Позвонили с рынка, сказали, что там таскают некие продавцы "Шарп-три пятерки", предлагают его завсегдатаям базара, не интересен ли он мне? У меня вообще есть Sharp GF-555, в принципе одного достаточно, барыжить такими аппаратами и не хочется, да и трудно, всем "Шарп-три семерки" подавай. В общем, сказал, что не интересно. Перезвонили через 10 минут, оказалось, что три пятерки оказались одной пятеркой с двумя нулями. И такой аппарат у меня тоже есть, давно и даже в двух цветах. Но вспомнил, что именно по нему обзора не писал, потому решил посмотреть, что там и как с продаваемым аппаратом, может попутно и расскажу, что он из себя представляет. В общем, поднял свой организм, поехал.
Ну Sharp GF-500H оказался с лица вовсе не такой уж плохой,
однако верхняя панель его весьма пострадала.
зачистил надфилем и мелкой наждачной бумагой.
Интересно, сколько же пришлось работать этому движку, при том, что родная головка на деке была изношена совсем незначительно?
Ну будем лечить движок, что поделаешь. Я бы может и поставил бы другой вместо него, но исходя из большого диаметра шкива можно было предположить, что двигатель тут стоит на 2000-4000 оборотов или же даже на 1600/3200 оборотов в минуту. Откручиваем винт и вытаскиваем кронштейн со щеткой.
Щетка приварена точечной сваркой к кронштейну.
Аккуратно отрываем щетку от кронштейна, я это делал с помощью тонкого ножа, нам важно сохранить максимальную длину щетки.
Теперь нам нужно припаять эту щетку к кронштейну так, чтобы своим концом она уверенно касалась сегментов коллектора.
Облуживаем конец щетки.
Припаиваем щетку к самому кончику кронштейна. Отрезаем и удаляем кусок резинки.
Устанавливаем кронштейн на плату.
Теперь обе щетки будут гарантированно касаться коллектора.
Фото с иного ракурса.
Устанавливаем ротор в нижний подшипник.
Если не жаль капельки машинного масла, можно капнуть в этот подшипник, иногда бывает, что при работе двигатель стрекочет. Масло отлично успокаивает подобных сверчков и цикад.
Ну Sharp GF-500H оказался с лица вовсе не такой уж плохой,
То ли сигареты тушили на его поверхности, то ли кирпичи ставили, но верх был в подплавленностях и царапинах.
Хуже всего было с поверхностью над правой акустикой,
Приплавленность обрамления высокочастотника была крайне неэстетична.
Крупнее, для того чтобы было понятно с предстоящим фронтом работ.
Ну и грязен он был, впрочем это нормальное состояние для базарных аппаратов.
Как вы понимаете, любую вещь можно довести до исходного состоянии, если не считаться с затратами. Оно, конечно, можно и электролампочку отремонтировать, но стоит ли, в коня ли будет потраченный корм? Дело в том, что в свете последних печальных тенденций народ не то, чтобы охладел к магнитолам, а как-то передвинул их в таблице жизненных приоритетов с 28-го места на 73-е, соответственно и денег на них тратит в разы меньше, нежели ранее. Поэтому ты можешь пошпаклевать корпус и покрасить его на автомобильной малярке, но никто этого труда не оценит и, главное, не заплатит за него. Поэтому правит правило разумной достаточности.
Вот это правило достаточности и подсказало мне, что в данном случае после помывки корпусных деталей шпаклевать автомобильной шпаклевкой будет неразумно дорого, потому я всяческие ямки и впадины затянул своим фирменным содаклейным способом, да их то и не особо много и было. Да, в этом случае поверхность получается менее гладкая, нежели после шпаклевки, но я счел, что, исходя из разумной экономии, с этим небольшим недостатком можно смириться.
Зачистил поверхность мелкой шкуркой.
Залил отсутствующие фрагменты своим компаундом,зачистил надфилем и мелкой наждачной бумагой.
Да, я знаю, что все эти предварительные процедуры слишком упрощены и не дадут отличного качества при покраске, но и такой результат меня вполне удовлетворил. Красил, понятно, баллончиком голландского производства.
