понедельник, 9 ноября 2015 г.

JVC RC-M70. Замена регуляторов звука.

Я еще вас не достал этими JVC RC-M70? Нет? А то тут намедни прикупил еще один, правда уже JVC RC-M71JW. Если честно, то я не понял, чем он от JVC RC-M70 отличается, кроме раскраски.
Магнитола была куплена на радиорынке у перекупщика, не очень дешево, но и не смертельно. Торг был жестким и когда я уже рассчитался, продавец потянул за приклеенную к задней стенке бумажку размером с кредитную карточку и под ней оказалась дыра, размером примерно 2 на 5 см.
Я слегка огорчился, так как в остальном магнитола была в очень хорошем состоянии, но продавец мне вернул утешительные 100 гривен, что на доллары составляет целых четыре бакса.

Вообще-то несколько месяцев назад я прикупил в интернете части корпуса JVC RC-M70, крышка там тоже была, потому беда не столь велика, да и заклеить то место можно, ну не везде будут симметричные ребра, ну и бог с ним.
У магнитолы не работал один канал, но я как-то не сильно печалился по этому поводу, починю уж. Принеся домой, снял заднюю крышку и ткнул отверткой в какую-то ножку усилительной микросхемы, молчащий канал тут же заработал. Оказалось, что в том именно месте была холодная пайка. Я вытащил шасси из корпуса, чтобы сделать профилактику протяжке и вдруг заметил, что что-то на шасси не так.

