вторник, 5 апреля 2016 г.

Каминг-аут или акаянные дни молодости.

Ну что, милостивы государи и некоторым образом милостивые государыни, пришло время раскрыть свою тайну, сознаться в своей не афишируемой ориентации. Думаю, что многие из вас смогут меня понять и не будут сурово осуждать, а некоторые так и вообще тайно принадлежат этому сообществу.
Честно говоря, я давно их любил, просто помалкивал, стараясь не вспоминать лишний раз и давя свое поднимающееся чувство при их виде. Время от времени они все же ко мне попадали и я стыдливо удовлетворял своё желание, подумывая, а не сознаться ли в порочной страсти и дальше жить с ними в открытую, но потом таки удавалось как-то заглушить свою стасть. Вообще-то моя любовь в этом мире с них и начиналась, и только потом я пришел в традиционную тусовку и стал волочиться за всем, что нравится большинству. Быстро выучив, что считается истинными ценностями в этом мире, стал покорять вершину за вершиной, иногда даже получая реальное удовольствие от обладания ими. Но, как говорится, природа берет свое. И вот я снова хочу вернуться к старой любви.
Итак, чтобы вы там себе не напридумывали, я заявляю громогласно: я люблю кассетные деки. И любил их с середины восьмидесятых, прекрасно знал, какую частоту на нормале может выдать тот или иной экземпляр, сколько двигателей стоит в его лентопротяжке, какой твердости стоят там головки. Магнитолы же в то время были просто способом заработать на их перепродаже на настоящий аппарат. В условиях развитого социализма с моей зарплатой младшего научного сотрудника широко гулять не получалось, потому я даже не слышал о продукции такой фирмы, как Nakamichi, деки сей фирмы стоили запредельных денег и никто в моем окружении о них не знал вообще ничего. Также практически ничего не попадалось производства фирмы Onkyo, о продукции фирм NAD или Rotel можно лишь было прочесть в залетном журнале What's Hi-Fi?. Обычно из простенькой аппаратуры живьем встречались деки от SonyTechnicsJVC или Sharp. Высшим эшелоном в нашей тусовке считались деки AkaiAiwa. Причем Akai били всех своими вечными стеклоферритовыми головками GX. У Sony тоже были головки Ferrit&Ferrit, но такие деки как-то попадались редко.
Technics ставил на свою продукцию верхнего уровня сендастовые головы, у JVC также были какие-то крепкие головки типа SA, а вот пермаллой не котировался никак, даже если он назывался Hard Permalloy. В общем, когда ты смотрел на черные блестящие головки, которые оставались таковыми после многочасовых проигрываний, то остальные аргументы просто не прокатывали никак. Кто-то поговаривал, что Akai звучат сухо, но мне было тогда на это плевать.
Первый Akai, который я воочию узрел у знакомого, был Akai GX-F31,

