620K. И этот человек подсел на хороший звук! Покажи мне, говорит, все то, что хорошо звучит. Вытащил я с десятка полтора магнитол из коллекции с достойным звучанием и стали мы устраивать тесты. Магнитолы с ползунковыми регуляторами были им отвергнуты сразу, тут у каждого свои предпочтения, так Илья "Одесский" не любит аппараты с кнопками сверх, ну имеет право, елки-палки! Из оставшихся были отобраны несколько аппарата с достойным звуком. Про то, что половина магнитол в том тесте отказалась работать, мне уже как-то и не удобно вспоминать, для винтажа это само собой разумеющееся явление. Но человек был вполне адекватный, он все понимал и с ним легко на эту тему общаться. В итоге после нескольких прослушиваний были отобраны четыре претендента: Sanyo M-X960, Silver ST-858, National Panasonic RX 5500F и Sony CFS-66S. Все выше перечисленные аппараты у меня как-то обозревались, кроме последнего, вот и подумалось мне, а вдруг действительно дойдет до товарно денежных отношений и потом мне больше такой аппарат не встретится. Потому решил написать о нем, ну и показать-рассказать о его устройстве.

Появился он у меня практически в самом начале моего увлечения, когда я тащил в дом все подряд, боясь, что мне не достанется чего-то важного и ценного. В ту эпоху появилось и довольно много мусора в квартире, но я относительно быстро разобрался, что есть зерна, а что плевела и от дешевок избавился. Ну или почти избавился, поскольку если посмотреть критическим взглядом на собрание сочинений японской радиоэлектронной мысли, представленное в моем доме, то можно еще славно поработать над прореживанием дремучих зарослей, превращая их в культурный парк. Говорил мне, говорил Илья, не тяни все, что попадется, в дом, а если не удержался, то отдавай без сожаления, не слушал я его. Tempora mutantum et nos mutamur in illis. Пришло новое понимание, этому прозрению здорово помогает наблюдение, как наследники лихо распродают коллекции наших покойных собратьев по увлечению. Моя потенциальная вдова тоже подтвердила, что не успеет осесть земля на моей будущей могиле, как все будет безжалостно удалено из квартиры. Я ее понимаю, такая судьба ожидала бы и ее цветы. Нет, я бы не вышвыривал бы их, напротив, даже иногда бы поливал, но почему-то бы они у меня зачахли бы, вот есть какая-то в этом уверенность.
Так вот пытливый и внимательный глаз заметил бы, что данный Sony CFS-66S несколько отличается от тех, картинки которых представлены в интернете, а все потому, что карман оригинального Sony CFS-66S выглядит несколько по другому, у него окошко под кассету значительно больше.

Причина проста, купил я Sony CFS-66S без накладки кармана, ее потеряли до меня. Дома начал думать, что с этим делать, найти родную накладку или карман целиком мне не удалось, потому приспособил переднюю часть кармана от какой-то деки Kenwood. Под словом "приспособил" понимается, что эту накладку я приклеил легким клеем, то есть не насмерть. Дело в том, что без снятия накладки вы не разберете этот Sony CFS-66S, карман будет мешать. Так как с аппаратом было все более-менее нормально и открывать его не планировалось долгое время, то потому и была приклеена накладка клеем..
И вот намедни при тестовом прогоне у Sony CFS-66S категорически отказалась работать подмотка! Мало того, регулятор громкости по левому каналу перестал убирать звук в ноль, канал играл заметно, в то время как правый молчал. Понятно, что стала пропадать "земля", если бы она пропала бы окончательно, то канал бы в левом положении орал бы, однако звук как-то регулировался, но не до нуля. С таким дефектом отдавать вещь нельзя, тем более доверившемуся тебе знакомому. В общем полез я вовнутрь.

Надо сказать, что разобрать Sony CFS-66S не так-то просто, это вам не Sharp или Toshiba. Если открутить все винты сзади, то передняя панель легко не снимется. Понятно, что надо снять все ручки-крутилки в левой части.

Обязательно удалите ручку точной настройки на коротких волнах.

А вот огромную ручку настройки тюнера снимать не нужно, да и не снимите вы ее, так как внизу у нее есть кромка, типа реборды у железнодорожного колеса, которая не позволит вынуть диск настройки из корпуса.

Крайне желательно снять кнопку Rec Mute, иначе она будет вам сильно мешать.

После всего этого можно потянуть на себя нижнюю часть передней панели, образовав небольшой угол с остальной магнитолой и после этого потянуть всю переднюю панель к себе. Это оптимальный путь демонтажа передней панели. Я вначале делал не так и в результате сломал стрелку шкалы тюнера.

Понятно, что склеил ее и места склейки практически не видно, но сей факт меня никак не радует.

