пятница, 24 января 2014 г.

Арго PM-006C. Последний выдох Господина ПЖ

Вообще-то этот обзор собирался написать давно, да все как-то что-то мешало, ну а теперь и вообще в свете разворачивающихся событий ("На Майдане коло церкви революция иде...") не до магнитол как-то, но пока там шаткое перемирие, попробую отвлечься от политики и залезть в свой уютный магнитольный мирок.
Купил Арго PM-006C я на радио рынке, не шибко дешево, да и с косметическими огрехами, но было интересно, что делалось в той нашей общей бывшей стране на последних днях ее существования.

Покупал у знакомого продавца, который сообщил, что с ней все в порядке, так как ее ремонтировал наш общий знакомый  радио мастер Виталий. Принес домой ее и даже не включил.  И стоял у меня этот аппарат, названный то ли по имени корабля античного искателя позолоченной овечьей шкуры, то ли по названию специфического блатного языка, именуемого у нас феней, не знаю, но в общем и целом своим мрачным видом он мозолил очи несколько месяцев, пока я не решился описать его, стараясь не употреблять резких междометий и словечек из нашей фени, которые французы и именуют арго.  А мог бы, потому как эпиграфом к этому чуду советской инженерной мысли замечательно подошла бы строка песни "Я тебя слепила из того, что было". А вот вторая строка на счет любви и дружбы явно была бы здесь лишней. Изначально с этой магнитолой предполагался брак исключительно по расчету: я ее привожу в приличный вид, красочно расписываю все ее достоинства (?) и недостатки (sic!) и потом мы расстаемся друзьями.
А недостатки были, как врожденные, так и благоприобретенные. К числу последних относились отсутствовавшая никелированная кнопка на верхней панели, утерянная кнопочка "Память" над карманом, ну и по мелочам (не было двух антенн и одного фиксатора антенны). В остальном все с косметикой было относительно неплохо, если не считать того факта, что, коль мы затронули косметику, то будь у нас в обзоре не магнитола, а женщина, этой самой косметики понадобился бы килограмм, чтобы она стала хотя бы чуток привлекательнее. Ну а так приходится констатировать, что никак уж не красавица эта у нас перед глазами.
Какие-то неудачные пропорции тела, нездоровая кожа в виде унылой темно-серой пластмассы, маленькие подслеповатые глазки индикаторов - в общем, за что ни возьмись, везде огорчишься. И стоило это создание 600 с чем-то уже теряющих полновесность в то, перестроечно-ускоряющееся, время рублей.
Решил я послушать, а как же работает этот Арго PM-006C. Однако тут меня ждал легкий облом - магнитола не функционировала. Ну вот и повод есть залезть вовнутрь.
Да простят меня мои читатели, проживающие между Хайфой и Эйлатом, но это, как сейчас говорят, Адъ и Израиль! Хотя Израиль в миллиард раз лучше, это точно, так как был там разок, да и в марте еще раз смотаюсь, дети подарили туда билеты на мой день рождения нам с женой. Заодно и взгляну на магнитольную жизнь обетованной земли, хотя подозреваю, что там она такая же скрытная, как и у нас. Узок круг наших людей, страшно они далеки от MP3 народа! Но все же вернемся к нашим магнитолам.
Вот не люблю я чинить советскую технику, ее делали явно не люди, а какие-то в лучшем случае гуманоиды. То, что это малопригодно для ремонта, видно невооруженным оком, куда-то добраться просто так невозможно по определению. Как это все прикажете чинить!

Я насчитал в Арго PM-006C (внимание!) 47 (сорок семь) подстроечных сопротивлений. Это могло говорить о том, что разброс параметров применявшихся деталей был настолько широк, что приходилось точно подгонять цепи до нужных режимов. Или же может быть каждый выпущенный аппарат отдельно настраивался до самого оптимального значения электрической цепи и в итоге Арго PM-006C обеспечивал выдающиеся характеристики? Я не знаю, просто даже в существенно более сложных западных (ну и восточных, естественно) аппаратах, если увидишь 3-5 подстроечников, то и то удивишься, а тут их с пол сотни.
Ну давайте пробежим крупно по узлам, так как особо чинить мне тут ничего не надо было, а проблема не включения магнитолы была связана с гадким переключателем по имени ПКН41-1-2, применяемых на куче советской техники типа телевизоров и проч.
Он настолько тугой, что если бы его вынести вперед, то для включения довольно увесистой магнитолы приходилось бы придерживать рукой или прислонять к стенке, иначе аппарат будет от вас все время отодвигаться. У меня как-то был с таким переключателем Sharp GF-800Z, так он конкретно отъезжал при нажатии на кнопку включения. Но в нашем случае этот выключатель стоит сверху и поэтому при нажатии на него пол или стол, на котором стоит Арго PM-006C, выдерживает и аппарат не проваливается в тартарары.
Этот переключатель был впаян в плату с двухсторонним монтажом и выпаять его было трудновато без обрывов дорожек, кое-какие дорожки оборвались и у меня.
Новый переключатель, впаянный вместо строго, работал тоже не очень уверенно, но менять его на другой не хочу. Остальные узлы, к моему счастью, вмешательства не требовали, кроме, разве что протяжки. Но о ней чуть позже.
Итак у нас есть блок питания, при подключении напяжения в котором щелкает какое-то реле.
Тороидальный трансформатор, стоящий наискось. Ну так у них получилось!
Тюнер.
Здесь нету привычного КПЕ, тут применен варикап.
Это дало возможность сделать 4 фиксированных надстройки на средних и длинных волнах.
 
