четверг, 5 июля 2012 г.

Panasonic RX-CW54F. Превращение "Байкала" в "Кока-Колу".

Собственно, писать о нем не планировал. Подтолкнул на это дело мой приятель, который сказал, что он достиг совершенства в перестройке тюнера Panasonic RX-CW55L с УКВ на FM, причем делает это он за 15 минут. Я был заинтригован и спросил его, как это он так по стахановски превращает воду в вино, на что мне было сказано, что сие есть великая тайна, которая его кормит, но он мне по дружбе ее раскроет без права разглашения посторонним. Меня это, конечно, очень заинтересовало и я стал выпытывать подробности. Оказалось, что делается это методом отпаивания пары конденсаторов, после чего весь диапазон FM умещается в 2\3 шкалы, но при этом падает чувствительность тюнера. С последней болезнью он борется методом припаивания какой-то перемычки.
Вообще-то в природе есть изначально правильный собрат Панасоника под именем National RX-CW55, который сделан для западного рынка и единственным отличием его является только тюнер на 87,5-108 Мгц. Я подумал, что не будет же Мацусита делать разные платы в принципе на одну и ту же магнитолу, это же вам не Sharp WF-939ZP с его отдельно разработанной под "совок" микросхемой. Посему, попробовать таки стоило.
Что же, подопытный кролик в виде Panasonic RX-CW54F у меня был и я решил на нем потренироваться. Не выдавая при этом тайны Эдвина Друда, разумеется. Вот это милое животное. Упрощенный вариант Panasonic RX-CW55L, с которого сняли реверс и таймер, может произвели еще кое какие мелочи, типа заменили стирающую головку обыкновенным магнитом и т.п.

Рассказывать про него не буду много, кто не знает Любочку, Любу знают все, аппарат известный. Самый главный плюс его - это отличные колонки на матерчатых подвесах, как Мацусита избежала дурацкого поролона, не знаю, но динамики получились вечными. Может не очень удобно то, что пассивный динамик приклеен к корпусу и его не снимешь, но снимать то его особо и не надо, разве что для того, чтобы пыль внутри протереть.
Некоторые несознательные граждане снимают низкочастотники с Panasonic RX-CW54F или Panasonic RX-CW55L и устанавливают их в колонках National RX-CW66F, но я к этому действию отношусь настолько неодобрительно, что просто кушать не могу. Я против такого хоккея такой компиляции.
Но мы отвлеклись от цели нашего путешествия к центру Земли. Итак, вперед к тюнеру.
Разбирается Panasonic RX-CW54F чрезвычайно просто: нужно открутить 6 винтов сзади, снять ползунок громкости и 6 ручек эквалайзера. Снимаем мордочку и все на ладони. Протяжка крепится единственным винтом.
Сняв двойную протяжку, необходимо открутить винт рычага записи для доступа к общей плате.
Все нутро вынимается в виде трех узлов: протяжки, блока эквалайзера и общей платы. Внутри корпуса остается только блок питания.
Что сказать про протяжку или протяжки? Да особо и нечего. Движок один общий на 15 вольт. Два длинных пасика, металла мало, пластмассы много.
Левая и правая протяжки особо друг от друга не отличаются.

С лица тоже похожи на близнецов.

Плата общая, с одной стороны тюнер на трех стандартных микросхемах.
Со второй стороны участок магнитофона на паре чипов. Там же и УНЧ с большим радиатором, мощность Panasonic RX-CW54F выдает довольно приличную.
Собстенно, кроме беглого обзора сказать то и нечего, мне, во всяком случае.
Вот объект наших опытов.
Из интересного здесь входная катушка, состоящая из двух катушек: обычной трехвитковой и спиральной на обратной стороне платы.
 Не буду описывать весь процесс, тем паче, что он таинственнее секрета Тортиллы, просто покажу, как было до

и как стало после. Я отпаял два конденсатора гетеродина и диапазон сдвинулся вверх примерно до 95-97 Мгц, что было явно недостаточно. Имеющий глаза да увидит эти отпаянные конденсаторы:)

Дальше пришлось задействовать катушку  гетеродина.