Это было несколько лет назад, а сейчас я, умудренный опытом, сломал всего лишь кнопку сброса счетчика. Кнопку эту я потом из кусочков собрал и склеил, но это стоило мне примерно часа моего времени. Так что разборка и сборка Sony CFS-66S не самое приятное занятие. И потом при сборке не забудьте поставить сначала ручку настройки тюнера, потому как в силу особенностей устройства кармана этой конкретной Sony CFS-66S ставить ручку пришлось с танцами под тамтам, бубен помогал плохо.
Перед ремонтом беглый взгляд на содержимое аппарата.

Тюнер.

Усилитель.

Микросхема фирмы NEC, записать забыл, а сейчас и не вспомню ее номер.

Плата под кассетной частью.

Трансформатор.

Индикаторы.

Шкала тюнера.

Динамики.

Мощность вроде бы 3,5 Ватта, на шестнадцати сантиметровый размер вроде как и мало, но играют они громко.

Так они выглядят вместе с ВЧ динамиками.

Высокочастотники защищены слабо, любой юный радиомастер может легко проткнуть их острым карандашом или ножницами. К счастью, сами пыльники спрятаны неплохо, иначе бы их ожидала судьба аналогичных ВЧ динамиков на National Panasonic RX-4960.

Лентопротяжка. Тут остановлюсь чуть подробнее, так как была некоторая проблема с подмоткой.

Стирающая головка - постоянный магнит. Без комментариев, и так понятно.

Снял панель протяжки, чтобы понять, в чем проблема подмотки.

То же с нажатой клавишей Play.

Подмотка тут типа той, которая стоит в магнитолах Sharp "девятой" серии. Только подмоточный ролик в сопли не превращается. И здесь он тоже был цел, да и вообще после нескольких минут работы подмотка стала работать как ни в чем не бывало!

Головка родная, сониевская. Слева от нее щуп рычага автостопа, он нажимного типа. Обратите внимание на латунный ролик на этом щупе.

По всей видимости, он должен вращаться.

Карман протяжки открывается по сложной траектории, а не так, как у большинства аппаратов, когда он просто откидывается на какой-то угол.

Снял протяжку, чтобы посмотреть на состояние пасиков и прочего.

Пасик стоит еще родной, он в прекрасном состоянии.

Вид на протяжку снизу, отсюда видно, что маховик большого размера.

Вид слева с демпфером кармана.

Вид снизу. Слева соленоид, но как он работает, я не разбирался, а вот справа стоит латунная гильза, так вот если толкнуть в нее поршень, срабатывает стоп. Понятно, что это все относится к системе автопоиска AMS, но прямой связи между соленоидом слева и механизмом справа я не увидел. Но если честно, то и не особо хотел разбираться.

От вылечившейся чудесным образом подмотки решил перейти к проблеме с регулятором звука. Осознавая мизерные шансы на самоизлечение попрыскал ВэДешки вовнутрь резистора громкости, увы, второго чуда не случилось, лимит на чудеса был исчерпан. Пришлось делать как полагается. Для этого пришлось вынимать всю плату из корпуса, открутив перед этим кучу винтов.

Общий вид плат Sony CFS-66S сзади.

Основная плата, в верхней части справа установлен регулятор громкости.

Слева плата тюнера, она нам не нужна, но мало ли, вдруг кому потом пригодится ее вид сзади.

Я выпаял регулятор громкости. Как видите, его ось, на которую насаживается ручка, очень длинная. Была идея починить регулятор, но, съездив на базар, я приобрел за смешные копейки другой, довольно похожий, но с более короткой осью. Остальные резисторы были еще короче.

Разобрав родной производства фирмы ALPS, я увидел, что внутри он сильно был загажен тараканами, увы, этот регулятор стоял над радиатором УНЧа и там было наверное тепло. Визуально дорожки были целые, но на одной между выводом и началом дорожки было сопротивление порядка 700 ом, тогда как должен был быть ноль.

Возникла идея пролечить эту микротрещину токопроводящим клеем, но я счел, что проще заменить регулятор на новый. Правда, немного различалось расстояние между рядами выводов, но эта неприятность легко лечится подгибанием ножек одного из рядов.

На новом регуляторе не было кронштейна, ножки которого впаиваются в плату для надежной фиксации резистора, я было хотел припаять в качестве кронштейна толстую проволоку, но паяльник плохо прогревал металл и качество пайки было плохое, в общем решил обойтись без дополнительного кронштейна. Резистор и на шести ногах держался отлично, плюс его подпирала сверху пластмассовая деталь.

Установил новый резистор и впаял его в плату. Ось была на примерно 4-5 мм короче, чем у родного, но ручка на нее надевалась хорошо и держалась крепко.

