суббота, 30 апреля 2016 г.

Ремонт регулятора баланса фирмы ALPS или как подковать таракана.

Ничто не вечно под луной, в том числе смертны и регуляторы громкости магнитол. У них вытираются резистивные дорожки, могут барахлить контакты ползунка, но чаще происходят просто обрывы, причем, как правило обрывы эти локализуются рядом с выводами. Мне не попадались пока регуляторы, чтобы обрыв был где-то на середине резистивного слоя, может мне просто везло с этим, потому как пока у меня нет идей, как преодолеть эту напасть. Кроме мысли использовать токопроводящий клей, причем не сверху в месте обрывы, а рядом с дорожкой, мне в голову ничего не приходит. Пока с таким клеем я не работал и как поведет он себя на регуляторах, я не знаю. Я как-то больше напирал на механическое соединение контакта с резистивной дорожкой, выводы регулятора тоже ведь приклепаны к углеродному слою дорожки. На каком-то из Шарпов, кажется, на Sharp GF-575Z я делал скобку из пружинистой бронзы и надевал на гетинаксовую основу так, чтобы скоба касалась резистивного слоя. Тогда вроде бы эта идея сработала, но удовлетворения от результата работы я не получил, в моем понимании конструкция была несколько эфемерная и ненадежная.
По идее самое лучшее решение проблемы - это заменить регулятор на новый родной (не очень реальная нынче идея), можно также найти, вернее, попробовать поискать использованный или же просто применить новый из современных. С последним вариантом тоже не все гладко, просто так новодел не поставишь, надо или новые дырки на плате сверлить, или какие-то переходники придумывать, в общем задача тоже не на раз-два и готово.
Или есть другой вариант, починить старый, но только уже как полагается, а не тяп-ляп, и так сойдет.
В общем, пора с лирикой закругляться и переходить к конкретике. Приехал ко мне на сервис и ремонт Sharp GF-9090X, прислали мне его с просьбой вдохнуть вторую жизнь, так как от первой мало что осталось: тюнер расстроен; кассетная дека звучит еле-еле по причине стертой до корней магнитной головки; регулятор баланса не работает вообще. В принципе без регулятора баланса жить можно, живу же я без желчного пузыря и аппендикса и ничего так, не шибко страдаю. Вот и на магнитолах два канала можно подключить напрямую, слушать себе и не грустить. Но хозяину хотелось, чтоб на этой магнитоле работало все или почти все и регулировка баланса канала в это "почти" входила обязательно. Ну и решил я посмотреть, что можно сделать с этой деталью. Для этого мне пришлось ее выпаять из платы регулировок, скажу, что не самое простое дело, потому, как добраться к ней весьма непросто.

