четверг, 21 апреля 2016 г.

Sharp QT-37H. Кто бы мог подумать!

Я уже говорил неоднократно, что магнитолы, стоящие без дела, в смысле неработающие, портятся точно так же, если не больше, нежели нещадно эксплуатируемые. Потому включая через год или более отремонтированный аппарат я заранее думаю, какой сюрприз он мне сейчас преподнесет и очень удивляюсь, если машинка работает хорошо. Потихоньку начинаю склоняться к мысли, что ремонтировать магнитолы из коллекции надо только перед продажей, оговаривая с покупателем короткий срок дальнейшей работы. Многие наверное так и делают, я часто встречаю в интернете формулировку у разных продавцов что-то типа "На момент продажи аппарат исправен". У торговцев подержанными автомобилями еще проще: машина выехала за ворота, никакие претензии не принимаются.
Как понимаете, я не могу так, если ко мне попадает сложный механизм, мне интересно привести его в порядок, довести его хотя бы удовлетворяющего меня уровня. Ну а там пусть стоит и портится, все же львиная доля дефектов относится к умирающим пасикам или высыхающим электролитическим конденсаторам. Чтобы от простаивания сломался какой-то рычаг, у меня такого не было.
Как я писал, у меня есть магнитолы в двух экземплярах, вот у меня заинтересовался один потенциальный покупатель магнитолой Sharp QT-37H, отчего не отдать дубль? Эта магнитола приехала из Германии, была куплена на Ebay. Напомню, что у нее были проблемы, которые я пару лет назад успешно решил. У прежнего хозяина потекли батареи, ядреный сок их разъел дорожки на плате. Дорожки были успешно восстановлены, плата от окислов и солей вымыта и абсолютно рабочий аппарат пополнил коллекцию.