Собрал магнитолу и включил. К большому удивлению услышал сильный низкочастотный гул. Сначала подумал, что умер сглаживающий конденсатор блока питания на 4700 Мкф. Подключил к нему в параллель еще один на 3300 Мкф, гул уменьшился  на четверть, но остался. Начал изучать проблему и выяснил, что теперь оба канала не убирают звук до нуля в крайне левом положении. Пропущу промежуточные мои изыскания решения проблемы. Оказалось, что на усилительную микросхему просто не приходит земля. А идет она через кронштейн корпуса резистора, который я выпаял.

Я для наглядности начертил пунктиром путь прихода минусового напряжения на ножку земли микросхемы.

Припаивание короткого проводничка полностью убрало проблему. Длина этого проводника , кстати, прямо влияет на гул, потому я взял провод по длине примерно такой же, какой имел кронштейн.

Больше проблем с Sony CFS-66S вроде бы не было, можно и собирать. Сборка так же непроста, как и разборка, но на пятый или шестой раз вы будете делать это относительно легко. Клеить крышку кармана на этот раз я не стал, не комильфо это, потому чуточку модернизировал карман, приклеив дополнительные площадки термоклеем и посадил крышку на двухсторонний скотч. Держится прекрасно. Найдется когда родная крышка, вся конструкция легко может быть приведена в первоначальное состояние.

Подводя итоги. Sony CFS-66S аппарат интересный и звучит неплохо, иначе бы он не прошел бы кастинг, но я видал магнитолы и поинтереснее.

Оригинальная форма, яркая шкала, крупные ручки, настройка тюнера так вообще огромная и массивная.

Расположение ВЧ динамиков неординарное.

Огромные стрелочные индикаторы тоже добавляют к дизайну жирный плюс.

В общем, Sony CFS-66S вполне самобытный аппарат, рядовым его не назовешь.

На топ класс не тянет, но точно тянущийся вверх середнячок.

И дополнительный вход у него есть, что сейчас особо актуально.

Хорошая вещь образца 1981-1983 года. Я так думаю.

Видео о нем ниже.




36 комментариев:

  1. Удивительно, что стирающая головка – постоянный магнит при том, что аппарат рассчитан на запись на CrO2 и Metal. Неужели она сможет полноценно стереть запись на этих типах?
    Если бы, как это бывает в пишущих плеерах, Metal – только на воспроизведение, то у переключателя типа ленты положения CrO2 и Metal были бы объединены. Постоянная времени коррекции УВ для этих типов одинаковая, 70 мкс.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы думаете, что магнит не сотрет запись на пленке Металл?))) Попробуйте, результат удивит Вас.

      Удалить
    2. На "Металле" не пробовал, а вот на "хроме" Panasonic RX-FW29, у которого тоже магнит, плохо стирает.

      Удалить
  2. красивая, в принципе. но я очень не люблю, когда управление сверху. когда она стоит перед тобой на столе, хрен поймёшь чего там и где нажимать, постоянно нужно лезть и смотреть сверху. ну и пыль туда летит, которую трудно выковыривать. и не поставить сверху ничего. приемущество одно - проще управлять негру в гетто, когда она на асфальте стоит. но я не негр и не в гетто.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не негр точно, а маленький гномик которому нужно “лезть“ вверх и смотреть на магнитолу сверху. Надеемся справляетесь с нажатием кнопок управления.

      Удалить
    2. Та не, негры в гетто наигрались ещё в 80-90х годах, а теперь за бабло загнали этот уже хлам самому "свободно дышащему человеку"

      Удалить
  3. Здравствуйте. Извиняюсь что не потеме. У меня Sanyo GXT707L, ни где не найду на него схему, если кто знает где взять подскажите пожалуйста или хотя бы какая там игла?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Находится только деталь с кодом SANYGXT0707:

      https://www.lpgear.com/product/SANYGXT0707.html

      Удалить
  4. А чё это Вы поставили регулятор неправильной характеристики? На новом написано B50K -это по нашему, группа А, т.е. линейное изменение сопротивления. Для громкости же нужна логарифмическая зависимость. Иначе будет резко возрастать в начале и почти незаметно в конце, да и диапазон регулирования будет около 30 дБ всего.

    ОтветитьУдалить
  5. Экий Вы привереда! А когда никакого нет, что ставить? Вы что, уже в коммунизме живете, когда все есть? На землю спуститесь.
    Кстати, звук меняется терпимо, отрегулировать точную громкость нетрудно.

    ОтветитьУдалить
  6. Sergio, негр из гетто26 ноября 2017 г. в 03:46

    У нас, в белорусском гетто даже негры покупают такие переменники групп А и В, в зависимости от целей. Но то - белчип. Там продавщицы - женщины, и они отлично разбираются в теме, спрашивая "Вам для громкости или для Ардуино"?:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень хорошо, что в Швейцарии компьютеры, я рад за вас и за ваш белчип. А мы лаптями щи хлебаем, можете погордиться собою.