На другой плате ниже тюнера заключенный в металлический экран блок УКВ. На этом диапазоне тоже есть 4 фиксированных настройки на станции.
Правее экранированной коробки УНЧ на 4 транзисторах, прикрепленных к массивной скобе радиатора.
То же, только с видом на транзисторы.
Громадная поляна общей платы с грибами подстроечников.
Замечательная советская акустика, изначально предназначенная для телевизоров и рассчитанная на речь дикторов Анны Шиловой  и Игоря Кириллова, рассказывающих о увеличении надоев. От этих динамиков можно было бы и не ждать больших басов, однако на удивление, магнитола с ними играла в целом неплохо.
 Внешний вид динамиков, конечно, не впечатляет, что сзади,
что спереди. Эти косые изломы подвесов я не встречал нигде кроме, как Моссельпроме.
Кстати, чтобы увидеть переднюю часть Арго PM-006C, нужно слегка поломать голову, как снять переднюю панель. Кто-то передо мной решил голову не ломать, а напротив, ломать сразу панель, пытаясь засунуть то ли нож, то ли отвертку между средней частью корпуса и самой панелью. Сломать не сломал, но следы оставил.
А панель снимается довольно хитро. Изнутри надо открутить два винта сверху, два скрытых по бокам и три снизу со стороны дна.
И тогда мы можем добраться до протяжки и динамиков, установленных на шасси из грязно-коричневой пластмассы.
ВЧ динамики бумажные и овальные, других то не было, время то какое было, припомните: очереди, записи на холодильники в магазинах, чеки Урожай, Горби, бартер, в общем список можно продолжать. Так что динамики еще и ничего для тех времен.
Над правым динамиком стоит 5-ти полосный эквалайзер с довольно тугими ползунками.
Над протяжкой установлены индикаторы, а между ними примостился дисплей часов.
Кнопки часов из пластмассы жутчайшего качества.
Как связаны часы с магнитолой, мне неизвестно, я сначала думал, что вообще никак. Потом в инструкции, найденной в интернете вычитал, что это таймер. Но он как-то шибко мудрено программируется, что я не понял. Поэтому с таким успехом можно было и электробритву туда вставить, пользы было бы больше. Вообще думается, что часы там для добавления наворотов. Надо же было чем-то ответить на тот же Sharp GF-800Z, дать ответ заносчивой Вандербильдихе.
Подсветка у часов настолько тусклая, что понять в темноте, который час можно разве что ночью на Плутоне.
Вспоминаю, что в восьмидесятые была передача под названием ЭВМ (Это Вы Можете), там как-то обсуждали чудо самостроя автомобиль "Панголина".
Так вот там на торпеде изготовитель этого, на то время революционно для нас, совков, смотрящегося автомобиля,  врезал калькулятор.
На вопрос ведущего, задействован ли он как-то на управление режимами машины, хозяин авто простодушно ответил, что нет, но если вдруг вам захочется посчитать, например, расход топлива, то вот пожалуйста, не отрываясь от руля можно это сделать. Вот так и эти часы на Арго PM-006C.
Обратите внимание на стрелку шкалы магнитолы. Она с двумя светодиодами, которые включаются соответственно в режимах ЧМ и АМ.
Когда Арго PM-006C включен, эти светодиоды немного оживляют унылый вид магнитолы.
В режиме АМ горит, соответственно, нижний диод.
Протяжка. Она довольно интересна.
Железный кассетоприемник: всё весомо, грубо, зримо.
Куча шестеренок, которые при воспроизведении ощутимо шелестят.
Один из винтов головки тут еще опломбирован.