особенно завораживал его вид со светящейся голубой клавишей. А то, что его кассетоприемный механизм приводился отдельным двигателем и его можно было закрывать, не нажимая на его крышку пальцами, меня тогда просто потрясло.
Однако хорошо писал этот аппарат только на определенных референтных лентах, но в наших советских магазинах по 9 рублей продавали ленты только начального уровня. О кассетах Свема или Тасма деликатно промолчим. Потому мой приятель поменял "тридцать первую" модель на Akai GX-F51, этот аппарат имел процессор, который позволял записывать кусочек ленты тестовыми сигналами в течение 15 секунд, потом отматывал назад и прослушивал результат, и только после этого, выбрав оптимальные параметры, становился в режим ожидания записи. В этой серии F было еще два аппарата: Akai GX-F71 и Akai GX-F91. Первый имел уже закрытый тракт ленты и самое важное, сквозной канал, то есть ты мог сразу слышать, насколько запись отличается от исходного сигнала. Ну "девяносто первый" был просто царь, визуально он выглядел просто, но если нажать на нем кнопку справа, то дверь, закрывавшая кнопки и дисплей, отъезжала вниз под магнитофон, открывая какой-то просто космический вид. Но денег этот аппарат стоил очень много, я себе такого позволить не мог.
Отдельно у нас котировались магнитофоны фирмы Aiwa, особенно серия 660, 770 и конечно 990. Живьем мне они тогда не попадались, но у кого-то в городе таки были. Я же мог только разглядывать их в каталогах и домысливать, насколько они хороши. Кстати, каталоги тоже были большим дефицитом, это вам не интернет, когда забил в Google и через минуту смотришь в том или другом ракурсе вещь. Потому в моем воображении почему-то представлялось, что нижняя полка у Aiwa AD-F990 тоже должна закрываться, как у Akai GX-F91 и у меня было сильное разочарование, когда сказали, что это не так.
В общем, когда я, мечтая о доме, сумел скопить денег на козу, то ею оказалась дека Akai GX-7. Помнится, что я отдал за нее порядка 2000 рублей, по этой цене продавались магнитолы типа Sharp GF-800. Выбирая по каталогу аппарат, я был зачарован картинками с изображением его дисплея с крупными стрелками и длинными ползунковыми регуляторами записи. Стрелки были на люминесцентном дисплее, а не в виде архаичных, как мне казалось на тот момент стрелочных индикаторов. Однако очарование "семеркой" прошло весьма быстро. Да, у него был механизм с закрытым трактом и сквозным каналом, и вот при сравнении записи с оригинальным материалом было заметно слышно, что запись проигрывает в качестве исходному сигналу. В Akai GX-7 не было процессора, подбиравшего оптимальный уровень подмагничивания под конкретную ленту, а ручной регулировки BIAS тогда на многие аппараты еще не ставили. Поскольку в магазинах продавались ленты начального уровня типа TDK DMaxell LNDenon DXSony CHFJVC Dynarec F1BASF LHAGFA Fe1, да и то они стоили очень не мало в сравнении с зарплатой тех лет, то широко гулять не получалось. 9 рублей составляли почти одиннадцатую часть моей МНСовской сторублевой зарплаты, а ведь и жить еще надо было на что-то. Потому референтные ленты, на которые был настроен Akai GX-7 для оптимального звучания, я позволить купить себе не мог, те ленты были привозные, а не из магазина и понятно, что дороже. Потому "семерка" была вскоре продана и доложив немного денег, я приобрел Akai GX-F71, не смотря на то, что это была как бы устаревшая модель! Это был аппарат всем аппаратам аппарат! За исключением Akai GX-F91, понятно, на просторы космоса мои финансы выйти не позволяли.
Akai GX-F71 писал один в один на любой ленте, ну за исключением разве что бракованной. Он радовал меня год или два, пока не разорвалась бомба: фирма Akai не выпустила модель Akai GX-9.
Она выглядела намного современнее и главное, прописывала ленту в течение пары секунд, не надо было ждать, пока дека будет гонять ленту целую вечность - невыносимо долгие 15 секунд! Это сейчас кажется смешным, а тогда хотелось идти в ногу с прогрессом, хотя во всем остальном Akai GX-F71 меня более, чем удовлетворял. И так бы я слушал эту деку, если бы не произошла видео революция, в общем Video Killed The Radio Star. Был куплен видео магнитофон и телевизор PAL\SECAM, вся аудио техника и коллекция пластинок были проданы и вообще наступила другая эпоха.
Но старая любовь не ржавеет, так ведь? В нынешнее время стал присматриваться опять к аудио технике, стараюсь прикупать ее, не выходя за рамки разумного. По магнитолам то я давно за этими рамками, это медицинский факт. Я вообще к мысли собирания аппаратуры пришел после того, как перенес довольно серьезную операцию, вряд ли в ее результате мог быть прямой летальный результат, но всякие нехорошие варианты развития вполне могли быть. И вот выздоравливая на больничной койке и размышляя о скоротечности жизни, подумал, а не вернуться ли к старой любви? Сколько той жизни, в конце концов? Тем было три: кассетные деки, магнитолы и радиоприемники. Победили магнитолы и вот почему.
Так как я изначально планировал иметь не один и не два экземпляра в коллекции, то предполагалось, что я буду любить их все же глазами, а не ушами. Нет, слух тоже очень важен, особенно для аудио техники, спору нет, но кассетные деки завораживают тебя, когда они включены и в них вращается лента и мигают их индикаторы. Для магнитол это не важно, они красивы сами по себе, их эстетике изначально уделялось, как мне представляется, больше внимания. Если рассуждать упрощенно, то в стационарной аппаратуре упор делался на звук, а в магнитолах на вид. И для меня вид на тот момент, а может и на этот, был главнее.
Короче, я сейчас решил понемногу, это ключевое слово, собирать интересные и знаковые для меня кассетные деки. Без фанатизма, за разумные деньги. Не могу поймать вот Akai GX-F71 пока, о Akai GX-F91 пока даже не мечтаю, ее цена ушла в космос, а я земной житель.
Из Акаев у меня сейчас есть следующие аппараты: Akai GX-F31, Akai GX-9, Akai GX-R66, Akai GX-R88, Akai GX-R99, чтобы заполнить логический ряд, скажу, что у меня есть и Akai GX-77, хотя это уже катушечный магнитофон.
Немаловажно для меня сейчас то, что с магнитолами я во многом разобрался, технические изыски их для меня часто секрета не составляют, мне уже хочется более сложной техники. Кассетные деки тоже болеют, но в большинстве их болезни связаны с застойными явлениями, сегодня, решив включить аппараты для фотосессии, я обнаружил, что у трех из пяти есть застойные болячки. Но я еще относительно недавно проверял и делал сервис тем аппаратам, у которых возникали мелкие проблемы! Но постояв без движения, аппараты опять стали хандрить.
Тему старения аппаратуры Савченко Б.В., с многими его мыслями я согласен.
Я бы мог дополнить свой рассказ картинками из интернета, но когда пару раз так сделал, обиженные владельцы их потребовали удалить. Мне кажется, что если ты выкладываешь что-то на всеобщее обозрение, то предполагается, что и другие могут пользоваться этим, как захотят. Если это так тебе дорого, ну держи его у себя. Впрочем, авторские права - штука тонкая, потому я решил проиллюстрировать свой рассказ исключительно фотографиями моих аппаратов. Потому не судите строго.
Akai GX-F31