Разобрал регулятор, чтобы понять, в каком состоянии находятся его части. Его пытались уже чинить до меня.
Заклепку левого вывода пропаяли, полагая, что это улучшит ее контакт  с токопроводящей дорожкой. Похоже, левую часть резистивной дрожки натерли графитом простого карандаша. Этот способ может и был хорош для одноразовой починки радиостанции экспедиции Нобиле на Северный полюс на дирижабле "Италия", когда спасшиеся после катастрофы пытались послать радиовесточку с арктической льдины, но для постоянной работы резистора вряд ли годился.
Я измерил плечи этого резистора. От среднего вывода правое плечо давало 25 ком, а сопротивление левого было порядка 60 ком. Когда я в процессе исследования вытер дорожку от грязи и может быть от находившегося там графита, сопротивление левого плеча поднялось до 100 ком.  Проведя исследование щупом омметра и двигаясь от центра, я отметил линейность нарастания сопротивления до 24 ком, а потом в районе полоски, находящейся на фото на уровне черного провода под гетинаксовой основой, сопротивление резко прыгало до 60-80 ком. В общем, здесь и была проблема.
Стал думать, как можно ее решить. Позвонил мастеру Виталию, хотел узнать, как он решает такие задачи. Виталий удивился, что умер именно регулятор баланса, так как обычно он практически не используется. На мой вопрос, как поступить, он сказал, что надо взять обычный линейный потенциометр, подключить центральный вывод к земле, а концы к обоим каналам, вот и будет регулятор баланса. Такой вариант для простой техники вполне приемлем, хотя есть теоретическая возможность некоторого смешения обоих каналов в один.
Но установка другого, даже самого примитивного потенциометра влекла бы проблемы с его монтажом и адаптацией под конструкцию конкретного аппарата, поскольку делать надо было бы так, чтобы снаружи не было отличий. В общем, я решил попробовать отремонтировать старый. Но как сие сделать, спросить не у кого было.
Помните старый фильм "Котовский" 1942 года? Там при штурме г. Белая Церковь немцы отбивают атаку за атакой, растерянный комбриг Григорий Котовский спрашивает своего комиссара, что делать,  на что комиссар дает "ценный" совет "Взять Белую Церковь". Вот и у меня надежда была только на себя и я таки взял Белую Церковь. Нет, голым на лошади я в атаку не скакал, я придумал другой способ. Я взял самое тонкое сверлышко, какое у меня было, а это оказалось сверло диаметром 0,5 мм, и вручную просверлил отверстие рядом с проблемным местом.
Трудность заключалась  в том, чтобы отверстие обязательно слегка касалось резистивной дорожки, по которой ходит токосъемный контакт ползунка. Необходимо было, чтобы он не цеплялся за заклепку, которую я планировал вставить в это отверстие.
Мне нужно было сделать какую-то шайбочку под заклепку. Я взял латунную шайбу из под антенны, этим же тонким сверлом просверлил в нем отверстие.
Взял медную проволоку диаметром 1 мм, обточил надфилем ее до диаметра 0,5 мм, оставил маленький кусок не обточенным и откусил кусок проволоки порядка 4-5 мм. Получилась маленькая заклепка. На нее я надел вырезанный из латунной шайбы сегмент с просверленным отверстием.
В идеале такую бы заклепку хорошо бы выточить на токарном станке, но я делал все своими руками, может потому и неказисто смотрится.
В принципе, тут красота не столь важна, как надежность. Хотя шляпка заклепки могла бы быть и поизящнее.
Вставил заклепку с шайбой в отверстие, заклепка вошла довольно туго.
Прижал максимально головку заклепки к резистиной дорожке и померил сопротивление левого плеча. От заклепки до центрального вывода было что-то порядка 25 ком, как и на правом здоровом плече.
Загнул выступающий конец заклепки и проверил, не утерян ли после этого контакт с резистивной дорожкой.
Все было хорошо, но я на всякий случай слегка поджал заклепку зажимом для верного контакта. Сильно поджимать нельзя, так как может поломаться гетинаксовая основа.
Аккуратно подточил шляпку головки. В принципе, эту процедуру желательно делать все же до установки заклепки, чтобы не разболтать заклепку в посадочном месте и не нарушить контакт. Но я спилил лишнее максимально аккуратно.
Все то же самое, только сфотографировано при дневном свете.
Шляпка заклепки получилась высоковатая, ее можно было сделать и поменьше.
Дело в том, что об эту заклепку потом будет цепляться ползунок, к которому прикреплены контакты.
Чтобы ползунок этот не цеплялся за шляпку заклепки, мне пришлось на полтора миллиметра укоротить одну из четырех его опор, на функциональности это не сказалось, зато ползунок стал хорошо проходить над заклепкой.
Можно было бы сделать вывод на плату непосредственно от заклепки,
но я соединил тонким проводом ее со штатным выводом, так легче потом установить на место регулятор.
Чтобы корпус регулятора, который обычно заземлен, не касался нового вывода, я удалил один из зажимов-уголков, которые притягивают гетинаксовую плату к железному корпусу.
Оставшихся пяти усиков вполне достаточно для сборки регулятора. Напоследок еще раз проверил, работают ли оба плеча регулятора баланса.  Измерение тестером показали одинаковую величину сопротивления обоих половинок резистора, регулятор можно ставить на плату.
Плата с регуляторами на Sharp GF-9090 не очень удобна для ремонта, нужно еще разобраться, что припаял предыдущий ремонтник, на плате присутствовали явно другие провода.
Но это уже совсем другая задача, наша конструкция заклепки с шайбой работает.
Наверное, некоторые мои читатели разочарованы, особенно далекие от техники, они бы предпочли красивые фотографии какой-нибудь очередной магнитолки, а я тут предлагаю им историю о ремонте какого-то неказистого регулятора. Но без них не работают эти самые красивые магнитолки. 
Не, есть конечно такие, кто просто любуется их формами и дизайном, но по мне эти аппараты все же должны работать. Вот потому и буду пробовать подковывать насекомых, до лесковского Левши мне может и далеко еще, регулятор с блохой сравнить трудно, но с крупным черным тараканом вполне можно. В южных странах я таких видал, наши прусаки против них просто мелюзга.
Пересмотрел фотографии, увидел, какой грязный у меня тестер и устыдился. Пойду помою его.