С обратной стороны протяжка такова. Большой пасик пришлось поменять, он проскальзывал, маленький пока оставил родной. Обратите внимание на штоки, они выступают за клавиши, наверное, предполагалось использовать эту протяжку и на других аппаратах.
Соленоид автостопа приводится в действие от оптопары: красный диод просвечивает через звездочку под правым подкассетником .
Вообще мне протяжка понравилась, она вся такая настоящая, ну разве что лет на десять запоздала.
Счетчик на протяжке с функцией памяти, на нем установлены контакты, замыкаемые в нулевом положении.
Почему счетчик стоит перекошено, я не понял, выровнять мне его не удалось.
Справа светодиоды с обозначением направлений перемоток и посредине огоньком записи.
По поводу протяжки нашел в интернете интересную историю http://sfrolov.livejournal.com/102234.html. Надеюсь, автор на цитирование не обидится.

В сборке этой херомантии я принимал непосредственное участие. Рассказываю.
Собирали эту хрень на ЦНПО "Ленинец", в котором я имел несчастье работать. Массовое производство велось на радиозаводе, это недалеко от площади Александра Невского. А к нам на Московский 212 прислали чертежи для сборки опытных образцов лентопротяжного механизма. В Арго-004 стояла лентопротяжка Брестского завода, но что-то там в отношениях разладилось и наш Турчак принял волевое решение - сами сделаем. А фигли? Мы для подводных лодок такие приборы делаем, а тут!..
Короче, приволокли чертежи, заготовки. Основную сборку делал бригадир, Николай Саныч, а я по мелочам - в клавишах отверстия просверлить, заусенцы снять, контактные группы собрать...
Как раз в это время Саныч затеялся купить себе магнитофон. Но не советский ширпотреб, а натурального японца, лучше всего Sony. Благо денег у него хватало. Какими-то окольными путями (1987-й год на дворе) вышел на обладателя нужной техники, цена устроила - 1100 советских рублей (моя зарплата почти за год). Поехали покупать - Саныч меня в качестве эксперта с собой взял. Ну и вдвоем не так стремно. Машинка оказалась на загляденье. Натуральный японец, не подделка, двухкассетная магнитола с отстегивающимися колонками - хочешь на плече носи, не хочешь поставь в квартире. По габаритам ниже Арго, но чуть пошире. И, главное, невероятно легкая. Вместе с упаковкой меньше пяти килограмм.
На следующий день приезжаю на работу, Саныч уже в цеху. Стоит у весов, взвешивает недособранную лентопротяжку. Без малого 4 кг получается. А там пассик от движка идет к тонвалу, на котором латунная блямба габаритами с хоккейную шайбу. Типа, маховик, для выравнивания хода. И одна эта шайба больше килограмма весит.
Саныч за лбом почесал и позвал конструкторов. Просто и доступно, то есть, матом объяснил: у меня японский двухкассетник легче, чем одна ваша лентопротяжка. А предполагается, что магнитола носимая.
Конструктора бошками покачали, в бороде поскребли и согласились - надо конструкцию облегчать.
В итоге таких шайб в лентопротяжке стало две.
Но это еще не все. Где-то через год в продажу пустили первую партию "шестерок". Решили по этому поводу устроить торжественную презентацию в магазине "Радиотехника", была такая у Большеохтинского моста, аккурат напротив Смольного, нас с Санычем пригласили, я сдуру отказался, а зря, это надо было видеть. По словам Саныча, на прилавок торжественно выставили десяток "шестерок" и на одна так толком и не заработала.


Я не буду рассказывать, как часа два клеил из кусочков черную кнопку для включения функции "Память", слушая стук палок о металлические бочки, крики "Слава Украине" и наблюдая в онлайне горящие покрышки в Киеве, такая мелкая работа даже слегка успокаивает. А вот с блестящей кнопкой было сложнее, такие кнопки я видел только на страшно редком сейчас приемнике Ленинград 015, поэтому решил подобрать похожую и поставить ее на выключатель сети. В принципе, я даже и нашел в Питере у кого-то такие кнопки, но расстояние делает пересылку бессмысленной.
Поэтому взял похожую (родная внизу)
маленько обточил
и посадил на мягкий клей Дракон. В глаза не бросается и ладно.
Все кнопки сверху одинаковы.
Перед кнопками настройки стоят, я так думаю, вращающиеся индикаторы, обозначающие на длинные или на средние волны настроена данная кнопка. Это моя гипотеза, если не так, то поправьте.
Вообще, конечно, задумка сделать крутую магнитолу была правильная, Арго PM-006C насыщен разными прогрессивными фичами: система шумоподавления, расширенное стерео, бесшумная настройка на станции, автоподстройка частоты, эквалайзер.
Еще бы эти ингредиенты правильно сварить, чтобы получился деликатес, а не столовский борщ. А на это не хватило ни технологий, ни, может быть, желания. И так сойдет, подумали на ленинградском заводе "Игротека" и выпустили это чудо в жизнь.