Akai GX-9



Akai GX-R66, из ее особенностей хочу отметить наличие системы шумоподавления dbx.




Akai GX-R88






Akai GX-R99






Ну и Akai GX-77, хотя он из другого водевиля.



24 комментария:

  1. Отличное увлечение.
    Владимир, а Вы не можете написать первые пять мест по декам AKAI? Самая лучшая, вторая и.т.д.

    Так понял с Вашего описания.
    №1 Akai GX-F91
    №2
    №3
    №4
    №5
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Давайте я не буду их ранжировать, но напишу несколько дек верхней линейки разных годов. Это Akai GX-F91, Akai GX-F95, Akai GX-F71, Akai GX-F90, Akai GXC-570D, Akai GX-95, Akai GX-75. Это из достойных аппаратов, на мой взгляд, может у кого-то есть другое мнение. Оно и Akai GX-9 тоже неплох, если судить по большому счету.

      Удалить
  2. Объясните пожалуйста Владимир,

    На снимке АКАИ вашего AKAI GX-F31 головка выглядит как то странно (как будто она имеет двойные окошки как на 4х канальных реверсивных головках). Однако механизм не такой который позволял бы мотать в обе стороны (один Capstan и один ролик). Для чего второе окошко в головке?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Там не феррит, а темное стекло.

      Удалить
    2. Это так выглядит у всех GX- стеклоферитовых?

      Удалить
  3. Владимир, спасибо за интересное сообщение! Да, наличие литературного таланта однозначно подтверждают первые абзацы, где на долю секунды задумываешься, а не попал ли я на сайт другой "ориентации" :)

    Алгоритм развития страсти практически один в один. Магнитолы, а чуть особняком - деки. Но ведь были в те времена еще и катушечные магнитофоны - а к ним тяги не возникло? Хотя GX-77 подтверждает обратное, но все-таки одного явно мало.