Два года я его не включал. Потому когда подсоединил к сети и радио радостно заиграло, это меня обрадовало. Включил деку, она молчала, гармония в мире была соблюдена. Ну пасики, чего же еще, за два года мог умереть какой-нибудь китайский пасик, а с другими сейчас сложно. Я открыл карман и рукой прокрутил правый подкассетник, он нехотя стал вращаться. Проделал эту же процедуру с левым, но безуспешно. Решил попробовать включить воспроизведение, его тоже не было, причем не слышно было даже шума двигателя. Мне стало даже интересно, что же там случилось внутри за два года.
Раскрыл Sharp QT-37H и вынул протяжку, взглянул на пасики. Может они и растянулись, но были целые. Проблема была явно не в них. Начал разбирать механизм. Чтобы не разгадывать лишние ребусы, достал второй Sharp QT-38Z, который стоит у меня давно в качестве потенциального донора, раскрутил и его с целью подглядететь, как должно быть у исправного аппарата. Разборка времени много не заняла, так как магнитола была свинчена всего одним винтом из пяти необходимых. Косметика у этого 38-го была ниже всякой критики, но радио работало, и я полагал, что хотя бы нутро его здоровое. Я ошибался, аппарат явно выходил свой срок, чинили его далекие от электроники люди, в нем внутри все было плохо, кроме, как я уже говорил, радио. Вместо плоского трансформатора питания стоял какой-то ублюдочный, двигатель тоже был не родной. Провода к движку были заизолированы скотчем вместо изоленты.
Так как двигатель вращался чуть медленнее необходимых оборотов, проблему повышения скорости решили вот таким способом, для этой цели изолента все же нашлась.
Для изоляции проводов к магнитной головке опять использован был скотч, еще меня несколько напрягло то, что головка была залита монтажной пеной.
Я стал отковыривать пену по кусочку.
Как вы думаете, для чего была нужна пена? Ею была приклеена магнитная головка к площадке, а сама площадка уже прикручивалась к каретке винтами.
Думаете, это сделали какие-то гастарбайтеры на стройке? Нет, магнитола стояла в офисе приличной на тот момент фирмы. Про то, что неправильно стоял сердечник электромагнита, не хватало каких-то мелких деталей писать особо не буду, мне нужна была эта протяжка как образец.
Я стал ее разбирать.
Снял маховик с тонвалом, то, что не было маленьких шайб на маховике, в данном случае неважно.
Чтобы пробраться дальше, мне понадобилось снять стопорную шайбу, а вот на это ушло у меня минут двадцать. Такие шайбы надеть легко, но при снятии лепестки цепляются за ось. Ломать ось мне не улыбалось, потому пришлось аккуратно поддевать лепестки тонкой отверткой и чуть отгинать их. Они пружинистые, сильно не отогнешь.
Наконец я снял стопорную и обычную шайбы.
Вот как должен выглядеть здоровый механизм. Обратите внимание на деталь в виде бумеранга под латунным шкивом, а ней левее оси стоит маленький столбик. При нажатии кнопки Play деталь выше программного колеса давит на этот столбик и деталь в виде бумеранга включает питание двигателя. Выключатель движка виден через круглое отверстие на плате.
А вот как эта протяжка выглядит у ремонтируемого Sharp QT-37H. Стопорная шайба здесь ржавая, меня это сильно удивило.
Я снял эти шайбы чуть быстрее, минут за десять, уже был какой-то опыт. Обычная шайба очень ржавая.
Удалил деталь над программной шестерней и увидел такую вот картину. Деталь в виде бумеранга была поражена, вместо пластика в месте поражения был какой-то белый порошок. Никакого столбика на ней не было, он был просто съеден. Соответственно, нижней детали под ней нажимать не было на что, потому и мотор не включался.
Я снял бумерангоподобную деталь и увидел, что деталь под ней, на которую нажимает кнопка перемотки вперед, тоже сильно пострадала.
На этой детали есть как бы большое окошко, так вот правой половины его рамы не было вообще.
Вот как выглядит эта деталь на рабочей протяжке.
Решил снять поврежденные детали. Это вовсе непростое дело. Деталь над левой шестерней, которая отвечает за автостоп, снимается, если выкрутить латунный винт, правда на винт он мало похож. Я не сразу догадался, что его надо выкрутить.
Сдвигая и оттягивая соседние детали, можно все же вытащить поврежденные части.
Вот основные пострадавшие детали удалены.
На оставшихся тоже есть точечные повреждения, но они не фатальные.
Первоначальная идея была снять с донора целые детали и перекинуть на поврежденную протяжку.
Я даже снял с целой протяжки деталь в виде бумеранга, но потом задумался. Если коррозия поразила эти детали, может она повредила и другие, которые находятся с лицевой стороны, просто мне их пока не видно?
Присмотревшись к маховику тонвала, я увидел, что на зубчатой части его тоже есть повреждения.
К счастью, на шестерне был повреждены не сам зубы, а пространство между ними. Я попробовал, вроде бы шестерня работала, но я решил не ставить такой маховик, у меня где-то есть маховик от Sharp GF-700, он такой же, а пока поставить с Sharp QT-38Z.
С лица сильных повреждений не было, но я все равно решил использовать основу протяжки от Sharp QT-38Z, на нее перебросить каретку с головками, а также плату с движком от Sharp QT-37H. Подробно описывать не буду процесс, отмечу, что при демонтаже каретки желательно не потерять 4 маленьких шарика. У меня один неудачно упал в протяжку, я его потом вытряхнул на простынь. А мог бы и не найти, так что будьте внимательны.
Собрал протяжку из двух, взяв самое лучшее от обоих механизмов и решил попробовать, как она будет работать. Работало все, кроме перемотки вперед. Опущу долгие поиски причины, проблема оказалась в детали, которая стояла правее левого подкассетника, она одним концом не заходила в нужный паз, из за чего ее шток не доставал до нужной тяги. Потом были проблемы с перемотками, планетарная шестерня перескакивала нужные упоры. Дефект решился подкладыванием шайбы под ось, почему-то ее не было, хотя на второй протяжке она стояла.
Были также проблемы с автостопом, они обычно хорошо лечатся тугими пасиками, но тут есть одно Но, вернее два: тугие пасики создают повышенную нагрузку на движок и сами при этом долго не служат, рвутся. Тут надо выбрать оптимум, я например, лояльно отношусь к тому, что автостоп с трудом работает при перемотках, меня вполне удовлетворяет, если он выключает кассету при воспроизведении. Зато пасики будут служить без проблем.
Как работает отлаженная протяжка, посмотрите на видео.
На решение всех проблем я убил несколько часов, явно не менее шести, скорее больше. Вот вам и простая протяжка от "семисотого"! Хотя вины разработчиков тут мало, кто мог предположить, что электролит попадет на механизм, и что белый пластик будет подвержен разъеданию? С черным ведь ничего не случилось!
В общем мораль такая: не оставляйте батареи в отсеке без присмотра, берегите здоровье смолоду, не ешьте на ночь сырых помидоров, ну и еще могу кучу нравоучительных трюизмов сюда присобачить.