Ну нет у вас ананасов красивых динамиков, а есть только сушеные финики уродские телевизионные громкоговорители, ну вы их или спрячьте за красивыми сетками, как в Казахстане 101, или приклейте блестящие пыльники, как в Ореанде РМ-203С. Неужели это трудно? Смотришь на каждый узел или элемент, вроде бы и ничего, но не складывается в гармоничное изделие, эклектика какая-то получается.
Самое интересное, что магнитола то играет и довольно неплохо играет. Звук вполне сочный, да и характеристики ее неплохие. Может какие параметры и ушли со временем в сторону, ну на то и подстроечники  в аппарате, настраивай - не хочу!
В общем вот такой продукт эпохи окончания развитого социализма.
Я пока не нашел подходящего размера антенн, чтобы окончательно закончить с этим Арго PM-006C, но тут относительно будет легко, так как антенны можно насадить на круглые гайки и их накрутить на основания.
Антенн тут две, поэтому хочется, чтобы они были одинаковые, а у меня пока нет подходящей пары.
 С обратной стороны там стоит целая плата под антенные входы.
В общем вот такая магнитола Арго PM-006C, весом более 7,5 кг, что для нас на текущий момент уже не самое плохое.
Дата изготовления в кармане под сетевой шнур, до конца Союза осталось всего ничего.
Ну и еще несколько фото без подписей, и так на них все понятно.






































18 комментариев:

  1. Большое спасибо за обзор!

    Раз уж Вы упомянули Майдан, -вопрос: как считаете, чем все закончится?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ничем хорошим не закончится.

      Удалить
    2. Как Вы были правы!!!

      Удалить
  2. Спасибо Владимир! Вот так унас и было, задумка вроде не ПЛОХАЯ. А получается какой то -МОНСТР! Не дай бог его ремонтировать-всех "мам " вспомнишь.Ладно удачи ВСЕМ ВАМ ,Видимо тяжелые времена у ВАС наступают. Ну А мы ждем ,почаще будем заглядывать!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, за обзор! на днях придет по почте такое же "чудо", Есть "004" на вид более экзотична, но мне нравится больше и лентопротяг там другой с японским движком и по конструкции напоминающий "саниевский" Когда придет, поставлю дины он 203ей ореанды!

    ОтветитьУдалить
  4. У приятеля в институте (1990 год) была такая же, под названием "Берестье 006". В то время на УКВ из Ленинграда передавали целые альбомы, в частности, ранний "Пинк Флойд", которым и приятель, и я очень интересовались. Так вот принимала и записывала эта магнитола просто обалденно. До сих пор храню _копии_ с тех записей, несмотря на то, что с компакта уже десять раз можно было перезаписать (у меня дома тогда был Sharp GX-66Z, с ещё пустым FM-диапазоном, пластмассовый, но с очень приличным качеством записи). Внешность – да, страшненькая. Мне больше "Арго-004" нравится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. не бывает берестья-006. было только 004, близнец арго-004, а потом арго выпустили 006 модель, а в Бресте и завод по сути зачах, и перестройка, и фиг пойми чего еще - короче, не сложилось. и 006 был только арго.

      Удалить
  5. А пластик корпуса, это просто завал! Нормально выплавить без изъянов они его были не в состоянии. Из всех магнитол которые мне попадались, только у Медео 102 было ещё хуже. У Арго 004 качество корпуса на порядок лучше, хотя тоже не идеальное.

    ОтветитьУдалить
  6. Динамики 5ГДШ-4. Пищалки 3ГДВ-1. Для компактной аппаратуры это было лучшее на то время, плюс большой корпус. То, как звучал по радио "сlub stereo dwojki" на Берестье 004 в конце 80-х, вспоминаю до сих пор с ностальгией.