После прихорашивания решил включить Sharp GF-500H. Радио как-то работало, а вот деки молчали обе. Первая мысль - пасики. Открываем, это несложно, по штату положены 9 длинных винтов, однако на данном Sharp GF-500H их было всего 7. Крайне тревожный симптом, как правило отсутствие винтов характеризует квалификацию мастера, если его можно так назвать с большой натяжкой.
Кстати, в качестве пособия при разборке и сборке. Провода к динамикам там довольно короткие, их два: слева и справа, снять их еще можно, а вот одевать колодки трудно. Так вот для удобства надо переднюю панель располагать под 90 градусов к корпусу, тогда разъмы оденутся на свои ответные части без затруднений.
Краткий обзор того, что находится внутри аппарата. А там не так уж и много узлов.
Протяжки. Они мне и моим постоянным читателям хорошо известны, такие стоят на Sharp GF-700, Sharp GF-7500 и еще на двух аппаратах Sharp QT-37 и Sharp QT-38. Ранее я восхищался конструкцией этих протяжек, от своих слов не отказываюсь, они и сейчас мне по прежнему нравятся.
От протяжек серии Sharp GF-700 эти механизмы отличаются лишь дополнительными щупами для автоматического определения лент CrO2.
С обратной стороны они должны выглядеть так.
На самом деле правая пишущая протяжка была уже с неродным двигателем, там стоял четырех контактный движок Matsushita, к которому шли только 2 провода, плюс и минус, остальные контакты были не задействованы. Запитывался этот двигатель от вот такой самодельной платы стабилизации.
Быстро взглянем на остальное содержимое Sharp GF-500H. В правом верхнем углу тюнер. Меня несколько удивило наличие нештатного сердечника в катушке гетеродина, но я отложил разбирательство, отчего там стоит что-то инородное, на потом.
Снизу тюнер выглядит вот так.
В левой части установлен блок питания с весьма внушительным трансформатором.
Sharp GF-500H потребляет 35 ватт, довольно много для такого относительно небольшого аппарата.
Под протяжками общая плата, в левой части которой стоит усилитель
Приглядевшись, можно увидеть хорошо знакомую микросхему HA1392.
В правой части разного рода переключатели.
На передней панели стоят динамики, НЧ двенадцати сантиметрового размера, а ВЧ - обычные пьезоэлектрические пищалки.
НЧ громкоговорители выглядят так.
Характеристики динамика написаны сзади.
Собственно, на все основные узлы мы уже посмотрели, переходим непосредственно к ремонту протяжек. Левая молчала, хотя на клеммы родного двигателя приходило 14 вольт. Я прокрутил тонвал и двигатель нехотя стал крутиться, потихоньку набирая обороты. Пришла в голову мысль, что вероятно бронзовые втулки могли закиснуть, из за чего оси двигателя было трудно в них проворачиваться. С таким фактом я уже пару раз встречался, смазка неплохо лечит сею болезнью.Через некоторое время протяжка разработалась и лента вполне проигрывалась на деке. Однако я, оперируя левой протяжкой, заметил, что примерно в 5-10% протяжке не удавалось стартовать самостоятельно, требовалось слегка подталкивать маховик тонвала. Обычно такая проблема возникает, когда одна из обмоток в обрыве или же когда какая-то щетка плохо прилегает к коллектору якоря, ну или ротора, так вообще правильнее называть вращающуюся часть электродвигателя. Значит, придется разбирать двигатель. Он здесь как матрешка, в том смысле что собственно движок помещается в цилиндрическом стакане, а сверху к нему припаивается плата стабилизации.
Перед тем, как вытаскивать ротор из двигателя, рекомендую сделать риску на его боках, чтобы потом собрать правильно. Если вы развернете круглую плату со щетками на 180 градусов, то двигатель будет крутиться в противоположном направлении.
Разбираем движок. Как видите, правая (минусовая) щетка износилась вся и как еще работал двигатель, вообще непонятно. Минусовая щетка отличается от плюсовой тем, что она контактирует с железным основанием, а плюсовая от него изолирована.
На этом фото видно, что разтроенный (неологизм по аналогии с раздвоенным, а вовсе не от того, что он расстроился, впрочем, я бы тоже расстроился, если бы мне чего обломали) конец минусовой щенки отсутствует по самую резинку.
Коллектору тоже досталось немало, на нем образовались весьма глубокие канавки.Интересно, сколько же пришлось работать этому движку, при том, что родная головка на деке была изношена совсем незначительно?