Диапазон уложился полностью, от 87,5 до 108 Мгц, может даже и чуть больше.
Однако прием был станций был очень странный, хорошо ловились станции по краям диапазона и практически не было их в середине. Позвонил приятелю Анатолию, владельцу таинственного секрета. Он ответил мне, что нашел методом научного тыка самую чувствительную точку на плате и соединил ее с антенной. Оно, может, эффект такой способ и дает, но по мне он не научен и мне как эстету не подходит. Пришлось рыть самому дальше.
Я понимаю, что искушенные электронщики могут смеяться над моими изысканиями, но я слесарь-самоучка с мотором,  шишки набиваю самостоятельно, потому как тайны никто не выдает. Короче, нашел я еще один конденсатор в параллель КПЕ на первой катушке, отпаял его и стало мне счастье. Станции стали ловиться все по всему диапазону. Тут и сказке конец.

Ну а что касается суровой были, то скажу тем, кто не знает, что слабым местом его являются кнопки управления деками, металлизированное покрытие которых настолько тонко, что очень легко стирается. Оно, правда, не всегда и не везде, как-то я отмывал Panasonic RX-CW55F, так напыление стерлось от простой зубной щетки. На этом же конкретном  Panasonic RX-CW54F хотел я потертые полукружья от пальцев превратить в ровные прямоугольники и это мне так просто не удалось. Наждак, я конечно не применял, то на краях покрытие просто так не слезало!
Ну и напоследок еще несколько фото нашего новообращенного Panasonic RX-CW54F. Теперь его от нормального FMовского отличает только шкала, но "неприятность эту мы переживем".



Важный P.S.!
Когда крутите шестеренку, сидящую  на КПЕ, то станции высоких частот у вас будут слева, а низких частот - справа, там ведь эта шестерня связана с колесом настройки через зубчатую передачу.

Апдейт. Меня постоянно спрашивают, какие именно конденсаторы надо выпаивать. Обычно я выпаивал два конденсатора гетеродина и один входного контура. Но с последним CW55 промучился несколько часов, пытаясь точно уложить тюнер в диапазон 87,5-108 МГц. Попутно и микросхему УНЧа спалил из за этой щепетильности. Дело в том, что если отпаять один C12, то не хватает перекрытия 88-108, если я отпаивал ноги у двух конденсаторов гетеродина, то оставалось большое поле боковых частот левее и правее 88-108 МГц, где были зеркальные станции.

В итоге выпаял таки два, но пришлось припаять еще дополнительно конденсатор 15 пикофарад, чтобы более-менее получилось прилично.
 Во входном контуре из двух параллельных конденсаторов я отпаивал ближний к КПЕ.
Так как контура залиты парафином и многих конденсаторов под ним просто не видно, то мне проще показать на рисунке, какие конкретно конденсаторы я отпаивал (разумеется, достаточно вывесить всего одну ногу, а не выпаивать весь конденсатор).
Справа катушка на 4 витка и 3 конденсатора в параллель - это гетеродинный контур.
Внизу катушка на 3 витка и два конденсатора в параллель - это входной контур.
В принципе, из конденсаторов, стоящих в параллель, можно любой выпаивать, но я не знаю их номиналов, а потому выпаивал те, которые мне было удобнее удалить.
Естественно, если вас не волнует точное попадание в диапазон (да и к тому же на шкале красуются совсем другие цифры 64-74), то просто удалите два справа и один внизу. Но если хотите совершенства, то тогда настраивайтесь с помощью подстроечников и развалом-сжатием катушки. Подстроечники отвечают за верх диапазона, катушка за низ.
Удачи!

26 комментариев:

  1. не могу понять где третий конденсатор(который нужно отпаять) который в параллель кпе первой катушки?

    ОтветитьУдалить
  2. Джачинто, извините , а почему такое неприятие установки низкочастотников от RX-54 в RX-66 ?
    Я счастливый обладатель 4-х RX-66 (я тоже хворый на всю голову) и нескольких 54-х.
    Читаю, Вас, читаю... И тут идея - а почему не попробовать?Аутентичность конечно пострадает, но я за ней и не гонюсь...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А чего не попробовать, некоторые так и сделали, посадочные места позволяют. Если бы не было родных, то я бы приветствовал такое решение. НО!
      Представьте себе, что у Вас больные зубы, но вы, вместо того, чтобы полечить свои, вставляете вместо них красивые золотые имплантанты. И все хорошо, но они не родные. И этим все сказано.