В первый момент даже и не понял, ведь все работает, что в таком случае искать? А потом увидел термопасту на выходных микросхемах и понял, что УНЧ был без радиаторов. Если бы микросхемы были бы чистые, то может быть и не сообразил бы сразу. Вот кому и, главное, зачем нужно было удалять алюминиевые радиаторы? Сделав остальной сервис магнитоле, я решил снять радиатор с моего первого JVC RC-M70, планировалось изготовить аналоги из алюминиевых пластин по образцу и подобию родных.
Форма его сложная, без оправки не выгнешь.
Ну а пока думаю, как сделать радиаторы, попробую ка восстановить регулятор громкости на первом JVC RC-M70. Там был обрыв дорожки, мне пришлось тогда что-то химичить, какие-то проволочки прикреплять, короче конструкция получилась эфемерная и ненадежная, понятно, что она скоро умерла. В результате громкость на аппарате на левом канале перестала убираться до ноля. Ясно, что там опять обрыв, дорожка потеряла контакт с землей.
Спросил Виталия, как он лечит эту болезнь, он сказал, что проклеивает токопроводящим клеем "Контактол". Клея такого у меня не было и я решил заменить регуляторы на новые.
Вообще с этими регуляторами в данной модели чистая беда, как минимум у половины аппаратов они ходят очень туго, причем даже разборка и смазка не помогает. Справедливости ради нужно сказать, что у второго моего JVC RC-M70 регуляторы ходят пока легко, то есть изначально они были очень скользкие внутри, однако потом трение по какой-то причине у многих из аппаратов возросло и звук регулировать стало крайне неудобно.
Тут уместно сказать и о косяке, который допустила фирма JVC. Они поставили на громкость линейные потенциометры B вместо логарифмических A, поэтому на малой громкости звук возрастает очень резко и трудно выставить ползунки так, чтобы музыка звучала тихо. В общем, регулировка звука в JVC RC-M70 к достоинствам точно не относится.
Некоторые люди умершие потенциометры меняют на резисторы, снятые с записи, сейчас запись на магнитолах никому не нужна, да и в JVC RC-M70 есть функция автоматической регулировки уровня записи. Но на моем первом JVC RC-M70 движки регуляторов записи ходили тоже очень туго, менять шило на мыло резона не было. К тому же я померил их сопротивление, один из потенциометров показывал 50 Ком, второй - 25 Ком. Выпаивать, менять, а потом получить плохой результат, нет, не хочу. Делать, так делать!
В общем ранее на радио рынке были куплены современные регуляторы на 50 Ком примерно похожего размера, правда несколько другой конструкции, причем они были двойные для одновременной регулировки обоих каналов стереофонических аппаратов. Движок потенциометра у них был длинный, но сделан он был из пластмассы.
Распайка выводов, понятно, была абсолютно другая.
Я снял плату со всеми регуляторами и выпаял проблемный потенциометр.
Поставил новый, который пойдет на замену вместо умершего, и сравнил с рядом  стоящим родным. Если его впаять в плату, то хвостовик по длине будет как раз нужной длины.
Но для этого нужно разметить на плате места, в которых нужно просверлить отверстия для иной распайки выводов. Работа ответственная и тонкая. Не так просверлишь и регулятор перекосится. Я решил надеть бумажку на новый потенциометр, потом обрезать ее по контуру, приложить на плату и наметить места для новых отверстий. Самое плохое в данном плане то, что отверстия могут перерезать токопроводящие дорожки и потом придется припаивать перемычки. Короче, работа трудоемкая и нерадостная.
В этот момент ко мне заехал человек за радиоприемником, мы разговорились и я ему показал, чем занимаюсь в конкретный момент.  Он выслушал мои идеи и сказал, зачем сверлить плату и располагать переменный резистор непосредственно на ней, когда можно потенциометр приподнять и соединить с платой старого резистора, используя ее в качестве переходника. И тут я понял, что можно вообще обойтись без переходной платы, а просто приподнять резистор и соединить его с платой короткими проводами. А в качестве стоек использовать удлинение, сделанное из толстой проволоки. Я достал медную проволоку диаметром что-то с 1 мм, согнул из нее скобы, зачистил, облудил и припаял к корпусу потенциометра.
Концы проволоки сжал плоскогубцами, чтобы они стали более плоскими, так как круглая проволока в продолговатые отверстия для крепления резисторов не проходила.
Выбрав одну из двух частей потенциометра, подпаял удлинительные провода.
Вообще тут желательно использовать более   гибкие провода типа МГТФ, но если сделать провода чуть длиннее, то можно работать и с менее гибкими.
Подготовил второй потенциометр таким же способом.
Вставил в соответствующие отверстия. Выставил корпуса по высоте с соседними родными резисторами.
Важно для логарифмических регуляторов не перепутать их расположение. Для этого выведите движок регулятора на середину и измерьте сопротивление от центрального вывода до обоих краев. У моего регулятора на 50 Ком от одного конца до центра было 9 Ком, а до второго 42 Ком. Вот тем концом, у которого меньшее сопротивление, нужно припаивать регулятор к земле. Вы ее увидите с обратной стороны, к ней припаиваются и выводы корпуса регулятора. Именно так располагать потенциометр, в противном случае у вас магнитола с первых миллиметров будет орать как потерпевший, а в дальнейшем звук будет практически не регулироваться.
Так как нам пришлось приподнять регуляторы, то хвостовики стали несколько выше, нежели рядом стоящие металлические. Потому я откусил излишки кусачками и обточил конечные 4 мм под размер отверстия в блестящих ручках, которые потом будут насажены на эти хвостовики.
Плата регуляторов прикручивается к общей металлической пластине с прорезями, для этого 4 винта вкручиваются в крайние регуляторы.
Так как у нас конструкция потенциометров другая, то использование штатных винтов ограничивает ход движка левого регулятора с обоих концов на пару миллиметров. Движок просто упирается в эти винты. Для этого я нашел более короткие винты, на фото они слева, они короче родных чуть ли не вдвое.
Прикручиваем металлическую пластину короткими винтами, теперь ничто не мешает полноценному движению крайнего регулятора.
Движки ходят плавно и мягко, новое есть новое. Вот думаю, может и на JVC RC-M71 поставить, а то там такие тугие движки сейчас. Поможет ли смазка им, не знаю.
У меня давно стоит Sharp GF-9696 без регуляторов звука, надо будет поставить подобные, в продаже они есть, цена их умеренная, правда работа по их установке не быстрая, слишком много времени уходит на подгонку. Но первые всегда делать труднее, потом то все уже становится более ясным, можно не повторять ошибки.
Включил, проверил, результат отличный, звук регулируется плавно, прямо аж сам собой загордился. Еще бы, такую проблему решил!
Апдейт. По совету народа на другом JVC RC-M70 выпаял, разобрал, почистил и смазал солидолом регуляторы. До этого с каждой смазкой они ходили все тяжелее и тяжелее, было такое ощущение, что там детали из абразива и я досыпаю туда песка. Прямо хоть плоскогубцами их двигай!
В общем, после разборки и чистки смазал, хотя это не то слово, сейчас они просто купаются в солидоле. 
Результат: один стал ходить существенно лучше, второй тоже получше, чем было до смазки, но все равно не легко, как на новых аппаратах.
Резюме. У каждой вещи есть срок жизни и как ты ее не мажь, все равно новое лучше. Вот только где его то новое взять?



7 комментариев:

  1. Master Vladimir.....Prosto Kudesnik.

    ОтветитьУдалить
  2. Владимир, я правильно понял что тонкомпенсацию отключили совсем ?
    После чистки с разбором мягкость хода восстанавливается у 99% потенциометров, даже советских.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, там был центральный провод, обошелся без него. Вообще на "семидесятых" есть отдельная кнопка Loudness, она именно для тонкомпенсации.
      Что касается разборки и смазки, то я и разбирал, и чистил, и смазывал. Движок прямо ходил в солидоле. Собираешь и все равно ходит туго, чуть ли не клинит. Это метафизика. Не объяснимо с научной точки зрения.

      Удалить
  3. Был у меня VEF 214 с тугим регулятором громкости. Разобрал, вычистил, все ЦИАТИМом зарядил. А он как был тугим, так и остался.

    ОтветитьУдалить
  4. Вот этот 71-й,как по мне-красив,и именно за счёт цвета!Превозносимый адептами М-70 в серебре как-то уже приелся,а этот-хорош!!!

    ОтветитьУдалить
  5. На Panasonic rx cw 54 так можно решить вопрос с ползунком звука? ��

    ОтветитьУдалить
  6. Всегда можно придумать выход из положения.

    ОтветитьУдалить