среда, 2 декабря 2015 г.

National RX-F10F. Тяжелый батон.

Эта портативная магнитолка приехала из Одессы, с блошиного Привоза, купил ее Илья не дорого и не дешево. Из явных недостатков у нее отсутствовала крышка батарейного отсека, не было антенны, она была частично рабочая: ее радио работало, но у кассетника не открывался карман, при этом был постоянно слышен рокот двигателя. Ну то, что она была очень грязная, думаю, рассказывать не надо, основная масса продавцов по этому поводу вообще не заморачивается, руководствуясь принципом "Кому надо, отмоет (обслужит, починит)".
Зачем купил ее Илья, я не знаю, это точно не его формат, если рассматривать с точки зрения продажи, то отсутствие КБО убивает все надежды на большую продажную цену. В общем, она была передана мне, как минимум для того, чтобы ее починить, а дальнейшую судьбу будем уже решать потом.

Что сказать о ее внешности? Знаете, есть аппараты, которые в жизни выглядят значительно лучше, чем они получаются на фото; есть, которые можно снять так, что тебе непременно захочется им обладать, а на самом деле это не машина, а чепуха (привет "Магазину на диване" с их точечной подсветкой), этот же National RX-F10F выглядит именно так, как на фото. Несмотря на портативный размер магнитолы, она не навевает мысли о батончиках, какая-то она из себя тяжеловесная, вся такая не "воздушная и к поцелуям зовущая".
У меня сложное отношение к National RX-F10F, магнитола мне нравится и не нравится одновременно, соответственно результирующая - ноль.
Это фотографии уже отмытого аппарата, приехал ко мне такой замарашка, что первым делом мне захотелось немедленно выступить в роли Мойдодыра. Однако не тут то было, грязь на его поверхности мылом не смывалась. Во время мытья жена ушла выгуливать собак, а я решил использовать бронебойное средство, которое меня никогда не подводило. Но выяснилось, что емкость с содой была практически пуста, я наскреб немножко по сусекам, чтобы покрыть грязь корпуса тонким слоем, на это соды хватило, однако она не возымела на грязь никакого действия.
Кухонный жир - это вещь в себе. Я уже пару раз встречал такие случаи, когда жировой налет не поддавался обычному мытью, со временем кухонный жир полимеризовался и убрать его можно было или сильными растворителями, или же удалить механически. Кто сталкивался с чисткой кухонной вытяжки, мог обнаружить, что сначала жир превращался в липкую субстанцию, которую вполне можно использовать в качестве пасты для демпферов кассетных карманов. Дальнейшая стадия - это превращение жира в плотное вещество, механически трудно убираемое.
Можно было механически убрать застывший жир с помощью соды, используя ее как абразив и как химическое вещество, но в тот момент взять ее негде было. Достал жидкость для снятия битумных пятен с поверхности автомобиля, это мягкий растворитель. Попробовал на донышке магнитолы, вроде краску не растворяет. Начал чистить смоченной ваткой, жир начал уходить, но с трудом. В общем, на очистку корпуса времени потратил много. Пришедшая жена выдала мне пачку соды и заднюю часть магнитолы я вымыл зубной щеткой с содой, все вентиляционные  ребрышки растворителем вымыть было бы трудно.
Хромированные ручки и кнопки National RX-F10F пришлось снять и отдельно замочить в концентрированном содовом растворе, но потом все равно пришлось удалять жир механически.
Марафет магнитолы решил отложить и пока заняться ремонтом. Для этого надо было ее открыть. Нажатие на кнопку Stop\Eject, понятно, без эффекта. Такая проблема бывает, когда дека находится в режиме Play, об этом говорил и постоянно работающий двигатель.
Для того, чтобы в таком случае открыть карман, нужно прокрутить тонвал в рабочем направлении на один оборот и нажать кнопку Stop. В тех аппаратах, где можно открутить заднюю стенку, это сделать легко, но иногда заднюю стенку бывает снять невозможно без открытого кармана. Этот National RX-F10F как раз был из таких машинок. Задача сделать оборот маховика в собранном аппарате может быть иногда очень сложна, однако фирма Matsushita предусмотрела такую ситуацию и сделала для этого специальное отверстие. Его надо было просто разыскать. На некоторых магнитолах фирмы такое отверстие находится на дне, но в данном National RX-F10F его там не было. Посмотрел на заднюю стенку. Вроде тоже ничего нету.
Однако если приподнять ручку, то открывается вот такое отверстие.
Наличие стрелки подтверждает наше предположение, именно в том направлении и надо вращать тонвал через отверстие.
Я сделал оборот с помощью тонкой отвертки - карман не открывался. Что-то новое. В итоге мне пришлось сделать еще несколько оборотов тонвала, нажимая при этом различные кнопки, прежде чем открылся карман.
Краткий обзор содержимого.
Протяжка, с ее проблемами придется позже разбираться. Она такая, как на National RX-C66F или Sharp QT-90.
Маленькая плата с трехполосным эквалайзером.
Посмотрите, как оригинально закреплены два светодиода.
Правее этой платы тюнер. Он без проблем.
Левее его четыре переключателя: родов работ, типов применяемых лент, моно-стерео и диапазонов тюнера.
Регуляторы громкости и баланса над магнитофонным участком платы, слева от него на удалении усилитель мощности.
УНЧ выполнен на довольно мощной микросхеме LA4508, однако она здесь стоит без радиатора.
Плоский трансформатор блока питания.
Вот что тут непосредственно под платой эквалайзера