Ну будем лечить движок, что поделаешь. Я бы может и поставил бы другой вместо него, но исходя из большого диаметра шкива можно было предположить, что двигатель тут стоит на 2000-4000 оборотов или же даже на 1600/3200 оборотов в минуту. Откручиваем винт и вытаскиваем кронштейн со щеткой.
Щетка приварена точечной сваркой к кронштейну.
Аккуратно отрываем щетку от кронштейна, я это делал с помощью тонкого ножа, нам важно сохранить максимальную длину щетки.
Теперь нам нужно припаять эту щетку к кронштейну так, чтобы своим концом она уверенно касалась сегментов коллектора.
Облуживаем конец щетки.
Припаиваем щетку к самому кончику кронштейна. Отрезаем и удаляем кусок резинки.
Устанавливаем кронштейн на плату.
Теперь обе щетки будут гарантированно касаться коллектора.
Фото с иного ракурса.
Устанавливаем ротор в нижний подшипник.
Если не жаль капельки машинного масла, можно капнуть в этот подшипник, иногда бывает, что при работе двигатель стрекочет. Масло отлично успокаивает подобных сверчков и цикад.
Собираем двигатель в обратной последовательности. После всех процедур мотор стал работать отлично и сразу стало понятно, что нужно менять и все пасики. Их размеры 60-65 и 75-78 мм - это тонкие, ну и плоский не более 130 мм.
Обратился ко второй деке с неродным движком. Он молчал. Измерил напряжение на его клеммах, там был ноль. Стал искать проблему. С платой этой деки была беда, она была переломана и в месте перелома на дорожки были наложены шины. Не исключено, что одна из перемычек могла оторваться. Чтобы быстрее разобраться, достал другой Sharp GF-500H из своей коллекции, открыл его и сразу там увидел оборванные тонкие пасики. Помнится, что я их лет пять назад менял, привет по этому случаю китайским производителям. Заменил все пасики и на своем "пятисотом". Стал искать, в чем проблема отсутствия напряжения.
Выяснилось, что низкоомный резистор не пропускал ток, в параллель ему я припаял резистор сопротивлением 5 ом.
После этого мотор заработал, но как-то слабо и неуверенно. Во время включения воспроизведения каретка с головками задумывалась на секунду и нехотя поднималась в рабочее положение. Впрочем, иногда ей и вовсе не удавалось преодолеть положенное расстояние и дека становилась в ступор, двигатель при этом просто останавливался.
Пошел в свой амбар, по сусекам поскреб, нашел двигатель от Sharp GF-700. Когда-то на барахолке купил пару протяжек от "семисотого", одну протяжку на что-то выменял, вторая же была разобрана и вот от нее движок и лежал, дожидался своего звездного часа.
Установил его на плату, подсоединил провода, собрал протяжку. Выяснилось, что он тоже страдает немочью и по этой причине вял. Разобрал его и увидел, что кто-то уже чинил его и перепаивал щетки, однако три конца одной из них были смяты и не параллельны. Перепаял обе щетки, контакт с коллектором стал отличным, кстати, коллектор был намного менее изношенный, нежели на первом чинимом мною движке. Собрал движок, установил на протяжке, подпаял провода, включил - вроде все отлично, работает, каретку поднимает без всяких сомнений, перематывает ленту как зверь. Подключил наушники и решил проверить перед окончательной сборкой магнитофона. И тут меня ждал сюрприз! Левая дека работала отлично, но на правой деке детонация звука была такая, что слушать было просто невозможно. Я сначала подумал, что неправильно установил пасик и он затирает об какой-то участок деки. Однако пасики ничего постороннего не касались. Детонация шла от движка и массивный маховик протяжки ее никак не мог скрыть. Снял мотор и включил какую-то из рабочих клавиш деки. В режиме холостого хода мотор работал, слегка подергиваясь, однако стоило пальцем немного коснуться шкива, как при увеличении нагрузки его начинало сильно трясти. Ну для образного сравнения это примерно, как если бы подтраивал двигатель на автомобиле при плохой свече зажигания.
Стал разбираться, в чем проблема. Сначала я подумал, что виновата микросхема стабилизации LA5512.