21 комментарий:

  1. Владимир ! А не проще было бы приклеить токопроводящим клеем полоску, из латуни или меди ? Идем дальше . Как Я понял сей регулятор состоит из двух половинок токопроводях дорожек -левой и правой , по 25 ком . разделены по середине .Так проще взять линейный регулятор на 50 ком и поставить. Именно саму пластину, с токопроводящим графитовым слоем . И разрезать дрожку по середине ! Только высверлить заклепки и поставить новые !Я не имею возможности посмотреть и увидеть это все живьем . Где то возможно Я упрощаю и там есть какие то ньюансы .?Но лишний раз подумать стоит -ВАРИАНТОВ много ! Уважаю ТЕХ, кто находит не СТАНДАРТЫЕ решения и всякий раз заставляет удивляться .С уважением !

    ОтветитьУдалить
  2. По пунктам.
    1. Клея у меня нет и как практики его применения.
    2. Шибко полоску не приклеишь, там только треть миллиметра для этого, если положить полоску на резистивный слой, то получится ступенька, на которой будет прыгать токопроводящий контакт, на долго его не хватит, если не сильно пользоваться балансом, может и будет как-то служить, но для регулятора громкости такое решение точно не годится, там постоянная работа и поверхность для нее должна быть без ступенек. В общем, тогда уже лучше просто намазать клеем место потери контакта без всяких медных полосок.
    3. Вариант "взять линейный регулятор, его разрезать, просверлить, посолить, поперчить" сразу отставляю как значительно более трудоемкий, нежели попытаться отремонтировать родной регулятор. Сами подумайте, высверлить заклепки и поставить новые! Из серии "А давай я построю Летучий корабль"! Все это труд и не факт, что в его результате что-то получится дельное.
    Кстати, из вариантов клеить или клепать обращали внимание на крылья самолетов? Они все в заклепках, а не клеенные. Таки заклепка надежнее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Володя ! Хозяин БАРИН . А по поводу клепки ?? Устарело . возьмите что авто что авио . Технологии ушли вперед . Если ЧЕСТНО . То при желании можно сделать многое . Не стану повторяться -Высверлить две заклепки и поставить новые ??? Идем далее . Ступенька ?? А у Вас она не получилась ??? НЕТ уж ВОЛОДЯ ИЗВИНИ . Делать так ДЕЛАТЬ . КАК ДЛЯ себя Любимого .

      Удалить
    2. У меня ступеньки НЕТ (если вам так мил капслок)))).
      Для себя делал бы так же.
      Как нибудь имеет смысл сесть возле иллюминатора самолета и внимательно посмотреть на поверхность крыла. Сварных и клеенных швов там как-то не видно, все больше заклепки.
      Что касается "взять и высверлить две заклепки", то предлагаю сделать это самому и предоставить нам после всего фото отчет с комментариями, только маты при этом не применять. Ну а мы порассуждаем, хорошо оно или плохо получилось.)))

      Удалить
  3. Уважает ся Петрович)) - "...Я"))

    ОтветитьУдалить
  4. Володя ! Весна , Праздник ! А у тебя плохое Настроение . Хотя можно понять .Делай ради бога ВСЕ что хочешь . Только не надо ОБИЖАТЬСЯ ! Сколько людей, столько и мнений на тот или иной вопрос . То же касается и к вопросу а КАК это лучше сделать . А что касаемо моих трудов ?? Поищи на других форумах , под ником volganin . Как говорил один персонаж и МЫ, не только пальцем деланы . Как всегда , с УВАЖЕНИЕМ -Петрович .

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня хорошее настроение: труд-мир-май-июнь. А по форумам искать волганина занятие неблагодарное, мне насыпал Гугл 100501 ссылок, я уже пробовал по капслоку искать, все равно не получилось. Так что Хик Родус, хик сальта, просим-просим, все перешли в режим внимания.