Этот же участок под другим ракурсом. Справа тюнер.
Акустика. Мощность динамиков НЧ не понятна, ВЧ - пьезо.
Переходим к протяжке. С нее свисал порванный тонкий пасик, основной силовой плоский пасик тоже соскочил со шкива движка.
С обратной стороны выглядит так.
Тонкий пасик (длина 95 мм) вместо порванного можно заменить не разбирая протяжку, а вот для замены плоского надо открутить черную планку с защелкой и оттянуть панель с двигателем. Я накинул старый плоский пасик на шкив и на маховик, но он был растянут и легко слетал. Нужна его замена. Плоский родной был 100 мм, новый поставил 95 мм.
Собрал протяжку, попробовал, перемотки и воспроизведение работают. Протестировал, как работает режим  автостопа. Автостоп не работал, его пасик тоже растянулся и проскальзывал на шкиве маховика. Пришлось опять разбирать и менять пасик (он что-то длиной 60 мм).
После всех замены пасиков в ручном режиме через кнопку Stop дека худо-бедно выключалась, а вот при остановке левого подкассетника при срабатывании автостопа в режиме Play каретка с головками не возвращалась в исходное положение. Вот потому у меня вначале при прокручивании тонвала не хотел открываться карман. Перемотка назад в режиме автостопа выключалась сразу, а вот при перемотке вперед запорная планка освобождала тягу кнопки перемотки, однако кнопка при этом не выключалась. В таком положении карман тоже бы не мог открываться, так как кнопка Eject в таком состоянии заблокирована.
Начал разбираться. Ну то, что смазка между запорными планками кнопок высохла насмерть, было понятно. Я смазал планки машинным маслом. Кнопка воспроизведения при срабатывании автостопа стала работать лучше, протяжка практически  останавливалась всегда, застревая крайне редко. А вот перемотка вперед при срабатывании автостопа так и не выключалась. Решил смазать все трущееся, до чего смог добраться.
В качестве смазки решено было использовать солидол.
Для того, чтобы смазать планки, я использовал обломок лезвия, окунал его в солидол и проводил между планками. Сейчас механизм работает вполне неплохо, даже если и бывают случаи, когда кнопка не отскакивает в исходное положение сразу, то это случается чуть позже.
От того, что National RX-F10F долго находился в режиме Play, его прижимной роли был придавлен к тонвалу, на нем соответственно образовалась маленькая вмятинка. Я решил заменить ролик, благо дело их у нас еще продают на рынке.
В принципе, внутри уже делать особо нечего было, я еще раз вычистил мусор внутри, вынул карман и очистил тайные уголки от грязи. Теперь можно и собрать магнитолу.
Увидел, как просто крепится блок кнопок к корпусу, снял его и полноценно помыл-почистил.
У меня пунктик на предмет чистоты техники, даже если аппарат не совсем идеален по косметике, он все равно должен быть чистым. Самое интересное, моя грязефобия не распространяется на автомобили, они у меня не грязные, вовсе нет, но после каждого дождя я на мойку не заезжаю.
С помощью медной проволоки и намотанного на ее конец ватки вынул пару тараканьих лапок из под стекла шкалы.
Собрал, поставил на проверку, играет, вроде все в порядке.
Прикрутил антенну и не половинку телевизионных рожек, а хорошую, магнитольную. В принципе, аппарат почти закончен.
Почти - это потому, что проблема КБО не решена. Найти родную крышку не реально. Я могу сделать очень похожую, думаю, что я смогу найти похожую по цвету пластмассу.
Но! На продажную цену это сильно не повлияет, в смысле практически ее не повысит, так как все будут тыкать на эту самодельную крышку, для привередливых покупателей это повод сбить цену. Времени же эта процедура займет уйму, это так кажется, что что там делать, вырезал прямоугольник и присобачил как-нибудь. Но как-нибудь я не делаю, но и родную воссоздать не могу. У меня в коллекции есть пара магнитол, у которых нет КБО. Но если на Sharp GF-999 я думаю, что со временем найду КБО, то на какой-то нонейм могу сделать собственный вариант и это парить меня не будет никак. Но на этот National RX-F10F даже и не знаю, как поступить.
С крышкой аппарат был бы на твердую четверку, можно было бы претендовать на какие-то деньги, а так хрен его знает. Отдавать за спасибо тоже как-то неправильно, я своего труда на него положил немало, да и Илья не даром по грибы бегал. Вот сейчас на Аукро (нашем местном "молотке") стоит его Sanyo M-W25, интересно, на 20 баксов выйдет? Или даже удастся получить целых 25? Брался то в пересчете на реальные деньги дороже. Такая вот сейчас отрицательная коммерция. Потому я свои магнитолки не продаю, не то, чтобы жду волны подъема, ее у нас скоро не будет, просто как-то не хочу раздаривать. Стоят, кушать не просят, ну разве что площадь занимают, вот с этим печалька.
В общем, будем посмотреть.
Кстати, у аппарата есть еще аудиовход, для любителей Айфоны подключать. В таком мелком формате это не часто встречается.
Апдейт.  Илья говорит мне, что с таким настроением ты мне этот National RX-F10F не продашь.
Описал я его уныло, скучно, сухо. Ни цветастых эпитетов тебе, ни гипербол, ни восторженного слога.
Нужно писать так.
Яркий качественный малыш с шикарным звуком! Нет КБО, так он все равно задом к стенке стоит.
В общем, налетай, торопись, покупай Mitsubishi Matsushita. Тут не фирма не подкачала, а рифма, понимаю, но я же лирический физик, а не физический лирик. Мне простительно.