Выпаял ее и поставил какую-то использованную, которую нашел у себя в деталях. С этой бэушной мотор вообще еле крутился. Такая микросхема была безжалостно отправлена в мусорку. Достал новую, впаял. С ней мотор крутился резво, но были те же самые конвульсии, что и с родной. Подпаивал мотор к другой деке, эпилепсия не исчезала, значит проблема была все же именно в моторе! Разобрал мотор пару раз, нет, проблема не в щетках, с напрямую подключенным питанием двигатель крутил отлично.
В общем, я бился с этой болезнью целый день и не мог понять, в чем проблема. Деталей меньше десятка, кроме микросхемы там три конденсатора, один из них электролит, несколько резисторов и дроссель на ферритовом кольце. Чему там ломаться?
У меня в развалах валялось бездыханное тело Sharp QT-77, там были похожие моторы и главное, шкивы их были примерно такого же диаметра. Думал взять оттуда двигатель. Но потом увидел какой-то моторчик с абсолютно таким же шкивом, как на Sharp GF-500H. Это был двигатель Mabuchi.
По параметрам он подходил: 12 вольт, вращение против часовой стрелки, обороты 1600/3200. Решил попробовать поставить его. Там правда + и - были по другому расположены, а вторые две клеммы обозначались как A и B.
Я подключил этот двигатель, припаяв соответственно + и - к указанным местам, и мотор заработал лучше родного. Ну его нафиг тот шарповский мотор, может потом попробую разобраться с ним, да и то не уверен, Гордиев узел проще разрубить, особенно когда у тебя есть меч и нет лишнего времени. Звездного часа у шарповского мотора не случилось, увы. Кстати, точно такие движки стоят на National RX-C66F и Sharp QT-90 с собратьями, во всяком случае микросхема LA5512 тоже там стоит на боку движка.
Вторая дека заработала.
Собрал Sharp GF-500H, включил радио и не досчитался половины станций внизу FM диапазона. Оказывается, тот "мастер" и по тюнеру прошелся. Вот потому там в катушке гетеродина что-то нештатное стояло.
К моему счастью, внизу к контуру припаяли емкость 36 пикофарад, а для того, чтобы повысить упавшую частоту, вместо ферритового сердечника вставили кусок медной проволоки. Отпаять дополнительную емкость и вкрутить ферритовый сердечник много времени не заняло, вогнать тюнер в диапазон потребовало еще минуты три. Хорошо, что все остальное было нетронуто!
Вот в итоге что у меня получилось.
В моем понимании вполне неплохой результат.
Вообще-то изначально я собирался петь дифирамбы модели Sharp GF-500, аппарат, в моем понимании этого заслуживает. Просто данный экземпляр меня конкретно утомил и потому лирическая часть может оказаться суховатой.
Я знаю, что есть поклонники данной модели, которые собирают различные по комплектации и расцветке варианты, там их было немало. У меня лишь есть его красный собрат, который при идентичных с Sharp GF-500H электрических параметрах имеет свой индекс Sharp GF-550ZR.
Я знаю, что многие модели, выполненные в ярко красном цвете, выглядят намного интереснее обычных своих собратьев, но в данном случае и серебристый вариант смотрится вполне достойно. В 550-м динамики темные, шкала черная, в общем, что-то по мотивам произведения Стендаля "Красное и черное".
Сравнивая Sharp GF-500H с его однокассетным братом Sharp GF-7500, могу сказать, что по мне двухкассетник выглядит на порядок интереснее.
Впрочем, это всего лишь мое мнение.
Двух одинаковых Sharp GF-500H мне точно не надо, выставлю на продажу этот "пятисотый", я иногда дубли собираю, но не в этом случае.
Плата стабилизации, которая стояла в Шарпе с надписями плюс и минус - это польская от магнитол типа Вега-326. Шла в комплекте с барахляным польским движком, у которого постоянно засирался коллектор.
ОтветитьУдалитьПо поводу нестабильности родного двигателя- а не разбита ли верхняя втулка, в которой вращается ось?
Втулка не разбита, с ней все в порядке.
УдалитьНу Вы не человек дядя Володя, Вы - просто кудесник !!! Молодца дядя Володя! Ты меня очень обрадовал, хороший человек. Приходи на кумыс, барана зарежу.