      Удалить
    2. 100502:
      — Да, жизнь проходит, пора и о карьере задуматься. — Блин Петрович, харе звиздеть, садись в свой экскаватор и марш в карьер, твоя смена!

      Удалить
  5. И как фото Вставить ????

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так ссылку на форум дайте, там и посмотрим.

      Удалить
    2. Блин, ну прямо как дети малые

      Удалить
  6. Милые бранятся, только тешатся.
    Да, дети, кто же еще? Взрослые такими игрушками не увлекаются.)))

    ОтветитьУдалить
  7. Да не бранимся МЫ . Что нам с Володей Делить !Просто у каждой проблемы , есть несколько вариантов решения .и каждый идет своим путем . Володин друг предложил один вариант , Владимир , решил сделать по своему . Я предложил другие варианты . Каждый действует по своему ! Только и ВСЕГО , Я часто сижу на сайте Бумбокс пилот. Основатель Сережа . Любитель серии PANASONIC. Тех ,кого называют НОВОДЕЛОМ . ( petrovich )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Петрович! Спасибо за наводку про Бумбокс пилот!!! А то здесь как-то попахивать начинает несвежо))))

      Удалить
    2. А как может пахнуть от старых вещей? Ну а я так весь пропитан нафталином.)))

      Удалить
    3. Костя ! Ну зачем ТАК ??? Сайтов по данной тематике ПОЛНО .Знаю около десятка .НО !!!! Такого , с фотографиями , подробным описанием работы пожалуй и не найти . А УЧИТЬСЯ никогда не поздно .Всегда что то новое для себя открываешь . Не зря говорят . Тот кто владеет Информацией -владеет миром . Так что еще РАЗ спасибо ХОЗЯИНУ ,за то что ОН делиться с нами .А уж как ВЫ воспринимаете это ? Дело личное !

      Удалить
  8. Сайт лажает и не всегда на нем высвечиваются комменты, потому приходится их иногда повторять. Кто-то анонимный написал:


    Во Вселенной много законов физики, химии.... но существуют еще и человеческие. Один из таких законов который мы постигаем всю свою жизнь, это получать что-то и делать из него что лучшее. Всё движется. Одну проблему можно решать разными методами.....главное пробовать и делать лучше. А если при этом ещё и делиться мыслями и решениями - то так происходит прогресс во всем...... Когда вам дают что-то скажите спасибо, идите за решением проблемы...

    А те кто не ценят этот процесс и готовы критиковать всё и вся..... это индивидуалы не способные выбраться из своей маленькой мыльницы.....

    Спасибо Владимир.....ещё одно неординарное решение требующее умения, размышления и навыков. Вообщем то как раз то что ведет к прогрессу..... а не наоборот. От лица всех поблагодарю вас.


    От себя могу напомнить замечательную эвенкийскую поговорку: Feci quod potui faciant meliora potentes. ))))

    ОтветитьУдалить
  9. Тема правильная поднята на поверхность. С этой болезнью будет все хуже и хуже. Универсального решения нет. Замены тоже, похоже, в обозримом будущем за разумные деньги не предвидеться, поэтому любой совет ценен. С позиции функционала имеет значение регулятор громкости, остальные регуляторы в 99% в одной позиции. У меня, вообще, дилетантский подход, периодически смешиваю мягкий графит с защитной помадой для губ (в составе вазелин и натуральный воск, использую когда на лыжах и на велосипеде катаюсь), ватная палочка.. на какое то время хватает... Есть пара регуляторов с проблемой, описанной в топике, но страсть как не хочется выпаивать... Горжусь целеустремленностью Автора! Кстати, всех с Первомайскими!

    ОтветитьУдалить
  10. Также очень признателен автору за вариант решения проблемы с регуляторами, весьма актуально. Альтернативным вариантам можно только радоваться, ведь главное - достижение цели. Спасибо Петрочичу за информацию по новому форуму по магнитолам - я и не знал о его существовании, все больше на Шизаудио "тусуюсь".

    ОтветитьУдалить
  11. Вертолётные лопасти на клею давно собирают.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да ну! Вот так прямо и приклеивают лопасти к оси? Или все же приклеивают одну плоскость к другой на большой площади, так это все же, извините, другое дело.

      Удалить