    Также немного удивился тому, что ряд аппаратов, о которых Вы написали в самом начале, отказывались хорошо писать на ленту начального уровня, будучи настроены на что-то более дорогое и референтное. Удивился не в смысле оспаривания или не согласия - реальность она и есть реальность - но просто подумалось, что если уж это дека, читай стационар, то она всяко должна писать лучше каких-то там магнитол. Между тем у многих магнитол указанные ленты отторжения не вызывали - тот же JVC M70 или RX-7000 в общем-то неплохо прописывали названные кассеты. Да и лента Sony CHF в общем-то не так уж и плоха. Но это удивление скорее адресовано не Вам, а тем, кто разработал соответствующие модели дек.

    Думаю, что "дечное" направление будет очень неплохим дополнением сайта и его несомненно надо развивать, пусть блог и называется "магнитолия". Наверное, многие бы только обрадовались, увидев здесь обзор и катушечного магнитофона, и блочного усилителя, и проигрывателя винила, хотя в последних хитростей должно быть мало.

    ОтветитьУдалить
  4. хотя в последних хитростей должно быть мало.))).В них-то как раз поболе всяких ньюансов будет!!!

    ОтветитьУдалить
  5. Так вот ты какой "семдесятседьмой Акай" рифмованный с токаем...
    Шикарный блог! Дякую!

    ОтветитьУдалить
  6. Красивые качественные вещи! Я вот, для тестовых записей взял совсем недорого tascam 112 mk2. Внешне так себе, но пишет неплохо. Как Ваше мнение, об этой линейке? И вопрос, кассет сейчас немного, новые только Fe есть, непонятного качества и производителя. Есть старенькие фирменные, некоторые один раз писанные, имеет ли смысл писать на старые кассеты, или молодость ушла навсегда? Заранее благодарен за комментарий.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ничего себе : "неплохо пишет" !
      а как должен писать аппарат , в первую очередь , произведенный именно для записи ? в любом случае - таскам , прежде всего , ИНСТРУМЕНТ .
      Tascam (акроним от TEAC Audio Systems Corporation America) — отделение TEAC, конструирующее и производящее профессиональное оборудование для звукозаписи
      в линейке 4-канальный ( Tascam 234 ) и даже 8-канальный (Tascam 238S) для записи на компакт-кассету(!)
      в Штатах остался последний завод по производству компакт-кассет NAC (Nacional Audio Company) , которая , как раз до сих пор использует оборудование Таскам , произведенное в 70-80 х годах прошлого столетия.
      Кстати! В линейке есть красивейшая дека Tascam 112R (не путать с брутальной Tascam 112R mkII) , которая не уступит по дизайну лучшим топовым Акаям .
      Вова Алматинский.

      Удалить
    2. мое мнение - любой Таскам заслуживает внимания . В конце 90-х любая студия звукозаписи была бы рада иметь стойки из таскамов , а не из 474 Техниксов , коих сейчас осталось немерено и отдают их за копейки !
      Большинство Таскамов ( 102 , 202 , 302 модели и др.) имеют "уши" для установки в студийную стойку не цельные с панелью , а прикручивающиеся к боковинам . Открутил и поставил дома в свою систему MIDI !
      Вова Алматинский

      Удалить
    3. молодость ушла, а музыка осталась ..."ибо...всё приходящее , а музыка вечна" ( " В бой идут одни "старики" 1973 г)
      на старые кассеты писать можно . и нужно ! главное , что бы были в хорошем состоянии . Имею в коллекции TDK D 1972 года, SONY HF 1973 года , National Panasonic RT 1973 года. Так вот пишут : любо дорого слушать !
      Не рекомендую Philips (при всём уважении , как к зачинателям темы ) и AGFA. эти кассеты стареют
      Есть вещи , которые желательно писать на хром , иначе пропадают высокочастотные нюансы акустических гитар и "тарелочек" ( Eagles , Dire Straits и др.)
      здесь помогают хромовые BASF и Maxell , которые можно найти незадорого !
      из недорогих новоделов рекомендовал бы D-эшки TDK и UR Maxell
      Вова Алматинский

      Удалить
  7. Если Вам нужна музыка, а не шашечки, берете стекляшки TDK, их еще валом, пишете на них. Они замечательно прописываются. Вот Вам и дешево, и сердито.