      Удалить
    2. Ну, по крайней мере, честно.
      Лично для меня, живущего в Украине, не составляло никакого труда купить необходимую запчасть (разумеется, из того, что продается), тем более Такой переменник.
      И очень много было приобретено именно в Харькове. Поэтому странно от вас читать подобную чушь.
      P.S. Ролик рычага автостопа уже вращается, или до сих пор должен?

      Удалить
  7. Sergio, советский дядя26 ноября 2017 г. в 04:12

    Но зато мы, негры, не можем слушать магнитолы с китайскими кривыми пассиками. Поэтому мы их вынуждены перешлифовывать, и даже сделали станочек для выравнивания по толщине из доски, двух маховиков и резца. Иначе "Деспасито" не звучит. А если попадается с новым японским, и даже головки как новые, и хром не облез, а проблема лишь в регуляторе - то мы выкапываем из-под пальмы лучший переменник, и его ставим. Бриллианты к бриллиантам, говнецо к говнецу, а не наоборот.
    Диван-диван-диспасито! Оу-ноу-ноу-ноу-уей!!!Сиии.. советский дядя всех победил!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не кажется ли Вам, что Вас стало слишком много?

      Удалить
  8. Таинственный путешественник26 ноября 2017 г. в 07:39

    А я все пишу на шизаудио, задаю вопросы и сам на них отвечаю, с других сайтов им фотки даю, а их фотки на другие сайты. Но чего-то не поддерживают меня больше шизобратия. Как ни старался им подмахивать, они что-то охладели. С чего бы это?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не кажется ли Вам, что Вас стало слишком много?

      Удалить
    2. Да путешественника стало очень много и уже давно. В каждой бочке затычке и каждому уже подмахнул. Завязывай Путешественник.

      Удалить
    3. А зря смеетесь. Подобные форумные писуны внезапно оказываются в различных жюри и оргкомитетах в роли признаных экспертов по всем вопросам. Наблюдал в несколько иных сферах подобное. А в обсуждаемой-да тот же минский фестивальчик, например.

      Удалить
    4. ШИЗА -КРУГ ДЛЯ ИЗБРАННЫХ САМОДОВОЛЬНЫХ ТИПОВ. ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП - смотрите как я Крут. каждый хвалится пластмассовой побрекушкой которую он впарил какому то лоху. Крутые как хвосты.Чьи без понятия (хвосты).

      Удалить
  9. Иксперт который спрашивает совета на одном форуме, а потом выдает ответ на этот вопрос на другом форуме! Это не просто смешно а очень смешно.

    ОтветитьУдалить
  10. Хватит перетирать, надоело. Со следующего поста вся переписка пойдет в корзину.

    ОтветитьУдалить
  11. Добрый день . Не подскажите кому в Москве отдать в ремонт Sony cfs 66 заменить пасики и сделать подсветку стрелочек

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я в Москве не знаю никого из нормальных мастеров, может они и есть, но дорогие, или же напротив.))) Пасики там поменять нетрудно, а вот подсветка там будет лишняя, смотреться не будет нормально. Но это ИМХО.

      Удалить
  12. Спасибо . А у вас на продажу нет маленького магнитофона с AUX?

    ОтветитьУдалить
  13. Скиньте номер я вам перезвоню у меня по всей России бесплатно , если вы за границей можно по ватсапу.

    ОтветитьУдалить
  14. WD-40 и потенциометры - две абсолютно несовместимые вещи. Колхозный ремонт.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А что плохого, если я смою пыль и прочую отработку смесью керосина и масла? Земля налетит от этого на небесную ось? Или колхоз разорится? Обоснуйте, публика требует разоблачения фокуса.

      Удалить
    2. Все верно человек пишет. WD-40 это смесь бензина и масла. Это во-первых. Во-вторых, пасло создает пленку, препятсвующую нормальному контакту ползунка с проводящим слоем. В-третих, само проводящее покрытие пропитывается маслом и меняет свое сопротивление. Просто протрите подковку спиртом и нанесите на нее слой графита от карандаша с невысокой мягкостью стержня. И будет вам счастье.

      Удалить
  15. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  16. В остальном - отличный сайт, стиль подачи и вообще - молодец!

    ОтветитьУдалить
  17. Здравствуйте,Владимир! По мере появления свободного времени читаю и смотрю Ваш блог.Очень благодарен за обзор чудо-техники,которую не все могут себе позволить пощупать руками.Сам я радиолюбитель со стажем,но обращать внимание на такую красоту стал только после знакомства с Вами.А теперь о насущном: прошу помощи в получении схемы на Sony CFS66. Её не нашел я ,а хочу приобресть данный аппарат с не работающим радио. Как с Вами связаться не знаю,поэтому пишу здесь.

    ОтветитьУдалить