      Удалить
  3. НА Panasonic-RX-CW55 L МОЖЕТ КТО СДЕЛАТЬ?

    ОтветитьУдалить
  4. Стершиеся педали лечатся на раз-два.
    Самый зверский лютый способ - снять блок кнопок и покрасить нафиг с баллончика серебрянки, но все намого проще.
    В любьой компании наружной рекламы полно тонкой пленки под хром.
    Вырезаются аккуратно кусочки нужного размера и клеются (обратная сторона на клейкой основе) на облезшие места. Разглядит апликацию только престрастный.
    Black Jack

    ОтветитьУдалить
  5. Имею 55 панаса с вытертыми кнопками, нашол способ нанести новый хром на кнопки, вот найду крышку кассеты и займусь, что бы два раза не разбирать.

    ОтветитьУдалить
  6. Доброго времени суток. Очень помогла Ваша статья, особенно последнее фото. Все получилось подстроил только контур. Спасибо Вам огромное. Есть только одна проблемка где-то замыкает левая дека в правом вращении, на реверсе влево вращается работает хорошо. Но в данный момент кассеты не актуальны. Радио пользуемся очень довольны!!!

    ОтветитьУдалить
  7. Большое спасибо за информацию. У меня 55. Выпаял согласно вашей схеме С9, С12, С15 и тишина. Вновь впаял С15, FM заработал, дополнительный конденсатор 15пф не понадобился, контура не подстраивал. Разнос частот увеличился, теперь, по моему, диапозон приёма частот стал где-то от 70 до 108,5 Мгц. Вот только не все каналы принимаются в режиме "стерео". Если у кого-нибудь имеется информация, поделитесь, буду очень вам благодарен.

    ОтветитьУдалить
  8. вместо нижней катушки с 3 витками запаял кусок провода МГТФ длиной 6-7см, появилась вся сторона в районе 108, катушку выбросил

    ОтветитьУдалить
  9. Как называется материал (оранжевые нити) намотанный на катушку (чёрного цвета, залита наверно парафином)? Ответьте пожалуйста.

    ОтветитьУдалить
  10. Это Вы про катушки на ферритовой антенне спрашиваете?

    ОтветитьУдалить
  11. Хэлоу. А размеры пасиков кто нибудь знает на 55 -й ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 150*1.2*1.2/140*1.2*1.2/ и 55 *0.7*0.7 на счётчик

      Удалить
  12. Спасибо за статью про панасоник на своём сделал всё как написали и перестроил укв на ура,ура!!!Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
  13. Большое спасибо за инструкцию! Перестроил диапазон, хотя расположение элементов на моем CW55L чуточку иное. Конденсатора, который на вашем рисунке в правом-верхнем углу, у меня нет. Стоят чуть правее и выше два крупных буромалиновых. Я не стал с ними экспериментировать, так как отпаянных двух оставшихся и настройки катушки оказалось достаточно. И прием станций в этом диапазоне оказался ощутимо лучше, чем в родном для аппарата "советском" ЧМ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А станции в стерео режиме ловит ?

      Удалить
    2. Стерео с пилот тоном на этих моделях стоит изначально, поэтому прием идет в стерео режиме.

      Удалить
    3. Стерео конечно, иначе и смысла нет перестраивать.

      Удалить
  14. А диапазон интересно весь перекрывает до 108 Ф. М., а то у меня только до 100, а выше станций нет... Жду ответа от Владимира.

    ОтветитьУдалить
  15. Могу выслать схему что конкретно нужно перепаять.Пишите на msb2005@km.ru

    ОтветитьУдалить
  16. а где у него скорость воспроизведения регулируется сзади отверстие есть для скорости но оно пустое

    ОтветитьУдалить
  17. Кто-то в Питере сможет переделать на 55-ом УКВ в fm + заодно профилактика?

    ОтветитьУдалить
  18. Уважаемый Джачинто! Благодарю вас - с вашей помощью оживил два аппарата - Sharp и этот Panaosonic). Не говоря уж про большое количество полезных советов "вообще" по ремонту и реставрации. Удачи и успехов.
    PS Прошу прощения за "некропост", но поему блог важный и хочется его поддержать)

    ОтветитьУдалить