    ОтветитьУдалить
  8. Неожиданно! Спасибо за это ответвление. 91й поразил!

    ОтветитьУдалить
  9. вот здесь красивые фото Акаев http://mk90.net/forum/archive/index.php/thread-53.html

    ОтветитьУдалить
  10. Неожиданно! Спасибо за это ответвление. 91й поразил!

    ОтветитьУдалить
  11. Володя , спасибо за новое направление !
    Интересная тема !
    буду отслеживать .
    о "другом водевиле" : никогда не был поклонником катушечников ( возможно , в силу бедности - в 1982 катушка BASF DP26 в магазине "Радиотехника" стоила 22руб. , а кассета BASF LH90 - 9руб. ). Да и трудно представить огромную бандуру в моей 10-метровой комнате . Даже советские деки выглядели более современно и были гораздо компактнее.
    Однако, Pioneer RT-707 показал , что фантазия дизайнеров не имеет границ ! А Семьдесят Седьмой Джи Икс меня просто убил ... конструкторы придумали настолько футуристический дизайн , что эту модель можно запросто вставить в любую серию "Звездных войн ".
    Я рад , что на Вашем сайте теперь не только
    "... ЕСТЬ ДОМА
    ЭРУДИЦИЯ, ЭСТАМПЫ ..."
    но ииии.....рислинг и токай... а так же....
    Вова Алматинский .

    ОтветитьУдалить
  12. Не все комментарии прохотят почему то. Буду дублировать.

    Володя , спасибо за новое направление !
    Интересная тема !
    буду отслеживать .
    о "другом водевиле" : никогда не был поклонником катушечников ( возможно , в силу бедности - в 1982 катушка BASF DP26 в магазине "Радиотехника" стоила 22руб. , а кассета BASF LH90 - 9руб. ). Да и трудно представить огромную бандуру в моей 10-метровой комнате . Даже советские деки выглядели более современно и были гораздо компактнее.
    Однако, Pioneer RT-707 показал , что фантазия дизайнеров не имеет границ ! А Семьдесят Седьмой Джи Икс меня просто убил ... конструкторы придумали настолько футуристический дизайн , что эту модель можно запросто вставить в любую серию "Звездных войн ".
    Я рад , что на Вашем сайте теперь не только
    "... ЕСТЬ ДОМА
    ЭРУДИЦИЯ, ЭСТАМПЫ ..."
    но ииии.....рислинг и токай... а так же....
    Вова Алматинский .

    ОтветитьУдалить
  13. Ну наконец то! Деки это здорово. Ждем продолжения.
    Еще бы конечно под крышечки заглянуть...

    ОтветитьУдалить
  14. скажите, этот ресурс имеет какое то отношение к Кишинёву? Ищу мастера кто бы восстановил 777

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я аж прямо таки задумался, имею ли я отношение какое-то к Кишиневу? В детстве по ТВ смотрел ансамбль Жок, в армии имел несколько знакомых из Молдавии, ну и песню про смуглянку-молдаванку слышал. Пожалуй и все. Ну может пару-тройку раз за жизнь молдавское вино пил.

      Удалить
  15. Я уже отчаялся, думал ухватиться за эту возможность... В адресной строке написано http://magnitolia.blogspot.md

    ОтветитьУдалить
  16. У нас в семье когда-то была Акаевская система в состав которой входила дека CS-F12. Конечно не такая мощная как GX. Акаевские деки на то время были наверное самые космические по виду. Лелею мечту снова собрать такую или выше.

    ОтветитьУдалить