ОтветитьУдалитьКумыс пока не пробовал, а баранину уважаю.))) Но пусть пока живет ваш барашек.
УдалитьТакая идея на счет Моторчика....
ОтветитьУдалитьОтпаять его плату и эту же плату припаять (можно проводочками) к другому моторчику (без платы стабилизации). Что будет? Если дефект продает - то это на 100% дефект моторчика а не платы стабилизации (скорей всего одна из 3х обмоток в обрыве).
Timbuktu (chopper-chopper)
Все три обмотки целы, проверил. Коллектор тоже в норме.
Удалитьпрозванивается еще не значит целая. Был такой еще случай. Моторчик выпал с рук ударился о землю. Симптомы после этого были такие же как описаны вами. Оказалось на магните образовалась трещина. Потребовалось много времени увидеть эту трещину.
УдалитьТакая идея на счет Моторчика....
ОтветитьУдалитьОтпаять его плату и эту же плату припаять (можно проводочками) к другому моторчику (без платы стабилизации). Что будет? Если дефект продает - то это на 100% дефект моторчика а не платы стабилизации (скорей всего одна из 3х обмоток в обрыве).
Timbuktu (chopper-chopper)
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьСупер!!!Молодчага-Кропотливая работа-Респект Вам!1!
ОтветитьУдалитьВладимир, огромная просьба- не подскажете маркировку на "голландском флаконе с краской"
ОтветитьУдалитьВладимир, здравствуйте! Подскажите пожалуйста в чем может быть беда- не срабатывает автостоп при окончании перемотки (при окончании воспроизведения кассеты автостоп срабатывает)
ОтветитьУдалитьПоставьте более тугой пасик, с вероятностью 99% проблема исчезнет.
Удалитьне очень хороший прием FM,как лечить?
ОтветитьУдалитьКрайне некорректный вопрос. Слабый прием или некачественный прием? Может антенна отсоединена; может тракт ПЧ расстроен; может перестраивали на УКВ и потом неправильно вернули; может детектор FM расстроен. Много от чего может плохо работать тюнер.
Удалитьна других волнах станции ловит хорошо,а вот ФМ шумит и где то отдалённо прослушиваются станции. рукой если взятся за антенну сигнал усиливается. но всё шумит. и через шум можно уловить звук станции. Что это такое. плпту просмотрел. нет ни трещин на дорожках. и пайка вроде целая.
ОтветитьУдалитьМожет быть что угодно, но скорее всего расстроено ПЧ. Станции правильно по шкале расположены?
УдалитьУра, нашёл! когда включил радио и в руках вертел плату. нажал на одну деталь как то по сильнее. и появился звук. Взял паяльник и пропаял это место. теперь всё хорошо. а ведь полчаса рассматривал через увеличительное стекло все детали. они выглядели как новые.
УдалитьСпасибо вам за ваш сайт. очень интересный. ждём новых публикаций.
И это место было катушка гетеродина?)))
УдалитьЧудово!Молодець!
ОтветитьУдалитьЧудово
ОтветитьУдалитьОтличная и познавательная статья! Читаю потому что сосед попросил посмотреть такой же аппарат. Теперь думаю- может себе его выторговать?!))
ОтветитьУдалитьНа моем, не открывается подкассетник. Не отошла каретка. Разбирать бесполезно. Как решить проблему?
ОтветитьУдалитьЯ РАСКРУТИЛ АППАРАТ ПРИ ЗАСТРЯВШЕЙ КАРЕТКЕ И РАЗДВИНУЛ ПОЛОВИНКИ КОРПУСА БУКВАЛЬНО НА ПАРУ САНТИМЕТРОВ СО СТОРОНЫ КОЛОНКИ АКУСТИКИ И ДЛИННОЙ ПАЛОЧКОЙ ДЛЯ РОЛЛОВ ПРОКРУТИЛ МАХОВИК ТОНВАЛА ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ПОСВЕТИВ ТУДА ФОНАРИКОМ . ИИИИ ОП ЛЯ КАРЕТКА ОПУСТИЛАСЬ И АППАРАТ РАСКРЫЛСЯ!
УдалитьА ДО ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ Я И ДЫРКУ ХОТЕЛ СВЕРЛИТЬ И СТУЧАЛ ПО НЕМУ И ТАНЦЕВАЛ ВОКРУГ...