    ОтветитьУдалить
  7. О, да! "сlub stereo dwojki" Помню, когда в армии в Житомирской области служил в 85м слушал. А по теме, пришел мне такой ушатанный аппарат. Варикап не работает, только через фиксированные настройки. Но самое главное косяк в ЛПМ, проявившвшийся после многолетней эксплуатации. Думаю это болезнь этих лентопротяг. На белой шестеренке на подпружиненной качающейся пластинке, передающее вращение на подмотку, расшатывается ось. Из-за этого , кроме хруста, случается проскальзывание и притормаживание подмотки. Сейчас думаю, что лучше, припаять или приклеить? В любом случае это не надолго, потому что при включении, шестерню сильно толкает и она бьётся о центральную ведущую шестерню. ИМХО - ЛПМ в 004, сделан лучше и напоминает "саниевскую"

    ОтветитьУдалить
  8. добрый вечер Владимир,с большим интересом читем ваши публикации,с уважением относимся к огромному количеству перелопаченного "материала",но что интересно-почему то вы ни разу не коснулись серии vz от sharp? Не подскажете приёмник в fm включишь-играет,через полчаса может перестать,и превратится в обычное шипение,покрутишь настроку нет-нет чтото появится! так же хотелось бы узнать некоторые подробности о самостоятельной замене игл и.т.д?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я равнодушен к ВеЗеткам, пару раз были у меня (2500 и 3000), не тронули совершенно, большие, нелепые, реально невысокого уровня (любой ременной проигрыватель намного выше классом будет, чем этот монстр).
      По поводу ухода частоты надо подумать, почему меняются параметры деталей, сразу ответить не готов. Автоподстройки, я так полагаю, там нету?
      С иглами тонкая вещь. даже визуальная похожесть не гарантирует потом достижения хороших характеристик. Желательно менять на штатные или рекомендованные иглы. Я бы менял всю голову целиком, в случае ВеЗетки надо сразу две тогда менять. Но иглы на ВеЗетки, насколько я знаю, в продаже еще есть.

      Удалить
    2. Добрый вечер,да подстройки нет речь идет о VZ-v20,он как раз почти клон 2500,головы подходят AT-91 они вроде доступны,вот только каков сам так сказать процесс?

      Удалить
  9. Занятный комментарий - приятно услышать нормальный русский язык и хорошее чувство юмора, редкость нынче !

    ОтветитьУдалить
  10. Пртяжка, конечно, подкачала - факт и шумодав грубый. У меня есть этот Арго и не только он. В плане сборки и разборки аппарат очень удобен (удобнее только Медео-102). По звуку лучше большинства из японии, особенно с пропитанными подвесами (как у меня). А подстроечников много, потому что много режимов в приёмнике и не только, в японии к примеру такого нет, потому что там требования куда проще к приёмникам и тракту в целом. Да и вообще, в каких магнитолах ещё стояли такие суперсикие головы, как наша д810 или 080 - даже близко ничего такого нет в Шарпах и Кроунах с Тошибами, а в Арго есть. Чёрный Арго - 006 действительно вышел хуже серого 004, но лучше 004 вообще ничего лучше на планете земля сделано не было в мире магнитол.

    ОтветитьУдалить
  11. Купил когда то в самом начале 90х сей аппарат. Позже отдал пристарелой родственнице. Прошло больше 20 лет и магнитола опять оказалась у меня. Лентопротяжка не работает, приемник тоже только шумит. Решил вообще пока ничего не ремонтировать (кассеты умерли, по тем диапазонам что в магнитоле есть, или какие то фрики вещают, либо просто отстой). Для возможности использования магнитолы решил просто использовать мобильник в качестве источника звука. В самой магнитоле перепаял три провода, с выхода на наушники 3.5 мм перекинул провода на линейный вход 5-ти шт. разъема, получилось то, что сейчас называется вход AUX. Включил аппарат, сразу заработал, эвалайзер, расширение стереобазы, прочие кнопки, все оказалось в рабочем состоянии. Могу сказать, что магнитола звучит просто прекрасно, даже не ожидал, искажений звука, даже на максимальной громкости, нет. Спасибо, тем людям, которые когда то у нас в стране делали такие аппараты, хотя и видно по сборке внутри, что делали на голом интузиазме, сейчас и такого не делают. Когда видишь на магнитоле "Сделано в России", а на микросхемах,транзисторах и прочих деталях присутствует только кириллица, то понимаешь какой это раритет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, а не подскажтес чего подойдет прижимной ролик на БЕРЕСТЬЕ 004 только ролик с механизмом с кронштейном куда он крепится . Предолжили аппарат за 50 уе вот и в раздумии

      Удалить
  12. Анонимный10 мая 2018 г., 2:17

    Есть такая магнитола всё работает,пришлось только два пасека заменить,кому бы продать если нужна в Москве пишите riga104@mail.ru

    ОтветитьУдалить