Привезли мои знакомые коммивояжеры вчера партию старой техники из Польши, очистив в очередной раз от хлама их базары, ну и решил я съездить и посмотреть, чего там и почем. Хотя мне заранее сказали, что ничего особенного нет там для меня, но мой знакомый, поведенный на ламповых приемниках, туда ехал за какими-то конкретными швейцарскими аппаратами на своем микроавтобусе, ну и я напросился к нему в компанию. Расстояние не очень близкое, порядка 50 км в одну сторону, потому при наших ценах на бензин простое удовлетворение академического любопытства получается весьма накладным. А по телефону заранее выяснить, что там и в каком виде не представляется возможным, ответы типа "Да там какие-то три магнитолки" информативностью не отличаются.
Вообще хочу немножко отклониться от основной темы и кратко описать процесс покупки этого хлама, просто некоторые люди считают, что Харьков - город большой, этого добра навалом, да еще из Германии вам там привозят кучу винтажной техники. Харьков то большой, но где та техника, никому не известно. По большей части ее давно отправили в мусорные контейнеры, а то, что стоит у кого на полках, недосягаемо для меня по той простой причине, что информации о нем крайне мало. А если и есть, то не факт, что хозяева хотят ее продать.
Более надежен и регулярен канал из-за рубежа, но то, что притаскивают оттуда, иначе, как хламом, не назовешь. Отломанные ручки, отсутствующие кнопки, за царапины вообще молчу. Работоспособность вообще не обсуждается. Вся техника фактически с немецких свалок. Но и сам процесс приобретения ее тоже выливается в отдельное удовольствие.
Во-первых, она относительно далеко, итоговые 100 км отнюдь не ближний свет.
Во-вторых, ты должен приезжать пораньше, к самой разгрузке, иначе конкуренты с радио рынка тебе мало что оставят; одинокие, налетающие как осы, барыги тоже спокойствия при выборе не добавляют. Поэтому фактически берешь все на глаз, что там ждет тебя внутри, никому не известно. Вся техника замотана в стреч пленку, не всегда удается ее размотать и проверить. Воткнул в розетку, что-то там играет, значит исправна. На самом деле тебе везет, если аппарат просто поломан и таким приехал из Германии. Хуже, если там побывали шаловливые польские руки. Бывают , конечно, и вполне рабочие аппараты, но это скорее исключение.
Вчерашний пример. Дека Rotel, вроде крутится, но молчит. Автостоп не работает, уже дома откручиваю, вижу, что контакт, отвечающий за автостоп, просто специально отпаян. Припаиваю, естественно, автостоп начинает срабатывать через пару секунд. Вместо одного предохранителя стоит толстый жучок. И так по очень многим аппаратам.
Косметика техники может быть разная. Мелкие царапины и потертости наверху не считаются. Хуже, когда возникают потертости на лице от того, что во время движения техника терлась друг об друга, стреч пленка от этого не спасает.
Цена на технику вначале не очень дружественная, продавцы надеются на следующих за мною покупателей. И только когда уже никто не взял аппаратуру, тогда стоимость уже начинает быть приемлемой.
Вот такая лирика. А теперь, собственно физика.
Брать на самом деле было нечего. Какой-то новодельский Телефункен, пара Sharp GF-4343, Toshiba RT-120 без кнопочки, какая-то Саба без двух крутилок, всякая прочая дрянь.
Оставался только Asahi RD-740. Почему взял?
Ну, первое, это редкая фирма. У меня была только раз под брендом Fair Mate селедка когда-то, помнится, помучился с ее переключателями.
Второе, комплектность была полная, даже антенна не обломана, мелкие царапины не в счет.
Третье, поскольку я взял 3 деки со стрелками и безумной (по моим понятиям) красы ресивер Sansui, то мне цену на этот Asahi RD-740 назвали довольно гуманную.
Ну и четвертое, на ее примере хотел показать, как растянуть 88-104Мгц ну хотя бы до 107.
Итак Asahi RD-740.
Внешность не ужасная, но и красой явно не блещет. Какой-то оживляж добавляют обрамленные хромированными квадратиками светодиоды.
Они выполняют три функции: показывают заряд батарей, отражают уровень сигнала радиоприемника и работают бегущими огоньками. Причем, функцию вы можете выбирать сами, слева для этого стоит специальный переключатель. Очень умно.
А вот что очень не умно, так это управление уровнем громкости. На каждый канал фирма сделала свой регулятор.
Это крайне неудобно, особенно, когда надо резко изменить уровень звука. Зачем такое решение? Жирный минус вам за это, фирма Асахи!