10 комментариев:

  1. Оч. хороший аппарат.
    Если привести в порядок то реально поет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так по звуку то проблем как раз и нету.

      Удалить
  2. Вот прямо напрашивается вам в хозяйство 3D принтер - печатать крышечки ручечки и другую мелочевку. :)

    ОтветитьУдалить
  3. Физический ты физик!Лирики-ноль)))Вот весь апдейт:)

    ОтветитьУдалить
  4. 25-й Саньё за 0,7 Чиваса ушёл)))Отакая лирика...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Никакой лирики. У аппарата в послужном списке весьма неудачные приземления

      Удалить
    2. Вы все 30 лет следили за его нелёгкой судьбой:)?
      Отколотый кусочек корпуса сбоку никто не прятал,внутри он вроде был абсолютно цел,пусть Володя поправит,если шо...
      Речь шла о том,что нет у народа денег на вещи далеко не первой необходимости.

      Удалить
    3. Дык не надо быть семи пядей во лбу, чтоб по внешнему виду аппарата определить его "коробочную жизнь".
      Поскольку 99% процентов народа слушает подобную технику глазами, то, результат очевиден.
      Ну а то, что Вы приобретали этот аппарат дороже в пересчете на " наши баксы", - ну что поделать, тут потеряли, там приобретете.
      Никакой иронии, думал даже цена будет меньше.
      И ни в коей мере не пытался Вас обидеть

      Удалить
  5. Да какие обиды:)
    Речь о другом-даже на коробочное старьё не будет прежних ценников с массой нолей,пора привыкать.Цена деньгам изменилась.

    ОтветитьУдалить
  6. По-моему, хоть кризис отрицать не приходится, но хороший восстановленный аппарат может и неплохо продаться. Главное - не торопиться и географию предложения пошире делать. Тот же Sanyo M25 в идеалной внешности осенью в Москве за 25 тыс. взял, так еще дефектный оказался. А это 385 долларей... Но не было рядом других предложений.

    ОтветитьУдалить