13 комментариев:

  1. Владимир, очень интересно! Получается, что когда Вы чистили плату от вытекших батареек, протяжка еще работала, но процесс "поедания" щелочью светлой пластмассы уже шел, просто Вы эту проблему не заметили. А за два года процесс свое дело сделал. Вот ведь не думал, что активность этой щелочи столь продолжительна. Да уж, батареи точно лучше в аппаратах не оставлять - достаточно вспомнить огромное число ВЭФ-202 с выеденным батарейным отсеком и лицевой панелью напротив него. Батареи 202-й кушал медленно, хозяева расслаблялись, а когда спохватывались незабвенные "Марс" свое дело уже сделали.

    ОтветитьУдалить
  2. Владимир, здравствуйте! Не могли бы вы мне уделить буквально несколько минут по скайпу? Был бы жутко благодарен) maxgoo@mail.ru

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В Скайпе бываю редко, больше на Вайбер налегаю. Если что, +380503015320

      Удалить
    2. Владимир, поставил себе Вайбер в телефон и чего-то не понял, как им пользоваться... Вот в скайпе есть псевдонимы пользователей и они могут между собой бесплатно общаться, а тут? Он мне автоматом выдал мою записную книжку. Надо ваш номер туда внести? И что будет? Он денег захочет? Там верхней строчкой висит, что у меня типа кредитов ноль... Может по скайпу, а? ))

      Удалить
  3. Володя, по следам "кам. аут"- проясните, что такое "стекляшки ТДК? Подозреваю, что это кассеты такие,чтоль? Ну, я ещё понимаю "хром ТДК", а стекляшки? Ну, не смейтесь,так всё-таки?

    ОтветитьУдалить
  4. Обычные прозрачные TDK D-90 там, 1 типа.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Коллеги, п-та,не издевайтесь))- в развёрнутом виде разъясните - ну вот что такое "... там, 1 типа"?

      Удалить
    2. Да какая издевка...
      Самые обычные, голимые TDK, дешевка..
      Type I - первый тип, Fe - железо т.е.
      Не Cro2, не feCr, и не METAL. =))

      Удалить
    3. Все ТДКашки довольно хорошо прописываются, так что не надо!

      Удалить
  5. Добрый вечер.
    Подскажите примерную стоимость Panasonic SG-J500L .
    Знакомые привезли из Германии и хотят продать.
    Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Когда он мне встретился на рынке, я счел цену 50$ слишком дорогой, правда он был розового цвета. Было это давно, когда не было кризиса и народ деньги не считал. Но тот аппарат кто-то таки купил.
      Вообще-то как по мне - это игрушка, там такой кукольный тонарм, что всерьез говорить о таком аппарате не приходится.

      Удалить
  6. Спасибо.Где-то так и думали..))

    ОтветитьУдалить
  7. мне ужасно нравится дизайн этой магнитолы. на мой взгляд, он, практически, безупречный. ну может быть, я бы ещё сделал те регуляторы внизу, которые из пожелтелой пластмассы, тоже металлизированными, как кнопки для кассеты.

    ОтветитьУдалить