Собственно, про внешность и сказать больше нечего. Практически аскетизм.
Внутри тоже все скучно.
Тюнер на двух микросхемах, перестройка его особого труда не вызвала
Сначала находим подстроечник гетеродина, он на фото ниже под номером 1. Выкручиваем его в сторону уменьшения его емкости, при этом появляются станции находящиеся выше 104 Мгц.
Переходим теперь по шкале ближе к 88 Мгц и подстройкой катушки контура гетеродина (как правило, она рядом с этим подстроечником на КПЕ) ищем станции, которые исчезли при нашей перестройке. Для этого слегка сдвигаем слегка витки катушки друг к другу, повышая ее индуктивность. В нашем случае катушка 1 оказалась в экране, витки ее нам не нужны, так как внутри ее стоит сердечник из латуни, которым мы и добиваемся нужного диапазона. Опять переходим вверх шкалы и уменьшаем емкость подстроечника. Обычно в итоге я его оставляю на минимальной емкости, то есть, когда при дальнейшем его вращении опять начинают появляться станции более низкой частоты, это означает, минимум его емкости уже пройден. Опять перехожу по шкале вниз и катушкой вгоняю диапазон на 88 Мгц.
В данном случае с конкретным Asahi RD-740 у меня в итоге получился диапазон 88-107, что в принципе, меня вполне удовлетворяет.
После этого надо поднять чувствительность тюнера. Находим слабую станцию (можно отсоединить антенну от тюнера) и подстроечник номер 2 вращаем в ту же сторону, что и номер 1, добиваясь максимального приема станции. Можно тронуть и катушку входного контура 2, сдвинув ее чуть ее витки, но мне достаточно бывает и подстроечного конденсатора.
Остальные узлы магнитолы Asahi RD-740 типические. Протяжка. Без изысков. Дата производства на ней наклеена, 1980 год.
Сама протяжка пластмассовая, это не хорошо или плохо, это констатация факта. Пружин много.
Основная плата с переключателями. Что сказать о ней, не знаю. В меру проводов. Скучно и уныло.
Динамики 12 см. Как-то там играют. Не плохо и не хорошо.
Собственно, на этом и собирался закончить обзор, если бы не одна малость. В режиме магнитофона работал только один канал, то есть если пошевелить переключатель или лучше его не до конца отпускать, то канал появлялся, но если переключатель отпустить в его естественное положение, то он исчезал опять.
Ясный пень, отсутствие контакта. Промыл ВэДешкой. Не помогло. Оставил на ночь, может окисел не сразу растворился, а за ночь жидкость его разъест. Утром канал таки не появился. Значит все всерьез. Кавалерийская атака не удалась, нужна осада.
Выпаиваем переключатель с помощью оловоотсоса.
Вот он во всей красе, этот злосчастный переключатель. На прежней моей магнитоле Fair Mate проблемы были именно с аналогичным переключателем фирмы Hudson.
Аккуратно разбираем.
Вот и причина, протершийся до дыр контакт. Понятно, что в этом случае ВэДешка мертвому припарка. Рядом на фото заготовка для протеза от другого переключателя.
Облуживаю перемычку
Припаиваю накладку, предварительно убрав остатки стершегося контакта. Процедура кропотливая, я делал в несколько попыток, так как очень мелкие детали. Основной переключатель я фиксировал медицинским зажимом, а контакт прикладывал с помощью пинцета. Реально ушло времени с пол часа. Итог.
Немного подрезаю контакты и устанавливаю на плату переключателя.
Собираю переключатель, впаиваю его на место. Вот теперь работает. В принципе, можно было бы перевернуть перемычку и найти ту часть переключателя, где этот контакт был не очень важен, например, в функции Sleep, ею никто не пользуется сейчас. Но я счел это не солидным, если уж делать, то как полагается, а не как польские радиоаматоры.
А вот теперь можно и обзор заканчивать. Что сказать по Asahi RD-740? Магнитола, утилитарная цель которой звучать на те деньги, которые могли потратить ее покупатели на простой аппарат без наворотов и прибамбасов, которыми то в реальной жизни мало кто и пользовался. В голове моей она ассоциируется с японскими малолитражками тех восьмидесятых годов, такие же простые, надежные и скучные. Вот вы можете рассказать что-то интересное про какой-нибудь Datsun Sanny? Я, при всей моей любви к японским автомобилям, так точно нет.
I want this very much. Do you sell it ?
ОтветитьУдалитьSorry, I have allready sold this Asahi. It is very primitivу for me.:)
ОтветитьУдалить